Данная работа представляет материал по работе с родителями. Описание работы, как проводить систематически работу с родителями. Проведение плана работы с родителями (циклограмма). По результатам работы с родителями проводится мониторинг. Анализ работы с классом. Подведение итогов работы. Родители являются помощниками классного руководителя.Работа с родителями. Создание единого воспитательного процесса семьи и классного коллектива
актуальность проблемы Марковой Т.В. Программа по воспитательной работе.doc
Актуальность проблемы
До сих пор не всеми осознается тот факт, что нравственность (мораль) выполняет
первостепенную функцию в обществе, лежит в основе общего образования, мировоззрения
и установок. Активно влияет на развитие интеллекта, составляет основу анализа
деятельности и отношения людей. Так как не только дети, но нередко и педагоги не имеют
достаточно моралеведческих знаний, понятий о нравственных нормах, формах и видах
нравственного практического поведения.
Таким образом, определение содержания и форм нравственного воспитания – одна
из самых актуальных задач развития и духовная база современной общеобразовательной
школы, в реализации которых в учебновоспитательном процессе создались большие
трудности, а поэтому в школе нужна система нравственного воспитания.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время
крушения всех нравственных идеалов. Сегодня, в условиях нестабильности общества
возникает принципиально иная, по сравнению с изучающейся ранее, социальная ситуация.
Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. В этих
условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую
теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодежи:
раскрыть ее духовные качества;
развить и раскрыть нравственные чувства;
привить навыки борьбы со злом;
умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение.
Вот основные критерии, которые являются главными в работе с детьми. Поэтому для
эффективной работы с детьми важно знать их реальное отношение к некоторым проблемам
нашего времени. Тяжелое экономическое положение государства, крушение прежнего
мировоззрения и несформированность нового, отсутствие должных знаний, умения жить и
работать в условиях конкурентного и высокопроизводительного производства – все это
привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно
трудным этот период оказался для подрастающего поколения. Мы считаем, что именно
деятельность школы с опорой на семьи и общественность, прогрессивные народные
традиции, направленные на социализацию личности, может способствовать развитию и
воспитанию личности.
Школа – это сегодня главный центр организации базового морального образования и
нравственного воспитания детей, а также центр содействия этому процессу вне школы и в
семье.
Цели и задачи
Цель: Формировать единое воспитательное пространство семьи и класса.
На выбор цели повлияли интересы и потребности учащихся и их родителей, проблемы
социума, в котором существует семья. Среди них можно выделить следующие:
проблемы «отцов и детей»
безответственное отношение части родителей к воспитанию
проблемы, существующие в общении между людьми;
безнравственность и бездуховность, проявляющиеся в обществе;
падение интереса к знаниям;
Но несмотря на существующие проблемы любой родитель желает видеть своих детей
добрыми, духовно богатыми, физически здоровыми, интеллектуально развитыми. Поэтому
нужно объединять усилия семьи и школы для реализации цели, решения круга
обозначенных проблем, координировать их деятельность на решение поставленных задач:
1.Создать благоприятные условия для удовлетворения этнокультурных
образовательных потребностей учащихся, способствующих развитию
личности, способной к активной социальной адаптации в обществе и профессиональному
самоопределению и творческому самовыражению личности ребенка;
2. Разработать педагогические и социальнопсихологические методики, направленные
на здоровьесбережение, новое качество образования и воспитательный потенциал
учебной деятельности, на педагогическую поддержку творческих устремлений и
действий личности школьника.
3. Реализовать программу «Я и Моя семья», анализировать
корректировать.
результаты и
Этапы создания воспитательной системы класса.
ПЕРВЫЙ ЭТАП ( 20012002 г.г.) включал изучение философской, педагогической ,
этнографической, юридической литературы по воспитанию детей; систематизации
научных позиций институтов образования и направлений в исследовании проблем
Крайнего Севера и педагогической работы, построение общей модели исследования;
выявление факторов, влияющих на воспитание детей Севера.
