Секция: Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках естественных дисциплин
Шлыкова Елена Эриковна,
учитель физики,
МОУ «УВК «Гармония» г. Донецк
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Аннотация.
В практике работы школы накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении физике. В данной работе рассмотрены пути реализации данной проблемы на уроках физики. Учитель приводит конкретные примеры для решения данного вопроса.
Ключевые слова: познавательная активность, активные методы обучения,
активизация познавательной деятельности.
Цель статьи: показать приемы и методы, активизирующие познавательную деятельность школьников на уроках физики в основной школе, а также в их практическом применении.
Беда школы потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений. Отрицательно сказываются также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления.
Физика — трудный предмет. В этом мнении сходятся и ученики, и их родители, и администрация, и коллеги-предметники, ведущие другие предметы.
Повышение эффективности и качества обучения физике в школе во многом зависит от удачного выбора и реализации путей активизации познавательной деятельности учащихся.
Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач.
В своей работе я исходила из того что работа учителя по активизации познавательной деятельности учащихся будет наиболее эффективной, а качество знаний учащихся будет выше, если при проведении уроков используются приемы и средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и развивающие их познавательный интерес.
Для активизации учения школьников, я использую различные приемы, которые влияют на становление интереса ребят к учению:
· новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);
· обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);
· историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);
· показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;
· ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях – космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.
· включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;
· проблемное обучение;
· постановку практических работ (исследовательских, творческих).
Использование художественной и научно-популярной литературы, телевизионных научно-популярных передач (тележурнал «Галилео» - телеканал «СТС», передача «ACADEMIA» – телеканал «Культура» и т.д.), в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению.
Рассмотрим основные пути и способы создания познавательных ситуаций.
При проведении уроков я использую презентации, которые не только помогают раскрыть тему урока, но и сконцентрировать внимание учащихся на основных понятиях. Но свои презентации, я как правило комплектую вопросами позволяющими активизировать мыслительные способности учеников. Например, при рассмотрении темы «Строение вещества» 7 класс, учащимся предлагаются вопросы:
1. Рука золотой статуи в древнегреческом храме, которую целовали прихожане, за десятки лет заметно похудела. Почему ?
2. Почему появляются углубления в ступенях древних каменных лестниц?
3. Почему изнашиваются подметки у ботинок, и стираются до дыр локти пиджаков ?
4. Чем отличается движение одной и той же молекулы в воздухе и в вакууме?
5. Какое вещество находится внутри шарика?
• Из чего оно состоит?
• Если сжать шар, изменится ли число молекул в нем, их размеры?
Как объяснить изменение объёма воздуха в шарике?
Рассмотрение темы «Влажность воздуха» 8 класс, я начинаю с вопросов:
· Зачем в жару для предохранения продуктов от порчи их иногда покрывают влажной тканью?
· Почему, выходя из воды даже в жаркий день, мы чувствуем холод?
· Почему скошенная трава быстрее высыхает в ветреную погоду, чем в тихую?
· В двух одинаковых тарелках поровну налиты жирные и постные щи. Какие щи быстрее остынут? Почему?
· Почему вода в бутылке, плотно закрытой пробкой, не испаряется?
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
· отстаивать свое мнение;
· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
· ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
· рецензировать ответы товарищей;
· оценивать ответы и письменные работы товарищей;
· объяснять более слабым учащимся непонятный материал;
· самостоятельно выбирать посильное задание;
· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
· решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
В 11 классе при рассмотрении темы «Специальная теория относительности», перед просмотром фрагмента видеофильма, задаю вопрос: Распространяется ли принцип относительности, справедливый для механических явлений, на электромагнитные явления?
Каковы противоречия между законами классической механики и законами электродинамики? Поставленные вопросы концентрируют внимание учеников при просмотре видеофильма.
Использование межпредметных связей для создания проблемной ситуации так же активизируют познавательную активность учеников. Например, из курса географии учащиеся знают, что климат на побережье значительно мягче, чем в глубине континента. Что является причиной смягчения климата? Откуда берется добавочное тепло зимой? Для решения межпредметной задачи учащиеся выдвигают гипотезы, рассматривают их в поисках нужной, у них вырабатывается вероятностный подход к изучению предметов и явлений окружающего мира, что является характерной чертой творческой работы. Кроме того, работа с материалом смежного предмета требует от учащихся более интенсивной аналитикосинтетической мыслительной деятельности, учит их приемам сравнения, анализа, обобщения фактов и явлений, изучаемых в смежных науках.
Выводы
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности. Самым значимым мотивом учения является познавательный интерес. Значит, активизацию познавательной деятельности нужно начинать с пробуждения познавательного интереса при помощи специально подобранных форм и методов. Для дальнейшей активизации познавательной деятельности необходимо учитывать то, что для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, необходимо обеспечить понимание учащимися материала, а значит:
· правильно организовать восприятие нового материала;
· использовать доказательные приемы объяснения;
· учитывать методологические требования и психологические закономерности;
· проводить эвристические беседы;
· разрабатывать задания на сравнение и систематизацию материала, экспериментальные работы, логико-поисковые самостоятельные работы.
Успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Список литературы:
1. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1984. – 284 с.
2. Булатова Е.В. Развивать у учащихся интерес к знаниям и учению.//Физика в школе – 1987. - № 2 – с. 82-83.
3. Гребенок Т.Б. Повышение эффективности проблемного изучения нового материала.//Физика в школе – 1976. - № 6. – с. 31.
4. Дикова Л.О. О самостоятельной работе учащихся.//Физика в школе – 1979. - № 1. – с.27.
5. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу.//Физика в школе – 1980. - № 5. – с. 40.
6. Дубаев З.В. Из опыта проведения уроков – семинаров.//Физика в школе – 1984. - № 2. – с.46.
7. Ерунова Л.И. Планирование и структура современного урока физики.//Физика в школе – 1984. - № 3. – с.53.
8. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.