Тема: Акцентология. Правила постановки ударений в русском языке.
Цель: актуализация знаний учащихся о трудностях в постановке ударений в словах русского языка.
Задачи:
- ознакомить учащихся с основными принципами русской акцентологии;
- отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора, правильного её графического обозначения;
- работать над воспитанием уважения к родному языку.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания. Чтение и обсуждение сочинений, проверка работы по памятке.
III. Сообщение темы факультативного занятия.
Тема занятия: Акцентология, правила постановки ударений в русском языке.
|
Правило |
Пример |
|
1.Ударение в русском языке разноместно. |
Осень-зима-карандаш-библиотека и т.д. |
|
2. Ударение в русском языке подвижно. |
При изменении формы слова может менятбся место ударения. Ср.: рука -руки |
|
3. Ударение вариативно: |
|
|
Осн. и допустимое |
Творог-творог |
|
Осн. и доп. устаревшее |
Индустрия-индустрия |
|
Осн. и неправ. |
Подростковый-подростковый |
|
Осн. и грубо неправ. |
Добыча-добыча |
|
Осн. и спец. |
Шприцы-шприцы |
|
4. Неподвижное ударение на основе. |
Блюдо, грунт, квартал, шофёр, шрифт, сват, торт и т.д. |
|
5. Всегда ударный суффикс – ист- |
Машинист, тракторист, пианист и т.д. |
|
6. В сложных словах со второй частью – пись, ударной всегда является первая часть |
Иконопись, машинопись, летопись и т.д. |
|
7. Суффиксы –ик и –к- всегда стоять после ударения. |
Столик, речка и т.д. |
|
8. Неподвижное ударение на окончании (если в слове нулевое окончание, ударение переносится на основу) |
Жезл, ломоть, ревень, графа, стопа, миндаль и т.д. |
|
9. В кратких формах имен прилагательных ср.р. и м.р. ударение падает на основу (как в полной форме), у прил. Ж.р. – на окончании (в большинстве случаев) |
Белый – бел – бело – бела. Круглый – кругл – кругло – кругла. |
IV. Работа по теме урока.
1. Словарная работа. Составить цепочки из слов, показывающих разноместность ударения.
2. Словарная работа со словами, имеющими неподвижное ударение на основе и на окончании. Изменить существительные по падежам: торт, шрифт, квартал, жезл, ломоть, ревень, миндаль.
Образец:
И.п. (кто? что?) торт жезл
Р.п. (кого? чего?) торта жезла
Д.п. (кому? чему?) торту жезлу
В.п. (кого? что?) торт жезл
Т.п. (кем? чем?) тортом жезлом
П.п. (о ком? о чем?) о торте о жезле
3. Работа со словарем. С помощью орфографического и акцентологического словарей расставить ударения в словах. Составить со словами словосочетания (устно).
Августовский, вечеря, жерло, бармен, досуг, договор, ходатайство, духовник, сабо, кухонный, закислить, маркетинг, свекла, жалюзи, экспертный, мышление, холеный, исчерпать, вспугнутый, гала-концерт, ворожея, знамение, комбайнер, новорожденный.
4. Работа по развитию речи учащихся. Образовать краткие формы имен прилагательных, расставить ударения:
Ясный – ясен – ясно – ясна.
Здоровый –
Красивый –
Четкий –
Бедный –
Красный –
Горький –
5. Работа со словарем. Показать, как смена места ударения может повлиять на лексическое значение слова.
Ирис – цветок
Ирис – конфета
Кирка – кирка, склонен – склонен, морщить – морщить, трусить – трусить, атлас – атлас, лоскут – лоскут, угольный – угольный, языковый – языковой.
V. Подведение итогов занятия.
VI. Домашнее задание. Поставить ударения в словах, составить с предложенными словами связный текст (устно).
Кулинария, эксперт, ходатайство, санитария, августовский, премировать, граффити, опрометью, предвосхитить, сабо, дешевизна, домовничать, двоеженец, ветеринария, каталог, коклюш, яслей, береста.
VII. Рефлексия
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Заполнить таблицу.
|
Что нового узнал на занятии |
Что вызвало трудность |
Что показалось легким |
Над чем еще предстоит работать |
Что показалось скучным, неинтересным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.