Акцентология. Правила постановки ударения в русском языке

  • Аудио
  • docx
  • 23.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект занятия _Правила постановки ударения в русском языке_.docx

Тема: Акцентология. Правила постановки ударений в русском языке.

Цель: актуализация знаний учащихся о трудностях в постановке ударений в  словах русского языка.

Задачи:

- ознакомить учащихся с основными принципами  русской акцентологии;

- отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора, правильного её графического обозначения;

- работать над воспитанием уважения к родному языку.

Ход занятия.

I.                 Организационный момент.  

II.             Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение сочинений, проверка работы по памятке.

III.           Сообщение темы факультативного занятия.

Тема занятия: Акцентология, правила постановки ударений в русском языке.

Правило

Пример

1.Ударение в русском языке разноместно.

Осень-зима-карандаш-библиотека и т.д.

2. Ударение в русском языке подвижно.

При изменении формы слова может менятбся место ударения. Ср.: рукауки

3. Ударение вариативно:

 

Осн. и допустимое

Творог-творог

Осн. и доп. устаревшее

Индустрия-индустрия

Осн. и неправ.

Подростковый-подростковый

Осн. и грубо неправ.

Добыча-добыча

Осн. и спец.

Шприцы-шприцы

4. Неподвижное ударение на основе.

Блюдо, грунт, квартал, шофёр, шрифт, сват, торт и т.д.

5. Всегда ударный суффикс – ист-

Машинист, тракторист, пианист и т.д.

6. В сложных словах со второй частью – пись, ударной всегда является первая часть

Иконопись, машинопись, летопись и т.д.

7. Суффиксы –ик и –к- всегда стоять после ударения.

Столик, речка и т.д.

8. Неподвижное ударение на окончании (если в слове нулевое окончание, ударение переносится на основу)

Жезл, ломоть, ревень, графа, стопа, миндаль и т.д.

9. В кратких формах имен прилагательных ср.р. и м.р. ударение падает на основу (как в полной форме), у прил. Ж.р. – на окончании  (в большинстве случаев)

 Белый – бел – бело – бела.

Круглый – кругл – кругло – кругла.

IV.            Работа по теме урока.

1.     Словарная работа. Составить цепочки из слов, показывающих разноместность ударения.

2.     Словарная работа со словами, имеющими неподвижное ударение на основе и на окончании.  Изменить существительные по падежам: торт, шрифт, квартал, жезл, ломоть, ревень, миндаль.

Образец:

И.п. (кто? что?)         торт             жезл

Р.п. (кого? чего?)       торта           жезла

Д.п. (кому? чему?)     торту           жезлу

В.п. (кого? что?)         торт            жезл

Т.п. (кем? чем?)          тортом        жезлом

П.п. (о ком? о чем?)    о торте       о жезле

3. Работа со словарем. С помощью орфографического и акцентологического словарей расставить ударения в словах. Составить со словами словосочетания (устно).

Августовский, вечеря, жерло, бармен, досуг, договор, ходатайство, духовник, сабо, кухонный, закислить, маркетинг, свекла, жалюзи, экспертный, мышление, холеный, исчерпать, вспугнутый, гала-концерт, ворожея, знамение, комбайнер, новорожденный.

4.     Работа по развитию речи учащихся. Образовать краткие формы имен прилагательных, расставить ударения:

Ясный – ясен –  ясно – ясна.

Здоровый –

Красивый –

Четкий –

Бедный –

Красный –

Горький –

5.     Работа со словарем. Показать, как смена места ударения может повлиять на лексическое значение слова.

Ирис – цветок

Ирис – конфета

Кирка – кирка, склонен – склонен, морщить – морщить, трусить – трусить, атлас – атлас, лоскут – лоскут, угольный – угольный, языковый – языковой.

V.               Подведение итогов занятия.

VI.             Домашнее задание. Поставить ударения в словах, составить с предложенными словами связный текст (устно).

Кулинария, эксперт, ходатайство, санитария, августовский, премировать, граффити, опрометью, предвосхитить, сабо, дешевизна, домовничать, двоеженец, ветеринария, каталог, коклюш, яслей, береста.

VII.        Рефлексия

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Заполнить таблицу.

Что нового узнал на занятии

Что вызвало трудность

Что показалось легким

Над чем еще предстоит работать

Что показалось скучным, неинтересным