МБОУ "Мамедкалинская гимназия им. М.Алиева"
Методическая разработка урока литературы
по творчеству А. С. Пушкина
«К нему не зарастет народная тропа…»
Тема: Адресаты любовной лирики Пушкина
Подготовила: Исмаилова С.М.
учитель русского языка и литературы
МБОУ "Мамедкалинская гимназия им. М.Алиева"
п. Мамедкала
ТЕМА УРОКА:
АДРЕСАТЫ ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКИ ПУШКИНА.
Цели урока:
-изучение любовной лирики Пушкина, раскрытие ее духовного
потенциала;
-развитие ассоциативного мышления и творческого воображения
учащихся;
-развитие навыков выразительного чтения стихов;
-обучение исполнительному анализу стихотворения.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация.
Чем меньше женщину мы любим,
Тем больше нравимся мы ей,
Тем ее быстрее губим
Средь обольстительных сетей.
А.С.Пушкин
Ход урока.
I. Вступительное слово учителя.
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно , подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многозначительные опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.
Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской лирики говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.
Любовь для Пушкина-лирика – предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской прозы. Стихи Пушкина – вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил женщин, он воспел женщину.
Давайте обратимся к одному из известнейших стихотворений А.С. Пушкина «Я вас любил…». Прослушаем его аудиозапись. (Слайд 1)
1. Чтение стихотворения под музыку
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
(1829)
2. Анализ стихотворения
- В этом стихотворении много психологических деталей. Какие?
( Поэта больше не мучит болезнь любви, пик чувства пройден. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще угасло не совсем. В его душе оживает любовь – воспоминание.)
- Какая это была любовь? ( Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные моменты , мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.)
-Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
( Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упрека, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима.)
-Есть ли описание возлюбленной в тексте?
(Нет портрета возлюбленной, как и в большинстве стихотворений 20-х годов. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов.)
II. Учитель: Так умел любить А.С.Пушкин.
Сегодня я хочу показать его современниц, женщин, о которых мы знаем и помним благодаря таланту Пушкина. Одних он любил, другими восхищался, но они живут в веках благодаря его стихам.
Биографы Пушкина насчитывают более 100 женщин в его жизни! Какие же это удивительные женщины!!!
Ребята, давайте обратим внимание на доску. Мы подготовили презентацию: «Адресаты любовной лирики Пушкина». Сейчас мы посмотрим на возлюбленных Александра Сергеевича, узнаем об обстоятельствах знакомства Пушкина с этими женщинами и послушаем замечательные стихи поэта.
Итак, первая любовь – Екатерина Павловна Бакунина. (Слайд 2)
Выступление учеников:
1. О Екатерине Павловне Бакуниной
Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала.
“Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи”. Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
На протяжении всего 1816 года Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с “бакунинским мотивом” - своего рода энциклопедия юной любви. Послушайте одно из них.
2. Чтение стихотворения «Желание»
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
1816
III. Учитель:
Следующим увлечением юного поэта стала Авдотья Ильинична Истомина. (Слайд 3)
Выступление учеников:
1. Об Авдотье Ильиничне Истоминой
Вырвавшись в Петербург из царскосельской “кельи”, юный поэт стал, подобно своему герою Онегину, театралом. “Под сенью кулис” Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического театра – балета, “царствующей” Авдотьей Истоминой. Это увлечение нашло отзвук в его стихах. Пушкинский гимн Истоминой, как называли эти строки поклонники яркого дарования балерины, широко распространился среди петербургской публики.
