Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках информатики

  • Особые потребности
  • pdf
  • 12.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 24.05.2022 г. Активизация познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ на уроках информатики.pdf

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ

РЕСПУБЛИКИ «СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

 

 

 

 

 

 

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

       

 

Подготовила

Кузнецова В.В.

 

 

г. Суходольск

2022 г.

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Существуют специальные математические способности, музыкальные, художественные, лингвистические. Есть ли компьютерные способности? Здесь имеют значение задатки, заложенные от природы, обучение и практика. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области школьной компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения учащихся с ОВЗ к компьютерам. Но решать этот вопрос абстрактно, без учета индивидуальных особенностей детей, невозможно. Компьютер для многих так и остается тайной. К моменту изучения информатики у учащихся уже сформировалась структура всех познавательных процессов. Кроме этого влияет еще множество других факторов: в семьях различен материальный уровень, жилищные условия, моральный климат, стиль взаимоотношений между людьми, место проживания и т.п.  

Наблюдения за учащимися показывают, что успешность компьютерной деятельности зависит от сочетания определенных качеств, а именно: 

а) активного и устойчивого интереса к предмету информатика; 

                б)   ряда    характерологических    черт    (личностных    особенностей)    –

трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, а также устойчивых эмоциональных состояний (чувства удовлетворения от напряженной умственной работы за пультом ЭВМ, радости творчества и т.п.); 

в) первоначального запаса знаний, умений и навыков (например, умения

играть в компьютерные игры); 

г) наконец, индивидуально-психологических особенностей в сенсомоторной и мыслительной сферах. 

Школьникам, плохо взаимодействующим с компьютером, характерны мышечное напряжение, большое количество лишних, нецелесообразных движений. Эти учащиеся быстро утомляются, сидение за пультом ЭМВ для них тяжелая работа. 

Школьникам, плохо взаимодействующим с компьютером, характерны мышечное напряжение, большое количество лишних, нецелесообразных движений. Эти учащиеся быстро утомляются, сидение за клавиатурой для них тяжелая работа. 

Было бы иллюзией полагать, что все учащиеся, приступающие к изучению информатики, в равной степени заинтересованы в овладении этим учебным предметом. У многих учащихся первоначальный интерес к компьютерам возникает задолго до начала изучения курса информатики. Происходит это благодаря интенсивно развивающейся досуговой информатике (компьютерным играм). Однако учебная и досуговая информатика по-разному привлекают подростков: любящих играть гораздо больше, чем любящих учиться. В оптимальном случае досуговая информатика выступает как своеобразный фундамент, обеспечивающий знакомство с ЭВМ. 

Было бы ошибкой недооценивать также и то, что в результате подобного знакомства у школьников формируется устойчивое положительное отношение к ЭВМ. К сожалению, досуговая информатика остается единственной формой взаимодействия с компьютером. Как показывают наблюдения учителей информатики, для многих школьников изучение этого предмета – не более чем необходимость, продиктованная тем, что этот предмет является обязательным в учебной программе. Психологи называют такой мотив нормативно-ролевым. Важное место в жизни школьников занимает также группа мотивов, не связанных с непосредственным интересом к компьютерам и информатике. Это мотивы достижений – стремление все делать хорошо и свободно оценивать результаты сделанного. К сожалению, далеко не всегда такой целью является получение знаний. Нередко их цели более прозаичны и прагматичны, например, получить хорошую оценку, добиться каких либо привилегий.

Рекомендуется всячески укреплять веру в себя, поддерживать сознание собственной силы у учащихся, ориентированных на неудачу. Познавательные мотивы в изучении информатики, как правило, соседствуют с заинтересованность учащихся техникой как таковой. 

Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Чтобы процесс обучения был успешным, необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность. 

Факторы активизации познавательной деятельности 

при работе с компьютером.

1.  Наглядность (интерактивные ЭОР), то есть возможность управлять демонстративным процессом.

2.  Работа с клавиатурой – она увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.

3.  Широкие возможности самоконтроля.

4.  Возможность наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.

5.  Возможность индивидуализации обучения.

6.  Моделирование. Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя должны использовать в своей практике различный, занимательный материал.

Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока. 

На уроках информатики очень важно индивидуально оценивать работоспособность ребенка на уроке. Для этого я использую на своих уроках  специальные педагогические подходы:

       разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции; 

       поэтапное разъяснение и последовательное выполнение заданий;

       использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.

       смена видов деятельности;

       использование физкультурных пауз;

       использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

На уроке информатики с помощью компьютера дети успешно развивают внимание, воображение, познавательную деятельность, мышление. Все задания должны соответствовать возрасту, особенностям и возможностям ребенка.  Ребенку с ОВЗ необходимо подбирать упражнения в зависимости от особенностей его развития, а не его возраста. 

 Таким образом, степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель. 

Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, которые я применяю на своих уроках информатики:

       Игра (наиболее часто используется в начале урока: кроссворды, ребусы, ролевая игра).

       Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия творческой деятельностью, моделирование, создание проектов).

       Практический метод (использование полученных знаний на практике)

       Наглядный метод (для лучшего усвоения материала)

       Исследовательский метод.

       Графический метод.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю:

       объяснительно-иллюстративный;

       репродуктивный;

       частично поисковый;

       коммуникативный;

       информационно-коммуникационный;

       методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, которые также используются на уроках информатики как отдельно, так и в совокупности.

Информационные технологии для детей с ОВЗ – способ социально адаптироваться в будущем, поэтому составляя технологическую карту урока я выбираю следующие формы работы с детьми с ОВЗ:

       групповые;

       индивидуальные;

       дистанционные уроки;

       творческие задания;

       урок – викторина;         урок – проект;     урок – конкурс.

Все методы и приёмы организации обучения должны создавать у детей положительные эмоции, повышать интерес, активность к учению. Использование методов и приёмов систематически, в доступной форме способствует развитию познавательной активности у детей, дает положительную динамику в развитии. Но работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это, безусловно, совместная работа учителя, психолога и конечно родителей, так как основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.

 

Посмотрите также