Опыт работы учителя начальных классов
Мазий Евгении Владимировны.
Активизация познавательной деятельности учащихся
через использование современных образовательных технологий
Введение.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: они представлены на слайде.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует отметить, что процесс познания у них не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. К тому же в последнее время наблюдается снижение познавательной активности. Я обратила внимание на то, что дети, пришедшие в 1 класс, в основной массе пассивны на уроках, с трудом включаются в учебную деятельность, не проявляют желания к самостоятельной работе, при затруднении теряют интерес к занятиям. Как сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Ведь я как учитель должна научить учиться и добывать знания каждого ребенка. Передо мной возникла проблема поиска путей повышения познавательной активности обучающихся.
Изучив методическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу: активизация познавательной деятельности учащихся - один из актуальных вопросов педагогической теории и практики.
2 шаг – определение предполагаемых результатов деятельности по данной теме.
Кроме этого я хотела, чтобы процесс образования не только не навредил здоровью моих учеников, но чтобы через уроки и внеурочную деятельность в стенах школы у детей сформировалось представление о культуре здорового образа жизни. Работая по данной теме я не могла обойти и себя Для себя я хотела ответить на некоторые вопросы.
1. Какие технологии можно использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся?
Первое, что я сделала – обратилась к источникам информации.
В толковом словаре я нашла такое определение:
Учебное пособие «Современные образовательные технологии» дает следующее определение понятию технология:
Конечно, современных образовательных технологий много
2. Какие современные педагогические технологии я буду использовать для достижения результатов?
Целью моей работы является:
стимулирование интеллектуально-творческого потенциала младших школьников, развитие и совершенствование их способностей. Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:
Учитывая все мною сказанное, я остановилась на выборе следующих технологий:
1. Технология развития критического мышления.
2. Технологии проектных методов обучения.
3. Здоровьесберегающие технологии.
· Технология развития критического мышления.
Развивая способность к критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиальная особенность данной технологии - выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Эту технологию я использую в своей работе второй год. Те приёмы учебной работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.
· Технологии проектных методов обучения.
Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.
Сегодня уже имеется положительный опыт такой технологии.
В основе проектной деятельности лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного к творческому. Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя – активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.
В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.
· Здоровьесберегающие технологии.
Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физ. минутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении и, я надеюсь, позволяет сохранять здоровье моих четвероклассников. Выбор технологии – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, методов, приемов организации учебной деятельности. Отвечая себе на вопрос, всегда ли применимы выбранные мной технологии? если нет, то могу ли я использовать отдельные элементы технологии? Я понимаю, что всегда использовать здоровьесберегающие технологии я не просто могу, но и обязана, так как хочу, чтобы процесс образования не навредил здоровью моих учеников, и чтобы через уроки и внеурочную деятельность в стенах школы у детей сформировалось представление о культуре здорового образа жизни.
Технологии проектных методов обучения и технологию развития критического мышления я применяю в зависимости от поставленной цели урока, типа и ожидаемых результатов. А вот элементы данных технологий я использую намного чаще.
В педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной активности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Можно утверждать, что новые технологии обучения, прежде всего, повышают активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
3. Результаты.
В конце 2012 – 2013 учебного года проводилось диагностическое исследование педагогом – психологом школы Поповой С.П. в 3Б классе (для учащихся) по Жедуновой Л.Г. (Диагностика развития личности учащегося по определению эффективности учебно-воспитательного процесса). Результаты приведены ниже.
Кроме этого диагностика осуществляется путём анкетирования детей и родителей, проверок преподавания предмета администрацией школы, наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.
Проводимая в системе работа по развитию познавательной активности не могла не сказаться на результатах качества знаний по предметам. В 1 четверти третьего класса средний показатель качества знаний по русскому языку и математике составил 50% при 100% обученности. По итогам первой четверти в 4 классе средний показатель качества знаний по русскому языку и математике составил 58 %, обученность по предмету сохранилась, а качество возросло на 8%. Результаты отражены в сравнительной диаграмме.
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
Мониторинг участия учащихся МБОУ СОШ №8
(4 б класс)
в конкурсах разных уровней
На основании этих данных можно утверждать, что новые технологии обучения, прежде всего, повышают активность учащихся, при чем не только во время урока, но и мотивируют младших школьников на участие в конкурсах различного уровня.
Применяя в работе здоровьесберегающие технологии в течение трех последних лет, я понимаю, что мониторинг заболеваемости учащихся – указывает на то, эффективна ли моя работа по сохранению здоровья детей, но это лишь одно направление данной технологии. Нельзя забывать и о том, что я так же направляла работу на формирование у ребят представления о культуре здорового образа жизни. В этом году они – выпускники. Стал вопрос, удалось это или нет? Надеюсь, что ответить на данный вопрос мне поможет тест, который я провела в мае 2013 г. и планирую провести в конце 4 класса (Приложение № 1).
То есть я уже могу сказать, что фактически начинаю отвечать на вопрос: «Как использование данных технологий поможет мне сэкономить время и силы при подготовке к занятиям?» Но как же на эту цель работают 2 другие технологии?
Помощником при написании плана-конспекта урока на основе ТРКМ и ТПМО служит Технологическая карта. (Приложение № 2,3).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.