«Активная оценка - новая философия образования»
В чем разница
традиционной и современной активной системы образования?
В традиционной
школе образование - это передача ученикам известных образцов
знаний, умений и навыков. Ученик выступает в роли объекта педагогического
воздействия, он тут и тот, кого обучают. Учитель - субъект, который
обучает. И вообще, основной миссией образования является подготовка
молодого поколения к жизни и работы путем передачи готовой учебной
информации. Накопление знаний неизвестно для каких ситуаций: понадобится ли,
или нет? - Дело несерьезное и неперспективное. Монологи отношения учитель -
ученик не способствуют развитию мышления молодого человека. Это так
называемая «школа памяти», где все знания - из прошлого.
Современный опыт показывает, что образование - это создание человеком образа вселенной в
себе самом, при помощи активного вложения себя в мир предметной,
социальной и духовной культуры. Основной миссией
становится создание условий для самоопределения и самореализации
ученика - объекта познавательной деятельности. Дети учатся активно, творчески
самостоятельно добывают знания. Происходит диалог с учителем; знания - из
будущего
( «школа мышления)
Приведу пример. Если маленький ребенок тянется к горячему чайнику,
обычно родители мешают ему со словом: «Нельзя, будет больно» Но такого опыта
маленький человек еще не имеет. Как быстро и каким способом он этот
опыт получи, зависит от упорства и заинтересованности ребенка, но,
скорее всего, вы при этом присутствовать не будете. Более разумно будет дать
дотронуться ему до горячего, почувствовать и понять самому. Во второй раз
говорить уже не понадобится.
Мне нравится мысль известного шахматиста Каспарова :«Дураков в природе нет, есть
человек не на своем месте» . Поэтому задача учителя
направить, заметить и помочь найти молодому человеку свое место в жизни. Согласитесь,
это совсем другое, чем передача готовых знаний.
В любой деятельности
человека необходимыми ее элементами являются контроль и оценка. Именно они
выступают регуляторами этой деятельности, дают человеку информацию о том,
насколько успешно идет процесс, показывают существующие сложности. Это
позволяет в случае необходимости корректировать свои действия. Контрольно-оценочная
деятельность - это деятельность по контролю и оценке хода и результатов того
или иного процесса. Контроль понимают как процесс сравнения контролируемого
объекта деятельности с эталонами, нормами, критериями. Оценка - это устное или
письменное выражение результатов контроля.
Прежде всего, обратимся к традиционной практике контрольно-
оценочной деятельности в образовательном процессе. В большинстве она
характеризуется следующим:
единственным контролером и оценщиком на уроке является учитель, ученики и родители лишены соответствующих полномочий;
оцениваются только результаты обучения (то, как идет процесс усвоения знаний остается вне внимания);
содержание контроля ( что будет оценивается ) часто засекречено;
на уроках слишком много времени тратится на контроль (нужно же выставить оценки);
применяется только бальная или рейтинговая оценка;
оценки иногда используются как средство давления на учеников
Результатами такого
контроля являются многочисленные отрицательные последствия:
• остается мало времени на изучение учебного материала, отработку предметных и
общеучебных умений и навыков; на общение учителя с учениками;
• деформируются познавательные мотивы
(с усвоения знаний на
получение хороших оценок);
• оценки часто становятся причиной ухудшения отношений между учителем и
учениками; ученики испытывают психологический дискомфорт, неуверенность из-за
того, что учитель может вызвать отвечать и можно получить плохую оценку. Это
провоцирует списывание, ложь, лицемерие, может стать причиной невроза; Анкета
среди учеников показала, что большинство
учеников не стремятся отвечать, боятся получить плохую отметку
• некоторые ученики привыкают к плохим оценкам, поэтому у них притупляется личное достоинство, они становятся озлобленными, у них снижается уровень самооценки;
• одной из причин
отставания в учебе является то, что у многих учеников не сформированы умения
самооценки; (я не умею себя оценивать, вам виднее)
• неуспешные ученики чувствуют невозможность достичь большего и вовсе перестают
учиться, надеются, что какие-то баллы им поставят (сейчас
все оценки положительные). Это приводит к иждивенчеству, ученики
снимают с себя ответственность за учебу, что потом выливается в личные и
социальные проблемы и т. п.
Между тем существует другая практика контрольно- оценочной деятельности - активная оценка ( АО) .
Для чего ?
чтобы :
1.учителя получали большую отдачу от обучения ;
2.вместо конкуренции на урок пришло сотрудничество ;
3. повысилась индивидуализация обучения ;
4.ученики работали более эффективно и сознательно ;
5.улучшились результаты обучения ;
6. родители участвовали в учебном процессе.