ВТОРОЙ ЭТАП ( 2002 2003 г.г. ) предусматривал непосредственное проведение
опытно – экспериментальной работы, в процессе которого была создана модель
психолого – педагогической работы национальной (эвенкийской) школы в местах
компактного проживания народов Севера, организована педагогическая деятельность в
национальной(эвенкийской) школе, направленная на воспитание детей.
ТРЕТИЙ ЭТАП (20032004 г.г.) осмысление, обобщение и систематизация
полученных результатов исследования; проведен анализ полученных данных, а также
подготовлен материал для обобщения опыта работы.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ Золотинская средняя общеобразовательная школа – интернат
им. Г.М.Василевич
НОВИЗНА исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических,
социальных и психологических проблем; определении педагогических условий и
создании модели деятельности национальной (эвенкийской) школы по воспитанию
детей. Раскрытие особенностей интегративной деятельности педагога в этих условиях и
критерии оценки его деятельности.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в разработке методических
рекомендаций по совершенствованию педагогической деятельности школы и других
социальных институтов в сельском социуме по воспитанию детей.
педагога,
адаптированных к условиям сельского социума с компактным проживанием
народностей Севера.
профессиональных
характеристик
Разрабатывается
комплект
Теоретическая основа воспитательной системы
Изучив ряд теоретической литературы по данной проблеме: О.Н.Урбанская «Работа
с родителями младших школьников», И.С.Якиманская «Личностноориентированное
обучение в современной школе», И.П.Иванов «Педагогика общей заботы», я пришла к
выводу о том, что необходимо укрепление всесторонних связей семьи, школы и
общественности. Помочь семье в воспитании детей и одновременно поднять ее
ответственность за воспитание подрастающего поколения возможно в результате
систематической, последовательно организуемой работы по формированию у родителей
педагогических умений и навыков. Велика роль учителя начальных классов в организации
этой работы. Очень важно уже с первого года обучения и воспитания детей в школе
сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Определившись в общих вопросах, пытаюсь построить достаточно простую систему
воспитательных приоритетов. Воспитательную работу в классе я веду под девизом «Союз трех сердец»: учитель – ученик – родители .Именно в этом союзе возможно осуществление
главной воспитательной задачи – формирование творческой личности. Без участия
родителей создать в педагогическом процессе обстановку психологически бережного
отношения к личности ребенка, уважения маленького человека, имеющего право на личное
развитие, невозможно.
«счастлив тот, кто счастлив дома», говорил великий русский писатель Лев Толстой, имея
в виду ту атмосферу, которую создают в семье, прежде всего взрослые, помогая стать
детям увлеченными, деятельными, гармонично развитыми людьми. Поэтому для меня как
воспитателя было очень важно интерес школы превратить в интерес семейный и наполнить
его общими делами. И я решила использовать для этого наиболее распространенную
коллективную форму работы с родителями – родительские собрания , коллективные
творческие дела, традиционные праздники в классе., походы .
В свое время А.С. Макаренко указывал на то, что эффективность семейного воспитания
определяется не временем, затраченных на воспитание, а всем укладом жизни семьи.
Поэтому говорить с родителями я собралась о главном – о необходимости быть ближе к
своим детям.
Активность ребенка, критическое мышление и вера в жизнь – определяет направления
воспитательных усилий школы. Где? Когда? Как? Какими силами и средствами, с учетом
психофизиологических возрастных особенностей решать эти задачи? Признание
универсальности нравственных начал, выстраданных великими умами человечества, тот
максимум, к которому может и должна стремиться педагогика.
Я
становление, создание отношений
товарищеской заботы друг о друге и окружающем мире, творческое развитие личности
каждого участника этих отношений, улучшение себя и окружающей жизни через полезную
деятельность. Создание в классном коллективе дружной семьи единомышленников со
своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи.
Выработала определенные правила и следующие ориентиры, которыми руководствуются
родители и учащиеся моего класса.
рассматриваю воспитательный процесс как
1. Человек – абсолютная ценность, рассматриваемая как часть семьи, природы,
общества.