2. Чтение стихотворения. «Евгений Онегин», из главы 1
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух, из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
IV. Учитель:
На следующем слайде перед нами портрет А.П.Керн. (Слайд 4)
Выступление учеников:
1. Об Анне Петровне Керн
Анна Петровна Керн – урожденная Полторацкая; живая, красивая и обаятельная женщина; была дружна со многими замечательными людьми своего времени – Дельвигом, Веневитиновым, Глинкой. Пушкин впервые увидел ее в 1819 году в Петербурге, в доме Оленина и надолго сохранил воспоминание об этой мимолетной встрече. В течение 6 лет они не встречались, хотя и не переставали интересоваться друг другом. За эти годы Пушкин стал известным поэтом . Анна Петровна, по ее словам , жадно читала «Кавказского пленника», «Бахчисарайский фонтан», «Братьев – разбойников». Она узнавала о Пушкине не только из книг: в Тригорском жили родственники Керн, ее кузина, Анна Николаевна Вульф, часто писала ей о поэте. Однажды она сообщила: «Ты произвела глубокое впечатление на Пушкина при своей встрече с ним у Олениных, он все говорит: она была слишком блестяща».
В июне 1825 года Анна Петровна приехала к своей тетке Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское. Там она встретилась с Пушкиным. Встреча эта взволновала обоих.
« Мы сидели за обедом, - пишет Керн в своих воспоминаниях.-Как вдруг вошел Пушкин с большой толстой палкой в руках… Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро заговорили».
Встреча с Керн в годы Михайловского заточения, произвела, по признанию Пушкина, «впечатление глубокое и страстное». Этой встрече мы обязаны одним из лучших стихотворений Пушкина.
2. Чтение стихотворения. «Я помню чудное мгновенье…:
К ***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(1825)
3. Анализ стихотворения.
В стихотворении «Я помню чудное мгновенье…» Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», «с гением чистой красоты». Ее голос нежный не сливается с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему во снах.
-Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы.
(На первом плане – впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «И божество, и вдохновенье,/И жизнь, и слезы, и любовь…», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта)
- Какова композиция этого стихотворения? ( кольцевая)
-В чем смысл «кольцевой» композиции, повторов?
(Любовь, замыкая перечисление того, что заставляет поэта пробудиться, как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна возродить человека к жизни. Даже сама надежда на позднюю любовь, способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, - самая высокая и светлая надежда Пушкина)
V. Учитель:
Переворачиваем страницу нашей презентации. Перед нами – Елизавета Ксаверьевна Воронцова. (Слайд 5)
Выступление учеников:
1. О Елизавете Ксаверьевне Воронцовой
Елизавета Ксаверьевна Воронцова -жена генерал-губернатора Новороссийского края .
Современники говорят о ней как о женщине умной тонкой и обольстительной. Так, В.А.Соллогуб, отмечая ее ум, образованность, доброту и прелесть обхождения, писал: «Собственно красавицей она не была. Но никакая красота не смогла с ней сравниться».
«Не нахожу слов, - свидетельствует другой современник, - которыми мог бы описать прелесть ее, ум, очаровательную приятность в обращении».
Пушкин познакомился с Воронцовой в 1823 году в Одессе и страстно ею увлекся. Брат поэта, Лев Сергеевич рассказывал: «Полуденное небо согревало в нем впечатления, море увлекало его воображение, любовь овладевала его душою…. Она давала ему минуты и восторга, и отчаяния». Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой стихах: «Желание славы», «Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман», «Прощанье». Уезжая из Одессы в ссылку, «в далекий северный уезд», Пушкин получит от Воронцовой перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался.
Письма Пушкина к Воронцовой неизвестны, сохранилось лишь одно, 1834 года – ответ на просьбу прислать свои произведения для издаваемого с благотворительной целью альманаха. В этом деловом письме Пушкина звучит незабытое и через десять лет чувство: «Осмелюсь ли, графиня, сказать Вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив Ваше письмо, при мысли, что Вы не совсем забыли самого преданного из Ваших рабов…»
2. Чтение стихотворения «Храни меня мой талисман».
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
(1825)
VI. Учитель:
Обратимся далее к нашей презентации. Вы видите портрет Марии Николаевны Волконской. (Слайд 6)
Выступление учеников:
1. Из воспоминаний Марии Раевской.
«Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она меня настигала, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому ничего об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что картина была очень грациозна и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи; мне тогда было лишь 15 лет:
Я помню море пред грозою
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей.