Что такое АО? Ей
можно дать следующее определение - это стратегия обучения, в рамках которой
ученики имеют возможность постоянно видеть и понимать свои успехи (и этому
радоваться), ошибки (и работать над ними); обладать процедурами оценки,
управлять личным обучением.
АА охватывает большой спектр действий и методов, непосредственно
связанных с обучением, а главное - помогает учителю изменить представление о
своей и ученической роли в процессе формирования умений и навыков и
обретения знаний.
Обучение - внутренний и индивидуальный процесс.
Можно подвести лошадь к воде, но нельзя заставить её напиться.
Понимание этой простой вещи стимулирует нас задуматься о подходе учителей к обучению. О чем мы думаем, планируя урок: как научить, передать и проверить знания - или какие создать условия, чтобы ученик учился? Какие шаги мы делаем, чтобы создать ученику учебные условия? Что мы можем сделать иначе? Как сделать, чтобы ученик почувствовал ответственность за свое собственное обучение?
На эти вопросы отвечает АА, но намного важнее изменение самой идеи, подхода к обучению. Какой урок самый эффективный? Без чего невозможен положительный результат? главное в эффективном уроке - это работа самих учеников!
Применение АА создает атмосферу, которая способствует обучению.
В этой атмосфере у учащихся
усиливается ощущение собственной значимости
повышается их познавательная мотивация и ответственность за учебные успехи и неудачи,
возрастает уровень самостоятельности,
есть условия для сотрудничества,
ученики лучше понимают процесс учения.
Какие
правила организации обучения с АА:
При
планировании урока всегда определять критерии оценки его
результативности.
1.всегда знакомить учеников с этими критериями;
2. давать ученикам возможность обратной связи;
3. учить учеников ответственности за их обучение;
4. предоставлять ученикам возможности оценки и самооценки;
5.оценивать работу учеников только после их самооценки;
6.давать учащимся возможность улучшить свою работу и показываю, как это
можно сделать;
7. верить в возможности учеников и демонстрировать им свои надежды,
что они могут достичь большего;
8. сообщать родителям о прогрессе их ребенка, вооружать их
критериями оценки; .
9. создавать атмосферу сотрудничества, а не соревнования;
Позиция ученика, когда
учитель применяет активную оценку, характеризуется следующим:
• я знаю зачем и чему я должен научиться;
• мне нравится, когда учитель говорит со мной о моем прогрессе и каждую
минуту знает, на каком этапе обучения я нахожусь;
• я получаю от учителя информацию о том, что мною сделано хорошо, что я могу
улучшить, как я могу развиваться дальше;
• я осуществляю контроль и оценку своей деятельности и ее результатов, что
дает мне возможность работать над ошибками и развивать свою деятельность;
• я использую знания и умения моих одноклассников.
Ядром активной оценки является обратная связь (ОС). Это, как известно, воздействие результатов функционирования какой-либо системы на характер этого функционирования.
Для школьного урока и
образовательного процесса в целом, ОС имеет очень важное значение, так как она:
• обеспечивает качественное планирование. План, конспект, реферат или
технологическая карта урока, включающих ОС - это основа его эффективности;
• создает возможности для отслеживания процесса обучения школьников, поскольку
задает для этого соответствующий инструментарий;
• сама является полезным для учащихся и важным дидактическим умением: если на
уроках учителями (и учениками) часто применяется ОС, то ученики
овладевают соответствующими процедурами;
• оказывает на учащихся эмоциональное воздействие и служит сильным
мотивирующим фактором: ученик радуется своим успехам и видит, над
чем конкретно ему еще предстоит поработать;
• позволяет формировать конструктивные рекомендации по коррекции их
деятельности;
• формирует адекватную самооценку учеников.
Эффективность ОС зависит от того, как ее учитель организует. Приведем примеры
ОС, которая, скорее всего, не является полезной и покажем, как ее можно
улучшить
Для успешного использования АО и организации ОС необходимы соответствующие дидактические средства: диагностическое целеполагание, критерии правильного выполнения заданий и хода работы над ними, вопросы учителя к ученикам, встроенный в процесс обучения контроль и самоконтроль, тесты, комментарии учителя к выполненным учениками заданиям; эталоны правильных ответов, культурно- исторические аналоги, рефлексия и др. . Эти средства подробно описаны в литературе [1,2,5,6,7]. Нет цели подробно остановиться на подготовке урока с использованием АА. На это уйдет очень много времени. Как работают стратегии КОД
Необходимо:
1.1. Заинтересованность
способствует обучению: Ключевой вопрос
Мы охотно учимся тому, в чем имеем интерес, что нас интригует, что необходимо
нам для достижения цели. Мы стремимся понять и легко запоминаем то, что нас
интересует. Ключевой вопрос - именно такой
элемент АА. Ключевой вопрос примечателен тем, что
одновременно выполняет несколько функций:
• пробуждает любознательность и интерес к теме;
• поощряет думать;
• привлекает внимание и ставить вызов;
• ускоряет усвоение материала;
• тесно связан с целью урока или серии уроков;
• ускоряет выполнение целей урока.
