Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления в дошкольном возрасте
Оценка 4.6

Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления в дошкольном возрасте

Оценка 4.6
doc
11.05.2020
Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления в дошкольном возрасте
Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления.doc

Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления в дошкольном возрасте

 

Нарушения общения и межличностных отношений в дошкольном возрасте многообразны. Серебрякова Т.А. выделяет первопричины возникновения нарушений межличностных отношений у детей дошкольного возраста. Ей констатируется, что первый опыт таких отношений является фундаментом, объективно обусловливающим дальнейшее развитие личности. Вместе с тем в настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, что объективно обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни и «интеллектуализацией» воспитания. Лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры.

Причиной данного негативного факта является и незнание взрослыми, которые имеют непосредственное отношение к процессу развития ребенка, возрастных особенностей, возможностей, закономерностей развития коммуникативной сферы и деятельности общения, как ее составляющей.

Габдуллина Н.А. говорит о том, что детерминировать нарушения межличностных отношений детей дошкольного возраста могут и имеющиеся у них нарушения речевого развития, поскольку основы межличностного взаимодействия составляет коммуникация. Эта мысль прослеживается и в исследованиях других ученых, в том числе Зайцева И.С., который говорит о том, что недостаточное  развитие  социального  интеллекта  в  дошкольном  возрасте  осложняет  личностное  развитие  ребенка,  приводит  к  появлению  нежелательных  черт  поведения.  Ребенок  начинает  считать  агрессивность  или  замкнутость  лучшим  средством  адаптации  в  обществе.

Нарушения  речи,  невозможность  полноценного  речевого  общения  оказывают  влияние  на  формирование  личности  ребёнка.  Речевое  недоразвитие  может  вызывать  психические  наслоения,  формировать  специфические  особенности  эмоционально-волевой  сферы  и  привести  к  развитию  отрицательных  качеств  характера  (чувства  неполноценности,  замкнутости,  застенчивости,  нерешительности,  негативизма).  Нарушения  речи  препятствуют  становлению  у  дошкольников  полноценных  коммуникативных  связей  с  окружающими,  затрудняет  контакты  со  взрослыми.

повышенная агрессивность является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Несмотря на то, что агрессивность свойственна практически всем детям, большинство из них со временем в процессе усвоения норм и правил поведения начинают формироваться просоциальные формы поведения. У части детей агрессия трансформируется в устойчивое качество личности, что сужает возможности для построения полноценного общения с окружающими, также деформируется личностное развитие ребенка. Среди факторов, детерминирующих агрессию среднего дошкольника, как форму нарушения межличностных отношений, выделяются особенности семейного воспитания, образцы агрессивного поведения, которые могут быть усвоены ребенком при их демонстрации окружающими, при просмотре телевизионных передач или сериалов, или в процессе игры в компьютерные игры.

В группу специфических психологических особенностей средних дошкольников, детерминантой нарушения межличностных отношений которых является проявляемая ими агрессия, входят: недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженная самооценка, нарушения в отношениях со сверстниками.

Агрессивный ребенок неверно предполагает, что поступками окружающих руководит враждебность, он приписывает им враждебные намерения и пренебрежение к себе, что и приводит сначала к нарушениям коммуникации, а затем к нарушениям межличностных отношений.

Проблеме детской агрессивности и агрессии посвящено немало исследований. В частности, в исследованиях А.В.Тимошок дается определение агрессивности, согласно которому под ней необходимо понимать действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе. При этом, если проводить более глубокий анализ понятия «агрессии» и «агрессивности», то необходимо отметить, что при интерпретации данных понятий отмечаются две тенденции: согласно первой тенденции понятия «агрессия» и «агрессивность» синонимируются, а согласно второй тенденции «агрессия» рассматривается как непосредственные действия ребенка, направленные на нанесение физического или психического вреда (ущерба) другому человеку или самому себе, а «агрессивность» как личностная характеристика, отражающая склонность субъекта к проявления различного рода агрессии.

Как утверждает А.В.Тимошок, применительно к дошкольному возрасту необходимо отметить, что на каждом его этапе проявление детьми агрессивности в общении имеет глубокие психологические основы. Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это, чаще всего, вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. Например, в младшем дошкольном возрасте оно связано с проявлением ребенком самостоятельности – «Я сам!», соответственно, любые попытки взрослых, сверстников воспрепятствовать ее проявлению вызывают проявление агрессии.

Все формы (и типы поведения) агрессивности имеют одну общую черту: они вызваны попытками контролировать ситуацию, воздействовать на неё в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей. Реакция в виде агрессивного поведения, вероятно, приводится в действие врождёнными механизмами, некой внутренней мотивирующей силой. Существуют две главные формы агрессии, с которыми приходится сталкиваться родителям. Первая – недеструктивная агрессия, то есть настойчивое, невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели и тренировку. Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение. Ненависть, ярость, задиристость, желание отомстить и т.п. тоже могут быть формой самозащиты, однако порождают множество личных проблем и заставляют страдать окружающих. Деструктивная враждебность вызывается попытками самоутвердиться и контролировать жизненные ситуации. Под воздействием чрезмерного дистресса или боли возникает желание причинить боль и вызвать деструкцию объекта или личности, которые были предметом контроля.

