Урок литературы в 7 классе № 31
Тема: А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады
Тип урока: урок овладения новыми знаниями
Цели урока: познакомить учащихся с историческими балладами писателя; помочь почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; развивать умения анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: познакомятся с историческими балладами А.К.Толстого, их главными героями, композицией, художественными особенностями.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку; самоанализ, способность осознавать цели и пояснять их
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Актуализация опорных знаний
-Сегодня нам предстоит поговорить о человеке, которого вы уже знаете. Угадайте, о ком я говорю.
– Его знаменитый дядя, псевдоним которого Антоний Погорельский, познакомил нас с ним еще в 6 классе. Этот мальчик был прототипом героя самого известного произведения Погорельского «Черная курица, или подземные жители». Звали его Алеша.
-Так кто же герой нашего урока? ( А.К.Толстой)
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Давайте запишем тему урока: «А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин» как исторические баллады»
- Какие цели мы перед собой поставим?
(познакомиться с историческими балладами писателя; почувствовать колорит эпохи Ивана Грозного; научиться анализировать поступки героев, обозначить тему и идею произведения.)
V. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
Биография Алексея Константиновича Толстого может лечь в основу романтического повествования о герое, пришедшем в XIX век из Древней Руси. В юные годы в нем были и стать, и размах богатырей. Мужчин семьи Толстых – Перовских отличала физическая сила и разностороннее образование.
А.К.Толстой был ровесником и другом детства будущего царя-освободителя Александра II.
В 30-40 годы служба сочеталась с событиями светской жизни, охотой, литературой. А.К.Толстой считал своим долгом «говорить во что бы ни стало правду». В юности светская жизнь его увлекала, на охоте он был лидером – за ним числилось 40 убитых медведей, а поэтические опыты приносили известность. С юных лет Толстой относился к своему творчеству очень серьезно.
Рыцарский характер Толстого был известен в правящих кругах России, ему доверяли, поэтому он легко и быстро продвигался по ненавистной ему бюрократической лестнице и в конце своей карьеры был назначен «церемониймейстером Двора Его Величества». Но Толстой стремился к независимой творческой жизни и добился отставки, чтобы заняться писательской деятельностью. Во всех его творениях проявляются интерес к старине, философским проблемам истории, неприятие политической тирании, любовь к природе и родному краю.
Алексей Константинович Толстой родился 5 сентября 1817 г. в Санкт-Петербурге. Отец его происходил из старинного и известного рода Толстых (Лев Толстой по этой линии приходится Алексею троюродным братом). По матери он правнук Кирилла Разумовского, последнего гетмана Украины, президента Российской Академии наук.
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию к своему брату А. А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Здесь, в имениях Погорельцы и Красный Рог, прошло детство Толстого. Воспитанием будущего поэта занимался дядя, он всячески поощрял его художественные склонности и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители».
О своем детстве сам Алексей Константинович вспоминал так: «Мое детство было очень счастливо и оставило во мне одни только светлые воспоминания. Единственный сын, не имевший никаких товарищей для игр и наделенный весьма живым воображением, я очень рано привык к мечтательности, вскоре превратившейся в ярко выраженную склонность к поэзии. С шестилетнего возраста я начал марать бумагу и писать стихи».
Перовский регулярно ездил с племянником за границу, знакомя его с известными людьми, однажды даже представил его Гете. Знаменитый немецкий поэт подарил мальчику обломок бивня мамонта, украшенный собственноручным рисунком.
До самой своей
смерти дядя оставался главным советчиком в литературных опытах
воспитанника. Он также показывал произведения юноши Жуковскому и Пушкину, с
которыми состоял в приятельских отношениях, – и есть
свидетельства, что они были одобрены.
Также благодаря дяде, ещё ребенком, Алексей Толстой был представлен наследнику престола, будущему императору Александру II и оказался в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресеньям для игр.
Впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения. Дружба с будущим императором поможет Толстому сделать головокружительную придворную карьеру от камер-юнкера до придворного церемониймейстера.
Впервые Алексей Толстой входит в литературный мир в 24 года, когда свет увидела его фантастическая повесть «Упырь». Подражая дяде, писатель публикуется под псевдонимом Краснорогский (от названия имения Красный Рог).
В этот же период отмечается интерес Алексея Константиновича к истории. В дальнейшем историческая баллада стала одним из основных жанров его поэтического творчества.
Жанр баллады был необыкновенно популярен в эпоху романтизма и встречается в творчестве многих представителей литературы І половины ХІХ века (Гете, Жуковского, Пушкина).
Обращение к жанру баллады связано с поиском необычного сюжета, что очень важно в романтизме, и, безусловно, с интересом автора к истории.