2. О Марии Николаевне Волконской
М. Н. Волконская – урожденная Раевская – дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н.Раевского, жена декабриста , одна из замечательных женщин того времени. Пушкин был дружен с семьей Раевских и знал Марию Николаевну юной девочкой, когда он вместе с Раевским путешествовал по Кавказу и Крыму. Яркая индивидуальность молодой девушки, пылкость и естественность характера, незаурядность натуры пленили поэтическое воображение Пушкина. Его чувство было глубоким и сокровенным.
Образ Марии Раевской, этот «души неясный идеал», запечатлен в элегии 1820 года «Редеет облаков летучая громада…» и в стихотворениях разных лет. Осенью 1824 года Пушкин узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Счастье молодой женщины было недолгим: в январе 1826 года, через год после свадьбы, С.Волконский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и следовать за мужем, приговоренного к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина. Преклонение перед ее мужеством. В последний раз поэт видел Марию Николаевну 26 декабря 1826 года в Москве, на прощальном вечере, устроенном в ее честь Зинаидой Александровной Волконской. Последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской – стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
3. Чтение стихотворения «На холмах Грузии…»
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
(1829)
VII. Учитель:
А вот еще одна возлюбленная Пушкина. На портрете Анна Алексеевна Оленина. (Слайд 7)
Выступление учеников:
1. Об Анне Алексеевне Олениной
Оленина Анна Алексеевна – в замужестве Андро, дочь президента Академии художеств. С семьей Олениных Пушкин был близок еще с 1819 года; по возвращении из ссылки старое знакомство было возобновлено. Летом 1828 года Пушкин часто бывал на даче Олениных в Приютине, где собирался тесный кружок литераторов и художников. Но, может быть, главной причиной частых посещений Пушкина была младшая дочь Олениных –Анна.19- летняя живая и остроумная девушка. Внимание знаменитого поэта не могло оставить молодую девушку равнодушной, но, насколько можно судить по ее дневнику, оно не вызвало в ней сколько-нибудь серьезного отклика. Пушкин же был влюблен, мечтал о женитьбе писал взволнованные и чуть печальные стихи: «Ее глаза», «Ты и вы», « Предчувствие», «Город пышный, город бедный». Многочисленные свидетельства современников позволяют с уверенностью говорить о том, что Пушкин сватался к Анне Алексеевне и получил отказ: родители не считали поднадзорного поэта подходящей партией для своей дочери.
2. Чтение стихотворения «Ее глаза».
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза,
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
(1828, опубл. 1829)
VIII. Учитель:
Посмотрите на последний слайд нашей презентации. Перед нами портрет жены А.С.Пушкина – Н.Н.Гончаровой. (Слайд 8)
Выступление учеников:
1. О Наталье Николаевне Гончаровой
Когда Пушкин познакомился с Натальей Николаевной, ей было 16 лет.
«Когда я увидел ее в первый раз,- писал поэт теще, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение…» Мать Натальи Николаевны не дала согласие на брак, хотя и не отказала. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой. « Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан», - с горечью писал поэт другу. Весной 1830 года Пушкин вновь делает предложение Наталье Николаевне; оно было принято и 6 мая состоялась помолвка.
2. Инсценировка
Тихо звучит «Реквием» Моцарта.
К парте выходит юноша садится за стол пишет письмо и вслух читает.
Пушкин: «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство. Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило.
Еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.
Будь проклят час, когда я решился расстаться с вами, чтобы ехать в эту чудную страну грязи, чумы и пожаров, потому что другого мы здесь и не видим.
Мой ангел, ваша любовь – единственная вещь на свете, которая мешает мне повеситься на воротах моего печального замка.
Не лишайте меня этой любви и верьте, что в ней все мое счастье».
( Пушкин уходит. К столу подходят два чтеца, перебирают бумаги, просматривают и будто выбирают, что читать. Чтецы юноши, одеты классически строго)
1 чтец:
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня…
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот.
2 чтец: «Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая
важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая
и наш Божественный Спаситель.
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейшей образец.