2. Труд – основа бытия.
3. Творчество – необходимое условие реализации личности.
4. Дружба, любовь, гуманное отношение – основа взаимоотношений между людьми
Правило заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру.
Правило совместной деятельности детей и взрослых (вместе планируем, вместе
проводим)
Правило целесообразности ( все делать с пользой).
Правило творческого отношения к делу.
:
Каковы же принципы?
1. Личностноориентированные :
Принцип адаптированности (каждый должен чувствовать себя как дома,
найти свое место в классе);
Принцип развития (целостное развитие: физическое, интеллектуальное,
духовное);
Принцип психологической комфортности ( снятие всех стрессобразующих
факторов; создание атмосферы, где ребенок раскрепощен, раскован;
создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперед).
2. Культурноориентированные: Принцип картины мира (целостное представление о мире, о месте человека в
нем);
Принцип смыслового отношения к миру(мир вокруг меня – это мир, частью
которого являюсь я );
3. Деятельностноориентированные :
Принцип обучения деятельности (учим ставить цели, уметь контролировать и
ориентировать свои);
Креативный принцип или принцип формирования потребности в творчестве и
умения творчества.
4. Школа – часть образовательной среды:
Воспитательный процесс многогранен, школьник не всегда находится в
школе, но даже самые глубокие изменения в окружающем мире не должны
поставить ребенка в тупик.
Приоритетные направления развития:
Педагогическая система школы ориентирована на Концепцию «Родового воспитания»,
которая опирается на принципы природосообразности, культуросообразности, личностно
ориентированного подхода как механизма сохранения самобытности и культуры. Отсюда и
приоритетные направления моей воспитательной работы с коллективом учащихся и
родителей:
самовоспитание и саморазвитие личности в процессе организованной деятельности;
интегрированного взаимодействия на уровне субъект субъектных отношений
гуманистического характера ( отношений «товарищеской заботы»);
преемственности воспитательного процесса на всех ступенях образования.
Пед
коллектив
Это предполагает:
Кл
руководитель
ученикученик
общественность
родител
и
1. Изменение форм и методов учебновоспитательной работы: преодоление
пассивности детей и родителей через дидактические и ролевые игры, традиционные
праздники, разнообразные формы обучения, раскрепощение личности ребенка в
учебновоспитательном процессе, создание условий для получения знаний о
формах практического, нравственного поведения .
2. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности: Человек, Семья, Отечество,
Труд, Знания, Культура, Мир, Земля.
3. Формирование у учащихся чувства патриотизма, позиции активного гражданина.
4. Создание условий, при которых у всех детей будет возможность выразить себя в
художественной деятельности театр, рисование, пение, танец, прикладное
искусство, музыка и др. 5. Приобщение детей к культуре предков, возрождению народных традиций и обычаев,
изучению родного языка, формирование национального самосознания , и укрепление
лучших школьных традиций.
Планирование и содержание деятельности
На начальном этапе согласно направлению воспитательной работы школы было
составлено перспективное планирование по разным направлениям работ:
«доверие»,
«уважение»,
семья
здоровье
– я ученик
я личность
С течением времени обозначались основные направления деятельности,
характерные именно для данного класса. Изменилось содержание и форма работы. При
этом учитывались проблемы, возникающие при внедрении воспитательной системы.
Проблем на каждом этапе много:
экономические трудности;
нестабильность семьи;
низкий духовнонравственный и образовательный уровень родителей, населения;
проблемы алкоголизма, курения;
недооценка в обществе роли воспитания в учебновоспитательном процессе;
недостаточное количество методической литературы по данной теме.
Сущность моей воспитательной работы с классом характеризует такие понятия, как
«добро и доброта»,
«коллектив»,
«творчество»,
«индивидуальность», «самостоятельность».
Я стремлюсь, чтобы эти ценности составляли основу деятельности класса, проявлялись в
общении и отношении не только в классном коллективе, но и вне группы, постепенно
превратились бы в ценностные ориентации каждого ученика. Создать условия для
раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.
