Агрессивность подростков и межличностные отношения
Оценка 4.6
Научные работы
docx
администрации
9 кл—11 кл
09.10.2018
Агрессивность подростков и межличностные отношенияАннотация. В данной статье определяется степень влияния агрессивности на межличностные отношения с учетом особенностей подросткового возраста. Представлены результаты диагностики по методике А. Басса, А.Дарки, проведенной на базе МБОУ «Арктическая гимназия».Предпринята попытка соотнести уровень агрессивности с социальным статусом подростка в коллективе сверстников.Ключевые слова: подросток, подростковый возраст, агрессивность, межличностные отношения.Изучение агрессивности подростков в современных условиях вызвана высокой социальной значимостью и общественной опасностью данного явления. Известно, что агрессивность как структурноеявление, формируется под воздействием различных факторов: социальных, биологических и индивидуально-психологических (когнитивных, эмоциональных, волевых).Как отмечаетЛ.В.Зубова, подростковая агрессивность развивается в комплексе с физиологическими изменениями, происходящих в организме подростка и социально-психологических условий [3, с.76].В рамках психологического подхода наряду с исследованием самого феномена агрессивного поведения подростков учеными разрабатываются модели, формы и методы его коррекции, среди который наиболее значимыми являются модели комплексного воздействия, включающие взаимодействие специалистов различного профиля, что позволяет реализовывать индивидуальный подход к проблеме подростковой агрессии и вырабатывать в каждом случае оптимальный способ коррекции.Исследования последних лет показывают, что агрессивность подростков оказывает пагубное влияние на систему межличностных отношений.Представленные в данной статье результаты исследования, посвящены изучению особенностей влияния агрессивности на межличностные отношения подростков.В исследовании использовались следующие диагностические методы (методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А.Дарки [7], методика социометрических измерений, анкета «Определение отношения к агрессивности», представленная в двух формах –для учителей и учащихся. В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14 -15 летв количестве 45 человек и 10 учителей в возрасте от 25 до 55 лет. Базой исследования послужила МБОУ «Арктическая гимназия».Исследование проводилось в два этапа. На первом этапе применялся метод экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование «Отношение к агрессии» двух экспертных групп –учеников и учителей школы. На втором этапе исследования были выявлены особенности агрессии, проявляемые подростками и установлены взаимосвязи между высоким уровнем агрессивности подростка и социометрическим статусом его в группе.
На первом этапе исследования были получены следующие результаты. На вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь с агрессивностью окружающих?» 72% учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2% –«редко». Учителя же на этот вопрос ответили следующим образом: 77% –«иногда» и 23% –«часто». Следовательно,по полученным данным можно констатировать, что и подростки, и учителя периодически сталкиваются с агрессивностью окружающих. На вопрос: «Где чаще всего Вы сталкиваетесь с агрессией?» по мнению учителей подростки более агрессивны вне школы -68%, так считают и ученики 65%, несколько реже за школой 28% и еще меньше во время уроков 7%.По мнению исследователей, каждый человек при столкновении с агрессией людей испытывает различные чувства: раздражение, гнев или обиду, растерянность или страх.Проведенный анализ ответов респондентов показал, что при столкновении с агрессией 43 % подростков реагируют на неё ответной агрессией. При этом, как показывает анализ ответов, педагоги не осознают, что их поведение квалифицируется школьниками как агрессивное (62 %), тогда как сами педагоги оценивают его как способ договориться и объясниться с подростками (85 %). Скорее всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за назидательными беседами с учениками по поводу поведения. В 8% случаев педагоги отмечают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев подчеркивается стремление не реагировать на агрессию.На вопрос: «Что у Вас вызывает агрессивное поведение?» подростки ответили, что причиной агрессивного поведения является стремление проявить себя лидером (63%). Учителя связывают агрессию подростков с желанием самоутвердиться (89%). Также, согласно экспертному мнению педагогов, основной причиной проявления агрессии у подростков является неблагополучие семьи, семейного воспитания (87%) иплохая успеваемость школьников (71%).Второй этап проведенного исследования был направлен на выявление взаимосвязи проявляемой школьниками агрессии и социометрического статуса ученика в группе. Для достижения цели исследования были использованы метод социометрии и опросник Басса-Дарки «Диагностика уровня агрессивности».Полученные результаты социометрического статуса старшеклассников показали, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5% –статус «принятых», 45% –«отвергаемых», 5% –статус «изолированных». При этом проведенная диагностика по опроснику Басса-Дарки показала, что наиболее актуальными для данного возраста являются следующие формы агрессии как «подозрительность» -48 %, «обида» -39 %, «вербальная агрессия» -21% и «негативизм» -22%. По общимпоказателям, высокий уровень агрессивности наблюдается у 26 % подростков, низкий уровень агрессивности был выявлен у 35 % учащихся.Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности показывает, что большая часть девочек имеет высокий уровень агрессивности -72,7%, при этом агрессивность мальчиков оценивалась в пределах 39 %.Следовательно, можно сделать вывод, что в подростковой среде относительно велик процент учащихся, имеющих агрессивное поведение.Анализ показателей агрессивности и социометрического статуса показывает взаимную связь этих явлений у подростков. Была выявлена отрицательная корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г = -0.984). Среди подростков с высоким уровнем выраженности агрессивности 3% занимают статусное положение «лидеров», 11 % «принятых», 15 % «изолированных», 71% «отвергаемых».Качественный анализ показателей агрессивности и социометрического статуса показывает, что 65% лидеров имеют высокие показатели по шкалам «обида» и
«подозрительность». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для данной выборки, либо у школьников был выявлен низкий уровень агрессивности. Таким образом, можно сделать вывод, лидеры осторожны и недоверчивы, свои агрессивные чувства они стараютсяскрывать.Таким образом, наше предположение о том, что лидеры могут иметь высокий уровень агрессивности не нашло подтверждения. Можно сделать вывод, что в процессе неформального общения подростков высокий уровень агрессивности затрудняет межличностное взаимодействие, снижает статус школьника. Потому лидерами становятся неагрессивные школьники. Большая часть подростков со статусом «изолированные» имеют высокие показатели «обиды» и «подозрительности», 73% подростков со статусом «отвергаемые» имеют высокий уровень по всем шкалам агрессивности, исключением является шкала «чувство вины», что показывает, что у «отвергаемых» школьников чувство вины не влияет сдерживающе на проявление агрессивности подростка, следовательно данным подросткам свойственно открыто проявлять недоверие и враждебность к окружающим людям.Подводя итог исследованию, представим ряд выводов по теоретическому осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению.В ходе исследования было выявлено, что педагоги и подростки систематически сталкиваютсяс агрессивным поведением. Учителями мало осознаётся агрессивный характер собственной реакции. Согласно субъективной оценке, полученной от учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и подростков с плохой успеваемостью.Исследование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности связан с местом, занимаемым ребенком в группе. Наиболее высокий уровень агрессивности наблюдается у подростков, имеющих социометрический статус, относимый к категории «отвергаемые».Предположение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на статус подростка в системе межличностных отношений. Данное положение дает основание утверждать, что можно целенаправленно влиять на изменение статуса подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности.Ссылки на источники:1.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. –М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 2012. –С. 342—347.2.Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе–Ростов н / Д.: Феникс, 2016. –157 с.3.Зубова,Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском обществе с позиции интегративного подхода // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, –2017. -No2 (151)–С.96-100.4.Зубова Л.В. Психологические особенности внутренней позиции школьников с различной направленностью личности –Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2017. –175 с.5.Назаренко Е.В. Формирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной семьи. -Оренбург, 2017. –342 с.6.Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. –СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2016. –480 с.7.Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга практическогопсихолога–М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2015. –672 с
Агрессивность подростков и межличностные отношения.docx
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Аннотация.
В данной статье
определяется степень влияния агрессивности на
межличностные отношения с учетом особенностей подросткового в
озраста.
Представлены результаты диагностики по методике
А. Басса, А.Дарки
,
проведенной на базе
МБОУ «Арктическая гимназия»
.
Предпринята попытка
соотнести уровень агрессивности с социальным статусом подростка в
коллективе сверстников.
Ключевые слова:
п
одросток, подростковый возраст, агрессивность,
межличностные отношения
.
Изучение агрессивности подростков в современных условиях вызвана высокой
социальной значимостью и общественной опасностью данного явления. Известно,
что агрессивность как структурное
явление, формируется под воздействием
различных факторов: социальных, биологических и индивидуально
психологических
(когнитивных, эмоциональных, волевых).
Как отмечает
Л.В.
Зубова, подростковая агрессивность развивается в
комплексе с физиологическими изме
нениями, происходящих в организме подростка
и социально
психологических условий [3, с.76].
