Активизация речи детей с РАС с помощью развития мелкой моторики рук
Оценка 4.8

Активизация речи детей с РАС с помощью развития мелкой моторики рук

Оценка 4.8
docx
29.05.2022
Активизация речи детей с РАС с помощью развития мелкой моторики рук
Доклад МО.docx

Учитель Литовченко Н.В.

 

Активизация речи детей с РАС с помощью развития мелкой моторики рук

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

Расстройство аутистического спектра (РАС) — отклонение в психическом развитии личности, главными проявлениями
которого являются нарушение процесса общения с внешним миром
и трудности в формировании эмоциональных контактов с другими
людьми. Всем детям с РАС присущи те или иные особенности
развития речи при недостаточности ее коммуникативного использования. У детей с РАС наблюдаются особенности и в развитии
общей и мелкой моторики: слабый контроль равновесия, нарушение
точности и силы движений, их скоординированности, а также недостаточная сформированность навыков зрительно-двигательной координации. Значимая роль в развитии ребенка принадлежит игровой деятельности.

По утверждению Л. С. Выготского, игра становится источником развития личности ребенка. Одним из наиболее эффективных методов работы с детьми с РАС являются пальчиковые игры с обязательным включением коммуникативного компонента.

У детей с РАС манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными действиями. Преобладают повторяющиеся движения.

При помощи взрослого они могут осваивать некоторые дидактические игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны. Детям требуется гораздо большее количество проб и примериваний для решения наглядной задачи. Их общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики обуславливают несформированностъ навыков самообслуживания - многие затрудняются в использовании ложки в процессе еды, испытывают большие трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

При начале развития мелкой моторики необходимо использовать предметы, которые вызывают положительные эмоции у детей с РАС. Постепенно переходя на более сложные  формы. Для увлечения детей можно использовать предметы быта (нестандартные- карандаши, прищепки, шишки, крупы, бусины). Начинать лучше с ярких, больших предметов, которые ребенок видит каждый день дома. Сначала необходимо дать ребенку познакомиться с предметом, а уже потом давать инструкцию по его использованию.

У детей с РАС наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: нарушение произвольной регуляции движений, недостачточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.

В результате систематического проведения пальчиковых  игр и упражнений у детей с РАС происходит активизация моторики рук, желание повторять движения, желание договаривать и повторять фразы. Использование игр снимает у детей психическое напряжение, вызывает желание тактильно контактировать со взрослым.

Проведение пальчиковых игр с коммуникативным
компонентом с аутичным ребенком не только развивает моторику рук, но и может дать новые прекрасные возможности для установления контакта, развития эмоционального общения, коммуникативных навыков.

Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных возрастных особенностей детей. Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях: на сжатие, растяжение, расслабление.

Все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение ребенка должно быть оцененным.

Серия пальчиковых игр с коммуникативным компонентом («Птички», «Колючий ежик», «Ладошки», «Пирожки», «Башня», «Листочки», «Тучки», «Вот-вот!», «Жучок», «Вот какой я!», «Тучки и дождик»). Примеры таких игр приведены ниже:

 

Вот-вот!
Где червяк ползет? Вот-вот!
(Сгибаем и разгибаем указательный палец левой руки, а указательным пальцем правой руки показываем на «червяка».)
Где же дерево растет? Вот-вот!
(Левую руку ставим на локоть, пальцы растопырены, а указательным пальцем правой руки показываем на «дерево».)
Где мальчик идет? Вот-вот!
(Указательным и средним пальцами левой руки «идем» по столу,
указательным пальцем правой руки показываем на «мальчика».)
А лягушка? Вот-вот!
Эту песенку поет
(Четырьмя пальцами левой руки шлепаем по ладони.)

Башня
Кулачок на кулачок
Ставим дружно на бочок
(Взрослый с ребенком по очереди ставят друг на друга кулаки.)

Держим крепко кулаки.
Башня, ты не упади!
(Удерживаем «башню»)

