Акцентное вычитывание текста как путь формирования читательской грамотности

  • docx
  • 10.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Акцентное вычитывание текста как путь формирования читательской грамотности.docx

  «Акцентное вычитывание текста как путь      формирования читательской грамотности».

             В растущем потоке информационного поля на сегодняшний день в процессе обучения возникает весьма острая проблема – проблема развития читательской грамотности школьников – подростков. В свете требований образовательных стандартов в каждой школе возникает необходимость по-новому осмыслить взгляд на чтение.

         Напомню, что «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Отметим тот факт, что акцент делается на понимании прочитанного и последующем осмыслении и оценивании информации.

        По мнению кандидата филологических наук Иноземцевой Н.В., «…уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается». К сожалению, это мировая тенденция: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях.

       Проанализировав диагностическую работу по оценке функциональной грамотности обучающихся 8 и 9-го классов в ноябре текущего учебного года, мы пришли к выводу о том, что у большей части плохо сформирован навык именно читательской грамотности. Возник закономерный вопрос, как развивать уровень читательской грамотности обучающихся? Чтобы ребенок овладел самостоятельной читательской практикой, на наш взгляд, наиболее предпочтительна такая форма работы на уроках, как акцентное вычитывание. Акцентное «вычитывание» текста (акцентное чтение) – отнюдь не новое в методике чтения понятие. Акцентное чтение можно рассматривать и как разновидность «медленного чтения», и как прием выборочно-направленного анализа текста. В последнем случае учитель целенаправленно выбирает в тексте определенные моменты, помогающие ему решить конкретную задачу: провести наблюдения над развитием образа, собрать материалы о ком-либо или о чем-либо… Ведущим видом работы, обеспечивающим становление позиции «читателя», в предлагаемом курсе выступает акцентное вычитывание, т.е. «вычерпывание» из текста определенных моментов, направленных на реализацию определенной цели. При подготовке к акцентному чтению возможна следующая последовательность действий: 1) определение главной идеи (совокупности смыслов) текста; 2) выбор акцента чтения (например, героя, с позиции которого мы будем смотреть на происходящее); 3) прочтение текста в соответствии с выбранным акцентом; 4) прочтение текста под другим углом зрения; 5) выявление и уточнение авторской позиции Наиболее же важным при такой форме работы является следующее: акцентное вычитывание – это кропотливый путь  к осознанию и становлению собственной позиции.

      Нужно ли говорить, что текстовая деятельность должна быть спланирована на каждом уроке, но не в традиционной методике. Многие педагоги считают, что каждый ученик вдумчиво и с пониманием читает текст, затем отвечает на вопросы. Но это не так. Если ребенок не понимает, зачем он читает текст, он не будет вдумываться в прочитанное. Начинать такую работу нужно, безусловно, в начальном звене. Учителя нашей школы выбирают стратегии работы, напрямую связанные с акцентным вычитыванием текста.

    Такие стратегии можно отнести к чтению художественного и не художественного текста (учебного, учебно-научного и научного).

1.     Сначала текст читает педагог. Учащиеся могут просто слушать учителя, либо следить за текстом по ходу чтения. По ходу работы делаются логически обоснованные паузы (можно задать вопрос), необходимо обращать внимание на термины, сложные для понимания слова (их можно выписывать на доске, после прочтения текста на третьем этапе можно поработать со словарем или энциклопедией).

2.     Учащиеся читают текст самостоятельно. Необходимо приучать ребят читать текст дважды — первый раз для общего понимания текста, второй раз с выполнением заданий для осмысления текста.

 

В среднем звене акцентное вычитывание уже требует выводов,как ,например, в  задании на умение соотносить факты с общей идеей текста уроке литературы в пятом классе.

ü Недопёсок – это молодой песец, персонаж одноимённого рассказа Ю. Коваля. Опираясь на текст, сделайте вывод о том, что писатель симпатизирует недопёску?

 

Недопёсок Наполеон Третий был важный зверь. И хотя не стал ещё настоящим песцом, а был щенком, недопёском, директор очень его уважал.

Мех Наполеона имел особенный цвет — не белый, не голубой, а такой, для которого и название подобрать трудно. Но звероводы всё-таки подобрали — платиновый.

Мех этот делился как бы на две части, и нижняя — подпушь — была облачного цвета, а сверху покрыли ее темно-серые шерстинки — вуаль. В общем, получалось так: облако, а сверху — серая радуга. Только мордочка была у Наполеона темной, и прямо по носу рассекала ее светлая полоса.

 

      На уроках английского языка акцент делается на работе со следующими видами текстов:

1.                 описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);

2.                 повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);

3.                 рассуждение (сочинение-размышление, комментарий)

Для работы с текстами выбираются следующие виды работы:

 «Ассоциации и предположения»

Учащиеся индивидуально, либо по подгруппам получают задание ответить на следующие вопросы:

1)     Прочтите заголовок. Найдите в тексте ключевые слова.

2)   Подберите подходящую мораль к басне.

      Акцентное вычитывание текста используется и при подготовке к предметным олимпиадам. Так на примере олимпиадных заданий по географии мы видим, что вопросы составлены с учетом осмысленного чтения программного материала.