1 чтец:
Она редкостная красавица. Застенчивость и робость придавали ей особое очарование. Сильная, ловкая, она необыкновенно сложена, отчего каждое движение преисполнено грации.
2 чтец:
Истинный портрет Натальи Николаевны нарисовал сам Пушкин. Из штрихов, разбросанных им в письмах к жене и о жене, можно составить ее характер.
1 чтец:
«Я женат, я счастлив. Это состояние так ново, что, кажется, я переродился»
2 чтец:
« …Я не ревную, да и знаю, что ты во все тяжкие не пустишься»
1 чтец:
«…Если при моем возвращении я найду, что твой милый, простой аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя».
2 чтец:
«…Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив»
1 чтец:
« Тебя, мой ангел, люблю так, что и выразить не могу….
…А твоих стихов не читаю, черт ли в них, и свои надоели».
2 чтец:
« Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее, но умереть для того, чтобы оставить ее блестящей вдовой»
2. Учитель:
Чувство глубокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их совместной жизни. «Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица».
Несколько минут назад вы прослушали сонет «Мадонна». Текст произведения у вас на столе. Обратитесь к нему.
В этом произведении небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным первообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадонна»
Обратите внимание на последнюю строфу, на последнюю строку. Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырех слов. Два из них эпитет «чистейший», почти буквально повторяются
-В какой форме употреблено прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)
-В чем смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени? ( Поэт усиливает отмечаемое сходство)
-Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)
В этом сонете объект исследования поэта соединяет в себе и прелестное начало, и земное начало, связанное с идеалом Мадонны. Этим можно объяснить употребление в превосходной степени прилагательного «чистый» в двух смысловых контекстах. Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства.
IX. Заключительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы с вами еще раз обратились к любовной лирике А.С.Пушкина, узнали адресатов его стихотворений. Это далеко не все стихотворения, и далеко не все женщины, которые в свое время пленили поэта. Но, я думаю, что лучшие стихотворения сегодня прозвучали на нашем уроке. Любовь – прекрасное чувство, о котором хочется говорить стихами.
X. Домашнее задание
Выучить наизусть одно стихотворение Пушкина на тему любви (по выбору учащихся). (Слайд 9)
XI. Подведение итогов урока
Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
(1829)
«Желание»
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
1816
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой, касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух, из уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.
К ***
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
(1825)
«Храни меня мой талисман»
Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.
Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.
(1825)
«На холмах Грузии…»
На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
(1829)
«Ее глаза».
Она мила — скажу меж нами —
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза,
Она владеет ими смело,
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля —
В них скромных граций торжество;
Поднимет — ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
(1828, опубл. 1829)
1 чтец:
Когда в объятия мои
Твой стройный стан я заключаю
И речи нежные любви
Тебе с восторгом расточаю,
Безмолвна, от стесненных рук
Освобождая стан свой гибкой,
Ты отвечаешь, милый друг,
Мне недоверчивой улыбкой;
Прилежно в памяти храня
Измен печальные преданья
Ты без участья и вниманья
Уныло слушаешь меня…
Кляну коварные старанья
Преступной юности моей
И встреч условных ожиданья
В садах, в безмолвии ночей.
Кляну речей любовный шепот,
Стихов таинственный напев,
И ласки легковерных дев,
И слезы их, и поздний ропот
«Мадонна»
Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш Божественный Спаситель.
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейшей образец.
Она пришла к 16-летнему лицеисту в образе грациозной, неотразимой Катеньки Бакуниной, 20-летней фрейлины императрицы. Она была стройна, грациозна, с живыми темными глазами, правильными чертами лица. Любила и умела танцевать, недаром часто избиралась царицей бала.
“Прелестное лицо ее, дивный стан и очаровательное обращение произвели всеобщий восторг во всей лицейской молодежи”. Влюбленный лицеист скрывал от товарищей свою чистую, платоническую любовь и, лишь оставшись один “в лицейской келье”, давал волю чувствам на страницах дневника.
