В данной разработке мне бы хотелось предложить занятие, направленное на развитие контроля над эмоциями.
Информационная справка
Данное занятие является одним из занятий коррекционного курса «Познай себя», который реализуется в рамках внеурочной деятельности в 6Г классе МБОУ «СОШ №5 им. Е.А.Поромонова». 6Г является специальным коррекционным классом 7-го вида. В настоящее время в нем обучаются 14 учеников: 8 мальчиков и 6 девочек. Как правило, ученики таких классов имеют множество школьных проблем, причинами которых являются
Занятие по курсу внеурочной деятельности
«Агрессивность и самоконтроль»
Данное занятие является одним из занятий коррекционного курса
Информационная справка
«Познай себя», который реализуется в рамках внеурочной деятельности в 6Г классе
МБОУ «СОШ №5 им. Е.А.Поромонова». 6Г является специальным коррекционным
классом 7го вида. В настоящее время в нем обучаются 14 учеников: 8 мальчиков и 6
девочек. Как правило, ученики таких классов имеют множество школьных проблем,
причинами которых являются
запущенность программного материала;
неумение общаться и адекватно вести себя:
несформированность коммуникативных навыков;
недоразвитие отдельных психофизиологических функций, обеспечивающих
успешность учебной деятельности.
Несмотря на важность самоконтроля в учебной деятельности, самоконтроль и
саморегуляция в общении со сверстниками и со взрослыми играют важную роль в
развитии личности подростка. Программа «Познай себя» включает в себя как
коррекцию познавательной сферы, так и коррекцию эмоциональноволевой сферы, в
том числе самоконтроля. Каждое занятие по коррекции познавательной сферывключает в себя и постановку цели, и планирование, и нахождение ошибок, и
контроль, и коррекцию. Тем не менее, в данной разработке мне бы хотелось
предложить занятие, направленное на развитие контроля над эмоциями. Данная тема
наиболее актуальна в данном классе.
В ходе работы с классом было отмечено, что все учащиеся обладают слабо
развитым самоконтролем и плохо умеют находить собственные ошибки как в
процессе общения, так и в процессе учебной деятельности. Также учащиеся
практически никогда не воспринимают адекватно собственные ошибки и критику в
свой адрес, что приводит к конфликтам как между собой, так и с учителями. Бурные
эмоциональные реакции, драки, крики, ругань отнюдь не редки в данном классе.
Данное занятие рассчитано на группу, состоящую из половины класса.
Учащиеся распределены по подгруппам исходя из результатов стартовой
диагностики, проведенной в начале года.
2Занятие «Агрессивность и самоконтроль» (второе занятие по теме
«Агрессивность»)
Цель:
продолжить понимание природы агрессивного поведения;
способствовать развитию рефлексии и контроля над эмоциями; повысить уровень
внутреннего субъективного контроля.
Ритуал приветствия.
Ритуал приветствия разработан на первом занятии. В качестве приветствия
выбрано «Молчаливое «привет»». Дети одновременно рисуют своё приветствие и
настроение на доске. Важно следить за молчанием детей в этот момент и за
безопасностью (отсутствием толчков, задираний и т.д.)
Длительность: 3 минуты.
Ну что ж, когда мы поздоровались друг с другом, давайте начнем наше
занятие.
Упражнение «Сумасшедший»
Цель: снятие психоэмоционального напряжения перед началом работы.
Длительность: 3 минуты.
Сейчас мы встанем в круг. Каждый из вас должен придумать ненормальное
лицо с диким возгласом (показать пример). Далее первый начинает наше задание и
показывает лицо соседу справа, сосед повторяет его как в зеркале, затем
поворачивается к другому соседу и показывает ему свое дикое движение и возглас,
тот опять зеркалит и так продолжается по кругу. Всем понятно? Ну что ж, поехали!
Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? (ответы
детей)
Закончили мы наш разговор? На чем мы остановились?
Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня? Какова цель нашего занятия?
Упражнение «Диалог об агрессивности»
Цель: осознание и выражение собственного отношения к проблеме
агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных
агрессивных импульсов.
Длительность: 14 минут.
3Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Вспомним, что же
мы назвали агрессией? А Агрессивностью?
Однако разные люди используют агрессивную энергию по–разному. Один,
чтобы созидать – и тогда агрессивную энергию можно назвать конструктивной.
Другие, чтобы уничтожать или разрушать – и тогда их агрессия – деструктивна.
Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя
и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства.
