Путь труден, - потому что требует больших усилий, преодоления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, - пото¬му что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более - дорога, новая для ступившего на нее, к тому же - в новый для него мир интенсивного познания.
Однако - таков жизненный парадокс! - чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуж¬даемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекоменда¬ций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию
Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи
Путь труден, потому что требует больших усилий, преодоления себя,
твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением
семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, потому что эти трудности
преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее.
Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с
первого шага. Тем более дорога, новая для ступившего на нее, к тому же в
новый для него мир интенсивного познания.
Однако таков жизненный парадокс! чем самостоятельней мы учимся,
чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуждаемся в
помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все
более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться,
чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило
удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.
Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился
положительный опыт самостоятельного овладения знаниями, либо наши
университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и
собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения
студентов.
Для самостоятельной работы студентовзаочников предлагаются такие
формы, как работа с первоисточниками, учебниками, сборниками
педагогических задач и ситуаций, разработка моделей занятий, анализ
дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семинаре и
др.
Оценивание результатов самостоятельной работы студентов может
происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить
"зачет" по педагогике, успешно подготовиться к экзамену. Так как
активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только
при условии развития познавательной активности личности и диалога
студента с преподавателем, то в пособии представлены методические
рекомендации по организации преподавателем учебной работы студентов.
Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом
зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения.
Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического
мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному
обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих
взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности.
Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор
материала, составление заданий, конструирование образовательных и
педагогических задач на основе проблемного обучения с учетом
индивидуальных особенностей каждого студента.
Активизация учебного процесса начинается с диагностирования ицелеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы.
При этом преподаватель помнит прежде всего о создании положительно
эмоционального отношения у студента к предмету, к себе и к своей
деятельности.
Далее, на втором этапе, преподаватель создает условия для система
тической, поисковой учебнопознавательной деятельности студентов,
обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса
учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На третьем этапе преподаватель стремится создать условия для са
мостоятельной познавательности учащихся и для индивидуальнотворческой
деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель
проводит индивидуальнодифференцированную работу с учащимся с учетом
его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.
Учебнопознавательная деятельность
многоуровневая система,
включающая активные формы регуляции и преобразования разных систем:
теоретических и методических. Особенно продуктивна может быть
совместная деятельность преподавателя и студента (студентстудент;
преподаватель преподаватель).
Л.С. Выготский писал: "Обучение только тогда является хорошим, когда
оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый
ряд функций, которые находятся в стадии созревания и лежат в зоне
ближайшего развития".
Итак, начнем с поисков путей активизации самостоятельной познавательной
деятельности как условия непрерывности и эффективности вашего
образования.