На протяжении всего 1816 года Пушкин отдавал Катеньке Бакуниной свое поэтическое вдохновение, весь пыл своего сердца. Двадцать два стихотворения с “бакунинским мотивом” - своего рода энциклопедия юной любви. Послушайте одно из них.
Вырвавшись в Петербург из царскосельской “кельи”, юный поэт стал, подобно своему герою Онегину, театралом. “Под сенью кулис” Пушкин был очарован знаменитой актрисой романтического театра – балета, “царствующей” Авдотьей Истоминой.
Это увлечение нашло отзвук в его стихах.
Пушкинский гимн Истоминой, как называли эти строки поклонники яркого дарования балерины, широко распространился среди петербургской публики.
Анна Петровна Керн – урожденная Полторацкая; живая, красивая и обаятельная женщина; была дружна со многими замечательными людьми своего времени – Дельвигом, Веневитиновым, Глинкой. Пушкин впервые увидел ее в 1819 году в Петербурге, в доме Оленина и надолго сохранил воспоминание об этой мимолетной встрече. В течение 6 лет они не встречались, хотя и не переставали интересоваться друг другом. За эти годы Пушкин стал известным поэтом . Анна Петровна, по ее словам , жадно читала «Кавказского пленника», «Бахчисарайский Фонтан», «Братьев – разбойников». Она узнавала о Пушкине не только из книг: в Тригорском жили родственники Керн, ее кузина, Анна Николаевна Вульф, часто писала ей о поэте. Однажды она сообщила: «Ты произвела глубокое впечатление на Пушкина при своей встрече с ним у Олениных, он все говорит: она была слишком блестяща».
В июне 1825 года Анна Петровна приехала к своей тетке Прасковье Александровне Осиповой в Тригорское. Там она встретилась с Пушкиным. Встреча эта взволновала обоих.
« Мы сидели за обедом, - пишет Керн в своих воспоминаниях. Как вдруг вошел Пушкин с большой толстой палкой в руках… Тетушка, подле которой я сидела, мне его представила, он очень низко поклонился, но не сказал ни слова: робость была в его движениях. Я тоже не нашлась ничего ему сказать, и мы не скоро заговорили».
Встреча с Керн в годы Михайловского заточения, произвела, по признанию Пушкина, «впечатление глубокое и страстное». Этой встрече мы обязаны одним из лучших стихотворений Пушкина.
М. Н. Волконская – урожденная Раевская - дочь прославленного героя Отечественной войны генерала Н.Н.Раевского, жена декабриста , одна из замечательных женщин того времени. Пушкин был дружен с семьей Раевских и знал Марию Николаевну юной девочкой, когда он вместе с Раевским путешествовал по Кавказу и Крыму. Яркая индивидуальность молодой девушки, пылкость и естественность характера, незаурядность натуры пленили поэтическое воображение Пушкина. Его чувство было глубоким и сокровенным. Из воспоминаний Марии Раевской.
«Мне вспоминается, как во время этого путешествия, недалеко от Таганрога, я ехала в карете с Софьей, нашей англичанкой, русской няней и компаньонкой. Завидев море, мы приказали остановиться, вышли из кареты и всей гурьбой бросились любоваться морем. Оно было покрыто волнами, и, не подозревая, что поэт шел за нами, я стала забавляться тем, что бегала за волной, а когда она меня настигала, я убегала от нее; кончилось тем, что я промочила ноги. Понятно, я никому ничего об этом не сказала и вернулась в карету. Пушкин нашел, что картина была очень грациозна и, поэтизируя детскую шалость, написал прелестные стихи; мне тогда было лишь 15 лет
Я помню море пред грозою
Как я завидовал волнам,
Бегущим бурной чередою
С любовью лечь к ее ногам!
Как я желал тогда с волнами
Коснуться милых ног устами!
Нет, никогда средь пылких дней
Кипящей младости моей
Я не желал с таким мученьем
Лобзать уста младых Армид,
Иль розы пламенных ланит,
Иль перси, полные томленьем
Нет, никогда порыв страстей
Так не терзал души моей.
