«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы средствами ИКТ»
Современный школьник уже на начальной ступени образования имеет элементарные навыки пользователя персонального компьютера, поэтому в основном звене я активно использую современные технологии, развиваю в ребенке умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает для меня как учителя новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
В концепции стандартов общего образования нового поколения в Российской Федерации отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий. В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:
· самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;
· работать в группе и принимать решения;
· использовать информационно-коммуникационные технологии.
Внедрение в основу опыта информационно-коммуникационные технологии, я стараюсь заниматься, как требуют новые стандарты образования.
Основу опыта составляют важные особенности применения основ информационно-коммуникационных технологий обучения как средства создания условий для развития познавательной активности обучающихся. По своей сущности данный подход отличается от ранее существовавшего традиционного подхода к обучению и воспитанию школьников.
Учеными давно уже доказана тесная связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью восстановить этот материал в памяти. Только четверть услышанного остается в памяти. Если ребенок имеет возможность воспринимать материал на слух и зрительно, то доля усвоенного достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%.
Применение средств ИКТ на уроках – эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и современным.
Для реализации поставленных дидактических задач можно пользоваться различными формами и методами:
· практический (выполнение упражнений учебника);
· репродуктивный (анализ языковых единиц, построение предложений по моделям, подбор синонимов, однокоренных слов);
· объяснительно-иллюстративный (сообщение, чтение учебника);
· наглядный (демонстрация);
· эвристический (устное словесное рисование, творческий пересказ);
· исследовательский (анализ языковых единиц разных уровней);
· методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, языковой разбор).
Совокупность этих методов позволяет охватить все стороны учебного материала, заинтересовать ребят, использовать полученные знания в новой ситуации:
· Имея компьютер, я имею большие возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности класса и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки-задания и т.д. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки.
· Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить, как минимум, на слайды. Качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты. Очень занимательна форма подготовки творческого задания в виде выполнения презентации. При подготовке презентации для закрепления материала на уроке используем прием кластер, который помогает систематизировать знания учащихся по определенной теме. Данный приём помогает каждому учащемуся выйти на собственное целеполагание, позволяет научить учеников самих добывать информацию, создавать учебную среду для развития, самопознания и самовыражения личности, развить способность к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой степени сложности, формировать у учащихся навыки самообразования, организовать групповую работу на уроке, создать в классе атмосферу партнерства.
· На уроках русского языка и литературы ученики с помощью ресурсов Интернета выполняют задания:
Творческого характера |
Исследовательского характера |
сочинения, статьи, рисунки, фотографии (например, оформление сборника стихов любого поэта «серебряного века» с использованием технологий обработки информации) |
Создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, кластер, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника) |
· На уроках контроля использование компьютерных тестов позволяет организовать проверочную работу, при которой ученик не только получает отметку, но и анализ всего хода выполнения работы (количество правильных и неправильных ответов, на какие правила была допущена ошибка, какой материал необходимо повторить). Использование тестов помогает мне не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
· Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Большая бесплатная энциклопедия: http://mega.km.ru, Справочно-информационный портал «Русский язык». Орфографический словарь, трудности русского языка, официальные документы, справочное бюро: http://www.gramota.ru/, Глаголица. Толковый словарь русских выражений: http://www.comics.ru/dic/, «Словарь устаревших и диалектных слов»: http://www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm, «Толковый словарь» В. И. Даля: http://www.slova.ru/ и другие). Можно, выделив определённый терминологический ряд, относящийся к данному уроку или теме, обозначив 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать учащимся задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.
· Выполняя домашнее задание, учащиеся используют разнообразный иллюстративно-информационный материал, который самостоятельно находят в Интернете, составляют презентации. Использование Интернета способствует формированию и развитию способностей учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и предоставлению информации учащимися, тематических презентаций (составление презентаций при подготовке и защите рефератов активизирует интерес учащихся к усвоению медиа-технологий). Интернет дает огромные возможности для саморазвития, самообразования, является мощным средством для индивидуального, группового и коллективного общения и обучения.
При использовании мультимедийных технологий знания приобретаются по разным каналам восприятия (зрительным, аудитивным), поэтому лучше усваиваются, запоминаются на более долгий срок. Еще К. Ушинский отметил, что знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
Конечно, из вышесказанного не следует, что теперь уроки надо проводить с использованием ИКТ и все изложение учебного материала перепоручить компьютеру. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока. Учитель может и должен чередовать разнообразные технологии обучения, например, на своих уроках для активизации познавательной деятельности учащихся я использую не только информационно-коммуникационные технологии, но и личностно ориентированное обучение, проблемное обучение, проектно-исследовательскую деятельность, технологию сотрудничества, и использую здоровье сберегающие технологии.
«Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно». Так начал одну из своих статей Л.Н. Толстой. Действительно, человек, увлеченный чем-либо, проявляет значительно больше воли, настойчивости, терпения, упорства в преодолении трудностей, чем тот, который относится к делу без интереса и любви. Очень важно пробудить у учащихся эмоциональное, положительное отношение к учебной работе. Поэтому большое внимание уделяется организации познавательной деятельности, которая побуждает ребят к усвоению знаний и овладению общеучебных умений и навыков, воспитывает творческую активность, формирует мыслительные способности.
Использование ИКТ способствует увеличению показателя успеваемости, повышает степень уверенности в себе, стимулирует желание самосовершенствоваться. При систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий наблюдаются следующие результаты:
· активное включение всех учащихся в процесс приобретения новых знаний;
· формируются такие качества личности, как настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;
· вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
· формируется потребность личностного роста и самообразования.
Несмотря на то, что использование ИКТ находится на уровне внедрения, результаты ее применения уже есть. Это прослеживается в повышении качества знаний учащихся по предметам и степени их обученности.
Заключение
Использование ИКТ в школе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Ведь самое главное, что ребятам нравится выполнять задания с использованием ИКТ, они с удовольствием предлагают свои идеи, начинают творчески мыслить. Считаю, что компьютеры помогут учителю создать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также изменить способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.
Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт – это только начало большой и кропотливой работы!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.