Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 12.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Путь труден, - потому что требует больших усилий, преодоления себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, - пото¬му что эти трудности преодолеваются осознанно, с верой в себя и свои силы, в свое будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более - дорога, новая для ступившего на нее, к тому же - в новый для него мир интенсивного познания. Однако - таков жизненный парадокс! - чем самостоятельней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразованием, тем сильнее нуж¬даемся в помощи, всегда деловой и конкретной, но становящейся со временем все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекоменда¬ций, как учиться, чтобы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию
Иконка файла материала Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи.doc
Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи  Путь   труден,  ­  потому   что   требует   больших   усилий,  преодоления   себя, твердости духа, непростого умения совмещать учебу с работой, выполнением семейных обязанностей, досугом. Путь надежен, ­ потому что эти трудности преодолеваются   осознанно,   с   верой   в   себя   и   свои   силы,   в   свое   будущее. Старая китайская пословица гласит: даже самая долгая дорога начинается с первого шага. Тем более ­ дорога, новая для ступившего на нее, к тому же ­ в новый для него мир интенсивного познания. Однако  ­  таков жизненный парадокс!  ­  чем самостоятельней мы учимся, чем   активнее   занимаемся   самообразованием,   тем   сильнее   нуждаемся   в помощи,   всегда   деловой   и   конкретной,   но   становящейся   со   временем   все более тонкой и деликатной. И начинается она с рекомендаций,  как учиться, чтобы   добиться   успеха   в   этом   сложнейшем   деле,   чтобы   оно   приносило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию. Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный   опыт   самостоятельного   овладения   знаниями,   либо   наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения студентов.  Для   самостоятельной   работы   студентов­заочников   предлагаются   такие формы,   как   работа   с   первоисточниками,   учебниками,   сборниками педагогических задач и ситуаций, разработка моделей занятий, анализ дополнительной литературы, материалы для участия в круговом семинаре и др. Оценивание   результатов   самостоятельной   работы   студентов   может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить "зачет"   по   педагогике,   успешно   подготовиться   к   экзамену.   Так   как активизация самостоятельной познавательной деятельности возможна только при   условии   развития   познавательной   активности   личности   и   диалога студента   с   преподавателем,   то   в   пособии   представлены   методические рекомендации по организации преподавателем учебной работы студентов. Активизация познавательной деятельности учащейся молодежи во многом зависит от инициативной позиции преподавателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой позиции являются: высокий уровень педагогического мышления   и   его   критичность,   способность   и   стремление   к   проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обоснованию своих взглядов, способность к самооценке своей преподавательской деятельности. Содержательной стороной активизации учебного процесса является подбор материала,   составление   заданий,   конструирование   образовательных   и педагогических   задач   на   основе   проблемного   обучения   с   учетом индивидуальных особенностей каждого студента. Активизация   учебного   процесса   начинается   с   диагностирования   ицелеполагания в педагогической деятельности.  Это первый этап работы. При   этом   преподаватель   помнит   прежде   всего   о   создании   положительно­ эмоционального   отношения   у   студента   к   предмету,   к   себе   и   к   своей деятельности. Далее,  на втором этапе,  преподаватель   создает   условия   для   система­ тической,   поисковой   учебно­познавательной   деятельности   студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции. На   третьем   этапе  преподаватель   стремится   создать   условия   для   са­ мостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально­творческой деятельности с учетом сформированных интересов. При этом преподаватель проводит индивидуально­дифференцированную работу с учащимся с учетом его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации. Учебно­познавательная   деятельность  многоуровневая   система, включающая   активные   формы   регуляции   и   преобразования   разных   систем: теоретических   и   методических.   Особенно   продуктивна   может   быть совместная   деятельность   преподавателя   и   студента   (студент­студент; преподаватель­ преподаватель). ­  Л.С. Выготский писал: "Обучение только тогда является хорошим, когда оно является создателем развития. Оно побуждает и вызывает к жизни целый ряд   функций,   которые   находятся   в   стадии   созревания   и   лежат   в   зоне ближайшего развития".    Итак, начнем с поисков путей активизации самостоятельной познавательной деятельности   как   условия   непрерывности   и   эффективности   вашего образования.