Стоит отметить, что ключевые вопросы не обязательно должны иметь черты
вопросов: это может быть проблема, гипотеза, загадка, задача, тезис, ситуация,
рисунок или фото, коллаж - и даже поведение учителя.
1.2 Постановка вопросов. Вопросы к ученикам выполняют, прежде всего, учебную функцию.
Задаваемые в ходе урока
вопросы должны служить обучению. Однако не каждый способ постановки вопросов и
получения на них ответов способствует обретению и закреплению знаний и умений и
навыков.
Первый аспект вопросов, который следует проанализировать - связь между степенью
сложности вопроса и время ожидания ответа. Исследования показали, что учителя
ожидают ответ ученика 0,9 секунды. Это кажется невероятным, но все же. Часто
задаем вопрос следующим образом: «Ваня, сколько будет дважды два?» - И
надеемся, что Ваня ответит сразу же. Что происходит в этой ситуации в классе и
с Ваней? Если он не имеет проблем с обучением и достаточно смелый, он
предлагает ответ сразу. Остальные ученики, зная, что Ваня справится, не станут
размышлять над ответом, имея время, чтобы «отключиться». Если же Ваня-робкий,
неуверенный, то с той минуты, как только услышал свое имя, он испытывает страх
и беспокойство, фокусируется на том, справится с ответом, рассуждал, ЧТО хочет
услышать учитель и КАК отреагирует класс, если он ошибется. Это точно не
способствует ни мышлению, ни обучению. Предложенная в АА тактика задавания
вопросов основывается на том, чтобы сначала задать вопрос, после оставить время
на размышление – соизмеримое степени тяжести вопроса и достаточное, чтобы
даже робкие и неуверенные дети сумели сосредоточиться, и только тогда выбрать
ученика, который должен дать ответ. Существенно также, чтобы учитель сам решил,
кого спросить, а это связано с отказом отподнимание учениками рук.
Введение принципа неподнимния руки - второй
аспект , связанный с вопросами в АА. Представим ситуацию, в
которой учитель спрашивает тех учеников, которые просятся ответить
- в то время часть класса может оставаться в состоянии бездействия и без
внимания. Если цель вопроса - упорядочить знания, они будет достигнута только в
случае активных учеников. Если вопрос направленна то, чтобы
сориентироваться, насколько класс уже сведущий в этой теме, учитель получает
ошибочную информацию: незаметные ученики и дальше не будут знать материала. В
этой ситуации ответы учеников - непрочный грунт: только часть класса успела за
учителем, остальным может не хватить важных сведений, необходимых для понимания
и усвоения очередного материала. Если же мы задаем вопрос, чтобы активизировать
учащихся и побудить их к размышлениям и самостоятельного решения проблемы,
опрос желающих тоже не имеет смысла - интенсивно работать будут только те, кто
уже имеет желание. Принцип неподнимания рук помогает учителю лучше контролировать,
насколько равномерно он опрашивает всех учеников, не обходит одних и не
выделяет других. Можно еще добавить жеребьевка: тянуть карточки с именами
учеников - это внесет элемент лотереи -игры и улучшить атмосферу, сделает ее
более безопасной и благоприятной для обучения. При выполнении, конечно, остальных
условий.
Четыре принципы задавания вопросов:
Время ожидания ответа всегда соизмерим степени тяжести вопроса.
Ученики не поднимают рук - учитель сам решает, кого спросить.
Только тот не допускает ошибок, кто не отвечает на вопрос.
Учащиеся имеют право согласовывать ответы в парах.
Приемы: не поднимаем рук,
согласовываем ответ в группах или парах, кубик Блума.
1.3 . Ответственность за собственное обучение: Информируем учащихся о целях.
В АА планирование урока начинается с определения целей урока (или серии уроков) и критериев успеха - конкретных фактов и явлений, после которых учитель и ученик могут узнать, цели были достигнуты.