Колючий ежик
Ежик колючий бежал по дорожке,
Ежик колючий — короткие ножки.
(Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем.)
Встретил он зайчика,
(Показываем «ушки».)
«Здравствуй!» — сказал
(Пожимаем руку ребенку.)
И по дорожке опять побежал.
(Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем.)
«Про кулачок с ладошкой»
Ребенок попеременно сжимает пальцы в кулачки и разжимает их, имитируя
мягкие движения кошки.
Кулачок – ладошка!
Я иду как кошка!
«Ладошка»
Ладошка вверх,
Ладошка вниз, Дети делают движения в соответствии с текстом.
На бочок,
И в кулачок.
Упражнение «Улитка»
Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений
кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.
Взрослый показывает на стол или ковер.
- Это полянка. Тут растет зеленая травка и разные цветы. А вот и улитка
по травке ползет, медленно-медленно.
Положить кулак на стол и медленно передвигать его вперед, предложить
ребенку повторить движение за вами.
-Давай позовем улитку: может, она выглянет из своего домика.
Улитка, улитка, высуни рожки!
Дам тебе я хлебушка крошки!
(высовываем вперед указательный и средний пальцы)
Упражнение «Рыбка»
Рыбка-малютка по речке плывет, Ладони прижаты друг к другу
«ковшиком». Волнообразные
Рыбка-малютка хвостиком бьет. движения из стороны в сторону –
«плывущая рыбка».
Пальчиковая игра «Про пальчики»
Взрослый берет каждый пальчик ребенка и рассказывает про него:
Этот пальчик маленький,
Этот пальчик слабенький,
Этот пальчик средненький,
Этот пальчик сильненький,
Ну а этот – малышок.
Вместе будет кулачок!
Русская народная потешка
Игра «Еж»
Вот идет колючий еж. Пальцы одной руки
располагаются между пальцами
До чего же он хорош! другой. Руки ритмично «ходят»
по столу.
Игра «Жук»
Жук летит, жужжит, жужжит Пальчики в кулаке, указательный
и мизинец разведены
И усами шевелит. в стороны, шевелятся.
Игра «Тук-тук»
Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:
С пилой работать я привык:
Вжик, вжик!
Теперь беру я молоток:
Тук-тук, ток-ток!
Для друзей построю дом.
Постучимся и войдем:
-Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Заходи скорей мой друг!
Игра «На полянке дом стоит»
На полянке дом стоит. Ребенок изображает «крышу».
Ну, а к дому путь закрыт. Соединяет кулачки.
Мы ворота открываем - Разъединяет кулачки.
Всех вас в домик приглашаем. Имитирует приглашение.
Стол стоит на толстой ножке, Ставит ладонь на кулак.
Рядом - стульчик у окошка, Прижимает ладонь к кулаку.
Два бочонка под столом. Сжимает пальцы в кулаки.
Вот какой мы видим дом! Выставляет кверху большой
палец.
Игра «Сколько насекомых»
Сколько насекомых в воздухе кружат? Сжимает и разжимает пальцы.
Сколько насекомых в ухо мне жужжат?
Два жука и две пчелы, Загибает пальцы.
Мухи две, две стрекозы,
Две осы, два комара.
Называть ответ пора!
Игра «Мячик»
Стихотворение заучивается вместе с движениями с мячом.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк:
Мяч катаю между рук.
О. Крупенчук
Упражнение «Солнышко»
(использование грецкого ореха)
Нарисую солнышко
Рисовать орешком «солнышко» (прокатывание
На своей ладошке. орешка по часовой стрелке между
ладонями).
Пусть оно сияет Проводить орешком по
каждому пальчику.
Хоть и понарошку.
Упражнение «Про кота»
Кот сибирский, кот пушистый, Дети совершают
чередующиеся ритмичные движения:
Учит он котят считать: два хлопка,
- Ну-ка, детки, по порядку: два удара кулаком о стол.
Раз, два, три, четыре, пять! Загибают пальцы.
Упражнение «Зарядка»
Взрослый выполняет упражнение вместе с ребенком, взяв его за руки.
Руки вверх.
Хлоп-хлоп-хлоп (хлопает).
Руки вниз.
Топ-топ-топ (топает).
Руки в стороны.
Ух-ух-ух (машет кистями рук, как крыльями).
Руки вперед.
Тук-тук-тук (стучит кулачками).
Упражнение «Ручки в стороны, в кулачок»
Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:
Ручки в стороны, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
Руки вверх, в кулачок,
Разожмем – и на бочок,
Ручки вниз, в кулачок,
Разожмем – и на бочок.
Упражнение «Мы топаем ногами»
Взрослый вместе с ребенком, читая стишок, имитирует движения:
Мы топаем ногами: Дети ходят на месте.
Топ-топ-топ.
Мы хлопаем руками: Хлопают в ладоши.
Хлоп-хлоп-хлоп.
Качаем головой. Наклоняют голову вправо-влево.
Мы руки поднимаем, Поднимают руки вверх.
Мы руки опускаем, Опускают руки вниз.
Мы руки разведем. Поднимают руки в стороны.
И побежим кругом. Бегут.
Игра с кубиками-мякишами «Кубики»
Игра сопровождается чтением стихотворения взрослым.
Кубик я несу, несу,
Кубик я не уроню.
Жёлтый (красный, синий, зеленый)
Кубик я несу.
Уронила кубик, ой!
Принесу теперь другой.
Побуждайте ребенка «ойкнуть».
Коммуникативные игры:

Игра «Твоя ладошка, моя ладошка»
Цель: формирование эмоционального контакта.
Взрослый берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по
руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»
Игра «Мы на лодочке плывем»
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к
аутостимуляции и придание
ему сюжетного смысла.
Взрослый берет ребенка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывем,
Тихо песенку поем:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля» -
Покачнулись ты и я…
С.Ихсанова
Игра «Привет! Пока!»
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание
контакта.
Взрослый подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
- Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
-Давай здороваться. Помаши рукой! Привет!
При прощании игра повторяется – взрослый машет рукой.
-Пока! Пока!
Затем предлагает ребенку попрощаться.
-Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи и прощания следует повторять регулярно в начале и в
конце занятия. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между
людьми.
Игра «Покатаем мячик»
Цель: формирование эмоционального контакта; развитие движений.
-Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Взрослый катит мяч ребенку на полу или на столе.
Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч,
эмоционально комментирует ход игры.
-Кати мячик! Оп! Поймала мячик!
Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию,
манипулированию с мячом вместе с ребенком.
Игра «На пузырь я посмотрю и потом его словлю!»
Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к
подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Взрослый пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и
ловить.
Игра «Мой кубик, твой кубик…»
Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым, обучение
соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Взрослый первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик
сверху и т.д.
Игра «Кто сильнее подует?»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию,
«заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания.
Взрослый привлекает (побуждает) ребенка к построению башни из кубиковмякишей, затем предлагает с силой подуть на постройку так, чтобы кубики
рассыпались.
Игра «Догонялки»
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию,
«заражение» положительными эмоциями.
Взрослый предлагает ребенку убегать, прятаться от него, приговаривая:
«Догоню-догоню, поймаю-поймаю!» Догнав ребенка, обнимает его,
старается заглянуть ему в глаза и предлагает теперь поменяться ролями.
Игра «Закружились, завертелись»
Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных
эмоций.
Взрослый берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в
глаза.


Игрушки для развития мелкой моторики:

1. Составление контуров предметов (например, стола, дома) сначала из крупных, затем из более мелких палочек.

2. Составление цепочки из 5-10 канцелярских скрепок разного цвета.

3. Вырезание из бумаги какой-либо фигуры (например, ёлки) правой и левой рукой.

4. Нанизывание пуговиц, крупных бусинок на шнурок, а мелких бусин, бисера – на нитку с иголкой.

5. Сортировка бобов, фасоли, гороха, а также крупы (пшена, гречки, риса).

6. Застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков.

7. Завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек.

8. Доставание бусинок ложкой из стакана.

9. Складывание мелких предметов (например, пуговиц, бусин) в узкий цилиндр.

10. Наматывание нитки на катушку и сматывание её в клубок.

11. Продевание нитки в иголку.

12. Пришивание пуговиц и сшивание материалов различными видами швов.

13. Стирание ластиком нарисованных предметов.

14. Капание из пипетки в узкое горлышко бутылочки.

15. Надевание и снимание колечка (массаж пальцев).

16. Втыкание канцелярских кнопок в деревянный брусок.

17. Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки).

18. Прикрепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке.

19. Перебирание четок или бус одновременно двумя руками навстречу друг другу и обратно.

20. Нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом и фасолью (в пластиковых ведрах или тазиках).

21. Сжимание и разжимание эспандера.

22. Катание резиновых, пластмассовых, деревянных, поролоновых мячей с шипами ("ёжиков").

23. Игры с конструктором, мозаикой и другими мелкими предметами.


 

Учитель Литовченко Н.В. Активизация речи детей с

Учитель Литовченко Н.В. Активизация речи детей с

В результате систематического проведения пальчиковых игр и упражнений у детей с

В результате систематического проведения пальчиковых игр и упражнений у детей с

Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем

Пальцы обеих рук скрещены, опускаем их и поднимаем

До чего же он хорош! другой. Руки ритмично «ходят» по столу

До чего же он хорош! другой. Руки ритмично «ходят» по столу

Упражнение «Солнышко» (использование грецкого ореха)

Упражнение «Солнышко» (использование грецкого ореха)

Кубик я несу, несу, Кубик я не уроню

Кубик я несу, несу, Кубик я не уроню

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями

Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями

Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки)

Комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2022