Активные методы обучения учителей начальных классов

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной компетентности, а именно:
Иконка файла материала Активные методы обучения учителей начальных классов.doc
Активные методы обучения учителей начальных классов Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их  познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них  самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности  анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от специалиста умения решать  регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является  повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития  образования определяют и особые требования к личности и профессиональной  компетентности педагогов. В связи с этим от учителя требуется постоянная работа по повышению профессиональной  компетентности, а именно: повышение уровня психолого­педагогической культуры;  развитие новых ценностей на основе имеющихся знаний и опыта;  совершенствование процесса самопознания и рефлексии;  профилактика "синдрома эмоционального выгорания";       формирование мировоззренческих и деятельностных основ личностно  ориентированного взаимодействия учителя с детьми, их родителями, другими  участниками образовательного процесса и т. д.  Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и  разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения  знаний, повышения своей профессиональной компетентности. Особенности активных методов обучения:          групповая форма организации работы участников учебного процесса;  использование деятельностного подхода  к обучению;  практическая направленность деятельности участников учебного процесса;  игровой и творческий характер обучения;  интерактивность учебного процесса;  включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;  использование знаний и опыта обучающихся;  задействование в процессе обучения всех органов чувств;  рефлексия процесса обучения его участниками.  На наш взгляд, активные формы и методы обучения педагогов обладают большим  потенциалом при подготовке профессионалов, способных занять активную позицию в  выборе методов работы с детьми. С помощью активных методов обучения можно развить в педагогах способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность,отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к  чужому, принимать ответственность за себя и команду. Рассмотрим назначение, принципы проведения и содержательные особенности некоторых  форм работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, основанных на  использовании активных методов обучения.   наверх  Тренинг  Под тренингами понимают такое обучение, в котором основное внимание уделяется  практической отработке изучаемого материала, когда в процессе моделирования  специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить  необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и  применяемым в работе подходам. В тренингах обычно широко используются различные методы и техники активного  обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и  групповые дискуссии. наверх  Учебная дискуссия Традиционно под словом "дискуссия" понимается обмен мнениями во всех его формах.  Соответствующий метод обучения заключается в проведении обсуждений по конкретной  проблеме в относительно небольших группах обучающихся (от 6 до 15 чел.). Учебная дискуссия отличается тем, что ее проблематика нова лишь для группы лиц,  участвующих в дискуссии; ее ориентировочный результат известен организатору. Цель  учебной дискуссии – овладение участниками методами ведения обсуждения, поиска и  формулирования аргументов, их анализа. Грамотно организованная учебная дискуссия  является фактором развития коммуникативных и аналитических способностей, позволяет  выявить уровень представлений по определенной теме, проблеме.   наверх  Круглый стол Круглый стол – это коллективное обсуждение заданной темы равноправными участниками. Виды круглых столов, наиболее часто используемые в практике работы:   учебные круглые столы проводятся для изучения нового или воспроизведения  забытого материала;  проблемные – служат для презентации и обсуждения проблемных вопросов или  ситуационных заданий;  – организуются для обсуждения новых публикаций по интересующей тематике,  анализа литературы по определенной теме; дискуссии о применении теоретических  знаний на практике;  системные – это комплекс мероприятий, на которых обсуждаются вопросы в  определенной последовательности с целью более глубокого знакомства с проблемой или приведения знаний в систему.  Формы проведения круглого стола:     коллективная беседа по проблемным вопросам обсуждаемой темы;  регламентированная дискуссия или диспут – публичное обсуждение спорного  вопроса, проводимое по итогам освоения темы, рассмотрения проблемы;  учебная конференция предназначена для освоения легкого, но объемного материала (участники мероприятия выступают с заранее подготовленными мини­сообщениями  по теме, остальные задают вопросы);  учебные встречи со специалистами за круглым столом (участники заранее готовят  по теме вопросы, которые смогут задать специалисту).  