Деструктивная агрессия – это насилие,
ненависть,
жестокость,
недоброжелательность, злоба, придирчивость, сварливость, гнев, раздражение,
упрямство, самообвинение. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит – очень
важно распознавать свои агрессивные импульсы, управлять ими и направлять в
желаемое русло, не причиняя вреда окружающим. (фиксация терминов на доске)
Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:
1. В какой форме (деструктивной или конструктивной) чаще всего
проявляется ваша агрессивная энергия?
2. Подумайте, каким способом, как вы справляетесь со своей агрессивной
энергией: даете ей ход, или наоборот, стараетесь сдерживать?
3. Как вы относитесь к собственной агрессивной энергии: боитесь ее,
наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие?
4. Как вы можете контролировать свою энергию?
5. Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?
В процессе выполнения упражнения предоставляется возможность высказаться
каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его
рассказа. Наибольшее внимание обращается на вопрос 4.
Узнали вы чтото новое для себя? А для других?
Игра «Маленькое привидение».
Длительность: 2 минуты
Цель: научить выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в
приемлемой форме.
Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам
захотелось немного побаловаться и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы
будете делать движения (педагог прижимает согнутые в локтях руки, пальцы
растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать,
4вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать
громко. Но помните, что мы – добрые привидения и хотим только немного пошутить.
(проводится игра)
Легко ли вам было быть добрыми приведениями? Что мешало стать добрыми?
Упражнение «Я в гневе»
Цель: осознание подростками своего поведения в ситуации гнева.
Длительность: 10 минут.
Теперь, когда вы узнали новую информацию и побыли добрыми приведениями,
я предлагаю вспомнить ситуацию, когда они не просто злились, а пребывали в
бешенстве, ощутить свой гнев и изобразить себя в этом состоянии.
(После выполнения задания обсуждается, какие физические характеристики
сопровождают проявления гнева: покраснение кожи лица, учащение пульса,
соответствующая мимика и т.д. Затем детям предлагают посмотреть в зеркало в
момент ярости, чтобы увидеть себя глазами окружающих. Какое впечатление создает
разгневанный человек?)
(В качестве примера разбираются и ситуации из школьной жизни,
произошедшие в ближайшие недели)
когда вы разгневаны, нелишним будет вспомнить свое отражение в зеркале и
представить, как вы выглядите со стороны в настоящий момент. Как вы думаете,
хорошо ли вы выглядите в такие моменты? Что может помочь вам контролировать
себя?
Давайте составим план того, что может произойти, если вы не будете
контролировать свою злобу (фиксация на доске)
Упражнение «Остановись и подумай»
Цель: расслабление, снятие напряжения после предыдущего упражнения.
Длительность: 3 минут
Для выполнения упражнения необходимо глубоко вздохнуть, набрать в легкие
побольше воздуха и напрячь все тело, насколько это возможно (ладони при этом
сжимаются в кулаки, руки сильно прижимаются к телу, ноги упираются в пол и т.д.).
Затем начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом. При этом
выпускать воздух и расслабляться необходимо как бы сверху вниз: от головы до
ступней ног.
5Затем детям предлагается вспомнить человека, на которого они когдато
сильно разозлились. Упражнение повторяется. При этом нужно представить, как гнев
медленно спускается от макушки через все тело к ногам и уходит через ступни.
Сейчас вы стоите в луже своего гнева. Выйдите из нее и отойдите в сторону.
Теперь вы избавились от своего гнева; вы спокойны, собраны, сдержаны и можете без
негативных эмоций поговорить со своим обидчиком.
Упражнениерелаксация
Цель: снятие напряжения.
Длительность: 2 минуты
Сейчас вдохните, медленно выдохните, затем также медленно сделайте
глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды. Вновь медленно выдохните и
медленно сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды и
выдохните. Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее
и невозмутимее.
Упражнение «Рукопожатие»
Цель: завершение занятия
Длительность: 1 минуты
Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность друг
друга. Каждый из вас расскажет, что нового открыл на сегодняшнем занятии, а мы
все дружно ему поаплодируем.
Вы все молодцы! Спасибо за занятие! До следующей недели!
6Список используемой литературы:
1. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения: Учеб.
пособие. Челябинск : Челяб. ГПИ, 1979. 69 с.
2. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. – Особый ребенок: исследования
и опыт помощи. – Вып.1,1998, с.1826
3. Иванова Н.Л., Луканина М.Ф. Пути предупреждения и коррекции агрессивности
подростков. Учебнометодическое пособие. Ярославль. 2003
4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.—
Ростов н/Д: «Феникс», 2004
7