Агрессивность подростков и межличностные отношенияАннотация. В данной статье определяется степень влияния агрессивности на межличностные отношения с учетом особенностей подросткового возраста. Представлены  результаты  диагностики  по  методике А.  Басса,  А.Дарки, проведенной  на  базе МБОУ  «Арктическая  гимназия».Предпринята  попытка соотнести  уровень  агрессивности  с  социальным  статусом  подростка  в коллективе сверстников.Ключевые  слова: подросток,  подростковый  возраст,  агрессивность, межличностные отношения.Изучение агрессивности подростков в современных условиях вызвана высокой социальной значимостью и общественной опасностью данного явления. Известно, что  агрессивность  как  структурноеявление,  формируется  под  воздействием различных факторов: социальных, биологических и индивидуально-психологических (когнитивных, эмоциональных, волевых).Как  отмечаетЛ.В.Зубова,  подростковая  агрессивность  развивается  в комплексе с физиологическими изменениями, происходящих в организме подростка и социально-психологических условий [3, с.76].В рамках психологического подхода наряду с исследованием самого феномена агрессивного  поведения  подростков  учеными  разрабатываются  модели,  формы  и методы  его  коррекции,  среди  который  наиболее  значимыми  являются  модели комплексного воздействия, включающие взаимодействие специалистов различного профиля,  что  позволяет  реализовывать  индивидуальный  подход  к  проблеме подростковой  агрессии  и  вырабатывать  в  каждом  случае  оптимальный  способ коррекции.Исследования  последних  лет  показывают,  что  агрессивность  подростков оказывает пагубное влияние на систему межличностных отношений.Представленные  в  данной  статье  результаты  исследования,  посвящены изучению  особенностей  влияния  агрессивности  на  межличностные  отношения подростков.В   исследовании   использовались   следующие   диагностические   методы (методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А.Дарки [7], методика социометрических измерений, анкета «Определение отношения к  агрессивности»,  представленная  в  двух  формах –для  учителей  и  учащихся. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14 -15 летв количестве 45 человек и 10 учителей в возрасте от 25 до 55 лет. Базой исследования послужила МБОУ «Арктическая гимназия».Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе применялся метод экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование «Отношение к агрессии» двух экспертных групп –учеников и учителей школы. На втором этапе исследования были выявлены особенности агрессии, проявляемые подростками и установлены  взаимосвязи  между  высоким  уровнем  агрессивности  подростка  и социометрическим статусом его в группе.
На  первом  этапе  исследования  были  получены  следующие  результаты.  На вопрос:  «Как  часто  Вы  сталкиваетесь  с  агрессивностью  окружающих?»  72% учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2% –«редко». Учителя же на этот вопрос ответили следующим образом: 77% –«иногда» и 23% –«часто».  Следовательно,по  полученным  данным  можно  констатировать,  что  и подростки, и учителя периодически сталкиваются с агрессивностью окружающих. На вопрос:  «Где  чаще  всего  Вы  сталкиваетесь  с  агрессией?»  по  мнению  учителей подростки более агрессивны вне школы -68%, так считают и ученики 65%, несколько реже за школой 28% и еще меньше во время уроков 7%.По  мнению  исследователей,  каждый  человек  при  столкновении  с  агрессией людей испытывает различные чувства: раздражение, гнев или обиду, растерянность или страх.Проведенный анализ  ответов респондентов  показал,  что  при столкновении  с агрессией  43  %  подростков  реагируют  на  неё  ответной  агрессией.  При  этом,  как показывает   анализ   ответов,   педагоги   не   осознают,   что   их   поведение квалифицируется  школьниками  как  агрессивное  (62  %),  тогда  как  сами  педагоги оценивают его как способ договориться и объясниться с подростками (85 %). Скорее всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за назидательными  беседами  с  учениками  по  поводу  поведения.  В  8%  случаев педагоги отмечают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев подчеркивается стремление не реагировать на агрессию.На вопрос: «Что у Вас вызывает агрессивное поведение?» подростки ответили, что причиной агрессивного поведения является стремление проявить себя лидером (63%). Учителя связывают агрессию подростков с желанием самоутвердиться (89%). Также,  согласно  экспертному  мнению  педагогов,  основной  причиной  проявления агрессии у подростков является неблагополучие семьи, семейного воспитания (87%) иплохая успеваемость школьников (71%).Второй  этап  проведенного  исследования  был  направлен  на  выявление взаимосвязи  проявляемой  школьниками  агрессии  и  социометрического  статуса ученика  в  группе.  Для  достижения  цели  исследования  были  использованы  метод социометрии и опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности».Полученные   результаты   социометрического   статуса   старшеклассников показали, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5% –статус «принятых», 45% –«отвергаемых»,  5% –статус  «изолированных».  