В рамках психологического подхода наряду с исследованием самого феномена
агрессивного поведения подростков учеными разрабатываются модели, формы и
методы его коррек
ции, среди который наиболее значимыми являются модели
комплексного воздействия, включающие взаимодействие специалистов различного
профиля, что позволяет реализовывать индивидуальный подход к проблеме
подростковой агрессии и вырабатывать в каждом случае опт
имальный способ
коррекции.
Исследования последних лет показывают, что агрессивность подростков
оказывает пагубное влияние на систему межличностных отношений.
Представленные в данной статье результаты исследования, посвящены
изучению особенностей влияния а
грессивности на межличностные отношения
подростков. В исследовании использовались следующие диагностические методы
(методика диагностики показателей и форм проявлений агрессивности А. Басса, А.
Дарки [7], методика социометрических измерений, анкета «Опреде
ление отношения
к агрессивности», представленная в двух формах
–
для учителей и учащихся.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте 14
15 лет
в количестве
45 человек и 10 учителей в возрасте от 25 до 55 лет. Базой исследования послужила
МБО
У «Арктическая гимназия»
.
Исследование проводилось
в
два этапа. На первом этапе применялся метод
экспертных оценок, в процессе которого проводилось анкетирование «Отношение к
агрессии» двух экспертных групп
–
учеников и учителей школы. На втором этапе
исследования были выявлены особенности агрессии, проявляемые подростками и
установлены взаимосвязи между высоким уровнем агрессивности подростка и
социометрическим статусом его в группе.
На первом этапе исследования были получены следующие результаты. На
вопрос: «Как часто Вы сталкиваетесь с агрессивностью окружающих?» 72%
учащихся ответили «иногда», 26% ответили «часто» и всего лишь 2%
–
«редко».
Учителя же на этот вопрос ответили следующим образом: 77%
–
«иногда» и 23%
–
«часто». Следовательно
,
по получе
нным данным можно констатировать, что и
подростки, и учителя периодически сталкиваются с агрессивностью окружающих. На
вопрос: «Где чаще всего Вы сталкиваетесь с агрессией?» по мнению учителей
подростки более агрессивны вне школы
68%, так считают и учени
ки 65%, несколько
реже за школой 28% и еще меньше во время уроков 7%.
По мнению исследователей, каждый человек при столкновении с агрессией
людей испытывает различные чувства: раздражение, гнев или обиду, растерянность
или страх.
Проведенный анализ ответ
ов респондентов показал, что при столкновении с
агрессией 43 % подростков реагируют на неё ответной агрессией. При этом, как
показывает анализ ответов, педагоги не осознают, что их поведение
квалифицируется школьниками как агрессивное (62 %), тогда как сам и педагоги
оценивают его как способ договориться и объясниться с подростками (85 %). Скорее
всего, это связано с тем, что испытываемый учителями гнев не удаётся спрятать за
назидательными беседами с учениками по поводу поведения. В 8% случаев
педагоги отме
чают, что вынуждены повышать голос и отвечать резко. В 7% случаев
подчеркивается стремление не реагировать на агрессию.
На вопрос: «Что у Вас вызывает агрессивное поведение?» подростки ответили,
что причиной агрессивного поведения является стремление прояв
ить себя лидером
(63%). Учителя связывают агрессию подростков с желанием самоутвердиться (89%).
Также, согласно экспертному мнению педагогов, основной причиной проявления
агрессии у подростков является неблагополучие семьи, семейного воспитания (87%)
и
пл
охая успеваемость школьников (71%).
Второй этап проведенного исследования был направлен на выявление
взаимосвязи проявляемой школьниками агрессии и социометрического статуса
ученика в группе. Для достижения цели исследования были использованы метод
социоме
трии и опросник Басса
Дарки «Диагностика уровня агрессивности».
Полученные результаты социометрического статуса старшеклассников
показали, что 7,5% подростков имеют статус «лидера», 42,5%
–
статус «принятых»,
45%
–
«отвергаемых», 5%
–
статус «изолированных
». При этом проведенная
диагностика по опроснику Басса
Дарки показала, что наиболее актуальными для
данного возраста являются следующие формы агрессии как «подозрительность»
48 %, «обида»
39 %, «вербальная агрессия»
21% и «негативизм»
22%. По общим
показателям, высокий уровень агрессивности наблюдается у 26 % подростков,
низкий уровень агрессивности был выявлен у 35 % учащихся.