Кредо классного руководителя составляют такие идеи:
внимание к каждому школьнику: каждый ребенок интересен, уникален;
не навредить, заметить и помочь в раскрытии творческой индивидуальности личности
ученика.
Таким образом, воспитание предполагается строить с опорой на следующие виды
деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную,
досуговую.
Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и
формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
Трудовая деятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного и в
дальнейшем производительного труда;
Художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность
в прекрасном способность к художественному мышлению;
Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте
физической и, естественно, высокой гигиене жизни;
Общественная деятельность, формирующая активную гражданскую позицию ученика и
приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования;
Свободное общение, осуществляемое как досуг ученика, целью его деятельности является
общение с другим человеком. Условия реализации программы «Я и моя семья»
Для результативного функционирования воспитательной системы необходимо выполнение
следующих условий:
1. Владение информацией обо всех участниках учебновоспитательного процесса, об
уровне отношений, о физическом, нравственном, умственном уровне развития
детей; культурнообразованном и нравственном уровне родителей, о степени
комфортности всех пребывающих в школе.
2. Включенность и скоординированость деятельности педагога, семьи и СПС школы с
учетом индивидуальности ребенка и семьи.
Систематический контроль за результативностью учебновоспитательного процесса с
целью коррекции и достижения наилучших результатов.
Воспитательная деятельность
1. Участие класса в общешкольных мероприятиях
Составляющая основа воспитательной работы в классе, является участие всех
учащихся и родителей в общешкольных делах согласно годовому плану работы школы.
Это позволит четко определить место классного руководителя в общей системе учебно
воспитательного процесса в школе, будет способствовать:
повышению уровня общительности каждого в отдельности;
развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом,
формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника.
2. Планируемые внутриклассные мероприятия:
систематическая еженедельная работа внутриклассных структур, то есть учебного
сектора, ремонтной бригады, цветоводов, культмассового сектора;
проведение еженедельных классных часов по подведению итогов по контролю
посещаемости и успеваемости учащихся;
проведение бесед по ППД, ОБЖ и т.д.
проведение музыкальных, литературных вечеров , способствующих эстетическому
развитию личности;
проведение традиционных праздников «Поздравляем с днем рождения» и других;
совместное посещение библиотеки;
3. Родители в жизни школы, класса
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми,
главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности.
Потребность общения с родителями сильна, связь с семьей у детей этого возраста еще
достаточно крепка. Родители авторитетны для учеников начальной школы.
Однако привлечение родителей к воспитательной работе с классным коллективом младших
школьников имеет определенные трудности:
родители мало знакомы друг с другом и с детьми класса;
они загружены работой и домашними делами;
плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу и школе;
порой занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности,
проводимой без их участия.
Все это требует целенаправленной работы по созданию родительского коллектива, по
привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует
специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей
(походы, игры, сборы, праздники).
Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в
общешкольных делах. При подготовке к ним родители составляют сценарий выступления класса, шьют костюмы. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник
более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с
детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной работе. Работа с родителями вселяет
в детей уверенность, расширяет круг общения, так как они контактируют с родителями
одноклассников.
Родители видят своего ребенка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с
друзьями, да и способности самих родителей быстрее раскрываются в небольшом
коллективе.
С этой целью планируется провести следующие мероприятия:
традиционные разговоры по телефону с родителями учащихся;
встречи с группами родителей;
родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости и посещаемости;
традиционные вечера, общешкольные и классные мероприятия, походы в лес.
Результаты работы по программе «Я и моя семья»
Расширение кругозора и здоровый образ жизни.
С малых лет человек должен осознавать себя гражданином России. Для этого
необходимо приобщаться к истокам, питающим это чувство.
Второе направление – расширение кругозора. Это направление продиктовано острой
необходимостью.
Мало знакомы с классиками детской художественной
литературы. Мы рассказываем и изучаем с ребятами о художниках и их картинах,
учим прислушиваться к музыке, видеть красоту природы и знать эту красоту. Знать
классиков русской литературы (Пушкина А.С., Толстого Л.Н., Лермонтова М.Ю. и
др.)