При  этом  проведенная диагностика  по  опроснику  Басса-Дарки  показала,  что  наиболее  актуальными  для данного возраста являются следующие формы агрессии как «подозрительность» -48 %, «обида» -39 %, «вербальная агрессия» -21% и «негативизм» -22%. По общимпоказателям,  высокий  уровень  агрессивности  наблюдается  у  26  %  подростков, низкий уровень агрессивности был выявлен у 35 % учащихся.Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности показывает,  что  большая  часть  девочек  имеет  высокий уровень  агрессивности -72,7%, при этом агрессивность мальчиков оценивалась в пределах 39 %.Следовательно, можно сделать вывод, что в подростковой среде относительно велик процент учащихся, имеющих агрессивное поведение.Анализ  показателей  агрессивности и  социометрического  статуса  показывает взаимную  связь  этих  явлений  у  подростков.  Была  выявлена  отрицательная корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г = -0.984).  Среди  подростков  с  высоким  уровнем  выраженности  агрессивности  3% занимают   статусное   положение   «лидеров»,   11   %   «принятых»,   15   % «изолированных», 71% «отвергаемых».Качественный анализ показателей агрессивности и социометрического статуса показывает,  что  65%  лидеров  имеют  высокие  показатели  по  шкалам  «обида»  и 
«подозрительность». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для данной  выборки,  либо  у  школьников  был  выявлен  низкий  уровень  агрессивности. Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  лидеры  осторожны  и  недоверчивы,  свои агрессивные чувства они стараютсяскрывать.Таким образом, наше предположение о том, что лидеры могут иметь высокий уровень  агрессивности  не  нашло  подтверждения.  Можно  сделать  вывод,  что  в процессе  неформального  общения  подростков  высокий  уровень  агрессивности затрудняет  межличностное  взаимодействие,  снижает  статус  школьника.  Потому лидерами  становятся  неагрессивные  школьники.  Большая  часть  подростков  со статусом    «изолированные»    имеют    высокие    показатели    «обиды»    и «подозрительности»,  73%  подростков  со  статусом  «отвергаемые»  имеют  высокий уровень  по  всем  шкалам  агрессивности,  исключением  является  шкала  «чувство вины», что показывает, что у «отвергаемых» школьников чувство вины не влияет сдерживающе  на  проявление  агрессивности  подростка,  следовательно  данным подросткам  свойственно  открыто  проявлять  недоверие  и  враждебность  к окружающим людям.Подводя  итог  исследованию,  представим  ряд  выводов  по  теоретическому осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению.В ходе исследования было выявлено, что педагоги и подростки систематически сталкиваютсяс агрессивным поведением. Учителями мало осознаётся агрессивный характер  собственной  реакции.  Согласно  субъективной  оценке,  полученной  от учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и подростков с плохой успеваемостью.Исследование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности связан  с  местом,  занимаемым  ребенком  в  группе.  Наиболее  высокий  уровень агрессивности  наблюдается  у  подростков,  имеющих  социометрический  статус, относимый к категории «отвергаемые».Предположение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на статус  подростка  в  системе  межличностных  отношений.  Данное  положение  дает основание утверждать, что можно целенаправленно влиять на изменение статуса подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.Ссылки на источники:1.Божович,     Л.И.     Проблемы     формирования     личности     /     под     ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2012. –С. 342—347.2.Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе–Ростов н / Д.: Феникс, 2016. –157 с.3.Зубова,Л.В.  О  проблеме  психологии  асоциальной  личности  в  современном  российском обществе  с  позиции  интегративного  подхода  //  Вестник  Оренбургского  государственного университета. Оренбург, –2017. -No2 (151)–С.96-100.4.Зубова  Л.В.  Психологические  особенности  внутренней  позиции  школьников  с  различной направленностью личности –Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2017. –175 с.5.Назаренко Е.В. Формирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи. -Оренбург, 2017. –342 с.6.Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. –СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2016. –480 с.7.Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга практическогопсихолога–М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. –672 с
            
        
        
        
                    
        
                    
                
                    Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Аннотация. 
В данной статье 
определяется степень влияния агрессивности на 
межличностные отношения с учетом особенностей подросткового в
озраста. 
Представлены  результаты  диагностики  по  методике 
А.  Басса,  А.Дарки
, 
проведенной  на  базе 
МБОУ  «Арктическая  гимназия»
.
Предпринята  попытка 
соотнести  уровень  агрессивности  с  социальным  статусом  подростка  в 
коллективе сверстников.
Ключевые  слова: 
п
одросток,  подростковый  возраст,  агрессивность, 
межличностные отношения
.
