Актуальность использования метода проектов в начальной школе
Оценка 4.6

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Оценка 4.6
docx
18.11.2019
Актуальность использования метода проектов в начальной школе
метод проектов.docx

Костанайская область, Федоровский район с.Первомайское                                                                                                                                                                          КГУ «Первомайская средняя школа» отдела

                      образования акимата Федоровского района

учитель: Василенко Л.Ф.   

                                                                                                                                        1.Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Научно-технический процесс предъявляет высокие требования к совершенствованию учебного процесса. Эти требования обуславливают необходимость повышения эффективности обучения, вооружению учащихся методами и приемами самостоятельной учебной работы, выработке умения и потребности самостоятельного добывания знаний.От того, как ученик может применить свои знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.В настоящее время в начальном образовании наблюдается возросший интерес к методу проекта, как форме организации учебного процесса, позволяющей обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Именно проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности.

И вот когда передо мною были первоклассники, то уже хотелось работать над проектным методом в системе. Началось обучение проектированию  (ведение в проектную деятельность). Вначале это были лишь элементы проектной деятельности, но для первоклассников это  проект. ( Наблюдения за домашними животными, за делами человека , сравнение времен года – итогом наблюдений был устный рассказ или рисунок).

Во 2-м классе работа по обучению проектам продолжилась. Мы составили примерный план проектной деятельности, «банк проектов» - проекты, которые хотелось бы осуществить. Некоторые темы приходили в голову во время учебного процесса и мы вносили корректировку в свой план.

Использование метода проекта в педагогической практике показало, что мои учащиеся уже ко второму классу умеют:

·         устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключения,  выражать свою мысль.

·          ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно работать с различными источниками;

·          могут выполнить самостоятельно некоторые практические работы по заданной теме.

Считаю, что именно метод проекта обогатит учебный процесс, позволит образованию стать свободным, открытым, обновляющимся и будет способствовать самопознанию, самоопределению и самореализации личности младшего школьника.

В данной работе излагаю свое видение использования метода проекта в учебной практике. Я предлагаю материал по организации метода проекта на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе: методика проектной деятельности в начальной школе, методические разработки уроков, варианты проектов во внеурочной деятельности.

2.      Проект, как метод обучения

2.1. Метод учебных проектов

Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце XX века превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности».

Метод проектов – это определенная совокупность учебно-воспитательных приемов, позволяющих решить ту или иную проблему в процессе самостоятельной деятельности учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Можно сказать, что метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектовВ ходе проектной деятельности учащиеся достигают цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным результатом, обладающим субъективной и объективной новизной. Отсюда видно, что проектное обучение отличается от других форм деятельности:

·         наличием идеи, предлагающей новое решение существующей проблемы;

·         вещественной формой конечного результата;

·         необходимостью реализации проекта;

·         возможностью массового использования и результатами проектирования.

В центре проектной  деятельности  находится ученик, у которого появляется возможность реализовать себя, проявить активность, ощутить успех. Ученик имеет возможность применить собственный опыт, соединить теоретические и практические знания, умения, навыки.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательской деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних - инициатором может являться учитель, тему проекта подсказывает учебная ситуация по предмету. Целью таких проектов является  углубление и систематизация знаний учащихся по учебной теме. В других случаях - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.  Темы проектов должны относиться  к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету.

Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся. В результате своей творческой практической деятельности обучаемые создают конечный продукт в виде новых знаний и умений.

С помощью метода проектов возможно научить учащихся:

·         выявлять и формулировать проблемы;

·         проводить их анализ;

·              находить пути их решения;

·              находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в      средствах массовой информации.

Метод учебного проекта характеризуется как:

- личностно ориентированный;

- деятельностный;

- обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

- построенный на принципах проблемного обучения;

- развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

- формирующий навыки самостоятельности в мыслительной и волевой сферах;

- воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

- здоровьесберегающий.

Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год (сборники стихов) ; от мини-проектов для изучения предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

Виды проектов и особенности вида

Краткая характеристика процесса и результата

 

Информационные  проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Сбор, анализ и представление информации о каком – либо объекте, явлении в виде:

- реферата

- альбома

 -научного доклада

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов

  • социологического опроса
  • наблюдения
  • эксперимента

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся – она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.д.

Разработка :

-игр (спортивных и других)

-сценариев

-  рисунков, выставок

- сочинений

- газет

- сборников (стихов и др.)

Практико-ориентированные проектыотличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников.

Изготовление материального продукта, который можно использовать в жизни класса, школы, семьи, отд.человека:

-учебное пособие

- кроссворд

- костюмы

- поделки

Ролевые

Приключенческо-игровые проектытребуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия

 Подготовка и разыгрывание:

- спектакля

- инсценировка

- фрагмент урока

 

Существуют и иные классификации проектов, основанные на выделение иного признака. Например, классификация

по предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного ученого предмета), межпредметные, внепредметные;

 по продолжительности: мини – проекты (один урок или менее), краткосрочные (несколько уроков, обычно от 2 до 4-х), длительные;

 по месту выполнения проектов учащимися: на уроках в классе, после уроков в школе, домашние, смешанные;

по числу участников: индивидуальные, групповые, классные.

