Среди приведенных здесь заданий и упражнений найдете те, которые созвучны вашим мыслям, идеям, вашему темпераменту и вкусам.
Эти игры, задания и упражнения, просты, эффективны и универсальны, их можно использовать в самых разнообразных тренингах. Руководство предназначено для тех, кто применяет игровые методы для развития качества творческого мышления.
Большинство игр и упражнения проходят в круге.
Круг - это определенная установка, концепция.
Круг - наилучшая форма для занятий в группе: здесь все и каждый не только равны (нет ни первого, ни последнего), но и хорошо видят друг друга.
Круг создает доверительность, интимность, сопричастность.
Круг концентрирует внимание на том, что происходит внутри него, отсекая внешние раздражители.
Круг защищает - у него есть и границы, и форма.
«КРУГ ИМЕН»
Упражнение замечательно работает как игра на знакомство, концентрацию внимания, быстроту реакции.
Все становятся в широкий круг! Начинается упражнение с того, что каждый громко и внятно скажет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как можно больше людей по именам.
Теперь начинается игра. Первый игрок (им может быть руководитель), хлопает в ладоши и указывает на человека, стоящего в круге, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на любого другого игрока в круге и произносит его имя... Смысл заключается в том, чтобы при очень высоком темпе игры, не забыть порядок действий: хлопок — указание на игрока — называние его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, заторможенное «включение» в игру, ошибка в имени приводит к поражению.
Проводить упражнение «Круг имен» желательно в следующем порядке:
• объяснение правил;
• круг имен — каждый громко и внятно представляет себя, называя имя;
• пробная игра, дающая возможность размяться и проверить понимание игроками правил, и позволяющая ведущему уточнить задания и установить приемлемый для упражнения темп;
• непосредственно игра.
«ПЕРЕДАЙ!»
Смысл упражнения в том, что, начиная с ведущего, каждый передает по кругу «нечто». Игроки то принимают, то передают это «нечто», как эстафетную палочку.
- Воображаемый предмет.
Например, своему соседу я передаю воображаемое яблоко. Как он догадался, что угощают его именно яблоком, а не стаканом чая? По форме моей кисти, удерживающей «яблоко», по тому, как я надкусил плод и с хрустом жую его... Предположим, тема этой эстафеты определена как «Застолье».
Тогда сосед, получив от меня фрукт, во-первых, назовет его, а потом передаст своему соседу слева тоже что-то съедобное: банан, мороженое, конфету, стакан сока... Угощаем друг друга, пока круг не замкнется!
Всякий раз определяем тематику цепочки заранее: «Спортивные принадлежности», «Музыкальные инструменты», «Предметы быта», «Животные», «Магазин одежды»…
- Гримаса-настроение.
Передаем друг другу гримасу. Изображаем мимически настроение и подкрепляем его соответствующими жестами! «Принимая» гримасу-настроение, сосед пытается назвать эмоцию «по имени».
Продолжаем круг. Это весело и очень полезно: даем мышцам лица поработать, ищем соответствие между настроением и «маской»...
Можно выполнить другую разновидность этого задания.
Первый актер из стоящих в круге демонстрирует товарищам позой и абстрактным звуком «образ» настроения, которое он испытывает сейчас. Вся группа вслед за этим повторяет этот настроение-образ как можно точнее. Аплодисменты! Следующий по очереди участник представляет свои эмоции, группа повторяет, аплодирует... Так — до завершения круга.
Упражнения из цикла «Передай!» можно проводить в усложненном варианте: с «накоплением». Тогда каждый следующий участник не просто определяет смысл той «эстафетной палочки», которую он получил, но и должен запомнить все предыдущие передаваемые предметы (имена, мимику, движения...) и отыграть их.
«ВОПРОС - ОТВЕТ»
Это очень эффективное упражнение на концентрацию внимания.
Ведущий держит в руках 4 - 6 различных (абсолютно неважно каких) некрупных предметов.
Каждый волен работать с тем, что находится в данный момент у него под рукой (ручка, ключ, мяч, линейка…). Надо представить, что мы впервые видим эти вещи. Сейчас начнем с ними «знакомиться», но делать это будем по кругу особым образом. Ведущий начинает и будет «знакомить» с предметами соседей слева и справа.
Итак, начинаем с ключа. Передаем его своему соседу со словами:
- Это ключ!
- Что? - должен спросить ведущего он.
- Ключ, - повторяет ведущий.
- Что?!? - продолжает изображать удивление партнер.
- Ключ! - не сдается ведущий.
- А, ключ... - Наконец сосед решает согласиться с доводами ведущего. Он забирает себе ключ и дальше передает его товарищу, следующему за ним по кругу, и повторяется тот же диалог:
- Это ключ. -Что?
- Ключ.
- Что?!!
- Ключ.
- А, ключ. - И ключ переходит к следующему человеку в круге.
До сих пор все упражнение выглядит до смешного простым, может быть, даже примитивным. Проблемы возникают, когда ведущий начнет вводить в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то справа, то включая в эстафету игроков из середины цепочки. Очень быстро возникнет ситуация, когда игроки должны одновременно (не делая пауз в упражнении!) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположном направлении! В этом случае беседа между партнерами будет развиваться приблизительно так:
Первый участник - второму: «Это ключ», Второй участник - первому: «Что?» - и сразу же третьему участнику: «Это ручка».
Первый - второму: «Ключ!»
Одновременно третий спрашивает второго: «Что?»
Второй: «Что?» (Обращаясь к первому.)
«Ручка!» (Ответ третьему.)
Первый: «Ключ!»
Третий: «Что?»
Второй: «А, ключ» (первому, забирая у него при этом ключ).
«Ручка!» (третьему, который после своего ответа: «А, ручка!» эту ручку и заберет)...
Чтобы успешно преодолеть все сложности, участникам, предстоит проявить максимальную собранность, несмотря на всю путаницу и смех, естественно сопровождающий весь этот балаган. Успехов!!!
«Запустив» в игру предметы, ведущий входит в центр круга, чтобы лично контролировать все приемы-передачи предметов в парах и тройках (в случае одновременного приема-передачи). Нужно добиваться от каждого участника правильного выполнения задания и точности «канонического текста» даже ценой многократного повторения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.