- Вспомните определение баллады и запишите его в тетрадь.
(Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.)
2. Чтение вступительной статьи учебника о биографии и творчестве А.К.Толстого (стр.279-280)
-Что вы узнали об Алексее Константиновиче Толстом?
- А.К. Толстого интересовала эпоха Ивана Грозного.
В творчестве писателя особое место занимала русская история, эпоха Московского царства, особенно времена Ивана Грозного.
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.
В 1558 г. царь
начал войну за прибалтийские земли. Со своими опричниками Иван IV провёл
множество казней своих противников или тех, кто только ими казался ,подверг
жестокому разгрому ряд русских городов. Он стал полным самодержавцем в своём
государстве, истребив или запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление.
Правда, несмотря на все пытки и казни, он так и не смог выиграть войны за
прибалтийские земли, а страна к концу его правления была обескровлена, что
местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих
помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук.
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве
ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и
взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим
для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но
справедливого правителя.
Сейчас мы послушаем сообщение о времени правления Ивана Грозного.
3. Сообщение о времени Ивана Грозного
Царь Иван Васильевич Грозный стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись таким образом первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным террором.
Имя царя
Ивана IV в народной памяти сохранилось как имя Ивана Грозного. Он разделил
страну на две половины: земщину и опричнину. Опричь по-древнерусски означает
кроме.
Введение опричнины связано с неудачами в Ливонской войне, когда Россия пыталась
выйти к Балтийскому морю.
Он стал
подозревать в измене своих военачальников. Никаких свидетельств реальных
заговоров против Ивана в истории нет, но преследования и казни стали приводить
к бегству из Московии. В декабре 1564 г. бежал бывший любимец царя, герой
взятия Казани, воевода в городе Дерпте (ныне – Тарту) князь Андрей Курбский.
В 1565 г. царь внезапно покинул Москву и перебрался в Александрову слободу, он
объявил, что вернется только на особых условиях: он оставит часть земель боярам
и князьям, кроме (опричь) той, которая ему станет принадлежать лично.
Из дворянских и боярских детей царь отобрал специальный охранный корпус, получивший название опричники. Опричники стали любимцами царя и получили от него исключительные привилегии.
Признаком службы опричника были собачья голова и метла, символизировавшие решимость «выгрызть и вымести измену». Опричники отрекались от своих семей и приносили царю клятву в верности.
По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились князья, бояре и дворяне. Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов, боярин Алексей Басманов, князь Афанасий Вяземский.
Со своими опричниками Иван IV провёл множество казней своих противников
Умер Иван Грозный в 1584 г., незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разоренная и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшим для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя.
VI. Физминутка
4. Чтение и анализ баллады «Василий Шибанов»
Словарная работа
-В балладе, с которой мы познакомимся сейчас, есть слова, которые связаны с текстом. Вот их список (на доске):
Воевода, опричник, опрична, окольные, ересь, заплечные мастера.
Выясним, каково их значение.
Стремянный - конюх-слуга, ухаживавший за верховой лошадью своего господина
Воевода – начальник войска в древней Руси
Окольные Расположенный в стороне от кратчайшего направления.
Зазноба - Любимая, возлюбленная.
Ересь - утверждение, противоречащее вероучению
Заплечные мастера-, устар. Палач
Опрична- личный удел царя Ивана Грозного, особая государственная территория, с войском и государственным аппаратом.
Опричник- телохранитель, человек, состоящий в рядах опричного войска.
Исторический комментарий
В декабре 1564 г. князь Андрей Курбский бежал в Литву. Оттуда он прислал царю своё первое послание. Царь ответил на это послание. Между царём и бежавшим князем началась недолгая переписка. Князь упрекал царя за то, что он расправляется со своими верными слугами. Князь полагал, что царь должен править вместе с боярами и советниками. Царь в своих письмах отстаивал право казнить и миловать по своему разумению и управлять страной единовластно.
Выразительное чтение баллады «Василий Шибанов» (попеременное чтение вслух).
- Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача — читать с пониманием, чтобы мы смогли ответить на вопросы после чтения.
Аналитическая беседа по вопросам.
- Когда была написана баллада? (Действие относится к русскому средневековью, эпохе правления Ивана Грозного, 16 веку).
-Почему автор в
своём творчестве обратился к теме Средневековья? Что его привлекло?
(Интересовала сильная личность, порождённая условиями сурового времени).
- Какие исторические персонажи в ней описаны? (В основе сюжета лежит событие, произошедшее в царствование Ивана Грозного).
-Какие черты
баллады вы находите в этом произведении?
