ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ «СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Подготовила
Кузнецова В.В.
г. Суходольск
2022 г.
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Существуют специальные математические способности, музыкальные, художественные, лингвистические. Есть ли компьютерные способности? Здесь имеют значение задатки, заложенные от природы, обучение и практика. Педагоги и психологи, специализирующиеся в области школьной компьютеризации, подчеркивают важность формирования положительного отношения учащихся с ОВЗ к компьютерам. Но решать этот вопрос абстрактно, без учета индивидуальных особенностей детей, невозможно. Компьютер для многих так и остается тайной. К моменту изучения информатики у учащихся уже сформировалась структура всех познавательных процессов. Кроме этого влияет еще множество других факторов: в семьях различен материальный уровень, жилищные условия, моральный климат, стиль взаимоотношений между людьми, место проживания и т.п.
Наблюдения за учащимися показывают, что успешность компьютерной деятельности зависит от сочетания определенных качеств, а именно:
а) активного и устойчивого интереса к предмету информатика;
б) ряда характерологических черт (личностных особенностей) –
трудолюбия, организованности, самостоятельности, целеустремленности, а также устойчивых эмоциональных состояний (чувства удовлетворения от напряженной умственной работы за пультом ЭВМ, радости творчества и т.п.);
в) первоначального запаса знаний, умений и навыков (например, умения
играть в компьютерные игры);
г) наконец, индивидуально-психологических особенностей в сенсомоторной и мыслительной сферах.
Школьникам, плохо взаимодействующим с компьютером, характерны мышечное напряжение, большое количество лишних, нецелесообразных движений. Эти учащиеся быстро утомляются, сидение за пультом ЭМВ для них тяжелая работа.
Школьникам, плохо взаимодействующим с компьютером, характерны мышечное напряжение, большое количество лишних, нецелесообразных движений. Эти учащиеся быстро утомляются, сидение за клавиатурой для них тяжелая работа.
Было бы иллюзией полагать, что все учащиеся, приступающие к изучению информатики, в равной степени заинтересованы в овладении этим учебным предметом. У многих учащихся первоначальный интерес к компьютерам возникает задолго до начала изучения курса информатики. Происходит это благодаря интенсивно развивающейся досуговой информатике (компьютерным играм). Однако учебная и досуговая информатика по-разному привлекают подростков: любящих играть гораздо больше, чем любящих учиться. В оптимальном случае досуговая информатика выступает как своеобразный фундамент, обеспечивающий знакомство с ЭВМ.
Было бы ошибкой недооценивать также и то, что в результате подобного знакомства у школьников формируется устойчивое положительное отношение к ЭВМ. К сожалению, досуговая информатика остается единственной формой взаимодействия с компьютером. Как показывают наблюдения учителей информатики, для многих школьников изучение этого предмета – не более чем необходимость, продиктованная тем, что этот предмет является обязательным в учебной программе. Психологи называют такой мотив нормативно-ролевым. Важное место в жизни школьников занимает также группа мотивов, не связанных с непосредственным интересом к компьютерам и информатике. Это мотивы достижений – стремление все делать хорошо и свободно оценивать результаты сделанного. К сожалению, далеко не всегда такой целью является получение знаний. Нередко их цели более прозаичны и прагматичны, например, получить хорошую оценку, добиться каких либо привилегий.
Рекомендуется всячески укреплять веру в себя, поддерживать сознание собственной силы у учащихся, ориентированных на неудачу. Познавательные мотивы в изучении информатики, как правило, соседствуют с заинтересованность учащихся техникой как таковой.
Для ребёнка с ОВЗ школа является одним из важных факторов социализации, а также важным символом здоровья и полноценной жизни. Чтобы процесс обучения был успешным, необходимо, чтобы дети с ОВЗ хотели учиться, чтобы у них была мотивация к обучению и не пропадала познавательная активность.
Факторы активизации познавательной деятельности
при работе с компьютером.
1. Наглядность (интерактивные ЭОР), то есть возможность управлять демонстративным процессом.
2. Работа с клавиатурой – она увеличивает взаимосвязь двигательных реакций и процессов восприятия.
3. Широкие возможности самоконтроля.
4. Возможность наглядно представить процессы, которые ранее нельзя было наблюдать.
5. Возможность индивидуализации обучения.
6. Моделирование. Активизация познавательной деятельности обучающихся - одна из основных задач учителя. Учитель исходит из того, что среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении. Ещё К.Д. Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя должны использовать в своей практике различный, занимательный материал.
Дети с ОВЗ нуждаются в особом подходе со стороны учителя. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью. Решающую роль в активизации познавательной деятельности играет мотивационный компонент урока.
На уроках информатики очень важно индивидуально оценивать работоспособность ребенка на уроке. Для этого я использую на своих уроках специальные педагогические подходы:
• разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции;
• поэтапное разъяснение и последовательное выполнение заданий;
• использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
• смена видов деятельности;
• использование физкультурных пауз;
• использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
На уроке информатики с помощью компьютера дети успешно развивают внимание, воображение, познавательную деятельность, мышление. Все задания должны соответствовать возрасту, особенностям и возможностям ребенка. Ребенку с ОВЗ необходимо подбирать упражнения в зависимости от особенностей его развития, а не его возраста.
Таким образом, степень познавательной активности учащихся с ОВЗ на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке учитель.
Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ, которые я применяю на своих уроках информатики:
• Игра (наиболее часто используется в начале урока: кроссворды, ребусы, ролевая игра).
• Творческое самовыражение (рисование, конструирование, занятия творческой деятельностью, моделирование, создание проектов).
• Практический метод (использование полученных знаний на практике)
• Наглядный метод (для лучшего усвоения материала)
• Исследовательский метод.
• Графический метод.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе с учащимися, имеющими ОВЗ, считаю:
• объяснительно-иллюстративный;
• репродуктивный;
• частично поисковый;
• коммуникативный;
• информационно-коммуникационный;
• методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, которые также используются на уроках информатики как отдельно, так и в совокупности.
Информационные технологии для детей с ОВЗ – способ социально адаптироваться в будущем, поэтому составляя технологическую карту урока я выбираю следующие формы работы с детьми с ОВЗ:
• групповые;
• индивидуальные;
• дистанционные уроки;
• творческие задания;
• урок – викторина; урок – проект; урок – конкурс.
Все методы и приёмы организации обучения должны создавать у детей положительные эмоции, повышать интерес, активность к учению. Использование методов и приёмов систематически, в доступной форме способствует развитию познавательной активности у детей, дает положительную динамику в развитии. Но работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это, безусловно, совместная работа учителя, психолога и конечно родителей, так как основное влияние на формирование полноценной личности ребёнка оказывает семья, и очень многое зависит от правильного родительского поведения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.