       Результат совместной работы преподавателей, это, конечно, итоговая аттестация. Для девятиклассников же это еще и предварительное итоговое собеседование, которое состоит из трех этапов: чтение текста, подробный его пересказ и устное монологическое высказывание. Эти задания направлены на выявление таких навыков обучающихся, как умение выбирать из текста нужную информацию, чтение в соответствии с орфоэпическими правилами, владение основными приемами сжатия текста в соответствии с основными микротемами.  В чеках-листах для подготовки выделен тот материал, который является предметом работы каждого из нас на любом уроке.

Чек-лист 1. Подготовка к чтению вслух.

1.     Прочитайте текст про себя.

2.     При чтении особое внимание обратите на:

·         имена, фамилии, отчества людей;

·         географические названия;

·         незнакомые слова;

·         сложные слова;

·         термины и понятия;

·         ударения, поставленные в самом тексте;

·         формы числительных.

3.     Во время чтения запоминайте главные мысли, подчёркивайте ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию — пересказу текста.

 

Чек-лист. Подготовка к пересказу.

-При подготовке к первому заданию ИС (чтению вслух) прочитайте текст про себя.

-Запомните главные мысли, подчеркните ключевые слова.

-При подготовке ко второму заданию (пересказу) прочитайте текст ещё раз. Во время чтения выписывайте на специальный бланк подчёркнутые ранее ключевые слова.

-Запомните структуру текста (расположение микротем, главных мыслей). Имейте в виду, что структура всех текстов на итоговом собеседовании примерно одинаковая. Держите это в голове при пересказе.

-Прочитайте цитату. Обратите внимание на то, кому принадлежит высказывание: самому герою текста или другому лицу.

      Кто же станет спорить с тем, что именно этими видами работы занят каждый из нас на уроке. Постоянная расстановка акцентов на более важном в тексте, «вычерпывание» информации служит достижению главной цели – воспитанию знающей личности. Хотелось бы сказать и о том, что содержание текстов играет не последнюю роль в деле формирования жизненной позиции учащихся, их социализации. И умение выбрать наиболее успешный вариант работы с текстом- залог формирования социально успешной личности. Например, такой интерактивный прием, как «Карусель» используется у нас на уроке обществознания.

      Учитель заранее подготавливает текст, чтобы мотивировать детей к поиску задаёт им несколько вопросов. Возможно, на какие-то из них ребята смогут ответить, а на какие-то нет. Это сработает как стимул, ребята захотят узнать ответы на вопросы, вызвавшие затруднения. Несколько учеников образуют круг, каждому школьнику раздаются тексты. Учитель задаёт первый вопрос, ученики должны найти в тексте ответ на вопрос, подчеркнуть его прямо в тексте, а рядом поставить номер вопроса. Как только это сделано, ученик передаёт свой планшет с текстом своему соседу по часовой стрелке, сосед проверяет правильность (если ответ ошибочный, его можно исправить), и только потом звучит второй вопрос. Вопросов не должно быть много, целесообразнее, если их будет столько, сколько учеников принимает участие в интерактивной игре. В итоге к ребятам возвращается их планшет, где должны быть помечены все правильные ответы. Приём завершается общей проверкой ответов на все вопросы. В результате использования интерактивного приёма «Карусель», текст будет проанализирован и проработан дважды, что обеспечит прочность усвоения изучаемого материала. Этот приём универсален, его можно использовать при организации как групповой работы, так и индивидуальной.

Волонтерское движение в России.

      В современной России активно возрождаются традиции волонтерского движения. В переводе с французского «волонтер» - это человек-доброволец, имеющий привычку заботиться о людях, помогать им без какой-либо выгоды. А награда за это – благодарность и признательность людей. 

     Принято считать, что международное волонтерское движение берет своё начало во Франции. После Первой Мировой войны в 1920 году, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы в районе мест наиболее ожесточенных боёв между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. 

      Российское волонтерское движение появилось гораздо раньше, и изначально было связано с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых некоммерческих объединений (НКО) – земств, участники которых (учителя и врачи) много делали для русского крестьянства. В России же возникло и первое женское волонтерское движение «Сестры милосердия», которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам. 

      В последние годы в России заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Волонтерское движение охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы, предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях. Особо популярно такое общественное движение, как «Волонтеры Победы». Основными целями движения являются сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Волонтеры гордятся прошлым, ценят настоящее и смело смотрят в счастливое будущее России!

 

Вопрос 1. Каково значение слова «волонтер»?

Вопрос 2.  Из какого языка слово «волонтер» было заимствовано в русский язык?

Вопрос 3. Чем занимались участники первого международного волонтерского проекта?

Вопрос 4. Что означает аббревиатура НКО?

Вопрос 5. Как называлось первое женское волонтерское движение в России? Вопрос 6. Как называется общественное движение, поставившее цель сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне?

                Конечно, проблема формирования читательской грамотности является одной из педагогических проблем современности. Полагаем, что решение данной проблемы во многом лежит в области изменения технологии, приемов работы с текстами, популяризации чтения в стенах школы, семейном кругу. Работа эта ежедневная, кропотливая. Иногда совершенно незаметная. Поэтому я желаю терпения все коллегам и успехов в работе.


 

Посмотрите также