Этапы организации работы по методу кейсов На подготовительном этапе организатором занятия конкретизируются цели работы с  педагогами; ведется подбор и разработка ситуаций, соответствующих цели; написание  сценария занятия. Ознакомительный этап – это презентация практической ситуации организатором, ее  первоначальное обсуждение. Этот этап работы рекомендуется организовывать в малых  группах. Аналитический этап включает в себя следующие направления работы: выявление группой сути проблемы, ее конкретизация; поиск путей решения проблемы, необходимых  источников информации; формулирование микрогруппами или отдельными участниками  работы вариантов решения; анализ группой различных решений, выявление их сильных и  слабых позиций. Итоговый этап – выбор единого варианта решения, анализ хода и содержания  проделанной работы, рефлексия.   Метод кейсов, или метод анализа практических ситуаций, признан одним из самых  эффективных в мировой практике повышения квалификации специалистов. Основная  задача работы в рамках данного метода – применение накопленных знаний в конкретных  ситуациях, связанных с повседневной профессиональной деятельностью.   Метод кейсов (от англ. сase method (кейс­метод), case­study (кейс­стади), метод  конкретных ситуаций) – техника обучения, при который обучающиеся должны  проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные  решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале,  или же приближены к реальной ситуации.   Предлагаемые к обсуждению ситуации могут являться реальными событиями или  искусственно сконструированными описаниями, в основе которых должно лежатьрассмотрение профессиональной деятельности, эмоционально­поведенческих аспектов  взаимодействия участников образовательного процесса. При изучении конкретной ситуации, ее анализе участники работы должны "вжиться" в  предлагаемые обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Каждому участнику предлагается обозначить свою роль в  решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Известный американский психолог Карл Роджерс сформулировал психологические  особенности взрослых людей, выступающие предпосылками успешного обучения:      люди от природы обладают большим потенциалом к обучению;  обучение эффективно, когда его предмет актуален для человека и когда личности  человека (его "Я") ничто не угрожает;  в обучение вовлекается вся личность, что в результате вызывает изменения в  самоорганизации и самовосприятии;  успешность обучения достигается действием, при сохранении открытости опыту;  самокритика и самооценка способствуют творчеству, формируют чувства  независимости и уверенности в себе.  При выборе или разработке практической ситуации важно учитывать ряд обязательных  требований:    содержание ситуации должно отражать реальные события и факты; соответствовать рассматриваемой теме, профессиональным потребностям учителей;  решение проблемы в предложенной ситуации должно быть по силам педагогам,  вызывать желание с ней справиться и испытать чувство успеха;  на начальных этапах педагогам должны быть предоставлены четкие инструкции по  работе над проблемной ситуацией, идеи по решению данной проблемы.  наверх  Игровое обучение  Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на  воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках,  умениях, эмоционально­оценочной деятельности. Особенности игрового обучения:       педагоги осуществляют деятельность по указанию организатора, но без его диктата,  по собственному желанию;  творческий характер деятельности, импровизация;  состязательность участников в процессе игры;  наличие прямых и косвенных правил;  имитационный характер деятельности, в которой моделируется профессиональная  сторона жизни человека;  ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и  времени.Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение  навыков выполнения конкретных приемов деятельности. Деловые игры можно разделить на несколько подвидов. Рассмотрим каждый из них. наверх  Деловые игры Операционные игры помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических  операций, в них моделируется соответствующий рабочий процесс. Моделирование конкретной ситуации – процесс обучения детей звукобуквенному  анализу. Педагоги делятся на две группы: учителя первой группы объясняют учебный материал  педагогам второй группы, которые выступают в роли детей. Организатор просит  учителей объяснить "детям", что такое звук. "Дети" должны вести себя в  соответствии с ситуацией: если объяснение не точно – могут "не понимать",  неправильно выполнять задание (в данном случае моделируется конкретная операция).   Имитационные игры помогают моделировать конкретные ситуации, произошедшие в  реальности, обстановку и условия протекания этих событий. Ситуация: мама Пети Иванова, ученика 3­го класса, забирая ребенка из школы,  раздраженно спросила у учителя: "Когда вы перестанете задавать так много  домашних заданий? Нам некогда их делать!" Участники игры должны разыграть ситуацию:     продумать ответы учителя;  возможные реплики мамы;  реакции ребенка.  Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица в  воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель­пьеса ситуации, между педагогами распределяются роли. Ситуация: мама учит дома ребенка читать, но при этом допускает серьезные  методические ошибки. Педагогам нужно тактично исправить ситуацию. Одни педагоги выступают в роли  мамы, другие – в роли ребенка и учителя.     Игры­инсценировки позволяют разыграть какую­либо проблемную ситуацию в  определенной обстановке. Ситуация: педагоги совместно с детьми готовятся к празднику 8 Марта.  Специалисты (чем их больше, тем лучше), задействованные в обучении детей,  обсуждают сценарий праздника. Их задача – с одной стороны, сделать так, чтобы  дети получили удовольствие от праздника, с другой – показать родителям, что вседети успешно освоили программу. При этом каждый педагог не должен забывать о  своих профессиональных интересах.   Игры­социодрамы (психодрамы) помогают педагогам отработать умение "чувствовать"  ситуацию. При подготовке к таким играм желательна консультация педагога­психолога.  Текст игры заранее не пишется, необходима импровизация в соответствии с выбранной  ролью. Ситуация: организатор игры просит учителей представить ситуацию, когда им  необходимо попросить родителей заполнить анкету о социальном статусе семьи и  разъяснить правила ее заполнения. При этом педагоги еще плохо знакомы с  родителями первоклассников. Педагоги делятся на "детей", "родителей" и "учителей". При разыгрывании ситуации  очень важно, чтобы "родители" были разными, поэтому педагоги, исполняющие их  роль, должны договориться о распределении между собой типажей.   Конкурсные или учебно­деловые игры предназначены для проверки теоретических  знаний педагогов по теме, отработки навыков практического опыта их применения. Часто  для проведения подобных игр применяется метод игрового моделирования (использование  в учебных или диагностических целях общеизвестных игр типа "Кто хочет стать  миллионером?", "Сто к одному" и пр.). Это достаточно эффективный метод, позволяющий  активизировать творческое мышление педагогов. При подведении итогов деловой игры  основное внимание направлено на анализ ее результатов, рефлексию хода игры. наверх  Моделирование  и выполнение проектов  В основе проекта обычно лежит какая­либо проблема. В зависимости от ее характера,  способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников, различают  несколько типов проектов:  исследовательские – подразумевают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдение, эксперимент);   творческие – связаны с подготовкой праздников, театральных представлений,  съемкой видео­ и мультипликационных фильмов;  игровые – участники принимают на себя определенные роли, обусловленные  характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или  выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения в  определенных проблемных или учебных ситуациях;  информационные – направлены на сбор и анализ информации о каком­либо  объекте, явлении;  практико­ориентированные – связаны с работой на достижение объективно или  субъективно значимого результата.    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является  самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная  деятельность человека, в процессе которой он познает себя и окружающий  мир, воплощает новые знания в реальные продукты.   При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения.  Например, поиск формы реализации проекта может осуществляться в ходе дискуссии,  деловой игры или "мозгового штурма". наверх  Структура интерактивного занятия с использованием активных методов обучения При использовании активных методов обучения взрослых рекомендуется соблюдать  единую структуру интерактивного занятия или отдельного учебного цикла, включающую в  себя несколько этапов. Мотивационно­ориентировочный этап.Организатор знакомит участников работы с темой,  выбранной на основе предварительной диагностики, анализа образовательных потребностей учителей, задач развития школы, проблем, объективно возникающих в образовательном  учреждении. Сообщается, в какой форме будет проводиться работа, организатор  предлагает свое видение ее задач. На данном этапе используются различные методики выявления ожиданий, опасений и идей  участников, связанных с предстоящей работой, обучением в целом. В приложении 1 представлено описание методики "Фруктовый сад". Поисковый этап. По результатам анализа информации, полученной от участников  мероприятия, внесенных ими предложений, конкретизируются цели и задачи предстоящей  работы, составляется план. Важно отметить, что речь идет не только об общих задачах  работы на занятии, но и о целях саморазвития, которые ставит перед собой каждый  педагог. Основной этап– реализация базового метода активного обучения, выбранного  организатором в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и  поведенческими особенностями педагогов. Это может быть тренинг, семинар, презентация, диспут, педагогический ринг, деловая игра, "мозговой штурм", КВН, решение  ситуационных и педагогических задач, проект. Например, по проблеме речевой агрессии у младших школьников можно провести семинар  "Проблема речевой агрессии в педагогической практике" (конспект семинара представлен  в приложении 2), ролевую игру по теме "Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей" (приложение 3), тренинг "Речевой этикет" (приложение 4). Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии:    что вы чувствовали и почему;  что произвело на вас наибольшее впечатление, удивило, запомнилось;  чем вы руководствовались в процессе принятия решения;   учитывалось ли вами при совершении действий мнение участников группы;  как вы оцениваете свои действия и действия группы;  если бы вы играли в эту игру (принимали участие в данном мероприятии) еще раз,  что бы вы изменили в модели своего поведения?  Также в структуру основного этапа по необходимости встраиваются различные  методические приемы, необходимые для консолидации группы, раскрепощения участников работы, снятия зажимов и релаксации. Рефлексивно­оценочный этап – оценка эффективности проделанной работы, соответствия  результатов обозначенным целям, выявление профессиональных и личностных  приобретений. В рамках анализа занятия обсуждается отношение участников к его  содержательному аспекту, использованным методикам, тактикам взаимодействия,  выбранным организатором и группой. наверх  Методика "Фруктовый сад" Приложение 1 Методика используется для выявления потребностей, целей, ожиданий и опасений  учителей в начале учебного цикла, перед проведением отдельных занятий. Работа  проводится в группе. Время, отводимое на выполнение задания, – 20 мин. Оборудование: изображения яблок и лимонов из плотной бумаги, плакаты с  нарисованными на них деревьями и подписями "яблоня" и "лимонное дерево", фломастеры, плакат, скотч. Ход работы Перед участниками работы вывешиваются плакаты с изображением деревьев, раздаются  вырезанные из бумаги яблоки и лимоны. Организатор предлагает учителям попробовать более четко определить, чего они ожидают  (хотели бы получить) от интерактивных занятий и чего опасаются. Предлагаются  различные категории "ожиданий" (знания, умения, компетенции, личностные качества,  формы и методы обучения) и "опасений" (недостаток знаний и опыта для предстоящей  работы, стиль и способы обучения). Организатор обсуждает с участниками, почему очень  важно выявить цели, ожидания, опасения, сформулировать пожелания. Свои ожидания участникам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах.  Фрукты нужно разместить на соответствующих деревьях при помощи скотча. Организатор  озвучивает записи участников, а также свои цели, ожидания и опасения, предлагает их  обсудить. Далее определяются цели проведения занятия или обучения в целом. Подводя итоги, организатор рассказывает о том, как будет строиться дальнейшая работа в  рамках данного занятия (учебного цикла).Приложение 2 наверх  Цели: Конспект семинара по теме  "Проблема речевой агрессии в педагогической практике"    определение актуальности темы речевой агрессии в учебно­воспитательном  процессе;  выявление знаний и представлений педагогов по теме;  изучение негативных моделей речевого поведения взрослых в ответ на проявления  речевой агрессии детей.  Примечание: ведущим семинара может быть заместитель директора школы. 1. Блиц­опрос "Актуализация знаний" Ход семинара Ведущий поочередно задает вопросы участникам семинара, которые в процессе  обсуждения выявляют единственно верный ответ. Примерные вопросы с ответами Ответ Вопрос Что такое речевая агрессия? Чем речевая агрессия отличается от  агрессии физической? Каковы проявления речевой  агрессии? Всегда ли детские ругательства – это  речевая агрессия?   Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное  общение Проявления физической агрессии: ребенок дерется,  толкается, кусается. Проявления речевой агрессии: ругается, дерзит,  огрызается, пререкается. Необходимо знать, что агрессивное речевое  поведение ребенка – ситуативные вспышки грубости  и агрессивность – проявление общей склонности к  агрессии, в т. ч. вербальной, которая постепенно  становится устойчивой личностной чертой Речевая агрессия проявляется в оскорблениях и  угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках (например, "дразнилки",  "обзывательства", "визг", "нытье", "бурчание" и т. п.); более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете,  сплетнях Употребление ребенком ругательств – далеко не  всегда демонстрация агрессии; часто это просто  подражание некультурной манере общения взрослых  или своеобразная словесная игра, соревнование "кто  кого передразнит"2. Интерактивная игра "Найди пару" Педагоги делятся на две группы, одной раздают карточки с моделями негативного  речевого поведения педагогов, а другой – с примерами­объяснениями такого поведения.  