В исследованиях С.М.Валявко представлен обширный анализ концепций агрессивности детей дошкольного возраста. Согласно верифицированной фрустрационной теории агрессии (Д. Доллард, Н. Миллер), агрессивная форма реакции является одним из путей преодоления психологически травмирующей ситуации. Для выхода из фрустрирующей ситуации ребенок способен применять физическое насилие. По мнению Ю. В. Щербининой, пусковой механизм детской агрессии (физической и речевой) связан с особенностью понимания насилия. Само насилие воспринимается ребенком «как любое действие, препятствующее удовлетворению его спонтанно возникающих желаний и побуждений». Т. М. Марченко отмечает, что в целом агрессивность в основной группе дошкольников с недостатками речи выше, чем у детей с нормальной речью. При этом ученые сходятся во мнении, что при нормативном развитии к 5-6 годам уровень проявления детьми агрессии начинает постепенно снижаться.

Резюмируя анализ концепций детской агрессивности С.М.Валявко констатирует, что в дошкольном возрасте агрессивность еще не может быть сформирована как личностная черта, поэтому мы считаем правомерным использовать понятия «поведение с проявлением элементов агрессии» для раннего возраста и «агрессивное поведение» применительно к старшим дошкольникам при описании подобных поведенческих феноменов. При этом элементы агрессивности в поведении являются частью типичного развития детей раннего возраста. По мере того, как идет процесс социализации, ребенок учится замещать физические формы агрессивности социально более приемлемыми — вербальными. Вербальные формы агрессивного поведения также вызывают неодобрение социума, и ребенок в конце концов усваивает более мягкие формы проявления агрессивности, без прямого нападения на объект, вызвавший акт агрессии. По мере взросления некоторые дети продолжают демонстрировать высокий уровень агрессии и находятся в группе риска по развитию хронического и стойкого паттерна агрессивного поведения.

Обобщая анализ особенностей проявления агрессии в общении у дошкольников, необходимо отметить, что нередко агрессия выступает для ребенка неким инструментом отстаивания собственной позиции, самостоятельности. Формы проявления агрессии на протяжении дошкольного возраста различны и зависят от возрастных задач развития ребенка, при этом к 5-6 годам при нормативном развитии проявление агрессии нивелируется. В целом, говорить об агрессивности как характеристике личности, применительно к детям дошкольного возраста не совсем корректно, поскольку как таковая на данном возрастном этапе она еще не сформирована. Агрессия у детей может быть детерминирована биологическими, социальными и психологическими факторами. При этом в ее проявлении отмечаются и гендерные особенности, свидетельствующие о том, что мальчики проявляют больше агрессии, чем девочки. Девочкам свойственна защитная и косвенная агрессия. Также девочки могут применять словесную агрессию по отношениям к мальчикам. Мальчикам свойственная прямая, провоцирующая агрессия. Они готовы применять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер. В то де время агрессия играет роль в полоролевой идентификации: с помощью агрессивного поведения мальчики стремятся самоутвердиться, стать лидером в кругу своих сверстников. Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.

Описывая особенности проявлений агрессии в дошкольном детстве, необходимо уточнить, что нередко агрессия выступает для ребенка неким инструментом отстаивания собственной позиции, самостоятельности. Формы проявления агрессии на протяжении дошкольного возраста различны и зависят от возрастных задач развития ребенка, при этом к 5-6 годам при нормативном развитии проявление агрессии нивелируется. В целом, говорить об агрессивности как характеристике личности, применительно к детям дошкольного возраста не совсем корректно, поскольку как таковая на данном возрастном этапе она еще не сформирована. Агрессия у детей может быть детерминирована биологическими, социальными и психологическими факторами. При этом в ее проявлении отмечаются и гендерные особенности, свидетельствующие о том, что мальчики проявляют больше агрессии, чем девочки. Девочкам свойственна защитная и косвенная агрессия. Также девочки могут применять словесную агрессию по отношениям к мальчикам. Мальчикам свойственная прямая, провоцирующая агрессия. Они готовы применять агрессию даже в тех случаях, когда прямой угрозы нападению нет. Также агрессия мальчиков носит враждебный, деструктивный, то есть необоснованный характер. В то де время агрессия играет роль в полоролевой идентификации: с помощью агрессивного поведения мальчики стремятся самоутвердиться, стать лидером в кругу своих сверстников. Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих.

 


Скачано с www.znanio.ru

Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления в дошкольном возрасте

Агрессивность как свойство личности и особенности ее проявления в дошкольном возрасте

Нарушения речи препятствуют становлению у дошкольников полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми

Нарушения речи препятствуют становлению у дошкольников полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми

При этом, если проводить более глубокий анализ понятия «агрессии» и «агрессивности», то необходимо отметить, что при интерпретации данных понятий отмечаются две тенденции: согласно первой тенденции…

При этом, если проводить более глубокий анализ понятия «агрессии» и «агрессивности», то необходимо отметить, что при интерпретации данных понятий отмечаются две тенденции: согласно первой тенденции…

Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение

Другая форма – враждебная деструктивность, то есть злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим поведение

По мере того, как идет процесс социализации, ребенок учится замещать физические формы агрессивности социально более приемлемыми — вербальными

По мере того, как идет процесс социализации, ребенок учится замещать физические формы агрессивности социально более приемлемыми — вербальными

Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих

Девочки же с помощью агрессии стремятся обратить на себя внимание окружающих