Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии
Оценка 4.7

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
биология
Взрослым
12.02.2017
Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии
Тема самообразования «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии». Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.Тема самообразования «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии». Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии.doc
«Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии»                                       учителя  биологии и химии первой квалификационной категории  Карахметовой А.К. Принципы и методы активизации познавательной деятельности  учащихся. Я, Карахметова Анар Куанышевна, работаю учителем биологии и химии в  Тенизовской основной школе.  Тема самообразования  «Активизация  познавательной  деятельности учащихся на уроках биологии и химии». Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой  атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно  работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают,  подтверждают,  расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об  окружающем мире. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения,  способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения  диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная  пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к  использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной  деятельности, с помощью которых формируются умения анализировать,  сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать  средства решения, корректировать полученные . Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности,  структура которого определяется характером взаимосвязи основных  составляющих:  1. Эмоционально­волевой, сенсорной и когнитивной 2. Эффективность обучения зависит от активности учащихся при выполнении  учебно­познавательной деятельности 3. Формирование положительной мотивации к обучению 4. Использование современных педагогических технологий Принципы активизации познавательной деятельности учащихся: принцип самостоятельной активности учащихся; принцип осознанности познания; принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием  всех учащихся, в том числе наиболее слабых; Активная работа ученика на уроке – залог успешного обучения. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к  изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы,  приемы, средства нужно использовать, чтобы интерес к предмету был не  кратковременный, а стойкий. В развитии интереса к учебному предмету нельзя полагаться только на  содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых  школьники вовлекаются в процесс познания. В своей работе использую следующие методы активизации познавательной  деятельности учащихся: •        Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах.  Учащиеся работают индивидуально, в парах.  •        Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному  поиску и кооперированию усилий. Учитель руководит поиском нужной  информации, стимулируя учащихся на поиск и овладение знаниями и   требований учителя.  •        Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми  учащимися. Группа учеников, работая над проектом, выполняют большую  часть работы самостоятельно, освобождая учителя для работы с отдельными  учениками или группами.  •        Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод  проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого  ученика его занятость, степень осмысления материала.  •        Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и  результаты работы над проектом, отслеживанием промежуточных  результатов. Компьютер может оказать помощь учителю для наблюдения  динамики процесса овладения каждым учеником определенной темы.  •        Соревновательный подход заменяется кооперированием,  сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный  настрой учащихся, их мотивацию.  •        Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к  овладению разными учащимися разного материала •        Поворот от вербального мышления к интеграции визуального и  вербального. мышления. Можно выделить общие подходы: активизация  мышления и познавательных способностей ученика в процессе обучения;  развитие мотивации к учению и познавательных интересов учащихся;  стремление к осознанности усвоения учебного материала школьниками.  •        Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество,  обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в  процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда,  воображения, письменной и устной речи, работа над учебно­ исследовательскими проектами и др. Учитель может помочь – вооружить  средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).  •        Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных  ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание  проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка  решения с систематизацией полученной информации. Главное условие –  наличие мотивации учащихся. •        Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам  урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра,  пресс­конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета,  семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес  представляют формы работы с учебником: репродуктивно­поисковая  (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно­ аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками,  тесты, кроссворды,…).  Основными задачами развития творческой познавательной активности  являются: 1) Формирование и развитие у учащихся устойчивого познавательного  интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности  школьников в процессе обучения.  2) Развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности  детей .       3) Формирование компьютерной компетентности учащихся.  4) Развитие интереса к предмету.  Будет желание учиться – повысится и качество образования. Современное информационное общество ставит перед системой образования  следующую цель ­ формирование всесторонне развитой личности,  подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и  духовной культуры общества. Перед современным образованием стоит задача  создания человека, способного самостоятельно учиться и многократно  переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и  принятию решений, к самореализации. Образование сегодняшнего дня призвано разработать содержание и методику  учебного и воспитательного процессов, которые соответствуют потребностям  новой эры, возросшей роли нравственных императивов в жизни человека и  человеческого общества. Для этого учителю необходимо научить детей  мыслить и рассуждать, наблюдать и сравнивать, анализировать и делать  выводы. Современная педагогика призвана воспитать в каждом ребёнке  личность, которая могла бы свободно ориентироваться в водовороте жизни,  умела бы выбирать из всего, что окружает её только полезное и необходимое  для себя и для общества, в котором она будет жить, отбрасывая при этом  ненужное и негативное. Это в свою очередь способствует подведению  учащихся к умению самостоятельно искать необходимую информацию,  добывать знания, а не получать их в готовом виде.  