Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках
Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя –
быть скучным». Когда ребенок занимается изпод палки, он доставляет учителю
массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет
совсем по другому. Активизация познавательной деятельности ученика без
развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не
возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически
возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как
важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство
воспитывающего обучения, повышения его качества.
В психологических знаниях в общественном виде отраженны уже познанные
психологические закономерности обучения и воспитания, формирование личности
на различных возрастных этапах в условиях различных видов деятельности (игра,
учение, труд), существенные связи в сфере педагогических и психологических
явлений. Психологопедагогическая наука накопила не мало ценных фактов,
использование которых может обогатить содержание и организацию трудового и
производственного труда, более полно использовать резерв школьника, обеспечить
в трудовом воспитании систему и тем самым повысить его воспитательную
ценность.
Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени
объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой.
Многие учителя ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся
к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала.
Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока,
как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку
нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной
деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения ипереработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес,
способствуя совершенствованию учебного процесса.
На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается,
результативность урока возрастает. Но надо заметить, что в выборе на
стандартных уроков нужна мера. Ученики привыкают к необычным способам
Место
работы,
успеваемость заметно понижается.
теряют интерес,
нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в
зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и
индивидуальных особенностей самого учителя.
Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен
опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных
педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру производственного обучения в
осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных
планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации
учебного процесса. Передовой опыт учителей – новаторов, их открытия и
разработки уроков регулярно освещаются в таких журналах, как «Школа и
производство», «Специалист», «Производственное обучение».