Как преодолеть учебную неуспешность
( из опыта работы)
Программы школьного обучения усложняются с каждым годом, к детям предъявляются все более высокие требования. Однако нередко результаты обучения не в полной мере удовлетворяют как педагогов, так и родителей детей.
Одной из главных проблем школы - это работа со слабоуспевающими учащимися.
которую приходится решать всем педагогам, и это очевидно, Не секрет, что количество таких детей в школах составляет примерно 10-15 %. Ещё древние мудрецы говорили: “Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом”. Чтобы педагогу найти средство для преодоления неуспеваемости, ему надо узнать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ребенка своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников. Даже самые опытные из учителей часто говорят лишь о нежелании детей учиться, об отсутствии у них познавательных интересов, дурном влиянии улицы, семьи и других причинах, но редко связывают неуспеваемость с недостатками собственной работы, хотя очень часто именно это и является одной из главных причин. Неуспеваемость – это ситуативное или устойчивое отставание школьника в освоении учебного материала по одному или нескольким предметам программы. Более общим является понятие школьной неуспешности – нежелание или неспособность ученика выполнить требования образовательной программы, потеря интереса к школьной жизни и позиции учащегося; педагогическая запущенность, трудновоспитуемость.
Трудности обучения в школе могут отражаться как в успеваемости ребенка, так и в его поведении и взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, то есть являются комплексом, затрагивающим все стороны жизни ребенка
С точки зрения психологии причины неуспеваемости делится на 2 группы:
недостатки познавательной деятельности и недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин также выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий"[3] (В.С. Цетлин). Это и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на три группы: 1 группа: низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению; 2 группа: высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению; 3 группа: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы и, соответственно, каждой группе учащихся оказывается дифференцированная помощь.
Основная помощь учащимся первой группы, должна заключаться, главным образом, в формировании приемов познавательной деятельности. Главное в работе с ними – учить учиться.
Работа с учащимися, не желающими учиться, строится на побуждении к активной познавательной деятельности. Они к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация - будет продуктивность учения.
Задача педагога в этом случае:
-помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
-развивать ответственность;
-поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку. "[3]
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.[1]
Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. И это важно принять педагогу как данность, а затем продумывать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках [2]. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы начинается с воспитательной и внеурочной работы.
Третий тип - неуспевающие, для которых характерно низкое качество мыслительной деятельности при отрицательном отношении к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющееся в стремлении оставить школу: «Не могу и не хочу».
Для этого типа, как и для первого характерна низкая обучаемость. Слабое развитие мыслительных процессов вызывает серьезные трудности в усвоении учебного материала. При выполнении учебных задач у этих школьников отсутствует критичность; манипулируя цифрами, они легко приходят к абсурду. Причем, полученные результаты они не пытаются сравнивать с результатами других школьников. Выполнение работы подобным образом свидетельствует не только о трудностях в усвоении и неумении работать, но и о беспечном отношении к учению. У этих школьников весьма отчетливо проявляется узость мышления.
Слабое развитие мотивационной стороны познавательной деятельности проявляется в отсутствии познавательных интересов, в характере общей направленности личности. Совокупность этих качеств определяет отрицательное отношение к знаниям, к школе, учителям, а также стремление оставить школу. Общее отрицательное отношение определяет интересы этой категории. В школе их больше всего привлекают такие предметы как физкультура, уроки труда.
А как быть с теми, кто по субъективным или объективным причинам всё-таки не может или не хочет учиться лучше? Как ни грустно, таких учащихся с каждым годом становится все больше. Что же надо сделать, чтобы они не потеряли веру в себя, не озлобились, сохранили положительное отношение к школе и учителям?
Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость[1]. Система работы с обучающимися, испытывающими затруднения в обучении сложилась из рационального сочетания эффективных оптимальных методов, не противоречащих ни одной из групп. Это: помощь в планировании учебной деятельности, дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности, стимулирование учебной деятельности, контроль за учебной деятельностью . При невозможности преодолеть неуспеваемость путем организации самостоятельной работы школьника следует организовать различные формы взаимопомощи, инструктируя соответствующим образом и неуспевающего ученика, и ученика, который будет с ним заниматься. При большой запущенности программного материала учитель сам проводит дополнительные занятия с учеником. Также отметим, что осуществление специального контроля за работой педагогов с наиболее «трудными» школьниками, строгий учет результатов этой работы – связующее звено в данной системе. Современные тенденции специального образования, проявляющие себя в переходе на новую содержательную и технологическую модель, диктуют необходимость в совершенствовании системы сопровождения ребенка в образовательном процессе. Необходимость построения адекватной системы психолого-социально-логопедического сопровождения обусловлена увеличением количества обучающихся с ОВЗ, обучающихся, испытывающих трудности в обучении, в общеобразовательных учреждениях. Идея изменений заключается в необходимости организации комплексного психолого-социальнологопедического сопровождения детей при включении всех участников образовательных отношений в условиях сетевого взаимодействия и привлечения социальных партнеров.