В результате учащиеся должны: ­ овладеть умением «учиться»;  ­ обладать повышенным уровнем мотивации к процессу образования; ­ иметь высокую познавательную активность;  ­ обладать творческой активностью и уметь реализовать себя во всех видах  учебной и внеучебной деятельности. Активные методы обучения позволяют использовать все уровни усвоения  знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной  цели ­ творческо­поисковой деятельности. Творческо­поисковая деятельность оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и  преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы  учения.  Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его  форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач,  которые трудно достигаются в традиционном обучении:  • формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и  интересы, воспитывать системное мышление специалиста;  • учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать  социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и  совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к  делу, социальным ценностям и установкам как коллектива, так и общества в  целом. Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я считаю одним из самых важных компонентов урока.    ИКТ, а владение информационными технологиями ­ одна из компетенций  учителя биологии. Использование ИТК в биологическом образовании наиболее целесообразно в  тех случаях, если: 1.Если требуется индивидуализировать обучение; 2.ЦОР содержат материал, который нельзя показать традиционными  способами. 3.Необходимо выполнить многочисленные и однообразные упражнения,  осуществляя при этом оперативный контроль правильности их выполнения. 4. Требуется быстрый поиск информации в большом объеме. 5. Требуется наглядное представление явлений. 6. Реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальной  деятельности каждого ученика.  Уроки   с   использованием   ИКТ   вызывают   большой   эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое   мышление. Применение   ИКТ   на   уроках     биологии   становится одной   из   основных   форм   обучения   в   современном   образовании, способствующих   не   только   повышению   качества   знаний   учащихся,   но   и мотивации   к   изучению   предметов   естественного   цикла   и   формированию целостной естественнонаучной картины мира.  Позитивные   сдвиги   и   положительные   результаты   учащихся   в интеллектуальном   развитии,   улучшение   успеваемости   и   качества   знаний учеников   убеждают   нас   в   правильности   выбора   и   способствуют   более глубокому   изучению   методики   и   применению   на   уроках   новых информационно­коммуникативных технологий. В   своей   педагогической   практике   я   проектировала   свои   уроки, применяя   проблемное,   взаимное   обучение,   групповую   работу,   планировала работу по кластерам и опорным схемам, использовала технические средства обучения.   Однако   не   всё   получалось:   у   учащихся   не   было   достаточного интереса к предмету, у меня – морального удовлетворения от проведённых уроков,  и,  как  следствие,  результаты  обучения  оставляли  желать лучшего. Тщательно   проанализировав   опыт   своей     работы   и   опыт   работы   коллег, охарактеризовав все используемые методы преподавания, я пришла к выводу, что на сегодняшний день,  одной из наиболее действенных форм повышения качества знаний и мотивации учащихся к изучению  биологии является ИКТ. При   подготовке   и   проведении   уроков   биологии   на   разных   ступенях обучения я использую различные формы  ИКТ:  ­   Готовые   электронные   и   мультимедийные   презентации   с гиперссылками; ­ Использование видеофрагментов, демонстрирующих сущность   биологических процессов  на лабораторных и практических занятиях; ­ Использование электронных и онлайн тестовых тренажёров; ­   Использование   ресурсов   интернета   в   проектной   деятельности учащихся (НОУ) и подготовке к предметным олимпиадам.  В проведении таких уроков очевиден ряд достоинств и плюсов для всех субъектов образовательного процесса. Плюсы для учителя: ­ увеличивается плотность урока, что позволяет обогатить его новым интересным содержанием; ­   позволяет   учителю   импровизировать   поурочное   планирование, используя разные стили общения с учащимися; ­  дает   возможность   оперативно   проконтролировать   и   оценить результаты обучения; ­   стимулирует   и   вдохновляет   учителя   на   поиск   инновационных подходов   к   обучению,   стимулирует   личный   профессиональный   рост   и компетентность. Плюсы для учащихся: ­   делает   учебные   занятия   интересными   и   повышает   внешнюю   и внутреннюю мотивацию;  ­ предоставляет большие возможности для участия в групповой работе, способствующей формированию личных и социальных навыков; ­ учащиеся становятся творческими и более уверенными в себе. Сегодня   просто   необходимо,   чтобы   каждый   учитель,   независимо   от уровня   квалификации   и   преподаваемой   дисциплины,   мог   подготовить   и провести   урок   с   использованием   ИКТ.   Необходимо   потому,   что   урок   с использованием   ИКТ   ­   это   всегда   наглядно,   красочно,   разнообразно   и информативно,   существенно   экономит   время   урока,   позволяет   раскрыть скрытый   потенциал   каждого   ученика.  Существенными   показателями использования   ИКТ   в   моей   практике   преподавания   биологии   являются: высокий процент качества знаний учащихся по предмету, призовые места в предметных олимпиадах и конкурсах.   При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс  предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых  компьютер используется в демонстрационном варианте. Использую  возможности компьютера для создания своих версий компьютерных  разработок урока или фрагментов урока, презентаций. Часто использую диски к учебникам при объяснении нового материала и при  закреплении знаний.      Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках  биологии. Одной из важнейших проблем дидактики является проблема активизации  познавательной деятельности учащихся на уроке. Под этим подразумевается  целенаправленная деятельность учителя по стимулированию у школьников  учебной активности. Активная мыслительная работа ученика на уроке,  познавательная самостоятельность – залог успешного обучения. Для  поддержания интереса учащихся в изучаемому материалу необходимо  оптимальное сочетание активных и пассивных методов, соотнесение их  выбора с содержанием материала, дидактическими целями урока,  возрастными особенностями учащихся, уровнем подготовленности и  способностями школьников. Варианты развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии и химии

Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках биологии и химии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017