Агрессивность подростков и межличностные отношения
Оценка 4.6

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Оценка 4.6
Научные работы
docx
администрации
9 кл—11 кл
09.10.2018
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношенияАннотация. В данной статье определяется степень влияния агрессивности на межличностные отношения с учетом особенностей подросткового возраста. Представлены результаты диагностики по методике А. Басса, А.Дарки, проведенной на базе МБОУ «Арктическая гимназия».Предпринята попытка соотнести уровень агрессивности с социальным статусом подростка в коллективе сверстников.Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, агрессивность, межличностные отношения.Изучение агрессивности подростков в современных условиях вызвана высокой социальной значимостью и общественной опасностью данного явления. Известно, что агрессивность как структурноеявление, формируется под воздействием различных факторов: социальных, биологических и индивидуально-психологических (когнитивных, эмоциональных, волевых).Как отмечаетЛ.В.Зубова, подростковая агрессивность развивается в комплексе с физиологическими изменениями, происходящих в организме подростка и социально-психологических условий [3, с.76].В рамках психологического подхода наряду с исследованием самого феномена агрессивного поведения подростков учеными разрабатываются модели, формы и методы его коррекции, среди который наиболее значимыми являются модели комплексного воздействия, включающие взаимодействие специалистов различного профиля, что позволяет реализовывать индивидуальный подход к проблеме подростковой агрессии и вырабатывать в каждом случае оптимальный способ коррекции.Исследования последних лет показывают, что агрессивность подростков оказывает пагубное влияние на систему межличностных отношений.Представленные в данной статье результаты исследования, посвящены изучению особенностей влияния агрессивности на межличностные отношения подростков.В исследовании использовались следующие диагностические методы (методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А.Дарки [7], методика социометрических измерений, анкета «Определение отношения к агрессивности», представленная в двух формах –для учителей и учащихся. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14 -15 летв количестве 45 человек и 10 учителей в возрасте от 25 до 55 лет. Базой исследования послужила МБОУ «Арктическая гимназия».Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе применялся метод экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование «Отношение к агрессии» двух экспертных групп –учеников и учителей школы. На втором этапе исследования были выявлены особенности агрессии, проявляемые подростками и установлены взаимосвязи между высоким уровнем агрессивности подростка и социометрическим статусом его в группе. На первом этапе исследования были получены следующие результаты. На вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь с агрессивностью окружающих?» 72% учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2% –«редко». Учителя же на этот вопрос ответили следующим образом: 77% –«иногда» и 23% –«часто». Следовательно,по полученным данным можно констатировать, что и подростки, и учителя периодически сталкиваются с агрессивностью окружающих. На вопрос: «Где чаще всего Вы сталкиваетесь с агрессией?» по мнению учителей подростки более агрессивны вне школы -68%, так считают и ученики 65%, несколько реже за школой 28% и еще меньше во время уроков 7%.По мнению исследователей, каждый человек при столкновении с агрессией людей испытывает различные чувства: раздражение, гнев или обиду, растерянность или страх.Проведенный анализ ответов респондентов показал, что при столкновении с агрессией 43 % подростков реагируют на неё ответной агрессией. При этом, как показывает анализ ответов, педагоги не осознают, что их поведение квалифицируется школьниками как агрессивное (62 %), тогда как сами педагоги оценивают его как способ договориться и объясниться с подростками (85 %). Скорее всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за назидательными беседами с учениками по поводу поведения. В 8% случаев педагоги отмечают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев подчеркивается стремление не реагировать на агрессию.На вопрос: «Что у Вас вызывает агрессивное поведение?» подростки ответили, что причиной агрессивного поведения является стремление проявить себя лидером (63%). Учителя связывают агрессию подростков с желанием самоутвердиться (89%). Также, согласно экспертному мнению педагогов, основной причиной проявления агрессии у подростков является неблагополучие семьи, семейного воспитания (87%) иплохая успеваемость школьников (71%).Второй этап проведенного исследования был направлен на выявление взаимосвязи проявляемой школьниками агрессии и социометрического статуса ученика в группе. Для достижения цели исследования были использованы метод социометрии и опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности».Полученные результаты социометрического статуса старшеклассников показали, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5% –статус «принятых», 45% –«отвергаемых», 5% –статус «изолированных». При этом проведенная диагностика по опроснику Басса-Дарки показала, что наиболее актуальными для данного возраста являются следующие формы агрессии как «подозрительность» -48 %, «обида» -39 %, «вербальная агрессия» -21% и «негативизм» -22%. По общимпоказателям, высокий уровень агрессивности наблюдается у 26 % подростков, низкий уровень агрессивности был выявлен у 35 % учащихся.Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности показывает, что большая часть девочек имеет высокий уровень агрессивности -72,7%, при этом агрессивность мальчиков оценивалась в пределах 39 %.Следовательно, можно сделать вывод, что в подростковой среде относительно велик процент учащихся, имеющих агрессивное поведение.Анализ показателей агрессивности и социометрического статуса показывает взаимную связь этих явлений у подростков. Была выявлена отрицательная корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г = -0.984). Среди подростков с высоким уровнем выраженности агрессивности 3% занимают статусное положение «лидеров», 11 % «принятых», 15 % «изолированных», 71% «отвергаемых».Качественный анализ показателей агрессивности и социометрического статуса показывает, что 65% лидеров имеют высокие показатели по шкалам «обида» и «подозрительность». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для данной выборки, либо у школьников был выявлен низкий уровень агрессивности. Таким образом, можно сделать вывод, лидеры осторожны и недоверчивы, свои агрессивные чувства они стараютсяскрывать.Таким образом, наше предположение о том, что лидеры могут иметь высокий уровень агрессивности не нашло подтверждения. Можно сделать вывод, что в процессе неформального общения подростков высокий уровень агрессивности затрудняет межличностное взаимодействие, снижает статус школьника. Потому лидерами становятся неагрессивные школьники. Большая часть подростков со статусом «изолированные» имеют высокие показатели «обиды» и «подозрительности», 73% подростков со статусом «отвергаемые» имеют высокий уровень по всем шкалам агрессивности, исключением является шкала «чувство вины», что показывает, что у «отвергаемых» школьников чувство вины не влияет сдерживающе на проявление агрессивности подростка, следовательно данным подросткам свойственно открыто проявлять недоверие и враждебность к окружающим людям.Подводя итог исследованию, представим ряд выводов по теоретическому осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению.В ходе исследования было выявлено, что педагоги и подростки систематически сталкиваютсяс агрессивным поведением. Учителями мало осознаётся агрессивный характер собственной реакции. Согласно субъективной оценке, полученной от учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и подростков с плохой успеваемостью.Исследование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности связан с местом, занимаемым ребенком в группе. Наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у подростков, имеющих социометрический статус, относимый к категории «отвергаемые».Предположение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на статус подростка в системе межличностных отношений. Данное положение дает основание утверждать, что можно целенаправленно влиять на изменение статуса подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.Ссылки на источники:1.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2012. –С. 342—347.2.Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе–Ростов н / Д.: Феникс, 2016. –157 с.3.Зубова,Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, –2017. -No2 (151)–С.96-100.4.Зубова Л.В. Психологические особенности внутренней позиции школьников с различной направленностью личности –Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2017. –175 с.5.Назаренко Е.В. Формирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи. -Оренбург, 2017. –342 с.6.Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. –СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2016. –480 с.7.Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга практическогопсихолога–М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. –672 с
Агрессивность подростков и межличностные отношения.docx