Результатом работы есть ученик – выпускник, обладающий определенными
качествами личности.
Образ ученика
Воспитание является целенаправленным процессом управления, руководства и
организации совместной деятельности педагога и ребенка. При этом акцент
переносится
На создание с помощью определенных психологопедагогических средств
определенных условий для развития и саморазвития личности воспитуемого.
Через совместную с педагогом деятельность личность осваивает различные образцы
деятельности, в результате чего происходит формирование личностных структур,
обеспечивающих уровень развития личностного потенциала и его реализации в
будущем. В конечном итоге школьник должен обладать:
Интеллект;
Творческие способности;
нравственные ценности(справедливость, ответственность, уважение к
окружающим, чувство собственного достоинства, милосердие);
коммуникативность ( готовность прийти на помощь, способность к
сопереживанию, понимать другого, готовность к сотрудничеству);
тактичность;
Саморегуляция поведения
чувство долга,
инициативность, организованность и пунктуальность, дисциплинированность,
самоконтроль).
(самостоятельность,
Школа и родители В процессе воспитания в школе родители принимают самое активное участие.
Таким образом, роль семьи в воспитании велика и состоит в следующем:
Что это значит?
Единство требований педагога и родителей к учебновоспитательному
процессу.
Согласованность и скоординированость действий педагога и родителей.
Единодушие в представлении конечного результата.
Интересы личности не должны вредить интересам коллектива. Творчество
есть цель и принцип жизни коллектива и каждой личности.
Мой дом, мой класс и я – большая дружная семья.
Работа осуществляется через различные формы работы:
Изучение климата семьи – анкетирование
Ведение дневников, информация для родителей.
Родительские собрания.
Походы выходного дня.
Игры и КТД.
Правила и общение с родителями
доброжелательность;
не поучать, обсуждать проблемы;
никогда не стесняйтесь признать свои ошибки, тем более публично;
всегда считать недостатки своих воспитанников – своими;
никаких конкретных примеров, ни плохих, ни хороших;
Критерии эффективности воспитательной системы класса
являются:
Сформированность
нравственного, познавательного, коммуникативного,
художественного и физического потенциала личности;
Развитость креативных способностей учащихся;
Проявление индивидуальности каждого школьника и класса в целом;
Сформированность классного коллектива
Таким образом,
оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах
деятельности, формирование самостоятельности;
развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности;
формирование потребности в творческой деятельности;
развитие художественноэстетических способностей;
воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и
сотрудничества, желания оказать помощь друг другу;
способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о Родине, об
окружающем мире и приобщению к национальным традициям;
формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений:
формирование ценных качеств и привычек поведения, стремления говорить правду,
поступать по справедливости, стремление быть смелым, организованным,
исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи;
воспитание любви к чтению, развитию любознательности, любви к природе, к
здоровому образу жизни.
1. Стратегия воспитания для каждого ученика определяется на основе
изучения индивидуальных особенностей. 2. Сотрудничество детей и взрослых, поиск новых интересных форм работы в
классе позволит раскрыть творческие способности учащихся , родителей и
учителей.
3. Действенную помощь окажет родительский совет.
4. Помогут сделать процесс воспитания более радостным и непринужденным
родители учащихся. Необходимо расширить и обновить формы работы с
родителями.
5. Необходимо изменить систему планирования внеклассной работы, сделав
особый упор на организацию разнообразной послеурочной деятельности.
6. Аналитикопрогностические материалы из управленческой деятельности
школы по организации внеурочной и внеклассной работы с учащимися,
помогут проводить мониторинг воспитательного процесса, прогнозировать
развитие ситуации и принимать обоснованные решения.
В результате педагогического управления воспитательной системой и происходящих в ней
процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития.
Тема: Создание единого воспитательного пространства семьи и классного
коллектива. «Я и моя семья».
Идея программы: Деятельность школы с опорой на семьи и общественность,
прогрессивные народные традиции, направленные на социализацию личности, может
способствовать развитию и воспитанию личности.