Изучение агрессивности подростков в современных условиях вызвана высокой 
социальной значимостью и общественной опасностью данного явления. Известно, 
что  агрессивность  как  структурное
явление,  формируется  под  воздействием 
различных факторов: социальных, биологических и индивидуально
психологических 
(когнитивных, эмоциональных, волевых).
Как  отмечает
Л.В.
Зубова,  подростковая  агрессивность  развивается  в 
комплексе с физиологическими изме
нениями, происходящих в организме подростка 
и социально
психологических условий [3, с.76].
В рамках психологического подхода наряду с исследованием самого феномена 
агрессивного  поведения  подростков  учеными  разрабатываются  модели,  формы  и 
методы  его  коррек
ции,  среди  который  наиболее  значимыми  являются  модели 
комплексного воздействия, включающие взаимодействие специалистов различного 
профиля,  что  позволяет  реализовывать  индивидуальный  подход  к  проблеме 
подростковой  агрессии  и  вырабатывать  в  каждом  случае  опт
имальный  способ 
коррекции.
Исследования  последних  лет  показывают,  что  агрессивность  подростков 
оказывает пагубное влияние на систему межличностных отношений.
Представленные  в  данной  статье  результаты  исследования,  посвящены 
изучению  особенностей  влияния  а
грессивности  на  межличностные  отношения 
подростков.В   исследовании   использовались   следующие   диагностические   методы 
(методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А.
Дарки [7], методика социометрических измерений, анкета «Опреде
ление отношения 
к  агрессивности»,  представленная  в  двух  формах 
–
для  учителей  и  учащихся. 
В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14 
15 лет
в количестве 
45 человек и 10 учителей в возрасте от 25 до 55 лет. Базой исследования послужила 
МБО
У «Арктическая гимназия»
.
Исследование проводилось 
в 
два этапа. На первом этапе применялся метод 
экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование «Отношение к 
агрессии» двух экспертных групп 
–
учеников и учителей школы. На втором этапе 
исследования были выявлены особенности агрессии, проявляемые подростками и 
установлены  взаимосвязи  между  высоким  уровнем  агрессивности  подростка  и 
социометрическим статусом его в группе.
На  первом  этапе  исследования  были  получены  следующие  результаты.  На 
вопрос:  «Как  часто  Вы  сталкиваетесь  с  агрессивностью  окружающих?»  72% 
учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2% 
–
«редко». 
Учителя же на этот вопрос ответили следующим образом: 77% 
–
«иногда» и 23% 
–
«часто».  Следовательно
,
по  получе
нным  данным  можно  констатировать,  что  и 
подростки, и учителя периодически сталкиваются с агрессивностью окружающих. На 
вопрос:  «Где  чаще  всего  Вы  сталкиваетесь  с  агрессией?»  по  мнению  учителей 
подростки более агрессивны вне школы 
68%, так считают и учени
ки 65%, несколько 
реже за школой 28% и еще меньше во время уроков 7%.
По  мнению  исследователей,  каждый  человек  при  столкновении  с  агрессией 
людей испытывает различные чувства: раздражение, гнев или обиду, растерянность 
или страх.
Проведенный анализ  ответ
ов респондентов  показал,  что  при столкновении  с 
агрессией  43  %  подростков  реагируют  на  неё  ответной  агрессией.  При  этом,  как 
показывает   анализ   ответов,   педагоги   не   осознают,   что   их   поведение 
квалифицируется  школьниками  как  агрессивное  (62  %),  тогда  как  сами  педагоги 
оценивают его как способ договориться и объясниться с подростками (85 %). Скорее 
всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за 
назидательными  беседами  с  учениками  по  поводу  поведения.  В  8%  случаев 
педагоги отме
чают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев 
подчеркивается стремление не реагировать на агрессию.
На вопрос: «Что у Вас вызывает агрессивное поведение?» подростки ответили, 
что причиной агрессивного поведения является стремление прояв
ить себя лидером 
(63%). Учителя связывают агрессию подростков с желанием самоутвердиться (89%). 
Также,  согласно  экспертному  мнению  педагогов,  основной  причиной  проявления 
агрессии у подростков является неблагополучие семьи, семейного воспитания (87%) 
и
пл
охая успеваемость школьников (71%).
Второй  этап  проведенного  исследования  был  направлен  на  выявление 
взаимосвязи  проявляемой  школьниками  агрессии  и  социометрического  статуса 
ученика  в  группе.  Для  достижения  цели  исследования  были  использованы  метод 
социоме
трии и опросник Басса
Дарки «Диагностика уровня агрессивности».
