Актуальные проблемы формирования читательской грамотности в современной школе.
Аннотация: Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности
Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЧТЕНИЕ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС
Хочется начать с высказывания А.С. Пушкина «Чтение-вот лучшее учение!».
Действительно, ни для кого не секрет, что хорошо учится тот ребёнок, кто хорошо читает. А не умение хорошо читать, приводит к возникновению трудностей при выполнять различных заданий. Такому ребёнку неинтересно на уроках, он неусидчив, он не посещает библиотеку, потому что читать книги при низкой технике чтения – это не сколько удовольствие, сколько мука.
В условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Ребята отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон и т.д. Конечно, такие увлечения не способствуют полноценному формированию грамотной личности.
Да и цели образования изменяются: от освоения системы знаний к формированию способности использовать знания для решения различных задач, находить нужную информацию, преобразовывать информацию для создания новых знаний и технологий.
В связи, с чем в настоящее время государство ставит перед учителями начальных классов новые цели. Приоритетной целью является развитие личности ученика на основе освоения универсальных способов деятельности. Необходимо формировать функциональную грамотность, которая включает в себя, в том числе и читательскую компетентность. Следовательно, нужно пересматривать и перестраивать систему преподавания так, чтобы иметь возможность целенаправленно формировать данную компетентность.
Новые технологии изменили характер чтения и передачи информации, появилась потребность в специалистах, которые быстро адаптируются в изменяющемся контексте и которые могут работать и обучаться, используя различные источники информации.
Поэтому формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к чтению – первостепенная задача современного общества.
Традиционная передача знаний от учителя к учащимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. Школа должна формировать навыки самостоятельного познания учениками окружающего мира. В связи с этим в настоящее время одной из основных задач образовательной сферы является приобщение к чтению, повышение интереса к нему, роста значения чтения как культурной и личностной ценности. Чтение способствует
В процессе обучения ученики начальных классов должны формировать учебную самостоятельность, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией. Следовательно, необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по формированию смыслового чтения. Образовательные компетенции
Современный мир отчетливо отражает кризис читательской компетентности общества. В настоящее время наблюдается ускоренное развитие информационных технологий, а также ощутимое сокращение доли систематически читающей части общества. Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
Литературное чтение является одной их основных учебных дисциплин. Она влияет на развитие морального облика и нравственных ориентиров подрастающего поколения. Ей отводится главная роль в эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Особенность литературного чтения как учебной дисциплины характеризуется сущностью данного предмета как культурного феномена: оно эстетически развивает мир, описывает богатство и многообразие человеческой жизни в разных литературных образах. Литература владеет огромным потенциалом, способным воздействовать на юных читателей, она приобщает их к духовно-нравственным ценностям нации и государства.
Исходя из вышеизложенного, приоритетной целью литературного образования в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя, как грамотного, активного читателя, человека, который имеет устойчивую привычку к чтению, а также необходимость в нем как способе познания окружающей среды, самого себя, человека, обладающего высоким уровнем речевой культуры, культуры высоких чувств и творческого мышления.
Под читательской компетентностью понимается совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успешно ее использовать в личных и общественных целях. Так определяют читательскую компетентность новые ФГОС.
Читательская компетентность определяется:
— владением техникой чтения,
— приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
— знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
— сформированностью духовной потребности в книге как среде познания мира и самопознания.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книг. Трудно представить себе обучение без книги, чтение – без текстов художественной литературы. Литература – один из важнейших предметов в системе школьного образования.
Отношение школьников к книгам складывается в первые десять лет жизни. Именно в данное время определяется, каким оно будет: активным, пассивным. В дошкольном возрасте стиль общения с книгами задает воспитатель. В начальных классах, как на следующей ступени общего образования, вносятся существенный поправки в процесс формирования и становления читательской компетентности. Таким образом, как именно в этом возрасте происходит становление ученика – читателя [3].
Компетентный читатель – это личность, обладающая интеллектуальной культурой, человек, сформировавший у себя следующие качества:
Одной из основных проблем литературного образования в начальной школе является несформированнность читательской самостоятельности школьников;
не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях;
не всегда связно передают содержание прочитанного текста;
испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения;
допускающих ошибки при чтении, что говорит об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи);
Вопрос формирования читательской самостоятельности школьников, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией, является весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.
Что такое полноценное чтение в начальной школе с позиций теории формирования читательской самостоятельности?
С точки зрения современной науки о формировании читателя основное качество процесса чтения- это уровень самостоятельности, к которому подготовлен читатель и при выборе книги- собеседника, и при озвучивании чужой речи.
Следовательно, необходимо осознавать важность введения в образовательный процесс работы по формированию смыслового чтения.
Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель.
Существует ряд причин:
Однако главной причиной такого явления следует признать нежелание детей читать!
Самый важный компонент — потребность в чтении, как путь к дальнейшему самообразованию и саморазвитию. У современных школьников истинная потребность в чтении не формируется, поэтому к старшей школе показатели читательской грамотности начинают «западать».
Порой мы сами создаем проблемы читательской грамотности, на этапе обучения сводя чтение к декодированию, озвучиванию видимого набора букв. Читать — значит всегда извлекать смысл. Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все предметы, весь учебный процесс.
Никогда не забывайте на уроках совершить два необходимых методических шага: Разговор перед чтением. Вступительное слово учителя, ввод в ситуацию последующего чтения. Что мы будем делать, зачем будем его читать, почему именно этот? Создаем необходимость читать. Постановка учебной задачи до чтения. Во многих учебниках такого нет: просто дается задача прочитать. Не нужно давать задачу «просто так», имеет смысл сразу грамотно построить учебную ситуацию — тогда дети после чтения точно смогут ответить на заранее обозначенный вопрос.
Долг каждого педагога - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её.
Так как именно книга играет огромную роль в обучении, воспитании и развитии ребенка.
Список литературы
Монографии, авторефераты, диссертации, патенты
СТАТЬИ ИЗ ЖУРНАЛОВ И СБОРНИКОВ
5.Переводная версия журнала "Современные проблемы науки и образования" "Modern Problems of Science and Education. Surgery» (ISSN - 2686-9101)
ИНТЕРНЕТ-ДОКУМЕНТЫ
6.https://rosuchebnik.ru/material/formirovanie-funkcionalnoy-юgramotnosti-mladshih-shkolnikov/
7.СарсекееваЖ.Е., Шелест Е.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА «ОСНОВЫ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.; 6.URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27074 (дата обращения: 18.11.2020).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.