Бабак С.А.
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа-детский сад № 55»
г.Белгород, РФ
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: статья посвящена изучению активных методов обучения, используемых в начальной школе. Рассмотрена сущность понятия «активные методы обучения» в образовательном процессе. Дана классификация активных методов обучения, позволяющая понять роль и место каждого метода в учебной деятельности. Рассмотрены виды активных методов обучения на уроках в начальной школе.
Ключевые слова: активные методы обучения, начальное образование, учебная деятельность, эффективность применения, мотивация,
В настоящее время изучение активных методов обучения является одной из важнейших задач современного начального образования. Интерес к ним вызван острой потребностью в улучшении современной дидактической системы.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы такие навыки мышления и качества личности, как умение анализировать, сравнивать, способность к самосовершенствованию, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать - вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир.
Сегодня задачами современных школ, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются: раскрытие и развитие потенциала ребенка, выявление его творческих возможностей, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей, а задачами педагогов - так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.
Традиционное репродуктивное обучение не может решить такие задачи, так как у детей формируется потребительский характер деятельности, ученики перегружены однотипной работой – и в результате низкая учебная мотивация и нежелание учиться, а отсюда и низкое качество обучения. Вот поэтому, для решения этих проблем и требуются новые педагогические технологии, активные методы обучения.
Изучением этих методов занимались многие отечественные педагоги, такие как, Ю.Н. Емельянов, Г.П. Щедровицкий и др. Мы разделяем мнение А.М. Смолкина, который дает следующее определение: «активные методы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только педагог, но активны и ученики». [10].
Классификация активных методов обучения
Сегодня в образовательной практике учреждений различного уровня существуют различные классификации активных методов обучения. Это связано с тем, что пока нет общепринятого определения активных методов.
Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные - к конкретному человеку, осуществляющему свою общую, специальную, профессиональную или иную подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися. Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп. Ниже рассмотрим некоторые из них.
Например, Ю. Н. Емельянов объединяет активные групповые методы в три основных блока [4] (Таблица 1).
Таблица 1 – Классификация методов обучения Ю.Н. Емельянова
|
Активные методы обучения |
|
дискуссионные |
игровые |
сенситивный тренинг |
Групповая дискуссия |
Дидактические и творческие игры (в том числе деловые) |
Тренировка межличностной чувствительности восприятия себя как психофизического единства |
Метод инцидента |
Ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция) |
|
Анализ конкретной ситуации |
Контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения) |
С.В. Петрушин предлагает подразделять основные методы активного обучения по основным направлениям. По характеру учебно-познавательной деятельности: имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т.д. Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности. По типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании по различным признакам предметов или действий; оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов; выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях; решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи и другие. По численности участвующих выделяют: индивидуальные, групповые, коллективные методы [7].
Наиболее распространенной в современной педагогической теории является классификация активных методов обучения по Ю.С. Арутюнову, в основе которых лежит наличие заданных моделей деятельности и наличие ролей [2] (Таблица 2).
Таблица – 2 Классификация активных методов обучения Ю.С. Арутюнова
Активные методы обучения |
Неимитационные |
Имитационные |
неигровые |
игровые |
Проблемное обучение |
анализ конкретных ситуаций |
деловая игра |
Лабораторная работа |
Имитационные упражнения |
Разыгрывание ролей |
Практическое занятие |
Действие по инструкции |
Игровое проектирование |
Эвристические лекции |
Разбор документации |
Стажировка с выполнением ролей |
Семинар |
Тематическая дискуссия |
Научно-практическая конференция |
Программированное обучение |
Курсовая работа |
Дипломное проектирование |
Занятие на производстве |
О. С. Анисимов предлагает разделить активные методы по времени их возникновения: на традиционные, новые (имитационные) и новейшие (развивающие) [1].
Определенный вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли: М. М. Бирштейн, Н. В. Бурков, С. Р. Гидрович, Р. Ф. Жуков, В. Ф. Комаров, А. Л. Лившиц, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский и др., но наиболее часто в психолого-педагогической литературе последних двадцати лет применяется классификация А. М. Смолкина.
Опираясь на педагогический опыт учителей начальных классов МБОУ «Начальная школа – детский сад № 55» в городе Белгород, нами было выявлено, что на уроках учителя используют свои активные методы обучения, и наиболее популярными из них являются следующие:
1.Активные методы организации начала урока. Методы «Добро в ладошках», «Подари подарок другу», «Встреча», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Полиглот» эффективно и динамично помогут начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
2.Активные методы выяснения целей, ожиданий, опасений. Методы «Дерево ожиданий», «Песочные часы», «Список покупок», «Поляна снежинок», «Что у меня на сердце» позволят учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем можно использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
3.Активные методы презентации учебного материала. Методы «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят нам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
4.Активные методы организации самостоятельной работы над темой. Методы «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Написание синквейна», «Ярмарка».
5.Активные методы релаксации. Методы физминутки «Земля, воздух, огонь и вода», «Зайчики», «Пантомима» и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.
6.Активные методы подведение итогов занятия. Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», «Две звезды и пожелание», «Письмо самому себе», «Рефлексивный экран», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты».
Преимущества всех рассмотренных нами активных методов обучения очевидны. Мы считаем, разумное и целесообразное использование этих методов значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний.
Таким образом, нами были проанализированы различные методы, их результативность и эффективность применения активных методов и форм обучения на занятиях в начальной школе.
Список использованной литературы
1. Анисимов, О.С. Развивающие игры. Игротехника. Методология: в 2 т. Т. 1 / О.С. Анисимов. – М., 2006 – 487 с.
2.Арутюнов, Ю.С. О классификации методов активного обучения/Ю.С.Арутюнов, И.В.Борисова, С.Г.Колесниченко, И.В.Бражников, А.А.Соловьева // Применение активных методов обучения в учебном процессе.- Рига, 1983.
3. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход/А.А. Вербицкий. – М.: "Высшая школа", 1991г
4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.
5. Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Технологии активного обучения: учеб. пособие / З.У.Колокольникова, С.В.Митросенко. федерал. ун-т, Лесосибирск, 2015.- 7 с.
6. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2009.
7. Петрушин, С. В. Активные методы подготовки практических психологов: СПТ, супервизорство, психологическая мастерская / С. В. Петрушин // Негосудар-ственное высшее образование на рубеже веков: психолого-педагогические основы ак-тивизации познавательной деятельности студентов: материалы науч.-практ. Росс.-американской конф. – Йошкар-Ола: Литера, 1999. –145–147 с.
8. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. Вузов и пед.колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 131 с.
10. Смолкин, А.М. Методы активного обучения: учебное пособие / А.М. Смолкин.- М., 1991.- С.30
11. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.