- Какая история рассказана в балладе? (История о побеге князя Курбского
и о верности ему его слуги Василия Шибанова. В конце произведения Василий
Шибанов казнён по приказу царя).
-Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?( Эпитеты: рабская верность, лихой злодей, дерзкий гонец, собачья измена; Метафоры: «перо его местию дышит»; «послание, полное яду»; «звонит всей опрични кромешная тьма».)
-Какова композиция баллады? (фольклорная: зачин, основная часть, концовка )
-Каким показал царя А. К. Толстой? (Иван Грозный изображён мрачным, злым, кровожадным: «Был мрачен владыки загадочный взгляд»
- Обратите внимание на поведение жителей Москвы. Чего они боятся? («И молится, полный боязни, чтоб день миновался без казни»).
-Найдите в тексте слова и выражения, характеризующие Ивана Грозного.
-Посмотрите на речь царя. Какие уже знакомые черты мы в ней находим?
-Что мы можем сказать о князе Курбском?
-Можно ли его поведение в Литве назвать достойным? Почему? Можно ли понять его чувства?
-Как автор относится к Курбскому? Автор его не оправдывает, его герой – жестокий человек, он хочет сказать Грозному правду, посылая для этого гонца на верную гибель).
-Обратимся к образу третьего героя этого произведения. Что о нём можно сказать? Докажите словами из текста. (Ученики называют такие качества характера Шибанова, как: преданность, верность своему господину, стойкость,)
-Как царь относится к Шибанову? (Его удивляет преданность Шибанова Курбскому, он даже оценил это качество, говоря Шибанову такие слова: «Гонец, ты не раб, а товарищ и друг…» В то же время он осуждает Курбского за пренебрежительное отношение к таким верным слугам. Он говорит, что Курбский продал Шибанова « за бесценок»).
-Ещё один
персонаж - рассказчик-повествователь. Как он относится к царю и опричнине?
-А.К. Толстой написал художественное произведение или историческое?
(Это произведение об историческом прошлом России, оно имеет сюжет, но это не
эпическое произведение, так как здесь есть и чувства рассказчика, его отношение
к событиям.
Некоторые особенности: действие сосредоточено на одном эпизоде, в основе конфликт (столкновение), есть диалог, в котором раскрываются характеры героев).
- Что хотел нам рассказать Толстой своей балладой?
(Толстой рассказывает о настоящей любви к своей стране и преданности, которая не должна быть заключена в слепом повиновении и самопожертвовании.
Отстаивание гражданской позиции и чувство собственного достоинства - вот качества, которые должны быть присущи каждому русскому человеку).
5. Чтение и анализ баллады «Князь Михайло Репнин»
Аналитическая беседа по вопросам.
-Почему Репнин не поднял свой кубок?
-В чем он обвиняет Ивана Грозного?
-Опишите черты характера князя Репнина. (истинный патриот, у него болит душа о благоденствии Родины, но он не способен смиренно сносить разгул правителя, как Василий Шибанов, и в то же время не может предать отечество и постыдно бежать, как это сделал Курбский.)
-Какие черты баллады вы находите в этом произведении?
-Какие средства художественной выразительности помогают воссоздать события прошлого?
-Какие черты фольклора присутствуют в балладе? (устаревшая лексика, фольклорная композиция, повторы строф)
Вывод. Баллады объединены стилистически и тематически. В образах Василия Шибанова и князя Репнина автор воплотил идею справедливого народного гнева, возмущения кровавой политикой Ивана Грозного. Оба героя умирают, но не изменяют своим жизненным принципам.
VII. Итоги урока.
- А.К.Толстой, рисуя образы стремянного Шибанова и князя Репнина, хотел раскрыть сущность истинной преданности и любви к Отечеству, она – не в бессловесной покорности, а в осмыслении происходящего в стране и активном участии в судьбе Родины, смелом выражении своей гражданской позиции.
В жестокой эпохе Ивана Грозного внимание писателя больше всего привлекает противостояние упрямых, честных и доблестных людей общей системе зла и насилия. Толстой пытается понять и раскрыть в своих балладах психологию этих людей и, безусловно, отдает предпочтение не тем из них, кто, как Курбский, изменяет своему долгу, а потом помогает иноверцам разорять Россию, но натурам смелым и правдивым, которые обречены на гибель, ибо пытаются совместить высокие понятия о том, что достойно, с верностью системе, где осуществление подобных идеалов невозможно.
VIII. Рефлексия.
-Удалось ли нам достичь поставленной цели?
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Где пригодятся вам эти знания?
- Что было интересно?
-В чем актуальность сюжета баллад?
IХ. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение баллад, ответить на вопросы 7- 8, стр.288.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.