Школа – это сегодня главный центр организации базового морального образования и
нравственного воспитания детей, а также центр содействия этому процессу вне школы и в
семье.
Цель: Формировать единое воспитательное пространство семьи и класса.
Этапы реализации:
ПЕРВЫЙ ЭТАП ( 20052006 г.г.) включал изучение философской, педагогической ,
этнографической, юридической литературы по воспитанию детей; систематизации
научных позиций институтов образования и направлений в исследовании проблем
Крайнего Севера и педагогической работы, построение общей модели исследования;
выявление факторов, влияющих на воспитание детей Севера.
ВТОРОЙ ЭТАП ( 2006 2007г.г. ) предусматривал непосредственное проведение
опытно – экспериментальной работы, в процессе которого была создана модель
психолого – педагогической работы национальной (эвенкийской) школы в местах
компактного проживания народов Севера, организована педагогическая деятельность в
национальной(эвенкийской) школе, направленная на воспитание детей.
ТРЕТИЙ ЭТАП (20072008 г.г.) осмысление, обобщение и систематизация
полученных результатов исследования; проведен анализ полученных данных, а также
подготовлен материал для обобщения опыта работы.
Задачи отчетного периода:
создавать предпосылки для развития ребенка во всех видах деятельности;
анализировать результаты реализации программы и корректировать данные.
Полученные результаты:
Комплекс мер, направленных на создание условий для гармоничного развития ребенка,
охрану и укрепление его здоровья, должен включать следующие направления:
1. Нормализация учебной нагрузки.
2. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни в деятельности
образовательных учреждений. 3. Поддержка программ, направленных на охрану и укрепление здоровья детей,
полноценное развитие учащихся.
Содержание деятельности (учащихся, классного руководителя).
Оздоровительная среда:
посещение спортивных секций;
организация походов в лес, экскурсий, прогулок;
день здоровья.
Таким образом, построенная работа классного руководителя строилась с опорой на
следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную.
Учеба: Работая по данной программе, видно, что недостаточно материала для
отработки вычислительных навыков и умений учащихся, это сказывается на дальнейшем
усвоении. Так как с каждым годом начинаются сложные темы, детям труднее понимать
материал, особенно слабым детям. За счет этого идет снижение качества знаний
учащихся по математике. Если в 1 классе качество составляло 60%, во 2 классе – 56 % , в
3 классе – 54 %. Поэтому, для дальнейшего успешного обучения учащимся необходима
отработка вычислительных навыков. Я думаю, что учебники данного комплекта за курс
начальной школы, учитывая дифференциацию и индивидуализацию обучения, все же
хотелось бы, чтобы некоторые темы были даны только для общего развития.
Качество обученности по русскому языку составляет по классам:
1 класс – 44,4%, 2 класс – 53,7%, 3 класс – 62 % . Уровень знаний учащихся повышается.
Материал по этому предмету удачнее систематизирован, знания усложняются,
способствуют развитию речи, проводится отработка навыков и умений учащихся.
Качество обученности по чтению:
1 класс – 60%, 2 класс – 63%, 3 класс – 63%. У детей формируется навык правильного,
сознательного, выразительного
чтения с соблюдением необходимых норм с
использованием средств выразительности устной речи.
В конечном итоге учащиеся начальной школы должны выполнять стандарт
образования, соответствующий возрасту. Основной формой проявления качеств в
младшем школьном возрасте, мы должны сформировать учебную самостоятельность,
умение учиться.
Посещаемость: пропуски – 290 уроков, из них по болезни – 150 уроков, в тайге
102 урока (за первое полугодие). Итого без уважительной причины 48 уроков.
(1,7% среднее число).
Проводили мы различного рода беседы, классные часы, собрания по
подведению итогов по контролю посещаемости и успеваемости учащихся. Если
проанализировать пропуски по годам, то видна следующая картина:
20052006г.г. 20062007г.г. 20072008 г.г.