Необходимо "найти пару" и объяснить свой выбор. Негативные модели речевого поведения с примерами Негативные модели  речевого поведения взрослых 1 Стереотипные коммуникативные  установки современного общества Лояльное отношение к грубости  всеобщего любимца Отсутствие целенаправленного обучения  этикетному общению Недооценка положительных сторон  деятельности ребенка Отрицательный личный опыт общения  конкретного ребенка Пропаганда тех или иных форм речевой  агрессии в современных СМИ Открытая речевая агрессия педагога   Примеры­объяснения 2 "Надо уметь давать сдачи", "На обидное слово  надо отвечать обидным", "Иначе не выживешь" "Я не знаю, как мне быть – Начал старшим я грубить. А они ко мне: – Голубчик, Ешь скорее! Стынет супчик!.. А они ко мне: – Сыночек, Положить еще кусочек? А они ко мне: – Внучок, Ляг, лапуся, на бочок!.." (С.В. Михалков, "Лапуся") "Разве можно так ругаться?!", "Так нельзя!",  "Что ты говоришь!" "Вечно ты...!", "Ты всегда...!", "От него всего  можно ожидать!", "За ним нужен глаз да глаз!" "Дразнилки", издевки, жестокие шутки,  соревнования в словесной изощренности, игра  "кто кого переспорит", навешивание словесных  ярлыков типа "ябеда", "врун", "воображала",  "очкарик", "тормоз" и т. п. "Плохими словами" ругается любимый певец  или мультипликационный персонаж,  популярность жанров боевика и триллера с  соответствующими моделями речевого  поведения персонажей и набором словесных  клише "Рисуешь как курица лапой!", "Сколько можно  повторять?!", "Как вы меня достали!", "Закрыли  рты!", "Живо мыть руки!", "Поставлю в угол!",  "Считаю до трех..."наверх  Цели: "Способы эффективного реагирования на речевую агрессию детей" Ролевая игра  Приложение 3   обучение педагогов способам речевого воздействия на детей;  отработка педагогами способов речевого воздействия на детей.  Примечание: модератором игры может быть заместитель директора школы. Ход игры Модератор игры раздает педагогам карточки с названиями способов эффективного  реагирования на поведение младших школьников, пояснениями к их использованию в  практике, дает 7–8 мин на их изучение. Затем разыгрываются 2–3 конкретные ситуации, в  которых "дети" (их изображают педагоги) проявляют открытую речевую агрессию.  (Примеры лучше взять из практики работы конкретного образовательного  учреждения.) Педагоги должны попробовать применить тот способ, который указан в  карточке. В конце игры подводится итог, обсуждение: в какой ситуации какие способы  борьбы с речевой агрессией детей будут наиболее эффективны. Способы эффективного реагирования на поведение младших школьников  (содержание карточек) 1. "Прямое порицание"–непосредственное словесное воздействие в форме упрека,  запрета, требования. Порицание должно быть хорошо продумано и выражено корректно – с обязательным использованием необходимых форм вежливости. Например: "Делаю тебе  строгое замечание! Пожалуйста, не надо мне грубить". 2. "Игнорирование речевой агрессии" – коммуникативная тактика, которая  предполагает, что педагог не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает ее,  демонстрирует внешнюю незаинтересованность. Такая тактика оказывает психологическое  воздействие на "агрессора" (эффект неожиданности) и разрушает его "негативный  сценарий" (эффект обманутого ожидания). Применяется, если агрессия не несет  непосредственной угрозы ребенку и окружающим людям. 3. "Переключение внимания"–отвлечение ребенка от выполнения нежелательных  действий. Основные способы переключения внимания: перевод разговора на другую тему,  неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра. 4. "Проецирование положительных личностных качеств и поведенческих реакций"– актуализация (озвучивание, словесное обозначение, публичное напоминание)  положительных качеств ребенка или выражение провокационного сомнения, которое  намеренно задевает самолюбие ребенка, бросает ему вызов (способ  "подзадоривания").Например:"Ты же умная, взрослая, терпеливая, способная девочка!";"Неужели это говорит наш Миша?"; "Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!"; "Мне  стыдно за тебя!"; "Тебе, наверное, трудно проявить терпение и выдержку!" и т. п. 5. "Целенаправленное использование положительных оценочных высказываний"–  словесная демонстрация искреннего одобрения, выражение заслуженной похвалы, которая  не допускает речевой агрессии. Формами положительных оценочных высказываний могут  быть:     традиционное выражение похвалы;  обращение к прошлым успехам детей;  выражение согласия, одобрения, поддержки;  цитирование наиболее удачных (интересных, точных, оригинальных) высказываний,  ответов детей.  6. "Смена ролей"– моделирование ситуации, в которой "агрессор" оказывается на месте  "жертвы", с целью добиться осознания неправильности поведения через эмпатию. Варианты словесной реализации: "Значит, ты хочешь, чтобы в классе убирался кто угодно, только не  ты?"; "А тебе самому было бы приятно услышать то, что ты сейчас говоришь мне?";  "Представь себе, что ты оказался на месте..." и т. п. 7. Юмор, шутка– быстрый и эффективный способ единения участников общения. Однако  следует избегать шуток неприязненного и оскорбительного содержания, которые обижают  ребенка и провоцируют его на ответную речевую агрессию. 