В школьной практике мы чаще озвучиваем ученикам тему урока, которая не всегда однозначна и не всегда совпадает с целями, которые мы хотим достичь. Ученик может вообще не осознавать, до какого пункта он должен дойти. Представим, что идем с учениками на прогулку в лес. Если мы не обозначили цель, к которой должны дойти, ученики будут двигаться медленно, возможно разбегутся, кто-то останется в хвосте, а кто-то выбежит вперед. А учитель будет беспокоиться, чтобы ничего ни с кем не случилось. Если же продемонстрируем цель, к которой стремимся (напр., поляна в лесу), способ доборов (напр., обозначенный маршрут) и, возможно, еще что-то привлекательное в цели (напр., костер, для которого по дороге надо насобирать хвороста), то ученики будут сознательно идти к цели.
Подобным образом выглядит ситуация на уроке. Озвучивание ученикам четкой цели, сформулированной как результат работы на уроке, обычно способствует ее достижению. Методические пособия и учебные программы предлагают нам цели, однако их язык не всегда будет понятен для ученика. К тому же, есть несколько целей урока - и учителю приходиться рассуждать, какая из них самая важная, какую представить ученикам. Стоит представить себе конечный эффект, довод в пользу того, что на уроке мы не потратили время.
Важно сосредоточиться на главных вопросах, усвоить основополагающие понятия, без которых невозможно понимание события, причем языком учеников.
Определение целей урока ускоряет процесс обучения, а ученики соучаствуют в уроке.
1.4 Критерии
достижения целей и обратная информация,
по мнению специалистов, самый важный фактор, благоприятный для обучения -
подробная и объективная обратная информация. Элементом АА, который неразрывно
связан с целями и создает мост к обратной информации, являются критерии
достижения цели, так называемые «наштобузу» (на
что буду обращать внимание). Эти критерии обнаруживают, была ли
и насколько была достигнута цель.
Ученик точно знает, какую работу он должен выполнить, какими будут ожидании
учителя, а учитель не имеет заботы с должной оценкой работы ученика. Такая
ясность - один из элементов построения учебной атмосферы, основанную на доверии
к учителю и на самостоятельности ученика.
Разработка критериев достижения целей необычайно полезна при создании тестов -
«наштобузу» делается готовой картотекой!
Это очень существенная деталь: ученик узнает о требованиях теста не перед
уроком повторения темы, а перед началом ее изучения. Благодаря чему он может
самостоятельно отслеживать свои успехи, определяя, что он уже изучил и знает -
а над чем должен поработать. Техническое решение, позволяющее сэкономить время
на уроках - раздача ученикам готовых карточек «наштобузу» по теме,
разделу (нескольких уроков). Учащиеся вклеивают их в тетради и могут
самостоятельно контролировать свои успехи, обращаться к записям в случае
пропусков уроков. Дополнительный плюс - то, что родители имеют представление об
этих критериях. Следует побудить родителей к сотрудничеству. Вместо того, чтобы
задавать вопрос «Что ты сегодня получила? » Или « Как было в школе », они могут
спросить « Что ты сегодня выучил?», «О чем новое узнал?». А пользуясь «
наштобузу», они имеют шансы помочь ребенку с обучением и самоконтролем.
НаШтоБуЗУ - это ориентир для учеников.
НаШтоБуЗУ создает ситуацию успеха в овладении знаниями, ситуацию доступности сложного материала. Это делает учеников успешными в изучении истории, что является дополнительной мотивацией.
Можно создать шкатулку НаШтоБуЗУ для разных видов деятельности учащихся . Туда можно поместить: например:
“Критерии 5-ти П” для ответа учащихся: ответ должен быть
1. Правильным
2. Полным
3. Последовательным
4. Примеры
5.Пояснения к примерам
Понимание учащимися критериев достижения целей увеличивает их ответственность и
самостоятельность.
Озвучивание ученикам требований перед занятиями способствует учебному процессу
и делает его открытым. Главное, что ученики знают, что тесты,
контрольные будут составлены именно по этим критериям.
Мы привыкли фокусировать внимание на ошибках. В ученических тетрадях, тестах и
контрольных царит красный цвет: там указаны ненадлежащие элементы, исчерченный
неправильные ответы, часто рукой учителя дописан исправления. Это может
казаться естественным: ученик же должен знать, что у него не так, чтобы дальше
исправить работу, изучить то, чего он еще не знает. Во взрослой жизни, к
сожалению, большинство из нас также сосредотачивается на том, что нам не
удается - вместо того, чтобы радоваться каждому, даже мелком, успеху. Только
несколько родителей отметили положительные черты и умения своего ребенка,
однако даже они сразу добавили слово «но» и назвали поведение и качества,
которые хотели бы изменить безалаберность, неорганизованность,
непослушание).