Пропуски 2,1% 2,2% 2,4%
Занятость:
ДШИ 28,8%;
спортивная секция35,1%
прикладное исво 20%;
не заняты 16 %.
Перечень классных часов и мероприятий:
При проведении классных и школьных мероприятий все ученики стремятся принять в них
участие. Проводили такие мероприятия как : «День Именин»;
праздник «Осенины»;
Поле чудес;
Праздник «Моя любимая мама»;
Спортивная эстафета и другие
В воспитании необходимо учитывать, что каждый человек – неповторимая личность,
индивидуальность, со своим характером и психическим складом.
Целый комплекс ежедневных, ежеминутных общений, выполнения различных дел призван
совершенствовать нравственные начала учащихся.
Коллективное творческое дело помогает учащимся найти себя, раскрыть свои
таланты и способности. Как правило, в первые ряды выдвигались учащиеся, которые не
блещут знаниями. Они становились на этот отрезок времени очень значимыми и
значительными.
Организация воспитательной деятельности планировалась в соответствии с
потребностями самих учащихся и их родителей. Очень важно, чтобы дети и родители
принимали активное участие во всех школьных делах. Формы работы в классе с
родителями разнообразны. Все содержание работы с родителями направлялось на
вовлечение в учебновоспитательный процесс
Таким образом, шла реализация задач воспитание и развитие творческих
способностей учащихся, привлекался коллектив родителей в работу с классом,
формировалась их активная позиция.
Самоуправление в классе: направление «Я Ученик»
Цель: Создание условий для получения соответствующего современным представлениям
качественного образования, на развитие эрудиции, формирование потребности в
самообразовании.
Формирование целостной личности, ориентированной на самопознание, самовоспитание,
саморазвитие.
Задачи:
1.Развитие и осознания личностью своей необходимости, своего «Я».
2. Умение организации своего свободного и учебного времени.
3. Формирование навыков уважения другой личности.
4. Формирование и развитие ответственности за результаты учебы.
5. Вовлечение учащихся в работу над собой – самообразование, самовоспитание.
При этом использовали следующие формы:
проведение групповых дискуссий для проявления и развития способностей
(классные часы, собрания);
ведение наблюдения за самовоспитанием (индивидуальная помощь);
Формы и методы работы: анкетирование, наблюдение, часы общения, классные
собрания, диагностика уровня воспитанности и отслеживание занятости учащихся класса.
Из числа «лидеров» это самые активные помощники классного руководителя,
они самостоятельны, проявляют себя хорошими организаторами и инициаторами
коллективных творческих дел. Их помощники – родители. Они пользуются
авторитетом среди своих сверстников и других учащихся, к ним прислушиваются. Они
готовы прийти на помощь слабоуспевающим одноклассникам. Остальные учащиеся,
также готовы участвовать во всех мероприятиях класса, школы. Мои ученики способны
к активному и творческому самовыражению, руководствуются определенными правилами: взаимопомощи, уважения друг к другу, готовы к совместной деятельности
детей и взрослых. Мы вместе составляли план наших дел и вместе их реализовали.
Это активное участие детей в мероприятиях предполагает развитие личностных
качеств. Ребята с моего класса активно принимают участие во всех общешкольных
мероприятиях.
Так, например: Манапов Данияр – занял 3 место в конкурсе«Дэвэлчен»2006
года, Попов Алеша – победитель в номинации « За волю к победе», Данилова Мария,
Енохова Снежана , Колесова Лидия – участницы конкурса «Сигукан» 2007 года. Также мои
ребята участвуют в различных конкурсах чтецов, викторинах, предметных олимпиадах
(республиканских, районных, школьных). В смотре строя и песни занимали 1е места среди
14 классов.
Произошел рост их личностных качеств, научились общаться в коллективе, заняли
позицию активного участника в классе.
По данным исследования психолога видно, каждое из дел развивает личностные
качества. Благодаря обогащению внутреннего мира воспитанников художественно
эстетическим, прежде всего, с нравственным, спортивно оздоровительным опытом идет
рост детей. Направления, которыми мы руководствуемся при своей работе, выбраны
правильно.
