ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ «СУХОДОЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
ДОКЛАД
Подготовила
Кузнецова В.В.
Суходольск 2022 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ
ИНФОРМАТИКИ
Основные принципы организации самостоятельной деятельности обучающихся
Одна из целевых функций обучения любому предмету в школе – формирование у школьников умений самостоятельной учебной деятельности. Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющемся обществе. Мобильный, активный, самостоятельный человек имеет все шансы стать успешным в современном мире. Социализация личности учащегося, т.е. его умение адаптироваться в окружающей действительности, ставится во главу угла в процессе обучения и воспитания. Компетентностный подход в обучении становится рычагом, обеспечивающим социализацию личности ребенка. В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти обучающихся.
Итак, современное образование ставит своей целью воспитание социальнокомпетентной личности, где среди прочих, особенно важными являются информационная и учебно-познавательная компетентность личности, успешно формировать которые позволяет метод самостоятельной работы с использованием ИКТ. Самостоятельная работа учащихся с использованием ИКТ, интернет-технологий – активный метод обучения, в процессе которого учащиеся по заданию учителя и под его руководством решают не только учебную задачу, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с различной информацией. Активность этого метода определена, прежде всего, целью, которая в самостоятельной деятельности осознается учеником, становится для него актуальной и значимой, появляются мотивы деятельности:
● потребность расширить свои знания, узнать новое;
● овладеть умением работать с помощью компьютера;
● желание проявить самостоятельность, выполнить задание без посторонней помощи;
● потребность проверить свои знания;
● возможность публично представить результаты своей деятельности
Общие принципы организации самостоятельной деятельности учащихся.
Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью учащихся. Самостоятельная работа способствует формированию таких важных черт личности, как самостоятельность, познавательная активность, творческое отношение к труду и др.;
С точки зрения организации самостоятельная работа может быть:
• фронтальной (общеклассной) - учащиеся выполняют одно и то же задание, например, набирают текст на заданную тему;
• групповой - для выполнения задания учащиеся разбиваются на небольшие группы (по 3-6 чел.);
• парной - например, при проведении соревновательных упражнений на доске с использованием двух электронных маркеров;
• индивидуальной - каждый учащийся выполняет отдельное задание.
Наиболее распространённые виды самостоятельной работы:
работа с учебником, справочной литературой или первоисточниками; решение задач, выполнение упражнений, набор текста, работа с графическим редактором, практическая работа; конструирование, моделирование и т.д.
Уровни самостоятельности учащихся в ходе учебной деятельности:
1. Простейшая воспроизводящая самостоятельность, когда ученик, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи на его применение. Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший ещё второго уровня, использует для решения задачи или упражнения, имеющийся у него образец. Если же задача не соответствует образцу, то он решить её не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под предлогом того, что такие задачи ещё не рассматривались.
2. Вариативная самостоятельность. Проявляется в умении выбрать из нескольких правил, определений одно и использовать его в процессе решения задачи. На данном уровне самостоятельности учащиеся показывают умения производить мыслительные операции такие, как сравнение и анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для её решения, сравнивает их и выбирает более действенное.
3. Частично поисковая самостоятельность. Проявляется в умении из имеющихся у ученика правил и предписаний решения учебной задачи формировать обобщённые способы решения более широкого круга задач, в умении осуществлять перенос методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела, в стремлении найти «собственное правило», приём, способ деятельности. В этих проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества.
4. Высший, четвёртый уровень самостоятельности – творческая самостоятельность. Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приёмов умственной деятельности: умеет проводить сравнения, анализ, синтез, абстрагирование и т.п. Это находит выражение в самостоятельной постановке проблемы или задачи, в составлении плана её решения и отыскании способа решения, в постановке гипотез и их проверке.
Необходимо соблюдать следующие условия успешной организации самостоятельной работы учащихся:
1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Цель каждого задания должна быть осознана. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы у школьников интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению. Недооценка указанного требования приводит к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, делают не то, что нужно, или вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться за разъяснением к учителю. Все это приводит к нерациональной трате времени и снижению уровня самостоятельности учащихся в работе.
2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.
3. На первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (набор текста, выполнение рисунков, действие по алгоритму, решение несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы учителем, носит характер подражания.
При самостоятельной работе учащиеся опираются на свои знания, предметные умения, опыт в изучении данной дисциплины, а также умения пользоваться средствами обучения. Самостоятельная работа требует наличия у учащихся некоторых общеучебных умений, способствующих ее рациональной организации: умение планировать эту работу, четко ставить систему задач, вычленять среди них главные, умело избирать способы наиболее быстрого экономного решения поставленных задач, умелый оперативный контроль за выполнением задания, умение быстро вносить коррективы в самостоятельную работу, анализировать общие итоги работы, сравнивать эти результаты с намеченными в начале ее, выявлять причины отклонений и намечать пути их устранения в дальнейшей работе.
Правильно организованная самостоятельная работа принесет следующие результаты:
1. Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания осуществляется на основе работы с учебником, выполнение наблюдений и опытов, работ аналитического характера.
2. Закрепление и уточнение знаний достигается с помощью специальной системы упражнений по уточнению признаков понятий, их ограничению, отделению существенных признаков от несущественных.
3. Выработка умения применять знания на практике, переносить приобретенные умения в нестандартную ситуацию.
