Агрессивность и самоконтроль

  • Научные работы
  • Памятки
  • docx
  • 01.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В данной разработке мне бы хотелось предложить занятие, направленное на развитие контроля над эмоциями. Информационная справка Данное занятие является одним из занятий коррекционного курса «Познай себя», который реализуется в рамках внеурочной деятельности в 6Г классе МБОУ «СОШ №5 им. Е.А.Поромонова». 6Г является специальным коррекционным классом 7-го вида. В настоящее время в нем обучаются 14 учеников: 8 мальчиков и 6 девочек. Как правило, ученики таких классов имеют множество школьных проблем, причинами которых являются
Иконка файла материала конспект.docx
Занятие по курсу внеурочной деятельности  «Агрессивность и самоконтроль» Данное   занятие   является   одним   из   занятий   коррекционного   курса Информационная справка «Познай себя», который реализуется в рамках внеурочной деятельности в  6Г классе МБОУ «СОШ №5 им. Е.А.Поромонова». 6Г  является специальным коррекционным классом 7­го вида. В настоящее время в нем обучаются 14 учеников: 8 мальчиков и 6 девочек. Как правило, ученики таких классов имеют множество школьных проблем, причинами которых являются ­запущенность программного материала; ­неумение общаться и адекватно вести себя: ­несформированность коммуникативных навыков; ­недоразвитие   отдельных   психофизиологических   функций,   обеспечивающих успешность учебной деятельности. Несмотря на важность самоконтроля в учебной деятельности, самоконтроль и саморегуляция в общении со сверстниками и со взрослыми играют важную роль в развитии   личности   подростка.   Программа   «Познай   себя»   включает   в   себя   как коррекцию познавательной сферы, так и коррекцию эмоционально­волевой сферы, в том   числе   самоконтроля.     Каждое   занятие   по   коррекции   познавательной   сферывключает   в   себя   и   постановку   цели,   и   планирование,   и   нахождение   ошибок,   и контроль,   и   коррекцию.   Тем   не   менее,   в   данной   разработке   мне   бы   хотелось предложить занятие, направленное на развитие контроля над эмоциями. Данная тема наиболее актуальна в данном классе. В ходе работы с классом было отмечено, что все учащиеся обладают слабо развитым   самоконтролем   и   плохо   умеют   находить   собственные   ошибки   как   в процессе   общения,   так   и   в   процессе   учебной   деятельности.   Также   учащиеся практически никогда не воспринимают адекватно собственные ошибки и критику в свой адрес, что приводит к конфликтам как между собой, так и с учителями. Бурные эмоциональные реакции, драки, крики, ругань отнюдь не редки в данном классе. Данное   занятие   рассчитано   на   группу,   состоящую   из   половины   класса. Учащиеся   распределены   по   подгруппам   исходя   из   результатов   стартовой диагностики, проведенной в начале года.  2Занятие «Агрессивность и самоконтроль» (второе занятие по теме «Агрессивность») Цель:  продолжить   понимание   природы   агрессивного   поведения; способствовать развитию рефлексии и контроля над эмоциями; повысить уровень внутреннего субъективного контроля. Ритуал приветствия.  Ритуал   приветствия   разработан   на  первом   занятии.  В   качестве   приветствия выбрано «Молчаливое «привет»».  Дети  одновременно рисуют своё  приветствие  и настроение   на   доске.   Важно   следить   за   молчанием   детей   в   этот   момент   и   за безопасностью (отсутствием толчков, задираний и т.д.)  Длительность: 3 минуты. ­Ну   что   ж,   когда   мы   поздоровались   друг   с   другом,   давайте   начнем   наше занятие.  Упражнение «Сумасшедший» Цель: снятие психоэмоционального напряжения перед началом работы. Длительность: 3 минуты. ­ Сейчас мы встанем в круг. Каждый из вас должен придумать ненормальное лицо с диким возгласом (показать пример). Далее первый начинает наше задание и показывает   лицо   соседу   справа,   сосед   повторяет   его   как   в   зеркале,   затем поворачивается к другому соседу и показывает ему свое дикое движение и возглас, тот опять зеркалит и так продолжается по кругу. Всем понятно? Ну что ж, поехали! ­Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? (ответы детей) ­Закончили мы наш разговор? На чем мы остановились? ­Как вы думаете, о чем мы поговорим сегодня? Какова цель нашего занятия? Упражнение «Диалог об агрессивности»  Цель:   осознание   и   выражение   собственного   отношения   к   проблеме агрессивного   поведения,   научение   распознаванию   направленности   собственных агрессивных импульсов.  Длительность: 14 минут. 3­Каждому человеку от природы дана агрессивная энергия. Вспомним, что же мы назвали агрессией? А Агрессивностью?   Однако   разные   люди   используют   агрессивную   энергию   по–разному.   Один, чтобы   созидать   –   и   тогда   агрессивную   энергию   можно   назвать   конструктивной. Другие, чтобы  уничтожать   или  разрушать – и тогда их  агрессия –  деструктивна. Конструктивная агрессия – это активность, стремление к достижениям, защита себя и других, завоевание свободы и независимости, защита собственного достоинства. Деструктивная   агрессия   –   это   насилие,   ненависть,   жестокость, недоброжелательность,   злоба,   придирчивость,   сварливость,   гнев,   раздражение, упрямство, самообвинение. Поэтому, чтобы понимать, что с нами происходит – очень важно   распознавать   свои   агрессивные   импульсы,   управлять   ими   и   направлять   в желаемое русло, не причиняя вреда окружающим.  (фиксация терминов на доске) Проанализируйте собственное поведение и постарайтесь ответить на вопросы:  1. В   какой   форме   (деструктивной   или   конструктивной)   чаще   всего проявляется ваша агрессивная энергия?  2. Подумайте, каким способом, как вы справляетесь со своей агрессивной энергией: даете ей ход, или наоборот, стараетесь сдерживать?  3. Как   вы   относитесь   к   собственной   агрессивной   энергии:   боитесь   ее, наслаждаетесь ею, получаете от нее удовольствие?  4. Как вы можете контролировать свою энергию? 5. Какие ваши привычные способы разрядки этой энергии?  В процессе выполнения упражнения предоставляется возможность высказаться каждому участнику группы, не ограничивая его во времени и не сужая тематику его рассказа. Наибольшее внимание обращается на вопрос 4. ­Узнали вы что­то новое для себя? А для других? Игра «Маленькое привидение». Длительность: 2 минуты Цель: научить выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев в  приемлемой форме. ­Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений.  Нам  захотелось немного побаловаться и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы  будете делать движения (педагог прижимает согнутые в локтях руки, пальцы  растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать,  4вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать  громко. Но помните, что мы – добрые привидения и хотим только немного пошутить. (проводится игра) ­Легко ли вам было быть добрыми приведениями? Что мешало стать добрыми? Упражнение «Я в гневе» Цель: осознание подростками своего поведения в ситуации гнева. Длительность: 10 минут. ­Теперь, когда вы узнали новую информацию и побыли добрыми приведениями, я   предлагаю   вспомнить   ситуацию,   когда   они   не   просто   злились,   а   пребывали   в бешенстве, ощутить свой гнев и изобразить себя в этом состоянии.  (После  выполнения  задания  обсуждается,  какие  физические   характеристики сопровождают   проявления   гнева:   покраснение   кожи   лица,   учащение   пульса, соответствующая  мимика и  т.д. Затем  детям предлагают  посмотреть  в  зеркало  в момент ярости, чтобы увидеть себя глазами окружающих. Какое впечатление создает разгневанный человек?) (В   качестве   примера   разбираются   и   ситуации   из   школьной   жизни, произошедшие в ближайшие недели) ­ когда вы разгневаны, нелишним будет вспомнить свое отражение в зеркале и представить, как вы выглядите со стороны в настоящий момент. Как вы думаете, хорошо ли вы выглядите в такие моменты? Что может помочь вам контролировать себя?  Давайте   составим   план   того,   что   может   произойти,   если   вы   не   будете контролировать свою злобу (фиксация на доске) Упражнение «Остановись и подумай»  Цель: расслабление, снятие напряжения после предыдущего упражнения. Длительность: 3 минут Для выполнения упражнения необходимо глубоко вздохнуть, набрать в легкие побольше воздуха и напрячь все тело, насколько это возможно (ладони при этом сжимаются в кулаки, руки сильно прижимаются к телу, ноги упираются в пол и т.д.). Затем начинается расслабление, сопровождающееся медленным выдохом. При этом выпускать воздух и расслабляться необходимо как бы сверху вниз: от головы до ступней ног. 5Затем   детям   предлагается   вспомнить   человека,   на   которого   они   когда­то сильно разозлились. Упражнение повторяется. При этом нужно представить, как гнев медленно спускается от макушки через все тело к ногам и уходит через ступни.  ­Сейчас вы стоите в луже своего гнева. Выйдите из нее и отойдите в сторону. Теперь вы избавились от своего гнева; вы спокойны, собраны, сдержаны и можете без негативных эмоций поговорить со своим обидчиком. Упражнение­релаксация Цель: снятие напряжения. Длительность: 2 минуты ­Сейчас   вдохните,   медленно   выдохните,   затем   также   медленно   сделайте глубокий вдох. Задержите дыхание на четыре секунды. Вновь медленно выдохните и медленно   сделайте   глубокий   вдох.   Задержите   дыхание   на   четыре   секунды   и выдохните. Повторите эту процедуру шесть раз, и вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее. Упражнение «Рукопожатие» Цель: завершение занятия Длительность: 1 минуты ­Мы все сегодня плодотворно поработали и все заслужили благодарность друг друга. Каждый из вас расскажет, что нового открыл на сегодняшнем занятии, а мы все дружно ему поаплодируем. ­Вы все молодцы! Спасибо  за  занятие! До следующей недели! 6Список используемой литературы: 1.  Высоцкий   А.И.  Волевая   активность   школьников   и   методы   ее   изучения:   Учеб. пособие. ­ Челябинск : Челяб. ГПИ, 1979. ­ 69 с.  2. Ениколопов С.Н. Агрессивное поведение у детей. – Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – Вып.1,1998, с.18­26 3. Иванова Н.Л., Луканина М.Ф. Пути предупреждения и коррекции агрессивности подростков. Учебно­методическое пособие. Ярославль. 2003 4. Смирнова Т.П.     Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.— Ростов н/Д: «Феникс», 2004 7