Этапы работы над проектом

1.      Беседа учителя, где выдвигается проблемная ситуация.

2.      Постановка  проблемы  (Самый важный и сложный момент. Дети младшего школьного возраста самостоятельно выдвинуть проблему не могут. Здесь необходима помощь учителя - через проблемную ситуацию, беседу, анкетирование и т. п.).

3.      Выбор темы проекта по поставленной проблеме и распределение по группам (может быть  самостоятельный  выбор темы проекта по поставленной проблеме и  выполнение работы)

4.      Определение цели и задач проекта. (в группе или самостоятельно)

На первых порах (1-2 класс) – цели и задачи ставятся вместе с учителем.

5.      Составление плана работы над проектом. 

На первых порах (1-2 класс) – дети работают по готовому плану (например):

·         Где живет?

·         Чем питается?

·         Основные особенности: тип животного, класс, отряд, семейство, род, вид;

·         Поведение;

·         Кто главные враги?

На последующих этапах (3-4 класс) - заполнение шаблона разработки проекта( маршрута исследования) выполняется  самостоятельно (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы)

Разработка маршрута исследования:

·         входной и выходной анкеты для первичного и итогового анализа знаний по изучаемой проблеме (тест, опрос и т. д.);

·         контролирующих материалов;

·         шаблонов (для проведения опроса, описания результатов наблюдений, обработки статистических данных и пр.);

·         раздаточного материала (инструкции к заданиям, памятки, бланки для рефлексии);

·          рабочей тетради;

·         дневника проектной деятельности.

6.      Сбор информации:

анализ предметной и дополнительной литературы;

опрос;

использование коммуникативных источников;

посещение музеев, выставок, библиотек

7.      Индивидуальные или групповые сообщения для одноклассников и их обсуждение.

8.      Подведение итогов, составление  портфолио (папка документов).

9.      Защита проекта.

10.   Конечный этап работы над проектом – рефлексия.

I этап  - подготовка

Учебно-воспитательная задача на данном этапе заключается в привлечении детей к изучению нового, именно здесь необходимо замотивировать детей на открытие.

На этом этапе учитель пробуждает в учащихся  интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы.

Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе. Тема проекта должна быть сформулирована естественным  для детей языком, чтобы она была понятна и вызвала интерес учащихся. Тема должна находиться в зоне ближайшего развития.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности,  соответствия материала возрастным особенностям детей рекомендуется использование:

·         Загадок, ребусов, шарад,  задач – шуток, логических заданий и заданий на развитие творческих способностей;

·         Игровых моментов, связанных с введением в ход урока сказочных героев Почемучки и Поисковичка (помоги задать вопрос, изучить, рассмотреть, исследовать, описать и т.п.);

·         Связи материала с наглядно – образным игровым материалом;

·         Игр – исследований, фантастических исследований;

·         Ролевых игр, дающих возможность провести исследование возможностей каждой профессии: если бы я был строителем (поваром, учителем и т.п.);

·         Игр – путешествий, например во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями, в новые страны – пути Великих географических открытий; фантастические путешествия на другие планеты.

II этап – планирование фронтальное

В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленный на ее решение. Целью проектной деятельности становится поиск  способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных  условиях.

Для чего необходима проблема в проекте?

С проблемы учитель создает условия для самостоятельной, исследовательской, творческой деятельности. Необходима актуальная проблема, чтобы ее решение носило практическую значимость. Из проблемы вытекает цель, задачи проектной деятельности учащихся.

Целью проекта является нахождение способа решения проблемы. Ее конкретная формулировка возникает из проблемы проекта. Задачи проекта формулируются для того, чтобы ответить на вопрос, как достичь обозначенной цели.Задачи проекта должны лежать в зоне ближайшего развития учащихся. Ведь интерес и посильность во многом определяет успех проекта. Сформулировать цель и задачи проекта можно исходя из формулировки проблемы проекта, с учетом конкретных условий ее решения. Одну и ту же проблему можно решать по-разному в зависимости от совокупности условий, в которых она рассматривается.

Основной  критерий участия школьника в проекте – его интерес и желание.  Учитель должен предоставить учащимся на выбор набор заданий. Для быстрой и эффективной работы желательно учащихся разбить на группы. Можно составлять группы переменного состава. Учащиеся могут сами разбиться на группы по желанию (по симпатиям друг к другу) или группы комплектую сама, учитывая индивидуальные способности школьников. Затем каждый в группе должен получить роль (капитан, исследователь, аналитик, экскурсовод и т.д.). В результате каждый ученик почувствует свою значимость для других, не останется в стороне. При выборе роли учитель должен помочь каждому соизмерить свои желания с возможностями. Именно работа в группе, младшие школьники учатся высказывать свое мнение, слушать других, не входить в конфликт, если собственное мнение не совпадает  с мнением товарища, учатся поиску согласия, выработке общего мнения о том, что и как надо делать. Для каждой группы можно подготовить инструкционную карту, в которой четко прослеживается вся последовательность проектной деятельность, иными словами алгоритм работы.