4. Формирование умений творческого характера, исследовательских, проектных и других компетенций.
Необходимо предварительно обучить учащихся приемам самостоятельной работы, приемам взаимоконтроля и самоконтроля.
Своеобразие самостоятельной работы с использованием ИКТ заключается в том, что его основу составляют действия, которые ученик выполняет без помощи преподавателя, он сам выбирает способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует и проверяет их в соответствии с поставленной целью и учится находить, классифицировать, систематизировать и использовать информацию
различного вида (текст, схема, таблица, иллюстрация, видео и т.д.)
И, наконец, самостоятельная работа всегда завершается какими-либо результатами. Это не только выполненные упражнения, написанные сочинения, эссе, заполненные таблицы, подготовленные ответы на вопросы, но и мультимедийные проекты, презентации, фотоальбомы, электронные справочники, фильмы и другое. Поскольку к этим результатам ученик приходит самостоятельно, ценность и значимость их осознается острее по сравнению с теми, которые добываются в совместной деятельности ученика и учителя. В индивидуальных результатах всегда проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность ученика, индивидуальная манера его деятельности, творческий или стандартный подход к решению той или иной проблемы. Поэтому анализировать и оценивать необходимо не только знания, показанные учеником, но и саму деятельность, ее качество. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.
Требования к организации самостоятельной работы учащихся с использованием ИКТ:
1. Наличие необходимых навыков работы с компьютером.
2. Наличие умений работы с Интернетом.
3. Наличие конкретной цели.
4. Наличие конкретного задания.
5. Четкая форма выражения результата самостоятельной работы.
6. Определение формы проверки самостоятельной работы.
7. Обязательность выполнения самостоятельной работы каждым учеником, получившим задание.
8. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).
9. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения самостоятельной работы.
Этапы формирования навыка самостоятельной деятельности обучающихся:
- на первом этапе развиваются основные умения, необходимые для самостоятельного использования электронных образовательных ресурсов; - на втором этапе осуществляется формирование основных умений и навыков по использованию средств ИКТ в процессе обработки числовой, текстовой, графической и аудиоинформации;
- на третьем этапе формируются умения и навыки самостоятельного решения познавательных задач и выполнения творческих заданий с использованием средств ИКТ;
- на четвертом этапе учащиеся совершенствуют навыки использования знаний в процессе выполнения практических заданий, ориентированных на сбор, поиск, оценку, отбор информации, а также представление полученного результата.
Заключительным выводом является то, что самостоятельная работа с использованием ИКТ – мощный стимул к учению, путь к осознанным знаниям и убеждениям. Различные виды такой самостоятельной работы помогают успешнее решать задачи по активизации мыслительной деятельности учащихся по формированию у них творческого мышления. Самостоятельный творческий поиск решения учебной проблемы позволяет ученику пережить радость успеха, поверить в свои силы, научиться преодолевать трудности.
Функциональная грамотность складывается из:
Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.
Цель изучения предмета «Информатика» – формирование у учащихся системы понятий о предмете информатики и информационных технологиях. Такой комплекс универсальных учебных действий обеспечит способность учиться самостоятельно, послужит гарантией для развития познавательных умений и регулятивных способностей. Сюда относят работу с информацией, с учебными (текстовыми или графическими) моделями; умение применять разные варианты решений; способность обобщать, анализировать, сравнивать, классифицировать полученный текст; умение самостоятельно управлять, контролировать, корректировать свою деятельность; развитие речи и навыков совместной работы.
Регулятивные универсальные учебные действия играют особую роль в общей совокупности УУД. Формирование умения ученика самостоятельно организовывать и регулировать свои действия – значительный компонент в процессе развития самостоятельности личности, усвоения ответственности за принятый выбор. Такое умение обеспечивает фундамент процессов самоопределения и самореализации. В переводе с латинского регуляция («regulo») означает направлять, т. е. это способность управлять своими действиями. К регулятивным УУД относятся: самоорганизация (планирование, контроль, оценивание) и способность справиться с трудностями (нацеленность на результат, упорство).
Учебно-организационные умения и навыки:
организация рабочего места; выполнение правил гигиены учебного труда; принятие учебной цели; выбор способов деятельности; работа консультантом; планирование организации контроля труда.
Личностные результаты освоения учебного предмета «Информатика»:
- развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе представлений о нравственных нормах;
- формирование и совершенствование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений находить выходы из спорных ситуаций;
- бережное отношение к собственному здоровью; Предметные результаты:
- правила включения и выключения ПК;
- правила техники безопасности и поведения в компьютерном классе.
Подводя итог, следует отметить, что рассматриваемая нами тема является актуальной для современной школы. Для профилактики и устранения трудностей в изучении программы по информатике обучающихся средней и старшей школы учитель должен:
v знать психолого-педагогические особенности школьника;
v уметь организовывать и проводить профилактическую и диагностическую работу;
v создавать проблемные ситуации;
v создавать благоприятный эмоционально-психологический фон процесса обучения информатике школьников.
Но выражаться самостоятельная деятельность должна в иной форме: способности составить план работы, найти и применить максимально приемлемые варианты решения учебной задачи. Такие качества ученика, как способность контролировать себя на каждом этапе работы, выполнять оценку правильности действий и вовремя вносить коррективы, будут нести закрепительный характер в процессе познавательной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.