Неуспеваемость – извечная «головная боль» педагогов, одна из школьных проблем. Задача любого учреждения – “не потерять”, “не упустить” учащихся с низкими учебными возможностями. Над поиском решения этой проблемы уже давно работают многие педагоги и психологи. Основной ценностью становится не усвоение учащимися суммы сведений, а освоение таких умений, которые позволяли бы им определить свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
Коченевская СОШ № 13 является стажировочной площадкой в соответствии с Приказом Министерства образования Новосибирской области от 21.12.2022 №3044 «Об утверждении перечня образовательных организаций, расположенных на территории Новосибирской области, признанных стажировочными площадками по реализации инклюзивного образования на период с 2023 по 2025 г.» в рамках Регионального проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детейинвалидов в инклюзивном пространстве Новосибирской области»
Тема стажировочной площадки (далее-СП): «Организация взаимодействия педагогов и специалистов психолого- педагогического сопровождения обучающихся в образовательной организации по вопросу профилактики учебной неуспешности»
В условиях реализации инклюзивного обучения особую роль приобретают личностные качества и профессиональные компетенции самого педагога, его ценностные ориентиры и профессиональные навыки, а также умение выстраивать эффективное взаимодействие педагогов и специалистов ППМС-сопровождения по вопросу профилактики школьной неуспешности. Этим объясняется актуальность программы, направленной на передачу опыта наших учителей, специалистов сопровождения через совместную практикоориентированную образовательную деятельность в ходе стажировки, и является одной из наиболее эффективных форм профессионального сотрудничества.
Каждый учитель в процессе своей педагогической деятельности встречает немало учащихся, которые испытывают трудности при усвоении учебного материала. Без выявления причин этих трудностей, носящих в значительном числе случаев психологический характер, невозможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости.
На мероприятиях стажировочной площадки тема неуспешности учеников раскрывается в разных форматах: это Ярмарка педагогических идей, где демонстрируются методы и приёмы обучения и развития детей, испытывающих трудности; мастер-классы (нр, «Проектирование технологической карты сопровождения обучающихся, имеющих учебную неуспешность»); различные открытые уроки, на которых представлен опыт работы учителей-предметников по профилактике учебной неуспешности и сопровождения обучающихся; круглые столы по темам: «Выявление социальной дезадаптации и создание условий развития социальной компетентности, формирование механизмов самовоспитания» и «Игра как эффективный метод преодоления учебной неуспешности», и др. Стажерам были представлены основные способы выявления отставания учеников:
- наблюдение за реакцией учеников на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформировать то или иное утверждение;
- учебные самостоятельные работы в классе. Во время проведения самостоятельных работ учитель получает материал для того, чтобы сделать выводы как о результате деятельности, так и о её течении. Педагог наблюдает за работой учеников, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.
Опыт работы школы доказывает: чтобы преодолеть стойкое отставание обучающихся, следует: проводить мероприятия по устранению эпизодического и частичного отставания; координировать действия всех учителей по предметам, по которым ученик не успевает. В процессе преодоления неуспеваемости в общем устраняются пробелы в знаниях и навыках самостоятельной учебной работы; у учеников развивается внимание, представление, память, мышление; преодолевается негативное отношение к обучению, интерес к знаниям; искореняются внешние факторы, которые привели к неуспеваемости.
Список литературы
1. Бабанский Ю.П. Вопросы предупреждения неуспешности, Ростов-на Дону, -1998, - с.34
2. Гельмонт А.М. О причинах неуспешности и путях ее преодоления М. 1989. –с.98
3. Цетлин В.С. Неуспешность школьников и ее предупреждение. М. Педагогика 2004
–с.185
Эбель Елена Владимировна,
заместитель директора МКОУ Коченевская СОШ №13
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.