В АА мы позволяем ученику заметить, какие успехи он имеет, что нового изучил. Эту функцию выполняет обратная информация, плотно связанная с критериями достижения цели. В работах ставим не бал, а пишем свою оценку- обратную связь (информацию).
Обратная информация содержит три обязательные элемента:
• положительные (согласно «наштобузу») аспекты работы ученика;
• то, что требует исправления / улучшения;
• информация о том, как следует выполнить исправления / какой следующий шаг в развитии может сделать ученик.
каждый ученик получает информацию о том, что дальше: «слабый» узнает, над чем и каким образом работать, чтобы усовершенствовать нынешние умения и навыки и усвоить материал, «сильный» получит еще более интересное задание, которое может даже выходит за рамки программы.
Конечно, это большой труд для учителя
1.5 Сотрудничество: взаимооценка и взаимообучение.
Обратная информация не обязательно должна исходить от учителя, ее автором может быть и другой ученик. Задача учителя - подготовить класс к применению взаимной оценке. Учащиеся должны знать принципы изложения обратной информации и помнить подавая ее, они обращаются к критериям успеха «наштобузу».
Взаимооценка - это обратная информация.
Взаимооценка формирует общественные умения и навыки. Конечно и здесь вырабатываются особые правила, которые должны учитывать все.
1.6 . Самостоятельность: Самооценка и планирование собственного обучения.
Еще одна личность, которая может дать ученику обратную информацию - он сам. Можно допустить, что ученик, который тщательно выполнял задание согласно «наштобузу», будет в состоянии заметить в своей работе не только положительные элементы, но и недоделки. Пожалуй, нет. Ведь самооценка не то же самое, что самопроверка. Ученик может поправить задание с помощью учителя или через сравнение своей работы (напр. текстового задания) с образцом, а после самостоятельно определить, что он уже усвоил - а что еще создает проблему. И на этом базируется самооценка. В классе, где царит атмосфера обучения, ученики не имеют проблемы как с подробной самооценкой, так и с сообщением учителю, что они еще не усвоили или не понимают . Они часто обращаются с просьбой подобрать соответствующие упражнения на закрепление или на выявление сложных и неясных вопросов. Такая ситуация полностью меняет роли - учитель перестает быть сторожем ( «полицейским» ) , а ученик уже НЕ узник ( «вор»). Ученик и учитель - союзники. Ученики перестают списывать или « качать » домашние задания, либо не выполнять их. Они быстро понимают, что для них это потеря: в результате они хуже подготовлены к тестам, имеют меньшие знания и слабее умения и навыки.
Самооценка - это не самопроверка.
Ученик сможет наилучшим образом определить, что уже умеет , а что для него создает проблему.
Недостатки активной оценки.
Активная оценка является частью учительской интуиции. Многие из
учителей, заметят, что использовали некоторые элементы активной
оценки в своей практике и раньше. Тем не менее только
систематическое применение целостного подхода приносит желаемые результаты. В
то же время использование активной оценки полностью меняет стиль преподавания,
и, таким образом , атмосферу в классе с подходом к обучению.
Приготовление отзывов для обратной связи занимает много времени.
Трудоемкость подготовки к уроку (цели, критерии оценки, ключевые вопросы).
Задавание вопросов занимает много времени.
Формулирование ключевых вопросов.
Сокращение количества отметок.
Склонение родителей и
учеников к активной оценке
Я думаю, проблема оценки - это одна из самых больших забот современной
школы. Дети учатся ради оценок, а не для себя.
Активная оценка не
требует упразднить оценки, или отказаться от выставления баллов. Она не
относится к контрольным, тестовым, проверочным работам. Это оценка процесса
учения и развития. Но именно она мощный стимул для получения знаний.
Баллы - это информация, или ученики достаточно усвоили определенный материал.
Активная оценка - это такая оценка, которая помогает ученикам.
Метод подытоживающих предложений включает в себя продолжение учащимися следующих предложений:
сегодня на уроке я узнал, что
я понял, что
я вспомнил, что
я был удивлён, что
я недостаточно понял, что
я утвердился в мысли, что...
сегодня я достигнул поставленной цели, потому что....
мои представления о.... изменились так:
я расскажу дома о своей работе на уроке и скажу, что...
я считаю, что дома мне необходимо...
Лист самооценки
1. Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми. |
|
2. Использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов. |
|
3. В паре помогал подбирать проверочные слова. |
|
4. Внимательно слушал учителя, одноклассников. |
|
5. Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы. |
|
Фамилия, имя |
|
Лист самооценки учащегося
Задание |
++ |
- |
Решение задачи |
|
|
Умножение и деление в столбик |
|
|
Решение уравнения |
|
|
Нахождение площади |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.