Активизация мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе проведения уроков АФК в нетрадиционной форме с использованием нестандартного оборудования
Урок физической культуры, более чем какой-либо другой урок, несет для ребёнка радость: само слово движение, это радость для растущего организма. И если учитель чётко организует занятие, и дети не сидят, а познают новое, до селя неизвестно, то результат не заставит себя ждать. Так должно быть. Это соответствует физиологии и психологии ребёнка, но это касаемо детей нормы, а детей с умственной отсталостью, только частично. Ребенку, для того чтобы выполнить определенный предмет нужно еще и его осмысление выполнения, понятия техники движения, чтобы получить результат и естественно положительные эмоции. Вот тут и напрашивается использование нестандартных форм, методов, инвентаря, материалов.
Использование нестандартных форм, методов обучения вызывает у детей положительные эмоции, переживания, содержит благоприятный фон для решения воспитательных, образовательных и оздоровительных задач.
Исходя из актуальности этой проблемы, был создан методический сборник: «Не стандартное проведение урока физического воспитания». Данный сборник разработан для учителей физической культуры работающих в детских дошкольных, школьных учреждениях. Данный источник гласит, что на современном уроке следует поднять на более высокий уровень, дифференцированный подход к ученикам в процессе обучения, поэтому при планировании современного урока важно намечать дифференцированные упражнения для обучающихся, проявляющих разные особенности физического развития. Современный урок отличается более высокими требованиями к условиям, в которых он протекает, причём ко всему комплексу этих условий учебно-материальным, гигиеническим, эстетическим и морально-психологическим. Но нестандартные формы обучения могут потребовать нестандартное оборудование, что значительно повышает интерес школьников к физкультурным занятиям.
При проведении нетрадиционных форм обучения на уроках физкультуры возникает необходимость и несколько иного подхода к контролю за учебным процессом. При контроле надо стремиться выяснить, насколько комплексно учитель планировал задачи обучения, воспитания и развития школьников, как ему удалось спланировать и применять дифференцированный подход к ученикам. Однако, выделяя главное в своей работе, надо обязательно стремительному соблюдению на практике всей совокупности дидактических требований, обеспечивающих на научной основе оптимизацию учебно-воспитательного процесса.
При выборе нестандартных форм на уроке АФК необходимо додерживаться структуры современного урока. Но сначала давайте определим, что такое нестандартный урок?
В первую очередь это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру и способствует в первую очередь развитию, у обучающихся с помощью педагога: познанию, контролю, самоопределению; формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров, системы значимых социальных и межличностных отношений познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий, способность их использовать учебной, познавательной деятельности.
Анализ педагогической литературы позволил выделить часто используемые технологии известных авторов для разнообразия уроков АФК: здоровьесберегающая технология - В.Ф. Базарного, А.Н. Стрельникова, игровая технология под редакцией Б.П. Никитина, информационно-коммуникативная автор В.В. Гузеев и соревновательная технология и на основании этого выделить несколько типов нестандартных уроков. Наиболее распространенными типами являются:
· игровые занятия, построенные на основе игр и игр-эстафет с включением игр;
· занятия-тренировки или тренировочные занятия – серия занятий по обучению спортивным играм с элементами легкой атлетики; занятие, построенное на одном движении, как вариант тренировочного занятия,
· круговая тренировка – принцип организации такого занятия достаточно прост: вводная и заключительная часть замятия проводятся в традиционной форме,
· сюжетно-игровые занятия – построенное на сказочной или реальной основе, занятия на спортивных комплексах и тренажерах,
· занятия, построенные на танцевальном материале, на музыкально-ритмических движениях – нравятся детям, применяются для успешного создания бодрого настроения
· занятия из серии «Забочусь о своем здоровье» проводятся не менее 3–4 раз в месяц и важны для социализации и адаптации обучающихся в обществе. На этих занятиях учатся приемам расслабления, аутотренингу, самомассажу,
· занятия с элементами психогимнастики – это специальный вид занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но и для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей. Также включены такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.
· Хатха-йоги – основу занятий составили комплексы физических упражнений с элементами Хатха-йоги. Для проведения таких занятий подбираются самые доступные йоговские 15) диагностическое или контрольное занятие может быть построено в виде приема в школу космонавтов, спортивную школу, для чего студенты проходят как бы проверку на силу, выносливость, умение выполнять основные движения. Диагностику также можно провести в игры «Вертушка». Каждый студент или группа студентов получают путевой лист по типу занятия по карточкам, на котором указаны движения и порядок их выполнения. На станциях их поджидают эксперты (преподаватель, инструктор), которые фиксируют результаты выполнения упражнения. Такой прием в проведении диагностики очень эффективен.
· занятия-походы – это длительная спортивная ходьба по заданному маршруту. Это разнообразие, в проведении физкультурных занятий помогает педагогу развить в детях интерес к физкультуре, повысить двигательную активность детей и моторную плотность занятий.
Хочется
сделать вывод: практическая реализация реформы школы требует решения одной из
главных задач: совершенствования урока. Эффективность современного урока
оценивается по его конечному результату. Это требует от учителя тщательного
продумывания содержания учебного материала и организации форм деятельности
обучающихся с умственной отсталостью для путей решения поставленных задач.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.