Актуальность исторического процесса в условиях пандемии
Обучение истории требует многообразия и вариативности форм и методов организации учебного процесса, в том числе используя дистанционное направление. Иные виды самостоятельной работы студентов, в том числе и переход к диалогу и сотрудничеству с применением ИКТ, как преподавателем, так и студентами не новое явление, но необходимое как данность. Обучать истории – это «значит учить думать и разбираться в исторических событиях, учить делать выводы и обобщения на изученном историческом материале, учить мыслить исторически, сознательно усваивать материал всей темы и ведущих вопросов курса…»
Занятия по теме «Послевоенное устройство мира и начало «Холодной войны» разработано с целью, применить, дистанционные формы обучения на период пандемии и самоизоляции выраженной в требованиях власти: «Живем дома». Когда речь заходит об ответственности за жизнь не только свою, но и ближних, то большинство реагируют не совсем адекватно, что показывает текущий контролирующий момент, когда студенты, продолжают нарушать общие требования, рассчитывая на «Авось», или «Меня не касается», не своевременно выполняют поставленные задачи и нарушают инструкции их выполнения.
Эгоист действительно не может быть адекватным, так как замечания, могут
ущемлять его личное пространство.
Мы учимся любить друг друга, и обречены, отрекаться от себя во имя жизни и здоровья ближних. В законе об ответственности, речь идет, о любви к другим. Нарушая закон, мы тем самым отказываемся принять на себя ответственность за самого себя и таким образом отказываемся обладать своим собственным сердцем, разумом.
Проблемы возникают, когда человек не понимает значения границ ответственности. Учиться любить друг друга, но не быть друг другом.
Я не могу чувствовать за кого- то, это Ваши чувства. Я не могу думать за Вас, у каждого свои мысли. Я не могу вести себя ответственно за Вас, так как полагается вести себя в современном обществе, в той среде, где границы поведения обозначены правилами. Я не могу за каждого студента пережить то разочарование, которое повлечет за каждым установка ограничений правилами.
Я не могу расти за Вас духовно, интеллектуально, это можете делать Вы сами. Как и Вы не можете расти за меня духовно.
Короновирус над Россией,
Безжалостно заносит плеть.
Господь нам в Пост подарит силу,
Во славу Божью будем петь.
Нас государство призывает,
Разъединиться, чтобы жить.
Проект: «Жить дома», обещает,
Богатством духа дорожить.
А.Н. Серкова
У каждого времени есть свои личности. Наши дистанционные общения не привязаны к реальностям исторических событий прошлых лет, но напоминают и сегодня, как важно, не отрываться от уроков прошлого. Чума, «моровая язва», «чёрная смерть», ужас Средневековья. Эта болезнь истребляла целые страны и народы. Много раз появлялась она и в России. Последняя в допетровской Руси эпидемия чумы опустошила Москву и другие города при царе Алексее Михайловиче в 1654-1655 гг. Благодаря мерам, принятым патриархом Никоном (царь находился при армии), нигде не возникло волнений. Но бедствие было значительно. Число жертв оценивается в сотни тысяч. Эта эпидемия подорвала боеспособность России в начавшейся тогда войне с Польшей. Еще один исторический факт: Болезнь под названием испанка или же испанский грипп - массовая пандемия гриппа, поразившая Европу в 18-19 годах прошлого века. Несмотря на то, что грипп бушевал только два года, является абсолютным рекордсменом по количеству заражённых и умерших среди всех других болезней. Во всём мире испанкой было заражено примерно 550 миллионов человек, или 29,5 % населения планеты, умерло приблизительно 50–100 млн человек или 2,7–5,3 % населения Земли. Пандемия началась в последние месяцы Первой мировой войны и при этом сумела быстро обойти этот крупнейший, на тот момент, вооружённый конфликт по количеству жертв. Многие уже забыли или даже не знали об этой хоть и быстро прошедшей, но воистину кровавой эпидемии, так что думаю, что стоит и нам знать о ней. Особенности испанки в России…
Испанка заглянула в Россию в самое жуткое время. Эпидемии следовали одна за другой: холера, сыпной и брюшной тифы, оспа, малярия, дизентерия. Революция и Гражданская война уничтожили прежнюю медицинскую систему и государственный аппарат. Толпы беженцев и воинские эшелоны сновали по всей России. Недоедание, холод, резкое падение уровня жизни, ужасающая скученность — все это способствовало распространению эпидемий. Первая волна — начало 1918 года. Вторая волна — осень того же года. И третья волна — зима-весна 1919 года. Первая отличалась самой сильной заразностью, вторая — самой высокой смертностью, третья была уже явным спадом.
Первая волна до России просто не дошла. Вторая стала разворачиваться с некоторым запозданием. Во всем мире смертельным пиком пандемии был октябрь 1918 года, когда испанка только осваивалась в России. При этом те страны, в которые вирус попал позже остальных, отличались более низкой смертностью и меньшим размахом эпидемии, вероятно из-за того, что за несколько месяцев штамм вируса мутировал и стал менее летальным. В Австралии, куда испанка добралась позже всех (в начале 1919 года), смертность была в несколько раз ниже, чем в среднем по миру.
Каждый из этих факторов по отдельности может быть оспорен, однако все они в совокупности могли способствовать тому, что пандемия испанского гриппа прошла в советской России легче, чем в большинстве стран, при гораздо более неблагоприятных обстоятельствах.
Возможно, наши учебные занятия и мои методические указания Вами восприняты не как обязательные к осмыслению, и смогли вызвать чувство вторжения в Ваше личностное пространство. И заставляя читать, учить, осмысливать причинно следственные исторические связи и последствия, Вы скажите мы не историки, зачем так много информации. Возможно, Вы очень талантливы и Вам не зачем, тратить, на осмысление этих событий свое время. Но история не накажет тебя за содеянное в прошлом, но спросит с тебя за зло, содеянное тобою сегодня и как писал Р Гамзатов:
Мы все умрем, людей бессмертных нет,
И это все известно и не ново.
Но мы живем, чтобы оставить след
Дом, иль тропинку, дерево, иль слово.
Как важно понимать, не наследить, а оставить след, ведь как разумно можно сказать
Мы взираем мир глазами гномиков,
Двадцать первый век необычайный.
Интерес столетний, как историку,
Поколению видится печальным.
я хочу их напомнить.
Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.
Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.
В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: «Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со Мной».
Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.
Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.
И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.
Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.
Он разбудил их: «Вас Господь сподобил
Жить в дни Мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников Себя предаст».
И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди — Иуда
С предательским лобзаньем на устах.
Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсЕк.
Но слышит: «Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.
Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы Мне сюда?
И, волоска тогда на Мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.
Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.
Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.