И если учесть, что из всех дел, в которых участвовал класс (классные
мероприятия, школьные, поселковые), эти дети участвовали почти во всех делах, то это
точно не плохо.
Родители в жизни школы, класса
Направление «Родовое и семейное воспитание».
Цель: Формирование положительного влияния семьи на воспитание ребенка.
Задачи:
1. Осознание учащимися ценности семьи.
2. Сотрудничество с семьей.
3.
Изучать вопросы возрастной психологии, особенности развития, изучать свой
род.
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми,
главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности.
Потребность общения с родителями сильна, связь с семьей у детей этого возраста еще
достаточно крепка. Родители авторитетны для учеников начальной школы.
Однако привлечение родителей к воспитательной работе с классным коллективом младших
школьников имеет определенные трудности:
родители мало знакомы друг с другом и с детьми класса;
они загружены работой и домашними делами;
плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу и школе;
порой занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности,
проводимой без их участия.
Все это требует целенаправленной работы по созданию родительского коллектива, по
привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует
специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей
(походы, игры, сборы, праздники).
Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в
общешкольных делах. При подготовке к ним родители составляют сценарий выступления
класса, шьют костюмы. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник
более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с
детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной работе. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как они контактируют с родителями
одноклассников.
Посещаемость родительских собраний по годам:
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
75% 100% 80% 100% 80%100%
Сравним участие родителей по годам:
20052006 г. 20062007 г. 20072008 г. 20082009г.
мамыпапы мамыпапы мамы папы мамыпапы
Всего родителей: 13 8 12 9 12 4 12 5
Активные
Помощники: 66% 44% 85% 50% 100% 50% 100% 55%
Можно увидеть, что родители заинтересовались в правильном воспитании своих детей,
осознали необходимость положительного отношения к учебе, организации их досуга.
Ведь организованная внеурочная деятельность детей это гарантия, что их ребенок
занят полезным делом, приучается к самоорганизации и самодисциплине.
С этой целью планировали проводить следующие мероприятия:
традиционные разговоры по телефону с родителями учащихся;
встречи с группой родителей;
родительские собрания, традиционно посвященные анализу успеваемости и
посещаемости;
традиционные вечера встреч ( «Дни рождения»);
общешкольные и классные мероприятия;
походы в лес.
Наш класс представляет собой город под своим названием «Сигукан», девизом.
«Светить всегда, светить везде хорошими делами».
У жителей города есть свой Устав:
один за всех, все за одного;
каждый день делай чтонибудь хорошее;
не будь равнодушным к злу, несправедливости, обману;
относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе.
Кредо моей работы: Праздность есть мать пороков, а трудолюбие – отец всех
добродетелей.
Эпиграф воспитательной работы – это слова, принадлежащие Л,Н.Толстому:
«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».
Этому важно научить и своих воспитанников.
Еще Эмерсон (американский мыслитель 19 века) говорил, что секрет успешного
воспитания лежит в уважении к ученику.
Работа – это лекарство от всех болезней, горестей и разочарований.
Работать – значит жить. Не падать духом, не делать трагедии из неудач, проявлять
упорство, выдержку, а также – терпение и еще раз терпение.
Воспитывая, помнить заповеди:
Не подсказывать готового решения, а показывать и разбирать с ребенком
правильные и ложные шаги к цели;
Предоставить ему самостоятельность, не контролировать каждый шаг;
Не пропустить момента первого успеха;
Указать ребенку на ошибку, постараться , чтобы он осознал ее сам;
Оценивать не личность , а поступки. Сущность человека и его отдельные поступки
не одно и тоже. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете, верите в него, несмотря на его
оплошность;
Никогда не воспитывайте ребенка в плохом настроении;
Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Союз семьи и школы – это важнейшее условие совершенствования воспитания в 21
веке. Прежде всего, в семье ребенок усваивает основные нормы социальной жизни.
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Актуальность проблемы работы с родителями
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.