Анализ различий в выраженности агрессивности по половой принадлежности
показывает, что большая часть девочек имеет высокий
уровень агрессивности
72,7%, при этом агрессивность мальчиков оценивалась в пределах 39 %.
Следовательно, можно сделать вывод, что в подростковой среде относительно велик процент учащихся, имеющих агрессивное поведение.
Анализ показателей агрессивности
и социометрического статуса показывает
взаимную связь этих явлений у подростков. Была выявлена отрицательная
корреляционная связь показателей агрессивности и социометрического статуса (г =
0.984). Среди подростков с высоким уровнем выраженности агрессивн
ости 3%
занимают статусное положение «лидеров», 11 % «принятых», 15 %
«изолированных», 71% «отвергаемых».
Качественный анализ показателей агрессивности и социометрического статуса
показывает, что 65% лидеров имеют высокие показатели по шкалам «обида» и
«п
одозрительность». По остальным шкалам показатели либо являются нормой для
данной выборки, либо у школьников был выявлен низкий уровень агрессивности.
Таким образом, можно сделать вывод, лидеры осторожны и недоверчивы, свои
агрессивные чувства они стараются
скрывать.
Таким образом, наше предположение о том, что лидеры могут иметь высокий
уровень агрессивности не нашло подтверждения. Можно сделать вывод, что в
процессе неформального общения подростков высокий уровень агрессивности
затрудняет межличностное вз
аимодействие, снижает статус школьника. Потому
лидерами становятся неагрессивные школьники. Большая часть подростков со
статусом «изолированные» имеют высокие показатели «обиды» и
«подозрительности», 73% подростков со статусом «отвергаемые» имеют высокий
у
ровень по всем шкалам агрессивности, исключением является шкала «чувство
вины», что показывает, что у «отвергаемых» школьников чувство вины не влияет
сдерживающе на проявление агрессивности подростка, следовательно данным
подросткам свойственно открыто про
являть недоверие и враждебность к
окружающим людям.
Подводя итог исследованию, представим ряд выводов по теоретическому
осмыслению проблемы и её эмпирическому изучению.
В ходе исследования было выявлено, что педагоги и подростки систематически
сталкиваются
с агрессивным поведением. Учителями мало осознаётся агрессивный
характер собственной реакции. Согласно субъективной оценке, полученной от
учителей, более агрессивными они считают подростков из неблагополучных семей и
подростков с плохой успеваемостью.
Исс
ледование подтвердило предположение о том, что уровень агрессивности
связан с местом, занимаемым ребенком в группе. Наиболее высокий уровень
агрессивности наблюдается у подростков, имеющих социометрический статус,
относимый к категории «отвергаемые».
Предп
оложение о том, что лидеры имеют высокий уровень агрессивности, не
нашло подтверждения. Высокая агрессивность оказывает отрицательное влияние на
статус подростка в системе межличностных отношений. Данное положение дает
основание утверждать, что можно целен
аправленно влиять на изменение статуса
подростка в группе через систему мер коррекции его агрессивности. Ссылки на источники:
1.
Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / под ред.
Д.И. Фельдштейна.
–
М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО
МОДЭК, 2012.
–
С.
342
—
347.
2.
Гребенкин, Е.В. Профилактика агрессии и насилия в школе
–
Ростов н / Д.: Феникс, 2016.
–
157 с.
3.
Зубова
,
Л.В. О проблеме психологии асоциальной личности в современном российском
обществе с позиции интегративного подхода // Вестн
ик Оренбургского государственного
университета. Оренбург,
–
2017.
No2 (151)
–
С.96
100.
4.
Зубова Л.В. Психологические особенности внутренней позиции школьников с различной
направленностью личности
–
Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2017.
–
175 с.
5.
Назаренко Е.В. Форм
ирование внутренней позиции личности подростков в условиях современной
семьи.
Оренбург, 2017.
–
342 с.
6.
Психология подростка / Под ред. А.А. Реана.
–
СПб.: ПРАЙМ
ЕВРОЗНАК, 2016.
–
480 с.
7.
Шапарь, В.Б., Тимченко, А.В., Швыдченко, В.Н. Рабочая книга
практического
психолога
–
М.: АСТ;
Харьков: Торсинг, 2015.
–
672 с
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Агрессивность подростков и межличностные отношения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.