8. "Красноречивое молчание"– молчаливое, подчеркнуто невозмутимое выслушивание  агрессивной детской речи, иногда подкрепляемое приемом самообрывания речи: резко  прерваться в ответ на негативное действие или высказывание ребенка, сопровождая паузу  выразительным взглядом, многозначительной позой. Данный метод хорошо сочетается с  последующими порицанием, переключением внимания, проецированием личностных  качеств, приемом смены ролей или шуткой. 9. "Выпустить джинна"–не прерывая и не комментируя, позволить ребенку выразить свои негативные эмоции, дать возможность полностью "выговориться", после чего спокойно и не торопясь обсудить ситуацию. Возможно сочетание этого метода с последующим  перефразированием слов ребенка в более корректной форме. Например: "Я поняла, что ты  хотел сказать…", "Наверное, ты имел в виду...". 10. "Если не можешь чему­то противостоять – возглавь это" – используется в  ситуациях, имеющих характер скорее увлеченности игрой, баловства, дурачества, чем  настоящей агрессии, заключается в намеренном усилении негативных действий, доведении  их до высшей точки или в утрировании до абсурда. Например: "Давайте вместе покричим!  Спорим, я громче умею? Ну, еще громче!.. Еще...". 11. "Частичное согласие" ("Да, но...") –внимательно выслушать и принять претензии  ребенка; по возможности, частично удовлетворить их, но в целом сохранить основную  линию требований. Варианты речевых конструкций: "Да, Сережа поступил плохо – он тебя  ударил. Но ведь ты же сам только что отнял у него пенал! Так что вы оба не правы и  должны помириться".12. «Привлечение "союзников"»–заручиться реальной или воображаемой поддержкой  детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Примеры речевых  клише: "Не кричи, пожалуйста, – на тебя уже старшеклассники смотрят!"; "По­моему,  ребята не одобряют тебя... Правда?"; "Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!"  и т. п. 13. "Апелляция к жалости"–при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание  не на проступке ребенка или его агрессивных высказываниях, а на собственном  эмоциональном состоянии (огорчение, дискомфорт, стыд). Соответствующие словесные  клише: "Ты делаешь мне очень больно!"; "Твои слова меня очень огорчили!"; "Пожалей  меня, пожалуйста" и т. п. 14. "Самонаказание"–предложить ребенку самому придумать себе наказание за  проступок. Возможные формы словесного воплощения: "Ты же любишь справедливость во  всем. Вот и придумай себе наказание за..."; "Как бы ты сам поступил с человеком,  сделавшим такое?". 15. "Убеждение"–прямое разъяснение необходимых правил речевого поведения, норм  общения. При этом не следует:  разъяснять вполне очевидное, например, почему нельзя оскорблять другого  человека; можно корректно напомнить: "На эти слова я могу обидеться", "Мы же  знаем, что это плохо";   морализировать отвлеченно: "Надо вести себя хорошо", "Нужно быть умницей" и т.    п.;  убеждать в неосуществимом: "На уроках всегда надо сидеть молча", "Никогда не  надо ни с кем спорить";  повышать тон и говорить излишне пафосно: "Михаил, я до глубины души возмущена твоим ужасным поведением!".    наверх  Цели: Тренинг "Речевой этикет" Приложение 4   повышение коммуникативной компетентности педагогов;  тренировка педагогов в использовании средств этикета, направленных на  предотвращение речевой агрессии.  Примечание: модератором тренинга может быть заместитель директора школы. Ход тренинга1. Педагоги садятся в круг, модератор произносит фразу, которую надо повторить сначала  соседу слева, потом справа (в нужных случаях – дополнить), например:     "Извините, пожалуйста, я была не права!";  "Простите, я тоже могу ошибаться";   "Давайте мириться!".  2. Модератор предлагает педагогам попрактиковаться в косвенном выражении  побуждения, просьбы:    в форме вопроса, например: "Может быть, ты все­таки постараешься?..", "Стоит ли  ругаться?";  употребляя сослагательное наклонение, например: "Хорошо бы нам...", "А что,  если…";  намекая, например: "Мне трудно говорить с тобой в таком тоне", "Вы мне что­то  сегодня совсем не нравитесь", "Тебя научила так разговаривать Баба Яга?".  3. Разъяснить соседу, почему, например, нельзя размахивать руками за столом,  выкрикивать ответы с места и пр. 4. Упражнение в применении эвфемизмов, более мягких слов или выражений вместо  грубых или непристойных. Задание для педагогов: используя описательные обороты речи, перефразировать слова  (например, "дурак", "вранье", "заткнись"). Л.Л. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного образования  Орловского института усовершенствования учителей, О.В. Бережнова, канд. филол. наук, доц., зав. каф. дошкольного образования  Орловского института усовершенствования учителей