Агрессивность подростков и межличностные отношения Агрессивность подростков и межличностные отношения Аннотация.  В данной статье  определяется степень влияния агрессивности на  межличностные отношения с учетом особенностей подросткового в озраста.  Представлены  результаты  диагностики  по  методике  А.  Басса,  А.Дарки ,  проведенной  на  базе  МБОУ  «Арктическая  гимназия» . Предпринята  попытка  соотнести  уровень  агрессивности  с  социальным  статусом  подростка  в  коллективе сверстников. Ключевые  слова:  п одросток,  подростковый  возраст,  агрессивность,  межличностные отношения . Изучение агрессивности подростков в современных условиях вызвана высокой  социальной значимостью и общественной опасностью данного явления. Известно,  что  агрессивность  как  структурное явление,  формируется  под  воздействием  различных факторов: социальных, биологических и индивидуально ­ психологических  (когнитивных, эмоциональных, волевых). Как  отмечает Л.В. Зубова,  подростковая  агрессивность  развивается  в  комплексе с физиологическими изме нениями, происходящих в организме подростка  и социально ­ психологических условий [3, с.76]. В рамках психологического подхода наряду с исследованием самого феномена  агрессивного  поведения  подростков  учеными  разрабатываются  модели,  формы  и  методы  его  коррек ции,  среди  который  наиболее  значимыми  являются  модели  комплексного воздействия, включающие взаимодействие специалистов различного  профиля,  что  позволяет  реализовывать  индивидуальный  подход  к  проблеме  подростковой  агрессии  и  вырабатывать  в  каждом  случае  опт имальный  способ  коррекции. Исследования  последних  лет  показывают,  что  агрессивность  подростков  оказывает пагубное влияние на систему межличностных отношений. Представленные  в  данной  статье  результаты  исследования,  посвящены  изучению  особенностей  влияния  а грессивности  на  межличностные  отношения  подростков. В   исследовании   использовались   следующие   диагностические   методы  (методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А. Дарки [7], методика социометрических измерений, анкета «Опреде ление отношения  к  агрессивности»,  представленная  в  двух  формах  – для  учителей  и  учащихся.  В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14  ­ 15 лет в количестве  45 человек и 10 учителей в возрасте от 25 до 55 лет. Базой исследования послужила  МБО У «Арктическая гимназия» . Исследование проводилось  в  два этапа. На первом этапе применялся метод  экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование «Отношение к  агрессии» двух экспертных групп  – учеников и учителей школы. На втором этапе  исследования были выявлены особенности агрессии, проявляемые подростками и  установлены  взаимосвязи  между  высоким  уровнем  агрессивности  подростка  и  социометрическим статусом его в группе. На  первом  этапе  исследования  были  получены  следующие  результаты.  На  вопрос:  «Как  часто  Вы  сталкиваетесь  с  агрессивностью  окружающих?»  72%  учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2%  – «редко».  Учителя же на этот вопрос ответили следующим образом: 77%  – «иногда» и 23%  – «часто».  Следовательно , по  получе нным  данным  можно  констатировать,  что  и  подростки, и учителя периодически сталкиваются с агрессивностью окружающих. На  вопрос:  «Где  чаще  всего  Вы  сталкиваетесь  с  агрессией?»  по  мнению  учителей  подростки более агрессивны вне школы  ­ 68%, так считают и учени ки 65%, несколько  реже за школой 28% и еще меньше во время уроков 7%. По  мнению  исследователей,  каждый  человек  при  столкновении  с  агрессией  людей испытывает различные чувства: раздражение, гнев или обиду, растерянность  или страх. Проведенный анализ  ответ ов респондентов  показал,  что  при столкновении  с  агрессией  43  %  подростков  реагируют  на  неё  ответной  агрессией.  При  этом,  как  показывает   анализ   ответов,   педагоги   не   осознают,   что   их   поведение  квалифицируется  школьниками  как  агрессивное  (62  %),  тогда  как  сам и  педагоги  оценивают его как способ договориться и объясниться с подростками (85 %). Скорее  всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за  назидательными  беседами  с  учениками  по  поводу  поведения.  В  8%  случаев  педагоги отме чают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев  подчеркивается стремление не реагировать на агрессию. На вопрос: «Что у Вас вызывает агрессивное поведение?» подростки ответили,  что причиной агрессивного поведения является стремление прояв ить себя лидером  (63%). Учителя связывают агрессию подростков с желанием самоутвердиться (89%).  Также,  согласно  экспертному  мнению  педагогов,  основной  причиной  проявления  агрессии у подростков является неблагополучие семьи, семейного воспитания (87%)  и пл охая успеваемость школьников (71%). Второй  этап  проведенного  исследования  был  направлен  на  выявление  взаимосвязи  проявляемой  школьниками  агрессии  и  социометрического  статуса  ученика  в  группе.  Для  достижения  цели  исследования  были  использованы  метод  социоме трии и опросник Басса ­ Дарки «Диагностика уровня агрессивности». Полученные   результаты   социометрического   статуса   старшеклассников  показали, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5%  – статус «принятых»,  45%  – «отвергаемых»,  5%  – статус  «изолированных ».  