Активизация познавательной деятельности обучающихся
Оценка 4.7

Активизация познавательной деятельности обучающихся

Оценка 4.7
doc
29.10.2022
Активизация познавательной деятельности обучающихся
Активизация познавательной деятельности учащихся.doc

Опыт работы учителя начальных классов

Мазий Евгении Владимировны.

Активизация  познавательной деятельности учащихся

через использование современных образовательных технологий

 

Введение.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество и результативность, должно стать обучение, ориентированное на самосовершенствование и самореализацию личности. Поэтому на смену модели «образование-преподавание» пришло «образование-взаимодействие», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. А успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности  у учащихся познавательных интересов. Именно это, на мой взгляд, и определяет активность школьника в познании себя и окружающего мира.

         Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: они представлены на слайде.

        Учитывая возрастные особенности младших школьников, следует отметить, что процесс познания у них не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. К тому же в последнее время наблюдается снижение познавательной активности. Я обратила внимание на то, что дети, пришедшие в 1 класс, в основной массе пассивны на уроках, с трудом включаются в учебную деятельность, не проявляют желания к самостоятельной работе, при затруднении теряют интерес к занятиям.  Как сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение? Ведь я как учитель должна научить учиться и добывать знания каждого ребенка. Передо мной возникла проблема поиска путей повышения познавательной активности обучающихся.

       Изучив методическую литературу по данному вопросу, я пришла к выводу: активизация познавательной деятельности учащихся - один из актуальных вопросов педагогической теории и практики.

 

      2 шаг – определение предполагаемых результатов деятельности по данной теме.

 

Кроме этого я хотела, чтобы процесс образования не только не навредил здоровью моих учеников, но чтобы через уроки и внеурочную деятельность в стенах школы у детей сформировалось представление о культуре здорового образа жизни. Работая по данной теме я не могла обойти и себя Для себя я хотела ответить на некоторые вопросы.

 

 

 

1. Какие технологии можно использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся?

 

 

Первое, что я сделала – обратилась к источникам информации.

В толковом словаре я нашла такое определение:

Учебное пособие «Современные образовательные технологии» дает следующее определение понятию технология:

         Конечно, современных образовательных технологий много

 

2. Какие современные педагогические технологии я буду использовать для достижения результатов?

 

Целью моей  работы является:

стимулирование интеллектуально-творческого потенциала младших школьников, развитие и совершенствование их способностей. Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:

 

 

Учитывая все мною сказанное, я остановилась на выборе следующих технологий:

1.                   Технология развития критического мышления.

2.                   Технологии проектных методов обучения.

3.                   Здоровьесберегающие технологии.

 

 

·                   Технология развития критического мышления.

 

Развивая способность к  критическому мышлению можно добиться улучшения мыслительной деятельности. Принципиальная особенность данной технологии - выделение трёх обязательных стадий работы: стадия вызова, осмысления, рефлексии. Такое построение этапов работы позволяет сделать развитие мышления школьников управляемым процессом. Эту технологию я использую в своей работе второй год. Те приёмы учебной  работы, которые существуют в технологии, являются важным средством развития критического мышления. А ученик, мыслящий критически, вступает в активную деятельность, выполняя различные мыслительные операции – анализ, синтез, обобщение. Методы и приёмы технологии развития критического мышления формируют самостоятельность мышления.

 

 

 

 

·       Технологии проектных методов обучения.

 

Проектная деятельность как средство активизации познавательной деятельности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

         Сегодня уже имеется  положительный опыт такой технологии.

В основе проектной деятельности  лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути  продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного  к творческому.  Проектная деятельность позволяет решить  мою главную задачу как учителя –  активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности. Сегодня  проектная деятельность успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

    В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной  активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности, который становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

 

 

·                   Здоровьесберегающие технологии.

 

Использование данных технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физ. минутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ИКТ, что дает положительные результаты в обучении и, я надеюсь, позволяет сохранять здоровье моих четвероклассников. Выбор технологии – это выбор наиболее рациональных, эффективных способов, методов, приемов организации учебной деятельности. Отвечая себе на вопрос, всегда ли применимы выбранные мной технологии? если нет, то могу ли я использовать отдельные элементы технологии? Я понимаю, что всегда использовать здоровьесберегающие технологии я не просто могу, но и обязана, так как хочу, чтобы процесс образования не навредил здоровью моих учеников, и чтобы через уроки и внеурочную деятельность в стенах школы у детей сформировалось представление о культуре здорового образа жизни.

Технологии проектных методов обучения и технологию развития критического мышления я применяю в зависимости от поставленной цели урока, типа и ожидаемых результатов. А вот элементы данных технологий я использую намного чаще.

В педагогической практике я использую различные пути активизации познавательной активности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

Можно утверждать, что новые технологии  обучения, прежде всего, повышают  активность учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

 

 

3. Результаты.

 

 

         В конце 2012 – 2013 учебного года  проводилось диагностическое исследование педагогом –  психологом школы Поповой С.П. в 3Б классе (для учащихся)  по Жедуновой Л.Г. (Диагностика развития личности учащегося по определению эффективности учебно-воспитательного процесса). Результаты приведены ниже.

Кроме этого диагностика осуществляется путём анкетирования детей и родителей, проверок преподавания предмета администрацией школы, наблюдения за учащимися в ходе учебной деятельности.

Проводимая в системе работа по развитию познавательной активности не могла не сказаться на результатах качества знаний по  предметам. В 1 четверти третьего класса средний показатель качества знаний по русскому языку и математике составил 50% при 100% обученности. По итогам первой четверти в 4 классе средний показатель качества знаний по русскому языку и математике составил 58 %, обученность по предмету сохранилась, а качество возросло на 8%. Результаты отражены в сравнительной диаграмме.

 

 

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.

 

 

Мониторинг участия учащихся МБОУ СОШ №8

(4 б класс)

в конкурсах разных уровней

 

На основании этих данных можно утверждать, что новые технологии  обучения, прежде всего, повышают  активность учащихся, при чем не только во время урока, но и мотивируют младших школьников на участие в конкурсах различного уровня.

Применяя в работе здоровьесберегающие технологии в течение трех последних лет, я понимаю, что мониторинг заболеваемости учащихся – указывает на то, эффективна ли моя работа по сохранению здоровья детей, но это лишь одно направление данной технологии. Нельзя забывать и о том, что я так же направляла работу на формирование у ребят представления о культуре здорового образа жизни. В этом году они – выпускники. Стал вопрос, удалось это или нет? Надеюсь, что ответить на данный вопрос мне поможет тест, который я провела в мае 2013 г. и планирую провести в конце 4 класса (Приложение № 1).

 

То есть я уже могу сказать, что фактически начинаю отвечать на вопрос: «Как использование данных технологий поможет мне сэкономить время и силы при подготовке к занятиям?» Но как же на эту цель работают 2 другие технологии?

Помощником при написании плана-конспекта урока на основе ТРКМ и ТПМО служит Технологическая карта. (Приложение № 2,3).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Опыт работы учителя начальных классов

Опыт работы учителя начальных классов

Какие технологии можно использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся?

Какие технологии можно использовать для активизации познавательной деятельности обучающихся?

Технологии проектных методов обучения

Технологии проектных методов обучения

Технологии проектных методов обучения и технологию развития критического мышления я применяю в зависимости от поставленной цели урока, типа и ожидаемых результатов

Технологии проектных методов обучения и технологию развития критического мышления я применяю в зависимости от поставленной цели урока, типа и ожидаемых результатов

Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика

Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика

Активизация познавательной деятельности обучающихся

Активизация познавательной деятельности обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2022