Полученные   результаты   социометрического   статуса   старшеклассников 
показали, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5% 
–
статус «принятых», 
45% 
–
«отвергаемых»,  5% 
–
статус  «изолированных
».  При  этом  проведенная 
диагностика  по  опроснику  Басса
Дарки  показала,  что  наиболее  актуальными  для 
данного возраста являются следующие формы агрессии как «подозрительность» 
48 %, «обида» 
39 %, «вербальная агрессия» 
21% и «негативизм» 
22%. По общим
показателям,  высокий  уровень  агрессивности  наблюдается  у  26  %  подростков, 
низкий уровень агрессивности был выявлен у 35 % учащихся.
Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности 
показывает,  что  большая  часть  девочек  имеет  высокий 
уровень  агрессивности 
72,7%, при этом агрессивность мальчиков оценивалась в пределах 39 %.
Следовательно, можно сделать вывод, что в подростковой среде относительновелик процент учащихся, имеющих агрессивное поведение.
Анализ  показателей  агрессивности 
и  социометрического  статуса  показывает 
взаимную  связь  этих  явлений  у  подростков.  Была  выявлена  отрицательная 
корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г = 
0.984).  Среди  подростков  с  высоким  уровнем  выраженности  агрессивн
ости  3% 
занимают   статусное   положение   «лидеров»,   11   %   «принятых»,   15   % 
«изолированных», 71% «отвергаемых».
Качественный анализ показателей агрессивности и социометрического статуса 
показывает,  что  65%  лидеров  имеют  высокие  показатели  по  шкалам  «обида»  и 
«п
одозрительность». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для 
данной  выборки,  либо  у  школьников  был  выявлен  низкий  уровень  агрессивности. 
Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  лидеры  осторожны  и  недоверчивы,  свои 
агрессивные чувства они стараются
скрывать.
Таким образом, наше предположение о том, что лидеры могут иметь высокий 
уровень  агрессивности  не  нашло  подтверждения.  Можно  сделать  вывод,  что  в 
процессе  неформального  общения  подростков  высокий  уровень  агрессивности 
затрудняет  межличностное  вз
аимодействие,  снижает  статус  школьника.  Потому 
лидерами  становятся  неагрессивные  школьники.  Большая  часть  подростков  со 
статусом    «изолированные»    имеют    высокие    показатели    «обиды»    и 
«подозрительности»,  73%  подростков  со  статусом  «отвергаемые»  имеют  высокий 
у
ровень  по  всем  шкалам  агрессивности,  исключением  является  шкала  «чувство 
вины», что показывает, что у «отвергаемых» школьников чувство вины не влияет 
сдерживающе  на  проявление  агрессивности  подростка,  следовательно  данным 
подросткам  свойственно  открыто  про
являть  недоверие  и  враждебность  к 
окружающим людям.
Подводя  итог  исследованию,  представим  ряд  выводов  по  теоретическому 
осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению.
В ходе исследования было выявлено, что педагоги и подростки систематически 
сталкиваются
с агрессивным поведением. Учителями мало осознаётся агрессивный 
характер  собственной  реакции.  Согласно  субъективной  оценке,  полученной  от 
учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и 
подростков с плохой успеваемостью.
Исс
ледование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности 
связан  с  местом,  занимаемым  ребенком  в  группе.  Наиболее  высокий  уровень 
агрессивности  наблюдается  у  подростков,  имеющих  социометрический  статус, 
относимый к категории «отвергаемые».
Предп
оложение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не 
нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на 
статус  подростка  в  системе  межличностных  отношений.  Данное  положение  дает 
основание утверждать, что можно целен
аправленно влиять на изменение статуса 
подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.Ссылки на источники:
1.
Божович,     Л.И.     Проблемы     формирования     личности     /     под     ред. 
Д.И. Фельдштейна. 
–
М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО 
МОДЭК, 2012. 
–
С. 
342
—
347.
2.
Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе
–
Ростов н / Д.: Феникс, 2016. 
–
157 с.
3.
Зубова
,
Л.В.  О  проблеме  психологии  асоциальной  личности  в  современном  российском 
обществе  с  позиции  интегративного  подхода  //  Вестн
ик  Оренбургского  государственного 
университета. Оренбург, 
–
2017. 
No2 (151)
–
С.96
100.
4.
Зубова  Л.В.  Психологические  особенности  внутренней  позиции  школьников  с  различной 
направленностью личности 
–
Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2017. 
–
175 с.
5.
Назаренко Е.В. Форм
ирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной 
семьи. 
Оренбург, 2017. 
–
342 с.
6.
Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. 
–
СПб.: ПРАЙМ
ЕВРОЗНАК, 2016. 
–
480 с.
7.
Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга 
практического
психолога
–
М.: АСТ; 
Харьков: Торсинг, 2015. 
–
672 с