АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Оценка 4.8

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Оценка 4.8
docx
11.12.2024
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ЗНАНИО Активные методы обучения.docx

Бабак С.А.

учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа-детский сад № 55»

г.Белгород, РФ

 

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

         Аннотация: статья посвящена изучению активных методов обучения, используемых в начальной школе. Рассмотрена сущность понятия «активные методы обучения» в образовательном процессе. Дана классификация активных методов обучения, позволяющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности. Рассмотрены виды активных методов обучения на уроках в начальной школе.

         Ключевые слова: активные методы обучения, начальное образование,  учебная деятельность, эффективность применения,  мотивация,

         В настоящее время изучение активных методов обучения является одной из важнейших задач современного начального образования. Интерес к ним вызван острой потребностью в улучшении современной дидактической системы.

          Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы такие навыки мышления и качества личности, как умение анализировать, сравнивать, способность к самосовершенствованию, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.

          Сегодня задачами современных школ, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются: раскрытие и развитие потенциала ребенка, выявление его творческих возможностей, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, а задачами педагогов - так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.

          Традиционное репродуктивное обучение не может решить такие задачи, так как у детей формируется потребительский характер деятельности, ученики перегружены однотипной работой – и в результате  низкая учебная мотивация и нежелание учиться, а отсюда и низкое качество обучения. Вот поэтому, для решения этих проблем и требуются новые педагогические технологии, активные методы обучения.

         Изучением этих методов занимались многие отечественные педагоги, такие как, Ю.Н. Емельянов, Г.П. Щедровицкий и др. Мы разделяем мнение А.М. Смолкина, который дает следующее определение: «активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только педагог, но активны и ученики». [10].

 

Классификация активных методов обучения

         Сегодня в образовательной практике учреждений различного уровня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов.

          Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися. Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.  Ниже рассмотрим некоторые из них.

          Например, Ю. Н. Емельянов объединяет активные групповые методы в три основных блока [4] (Таблица 1).

 

 

Таблица 1 – Классификация методов обучения Ю.Н. Емельянова

 

Активные методы обучения

 

дискуссионные

игровые

сенситивный тренинг    

Групповая дискуссия

Дидактические и творческие игры (в том числе деловые)

Тренировка межличностной чувствительности восприятия себя как психофизического единства

Метод инцидента

Ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция) 

Анализ конкретной ситуации

Контригра  (трансактный метод осознания коммуникативного поведения)

 

         С.В. Петрушин предлагает подразделять основные методы активного обучения по основным направлениям. По характеру учебно-познавательной деятельности: имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т.д. Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи и другие. По численности участвующих  выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы [7].

         Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения по Ю.С. Арутюнову, в основе которых лежит наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей [2] (Таблица 2).

 

Таблица – 2 Классификация активных методов обучения Ю.С. Арутюнова

Активные методы обучения

 

Неимитационные

Имитационные

 

неигровые

игровые

 

Проблемное обучение

анализ конкретных ситуаций

деловая игра

 

Лабораторная работа

Имитационные упражнения

Разыгрывание ролей

 

Практическое занятие

Действие по инструкции

Игровое проектирование

 

Эвристические лекции

Разбор документации

Стажировка с выполнением ролей

 

Семинар

 

Тематическая дискуссия

 

Научно-практическая конференция

 

Программированное обучение

 

Курсовая работа

 

Дипломное проектирование

 

Занятие на производстве

 

          О. С. Анисимов предлагает разделить активные методы по времени их возникновения: на традиционные, новые (имитационные) и  новейшие (развивающие) [1].

         Определенный вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли: М. М. Бирштейн, Н. В. Бурков, С. Р. Гидрович, Р. Ф. Жуков, В. Ф. Комаров, А. Л. Лившиц, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский и др., но наиболее часто в психолого-педагогической литературе последних двадцати лет применяется классификация А. М. Смолкина.

          Опираясь на педагогический опыт учителей начальных классов МБОУ «Начальная школа – детский сад № 55» в городе Белгород, нами было выявлено, что на уроках учителя используют свои активные методы обучения, и наиболее популярными из них являются следующие:

1.Активные методы организации начала урока. Методы «Добро в ладошках», «Подари подарок другу», «Встреча»,  «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Полиглот» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.

2.Активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений.                          Методы «Дерево ожиданий», «Песочные часы», «Список покупок», «Поляна снежинок», «Что у меня на сердце» позволят учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем можно использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.                 

3.Активные методы презентации учебного материала. Методы «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят нам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

4.Активные методы организации самостоятельной работы над темой. Методы «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Написание синквейна», «Ярмарка».

5.Активные методы релаксации. Методы физминутки «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики», «Пантомима» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.

6.Активные методы подведение итогов занятия. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка»,  «Две звезды и пожелание», «Письмо самому себе», «Рефлексивный экран», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты».

          Преимущества всех рассмотренных нами активных методов обучения очевидны. Мы считаем, разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.

          Таким образом, нами были проанализированы различные методы, их результативность и эффективность применения активных методов и форм обучения на занятиях в начальной школе.

Список использованной литературы

1.  Анисимов, О.С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: в 2 т. Т. 1 / О.С. Анисимов. – М., 2006 – 487 с.

2.Арутюнов, Ю.С. О классификации методов активного обучения/Ю.С.Арутюнов, И.В.Борисова, С.Г.Колесниченко, И.В.Бражников, А.А.Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном процессе.- Рига, 1983.

3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А.А. Вербицкий. – М.: "Высшая школа", 1991г

4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.

5. Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Технологии активного обучения: учеб. пособие / З.У.Колокольникова, С.В.Митросенко. федерал. ун-т, Лесосибирск, 2015.-  7 с.

6. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2009.

7. Петрушин, С. В. Активные методы подготовки практических психологов: СПТ, супервизорство, психологическая мастерская / С. В. Петрушин // Негосудар-ственное высшее образование на рубеже веков: психолого-педагогические основы ак-тивизации познавательной деятельности студентов: материалы науч.-практ. Росс.-американской конф. – Йошкар-Ола: Литера, 1999. –145–147 с.

8. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов и пед.колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 131 с.

9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений; Под ред. В.А.Сластенина.-М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 87 с.

10. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: учебное пособие / А.М. Смолкин.- М., 1991.- С.30

11. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993.


 

Скачано с www.znanio.ru

Бабак С.А. учитель начальных классов

Бабак С.А. учитель начальных классов

Традиционное репродуктивное обучение не может решить такие задачи, так как у детей формируется потребительский характер деятельности, ученики перегружены однотипной работой – и в результате низкая…

Традиционное репродуктивное обучение не может решить такие задачи, так как у детей формируется потребительский характер деятельности, ученики перегружены однотипной работой – и в результате низкая…

Таблица 1 – Классификация методов обучения

Таблица 1 – Классификация методов обучения

Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения по

Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения по

Занятие на производстве

Занятие на производстве

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

Активные методы организации самостоятельной работы над темой

Колокольникова З.У., Митросенко

Колокольникова З.У., Митросенко
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2024