 

                                                        УЧЕБНЫЙ  ПРОЕКТ

ПРОБЛЕМА                                        «Почему?»                                Актуальность

ПРОЕКТА                           (это важно для меня лично)                   проблемы –

                                                                                                                 Мотивация

ЦЕЛЬ                                                    «Зачем?»                                   Целеполагание

ПРОЕКТА                                 (мы делаем проект)

ЗАДАЧИ                                                «Что?»                                      Постановка

ПРОЕКТА                                (для этого мы делаем)                         задач

МЕТОДЫ                                              «Как?»                                      Выбор способов

И СПОСОБЫ                            (мы это можем делать)                    и методов,

                                                                                                                  планирование

           

РЕЗУЛЬТАТ                                «Что получилось?»                          Ожидаемый

                                                    (как решение проблемы)                    результат

III этап – принятие решения в группах

Данный этап является основным. Именно здесь дети выдвигают свои гипотезы, анализируют, синтезируют свои идеи, выполняют исследовательскую работу. Одним словом происходит «Мозговой штурм». В основе этого метода лежит высказывание самых разных  идей, которые могут способствовать разрешению проблемы. Особенность «Мозгового штурма» - никаких критических высказываний. Принимаются все идеи – и здравые, обдуманные, фантастические и даже абсурдные. Учащиеся выбирают наиболее оптимальные варианты решения проблемы.

Примерный план:

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления результата).

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);
– фильм, макет, сборник и др.;
– конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды

IV этап – выполнение

Учащиеся истинность своих высказываний подтверждают практической работой.

На данном этапе учитель вообще может «потеряться», т.е. стать эдаким «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как учитель их подготовил. Если дети должны  провести какое-то исследование в рамках проекта, они должны владеть методами и технологиями данного исследования (химического, биологического, физического и т.д.) Учить этому необходимо  заранее, до начала работы над проектом, когда эти умения потребуются. Если учитель не владеет этими методами, ему не следует работать  над таким проектом, потому что в любую минуту, когда возникнут трудности и дети натолкнутся на какие-то подводные камушки, учитель обязан прийти им на помощь.Когда учащимся не хватает знаний, умений, наступает благоприятный момент подачи нового материала. Учитель постоянно наблюдает за ходом деятельности ребят, за уровнем их самостоятельности. Пускать все на самотек нельзя.

Организация исследования включает в себя следующие этапы:

«Памятка для ученика»

Подумать самостоятельно

Что я об этом знаю?

Какие мысли я могу высказать про это?

Какие выводы я могу сделать из того, что мне уже известно?

Просмотреть книги и издания периодической печати по теме.

Запиши важную информацию, которую узнал из книг, газет и журналов.

Спросить у других людей.

Запиши интересную информацию, полученную от других людей.

Просмотреть телематериалы.

Запиши то необычное, что узнал из фильмов.

Использовать Интернет.

Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера.

Понаблюдать.

Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы. По-возможности сделай фотографии.

Провести эксперимент.

Запиши план и результаты эксперимента.

Работа проводимая учениками на этапе выполнения зазания:

  • дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
  • приносят в класс литературу, анализируют статьи;
  • делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
  • посещают местные предприятия;
  • совершают учебные экскурсии по родному краю;
  • посещают музеи и другие учреждения культуры;
  • проводят экологический мониторинг;
  • занимаются краеведческой работой

На основе полученной информации переход к оформлению проекта:

  • составляют списки, отчеты;
  • выпускают разовые или периодические бюллетени;
  • выступают перед учениками своего класса или школы;
  • пишут рефераты;
  • пишут заметки в местные газеты;

·       фотографируют.

V этап – оценка результатов

Перед защитой проекта учащиеся подводят итоги своей деятельности.

Дается оценка выполнения проекта: достигнуты ли цели, каков результат. Оценивают работу каждого члена группы. Обычно я предлагаю учащимся оценить работу товарищей по следующим критериям:

·              активность;

·              выдвижение гипотез;

·              помощь товарищам;

·              анализ, синтез, проделанной работы.

Этап подготовки к защите исследования.

Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:

- Дать определения основным понятиям.

- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.

- Выработать суждения.

- Сделать выводы.

- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.

- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

VI этап – защита проекта.

Презентуя свой продукт, дети рассказывают о своих идеях, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевали и как – это так называемая «рефлексия деятельности».

Цель данного этапа – раскрытие содержания и результатов проекта, которые осуществляются в форме доклада и презентации.

Презентация это не только демонстрация продукта, но и рассказ о своей деятельности, о том, какие были трудности в ходе работы над проектом, какие возникали проблемы, как они обсуждались, какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, как преодолевались трудности т.е. получает представление что и как было сделано во время проектной деятельности.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность. При этом демонстрируется и наглядный материал, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

Я считаю, что на этом этапе роль учителя велика, поскольку младшим школьникам бывает не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе

Актуальность использования метода проектов в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.11.2019