ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Особые потребности
  • docx
  • 19.05.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала текст выступления.docx

ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ ОБУЧА ЮЩИХСЯ

Новая технологическая революция («четвертая промышленная революция») приводит к широкому распространению цифровых технологий, где  применение искусственного интеллекта, робототехники, виртуальной реальности и других инноваций оказывает мощное влияние на условия жизни населения.

Широкое распространение цифровых технологий в повседневной жизни меняет взаимодействие со средой — меняются способы доступа к различным услугам, информации, знаниям, и это взаимодействие усиливается через различные каналы: социальные сети, пользование онлайн-сервисов, покупками  в Интернете, просмотром  видеоконтента и т.д.

Цифровые навыки становятся ключевыми для жизни в цифровой среде. Они позволяют повысить эффективность и сократить время решения задач в цифровом мире, делают жизнь человека более комфортной. Поэтому остро встает вопрос о цифровой грамотности населения, в том числе у детей с легкой степенью умственной отсталости.

Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного  использования цифровых технологий и ресурсов Интернета [11]. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции.

В российской науке Г.У. Солдатовой были выделены четыре вида цифровой компетентности:

1) информационная и медиакомпетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, связанные с поиском, пониманием, организацией, архивированием цифровой информации и ее критическим осмыслением, а также с созданием информационных объектов с использованием цифровых ресурсов (текстовых, изобразительных, аудио и видео);

2) коммуникативная компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, необходимые для различных форм коммуникации (электронная почта, чаты, блоги, форумы, социальные сети и др.) и с различными целями;

3) техническая компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие эффективно и безопасно использовать технические и программные средства для решения различных задач, в том числе использования компьютерных сетей, облачных сервисов и т.п.;

4) потребительская компетентность – знания, умения, мотивация и ответственность, позволяющие решать с помощью цифровых устройств и интернета различные повседневные задачи, связанные с конкретными жизненными ситуациями, предполагающими удовлетворение различных потребностей.

Из представленных четырех видов цифровой компетенций, для контингента обучающихся нашей школы особую значимость представляет четвертый вид компетентностей – ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ. Ведь именно она и способствует формированию жизненно важных навыков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

В ноябре 2018 года был утвержден федеральный проект «Образование», в рамках которого предусмотрена реализация национального проекта «Успех каждого ребенка».  С целью эффективной реализации данного проекта в КОУ Омской области «Шербакульская адаптивная школа-интернат» созданы новые места дополнительного образования детей по техническому  направлению, в котором дети с легкой степенью умственной отсталости, учатся  использовать компьютер в своей жизни  не только для игр и  развлечений, но и получения новых знаний в мире информационных технологий.

Знания, приобретаемые воспитанниками на занятиях по дополнительному образованию, актуальны каждый день. Они получают не только начальные навыки работы с компьютерами, но и навыки  преобразования информации в текстовую и мультимедийную формы; знакомятся с программным обеспечением в области обучающих программ, и использования ее для решения учебных и жизненных задач. А также  участвуют в работе различных образовательных проектов в сфере информационных технологий («Урок цифры»), онлайн-платформ для школьников (Учи.ру»).

«Урок цифры» – это масштабный проект для школьников о самых востребованных навыках в области информационных технологий. За ним стоят Яндекс, «1С», «Лаборатория Касперского» и т.д.. Обучающиеся с удовольствием знакомятся с  материалами, предлагаемыми данным проектом, будь это искусственный интеллект, либо квантовый компьютер. Ребята узнают о существовании таких инноваций, которые им доступны и понятны, а самое главное, они могут попробовать свои силы  на тренажерах.

При этом для того, чтобы попробовать свои силы на тренажере, им необходимо каждый раз пройти регистрацию. Если  в начале года учащимся необходима была помощь при регистрации, то к концу обучающиеся с легкостью проходят  этот этап, и к концу года  даже не обращаются за помощью  при выполнении заданий данного урока.

Приобретаемые навыки им легко могут пригодится при регистрации на других площадках, проектах, порталах: например, «Госуслуги».

После выполнения каждого урока, ребенку предоставляется сертификат о прохождении данного урока, иногда с оценкой, зависит от  уровня сложности заданий, что позволяет пополнить портфолио обучающихся.

Особый интерес представляет работа на образовательном портале «Учи.ру» - https://uchi.ru/. Это  крупнейшая российская образовательная онлайн-платформа, на которой более 10 млн учеников изучают школьные предметы в интерактивной̆ форме по индивидуальной траектории. На этой платформе регистрация проходит один раз под руководством педагога, с использованием телефона и созданием электронной почты.

Регистрация учителя на платформе проходит в 4 этапа: ввод логина (email) и пароля, заполнение личных данных (ФИО, телефон), выбор населенного пункта и образовательной организации (школы), выбор класса и предметов.

          Личный кабинет учителя содержит четыре раздела: Главная, Мои классы, Портфолио и Вебинары. На главной странице учителю доступны образовательные ресурсы по выбранным предметам и виджеты онлайн-олимпиад. При выборе предмета учитель переходит на страницу класса, которая содержит две вкладки: Программа и Статистика. На странице «Программа» представлена структура курса, планируемые результаты освоения программы и собственно интерактивные уроки. Важно, для неограниченного доступа родители могут оформить подписку.

В ходе выполнения заданий система реагирует на действия ученика и, в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению.

На странице «Статистика» учитель может видеть результаты выполнения учениками интерактивных заданий в процентном отношении от общего количества. В сводной таблице по каждой теме учитель может видеть активность ученика в системе, сколько уроков им пройдено или находится в стадии прохождения.

           Ребята отрабатывают и закрепляют знания по некоторым предметам в интерактивной форме. Что позволяет поддерживать интерес к изучаемым предметам, особенно по математике, учитывая особенности развития обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.

Сложность заключается в том, что это платная платформа, но допускается выполнение 20 бесплатных заданий за один день. Еще одна сложность состоит в том, что задания данной платформы предназначены для обучающихся с сохранным интеллектом, поэтому задания старших классов не соответствует программным знаниям обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Поэтому ребят приходится регистрировать в более младшие классы, тогда они с удовольствием могут принимать участие и в бесплатных онлайн-олимпиадах по мере возможностей. Такой опыт у нас уже есть, и даже некоторые из ребят достигают неплохих результатов.

Последняя олимпиада, в которой ребята из нашей школы принимали участие,  была по финансовой грамотности, и некоторые заработали хорошие баллы, а один мальчик даже стал победителем.

Также мы участвуем в онлайн-уроках по финансовой грамотности. Это проект Банка России, который способствует формированию ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений. На таких уроках обучающиеся общаются  в чатах, могут задать вопросы к лектору и это вызывает у них чувство сопричастности к происходящему, интерес к рассматриваемой в уроке проблеме.

На занятиях дополнительного образования возможны различные  новые образовательные решения, затрагивающие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся обучающие образовательные практики становится залогом успеха в цифровом образовательном мире, с которым придется столкнуться ребенку с особенностями в интеллектуальном развитии.


 

Посмотрите также