КГУ «Первомайская средняя школа» отдела образования акимата Федоровского района
Учитель начальных классов: Василенко Л.Ф
Развитие творческих способностей младших школьников.
Формирование какой-либо творческой способности представляет собой не только развитие узкой направленности, а развитие многих аспектов личности: мышление, психологические характеристики, эмоциональное поведение и т.д. При этом все дети развиваются индивидуально и со своими особенностями.
В младшем школьном возрасте дети с удовольствием играют в различные рода игры. Это одна из главных методик начальных классов. В зависимости от содержания игр дети получают определенные знания.
То есть в более старшем возрасте перед детьми можно просто поставить учебную задачу для выполнения. В младших же классах такое условие не сработает. Дети просто не обратят на это внимание. Преподавателю необходимо трансформировать учебную задачу в игровую. В таком случае детей можно заинтересовать.
Игры
Составление предложений
Вы наугад даете ребенку три слова, которые абсолютно не связаны между собой. Например, вешалка, цветок, деревянный. Ребенку нужно составить предложение из этих слов. Творческим ответом можно считать тот, который содержит в себе нестандартные связи. Например:
на деревянной вешалке висел шарф, который спускался так, словно цветок роняет свои листья. Это упражнение лучше выполнять не в группах, а индивидуально. Упражнение помогает развить новое видение на повседневные вещи, то есть помочь взглянуть на разные ситуации под другим углом.
Высказывание мысли иначе
Предложите ребенку простую фразу. Например: утро выдалось дождливым. Попросите перефразировать ее, не употребляя исходные слова и не коверкая смысл предложения. Такая задача развивает не только творческие способности, но и словарный запас и грамотность речи.
Два вышеперечисленных упражнения можно отнести к виду вербально-творческих. Далее мы поговорим о групповых играх.
Игра «Картинка»
Суть заключается в том, что вы договариваетесь с детьми «рисовать» картину. Например, пейзаж. Каждый ребенок загадывает, кем он будет: солнышко, дерево и т.д. Первый ребенок выходит и говорит, кто он (облачко). Он же выбирает, кто выйдет следующий, и спрашивает: «Кто ты»? Тот отвечает.
Действие продолжается до последнего человека. Затем каждый ребенок изображает определенное действие в соответствие с тем, кем он является в картине. Данная задача позволяет развить актерские навыки, избавиться от стеснения. Также это упражнение направлено на сплочение класса/группы, выявления лидера и аутсайдеров.
Как выйти из ситуации?
Представим себе любую проблемную ситуацию из жизни. Например, у вас разорвались кроссовки во время прогулки. Обсудите решение проблемы с детьми.
Таким образом вы сможете понять, кто мыслит стандартно (отнести в мастерскую), а кто иначе, творчески (обмотать подошву шнурками). В дальнейшем вы можете иметь в виду, какой подход в соответствие с результатами подходит для каждого ребенка.
Архитектор
Представим, что ребенок – архитектор. Он получил заказ – проект дома. На листе написаны несколько совершенно несвязанных слов. Например, облако, кот, ботинок, круг. Эти слова – пожелания клиента, отражения которых он хочет видеть в проекте.
Может быть, дом будет в форме ботинка с окнами в виде облаков, а на лужайке будет стоять фонтан в образе кота? Главное – отпустить свою фантазию и творить. Это задание поможет открыть изобразительные и дизайнерские способности ребенка, а также развить пространственное мышление. После вы можете попросить ребенка представить и прорекламировать свой проект. В этом случае будет развиваться ораторское искусство.
Выразительные движения
Данную игру лучше проводить в группах. Дети делятся на две команды. Выходит ребенок из одной команды и изображает какую-либо эмоцию: восторг, радость, печаль, горе, испуг и т.д. Игроки противоположной команды должны отгадать слово. Игра выявляет артистические таланты.
«Обведи свою ладонь и оживи»
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
История старого чайника
Дети собираются в кругу, придумывают и рассказывают друг другу, что же о своей жизни может поведать старый чайник. Это отличное упражнение на развитие творческих способностей. По сути дети придумывают целую историю жизни от начала и до конца.
У детей такая сумасшедшая фантазия, что они только не сочиняют. В группах дети смеются, весело проводят время и тем самым сближаются еще больше.
Мне хотелось бы призвать родителей и преподавателей в различных учреждениях развивать в детях всевозможные способности. У каждого ребенка такое огромное количество талантов, но, к сожалению, и половина из них так и остаются скрытыми.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.