«Актуальные проблемы и способы их решения основного государственного экзамена по математике в 9 классе»
Основной государственный экзамен (ОГЭ) – это основной вид экзамена для выпускников 9 классов в средней школе России. Сдача ОГЭ необходима для перехода в 10 класс. Результаты ОГЭ влияют на оценки в аттестате. Выпускники 9 классов общеобразовательных учреждений сдают 2 обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по предметам по выбору[3].
С 2004 года в России проводилась апробация ГИА в новой форме. В народе его называют ЕГЭ для девятиклассников, так как выпускники решают задания стандартизированной формы. Согласно новому закону «Об образовании в Российской Федерации» государственная итоговая аттестация для 9 классов является обязательной. С 2014 года ГИА стала основным государственным экзаменом (ОГЭ). Это значит, что сдавать выпускные экзамены в традиционной форме (по билетам) выпускники девятых классов теперь не могут.
Работа по математике на ОГЭ в 9 классе состояла из трёх модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика», с 2018 года их осталось два: «Алгебра», «Геометрия», но задания реальной математики переместились в эти два блока.
При выполнении заданий Части 1(всего их 20) учащиеся должны продемонстрировать базовую математическую компетентность, владение основными алгоритмами, знание и понимание математических понятий, свойств, формул, приемов решения задач,
умение пользоваться математической записью, решать различные математические задачи, в том числе и нестандартные, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях
Задания части 2 модулей «Алгебра» и «Геометрия» направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. Их назначение - выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющую потенциальный контингент профильных классов[1].
Минимальный порог сдачи ОГЭ по математике определен в 8 первичных баллов, что
соответствует 8 правильно выполненным заданиям, при условии выполнения не менее 3-х баллов по модулю «Алгебра», 2-х баллов по модулю «Геометрия», 3-х баллов по модулю «Реальная математика». При подготовке к ОГЭ по математике в 9 классе, как выяснилось в последние годы, одним из самых сложных является геометрический материал. Именно баллов по модулю "Геометрия" чаще всего не хватает учащимся, чтобы успешно сдать (или вообще сдать) экзамен. В 2016 году из 28276 выпускников, сдававших экзамен по математике в форме ОГЭ, с работой не справились 1100 человек (почти 4%)[2]. Если проанализировать, почему так происходит, можно найти несколько причин. Во-первых, по - настоящему геометрия начинает изучаться довольно поздно (только с 7 класса). Обучающимся сразу приходится учить много новых понятий, теорем, разбираться в часто непростых для них доказательствах, правильно оформлять решение задач (чертеж, условие, решение с объяснениями), что вызывает затруднения у большей половины класса, тем более, если работа в классе не подкреплена качественной домашней работой (письменной и устной). Во – вторых, очень объемный материал по геометрии (свойства четырехугольников, площади фигур, теорема Пифагора, подобие треугольников, тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника, вписанные углы, вписанные и описанные окружности, касательные к окружности, замечательные точки треугольника) надо освоить в 8 классе. Задач именно по этому материалу больше всего на ОГЭ по математике в 9 классе. А если данные темы усвоены плохо, не отработаны, то о качественной сдаче экзамена не может быть и речи. Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону в нашей школе методическим объединением учителей математики и администрацией было принято решение о сдаче устного экзамена по геометрии обучающимися 8-х классов в период промежуточной аттестации (в конце учебного года) вместо обычной годовой контрольной. Об этом обучающихся и их родителей предупреждают в начале учебного года. Устный экзамен по математике позволяет решить следующие задачи:
1. Более глубокое понимание и осмысление обучающимися изученного материала, формирование его целостного восприятия.
2. Подготовка к успешной сдаче итоговой аттестации в 9 классе.
3. Развитие познавательного интереса и способностей обучающихся.
Экзамен в устной форме позволяет оценить следующие знания и умения учащихся:
1. Владение основными геометрическими понятиями, знание формул для вычисления площадей, свойств геометрических фигур
2. Умение решать геометрические задачи, в том числе алгебраическими методами
3. Владение основными универсальными учебными действиями (УУД):
· обобщать, анализировать делать выводы;
· применять полученные знания для решения различных задач;
· использовать инструменты для построения;
· излагать решение последовательно, четко, связано, обоснованно;
· правильно применять систему условных обозначений при ведении записей.
Билеты составлены на основе Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования.
Билеты находятся на сайте школе в соответствующем разделе, посвященном промежуточной аттестации. Всего 16 билетов по три вопроса в каждом:
1) Дать определение (например, трапеции) и выполнить чертеж.
2) Сформулировать и доказать теорему (например, теорему Пифагора).
3) Решить задачу.
Как показывает опыт, обучающиеся, зная, что им предстоит сдать такой экзамен, достаточно ответственно относятся к изучению материала, выполнению домашних заданий, многие ведут отдельную тетрадь для записи ответов на вопросы билетов. В случае пропусков уроков, например, по болезни, обязательно изучают пропущенные темы, консультируясь с учителем.
В некоторых школах подобный устный экзамен по геометрии проводят в 9 классе накануне экзаменов, но в этом случае надо учитывать, какая чрезмерная нагрузка приходится на каждого ученика, что противоречит здоровьесберегающим технологиям обучения. Гораздо эффективнее в 9 классе так выстраивать каждый урок, чтобы обязательно отводилось время на повторение пройденного материала, решение устных задач на готовых чертежах[4], чтобы к концу учебного года задачи модуля «Геометрия» не вызывали у обучающихся сложностей.
1. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения основного государственного экзамена по МАТЕМАТИКЕ (подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением "Федеральный институт педагогических измерений") http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.