Образ Марии Раевской, этот «души неясный идеал», запечатлен в элегии 1820 года «Редеет облаков летучая громада…» и в стихотворениях разных лет. Осенью 1824 года Пушкин узнал о предстоящем замужестве Марии Николаевны. Счастье молодой женщины было недолгим: в январе 1826 года, через год после свадьбы, С.Волконский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Решение Марии Николаевны оставить родных, малютку сына и следовать за мужем, приговоренным к 20 годам каторжных работ, вызывает восхищение Пушкина. Преклонение перед ее мужеством. В последний раз поэт видел Марию Николаевну 26 декабря 1826 года в Москве, на прощальном вечере, устроенном в ее честь Зинаидой Александровной Волконской. Последнее поэтическое воспоминание Пушкина о Марии Волконской – стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла»
Оленина Анна Алексеевна – в замужестве Андро , дочь президента Академии художеств . С семьей Олениных Пушкин был близок еще с 1819 года; по возвращении из ссылки старое знакомство было возобновлено. Летом 1828 года Пушкин часто бывал на оленинской даче в Приютине, где собирался тесный кружок литераторов и художников. Но, может быть, главной причиной частых посещений Пушкина была младшая дочь Олениных – Анна.19- летняя живая и остроумная девушка. Внимание знаменитого поэта не могло оставить молодую девушку равнодушной, но, насколько можно судить по ее дневнику, оно не вызвало в ней сколько-нибудь серьезного отклика. Пушкин же был влюблен, мечтал о женитьбе, писал взволнованные и чуть печальные стихи: «Ее глаза», «Ты и вы», « Предчувствие», «Город пышный, город бедный». Многочисленные свидетельства современников позволяют с уверенностью говорить о том, что Пушкин сватался к Анне Алексеевне и получил отказ: родители не считали поднадзорного поэта подходящей партией для своей дочери.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова – жена генерал-губернатора
Новороссийского
края.
Современники говорят о ней как о женщине умной тонкой и обольстительной. Так, В.А.Соллогуб, отмечая ее ум, образованность, доброту и прелесть обхождения, писал: «Собственно красавицей она не была. Но никакая красота не смогла с ней сравниться».
«Не нахожу слов, - свидетельствует другой современник, - которыми мог бы описать прелесть ее , ум, очаровательную приятность в обращении».
Пушкин познакомился с Воронцовой в 1823 году в Одессе и страстно ею увлекся. Брат поэта, Лев Сергеевич рассказывал: «Полуденное небо согревало в нем впечатления, море увлекало его воображение, любовь овладевала его душою…. Она давала ему минуты и восторга и отчаяния». Чувство Пушкина к Елизавете Ксаверьевне оставило глубокий след в душе поэта. Оно запечатлено во многих обращенных к Воронцовой стихах: «Желание славы», «Сожженное письмо», «Храни меня мой талисман», «Прощанье». Уезжая из Одессы в ссылку, «в далекий северный уезд», Пушкин получит от Воронцовой перстень-талисман, которым очень дорожил и с которым не расставался.
Письма Пушкина к Воронцовой неизвестны, сохранилось лишь одно, 1834 года – ответ на просьбу прислать свои произведения для издаваемого с благотворительной целью альманаха. В этом деловом письме Пушкина звучит незабытое и через десять лет чувство: «Осмелюсь ли, графиня, сказать Вам о том мгновении счастья, которое я испытал, получив Ваше письмо, при мысли, что Вы не совсем забыли самого преданного из Ваших рабов…»
Когда Пушкин познакомился с Натальей Николаевной, ей было 16 лет.
«Когда я увидел ее в первый раз,- писал поэт теще, - красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал ей предложение…» Мать Натальи Николаевны не дала согласие на брак, хотя и не отказала. История сватовства поэта, весь предсвадебный период наполнены неуверенностью, сомнениями, тревогой.
« Черт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан», - с горечью писал поэт другу. Весной 1830 года Пушкин вновь делает предложение Наталье Николаевне; оно было принято и 6 мая состоялась помолвка.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.