При  этом  проведенная  диагностика  по  опроснику  Басса ­ Дарки  показала,  что  наиболее  актуальными  для  данного возраста являются следующие формы агрессии как «подозрительность»  ­ 48 %, «обида»  ­ 39 %, «вербальная агрессия»  ­ 21% и «негативизм»  ­ 22%. По общим показателям,  высокий  уровень  агрессивности  наблюдается  у  26  %  подростков,  низкий уровень агрессивности был выявлен у 35 % учащихся. Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности  показывает,  что  большая  часть  девочек  имеет  высокий  уровень  агрессивности  ­ 72,7%, при этом агрессивность мальчиков оценивалась в пределах 39 %. Следовательно, можно сделать вывод, что в подростковой среде относительно велик процент учащихся, имеющих агрессивное поведение. Анализ  показателей  агрессивности  и  социометрического  статуса  показывает  взаимную  связь  этих  явлений  у  подростков.  Была  выявлена  отрицательная  корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г =  ­ 0.984).  Среди  подростков  с  высоким  уровнем  выраженности  агрессивн ости  3%  занимают   статусное   положение   «лидеров»,   11   %   «принятых»,   15   %  «изолированных», 71% «отвергаемых». Качественный анализ показателей агрессивности и социометрического статуса  показывает,  что  65%  лидеров  имеют  высокие  показатели  по  шкалам  «обида»  и  «п одозрительность». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для  данной  выборки,  либо  у  школьников  был  выявлен  низкий  уровень  агрессивности.  Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  лидеры  осторожны  и  недоверчивы,  свои  агрессивные чувства они стараются скрывать. Таким образом, наше предположение о том, что лидеры могут иметь высокий  уровень  агрессивности  не  нашло  подтверждения.  Можно  сделать  вывод,  что  в  процессе  неформального  общения  подростков  высокий  уровень  агрессивности  затрудняет  межличностное  вз аимодействие,  снижает  статус  школьника.  Потому  лидерами  становятся  неагрессивные  школьники.  Большая  часть  подростков  со  статусом    «изолированные»    имеют    высокие    показатели    «обиды»    и  «подозрительности»,  73%  подростков  со  статусом  «отвергаемые»  имеют  высокий  у ровень  по  всем  шкалам  агрессивности,  исключением  является  шкала  «чувство  вины», что показывает, что у «отвергаемых» школьников чувство вины не влияет  сдерживающе  на  проявление  агрессивности  подростка,  следовательно  данным  подросткам  свойственно  открыто  про являть  недоверие  и  враждебность  к  окружающим людям. Подводя  итог  исследованию,  представим  ряд  выводов  по  теоретическому  осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению. В ходе исследования было выявлено, что педагоги и подростки систематически  сталкиваются с агрессивным поведением. Учителями мало осознаётся агрессивный  характер  собственной  реакции.  Согласно  субъективной  оценке,  полученной  от  учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и  подростков с плохой успеваемостью. Исс ледование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности  связан  с  местом,  занимаемым  ребенком  в  группе.  Наиболее  высокий  уровень  агрессивности  наблюдается  у  подростков,  имеющих  социометрический  статус,  относимый к категории «отвергаемые». Предп оложение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не  нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на  статус  подростка  в  системе  межличностных  отношений.  Данное  положение  дает  основание утверждать, что можно целен аправленно влиять на изменение статуса  подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности. Ссылки на источники: 1. Божович,     Л.И.     Проблемы     формирования     личности     /     под     ред.  Д.И. Фельдштейна.  – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО  МОДЭК, 2012.  – С.  342 — 347. 2. Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе – Ростов н / Д.: Феникс, 2016.  – 157 с. 3. Зубова , Л.В.  О  проблеме  психологии  асоциальной  личности  в  современном  российском  обществе  с  позиции  интегративного  подхода  //  Вестн ик  Оренбургского  государственного  университета. Оренбург,  – 2017.  ­ No2 (151) – С.96 ­ 100. 4. Зубова  Л.В.  Психологические  особенности  внутренней  позиции  школьников  с  различной  направленностью личности  – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2017.  – 175 с. 5. Назаренко Е.В. Форм ирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной  семьи.  ­ Оренбург, 2017.  – 342 с. 6. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана.  – СПб.: ПРАЙМ ­ ЕВРОЗНАК, 2016.  – 480 с. 7. Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга  практического психолога – М.: АСТ;  Харьков: Торсинг, 2015.  – 672 с

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения

Агрессивность подростков и межличностные отношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018