Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования
Оценка 4.8

Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования

Оценка 4.8
doc
29.02.2024
Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования
Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе.doc

Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе

среднего профессионального образования

 

1.     ВВЕДЕНИЕ

В новое столетие система среднего профессионального образования России вошла не в лучшей форме. На это повлияли как демографический спад, так и расширение доступности высшего профессионального образования. Сегодня ситуация не так быстро, как хотелось бы, но все-таки изменяется. Власть и общество начинают осознавать, что большое значение для построения инновационной экономики имеют рост производительности труда и качество рабочей силы, которые в России значительно уступают развитым странам.  По данным ряда информационных источников , Россия в два раза уступает странам Запада в объёмах промышленного производства и в четыре раза по качеству рабочей силы и производительности труда. По данным сайта trud.vsem в России насчитывается миллион вакансий по разным профессиям и специальностям. Часть этих вакансий занимается иностранными специалистами, что делает невозможным трудоустройство выпускников на эти вакантные места. Президент РФ В.В. Путин дал понять, что нехватка высококвалифицированных кадров вышла на первое место, обогнав по значению другие серьезные проблемы общества.

Одной из проблем при трудоустройстве выпускника является отсутствие трудового опыта и определенных , для каждой профессии , знаний и навыков, необходимых для получения опыта работы. Не все учебные заведения могут обеспечить учащихся  умением работать на сверхсовременном оборудовании так как зачастую такое оборудование имеет большую стоимость и недоступно для приобретения за счет бюджетных средств. Поэтому знакомство с оборудованием может проводиться и  теоретически с помощью сети  интернет, без применения принципа наглядности и отработки приемов работы на нем. В пример можно привести то, что учащиеся групп по профессии «Станочник» обучатся на устаревших токарных станках 50-ти – 60 –ти летней давности ,  тогда как на производстве используются современные токарные и токарно – фрезерные станки с числово-программным обеспечением, требующие  управления с помощью написания программного кода. Отсутствие данного оборудования в учебных мастерских затрудняет навыки работы на этом оборудовании и соответственно уровень  профессиональной  подготовки выпускников . устройство таких станков изучается при помощи поиска наглядных пособий (плакаты, таблицы и тд.) в сети Интернет и их изучения.

При этом всем , задача мастера производственного обучения состоит в том , чтобы грамотно и профессионально подготовить кадры по тем специальностям,  в которых нуждаются производственные отрасли .

Основная задача данного микроисследования состоит в том, что бы раскрыть сущность проблем подготовки рабочих кадров для предприятий и найти варианты решения данной проблемы.

2.     АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ПОИСКИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

По результатам опросов, проведенных среди мастеров производственного обучения техникумов и колледжей было выявлено несколько наиболее важных проблем, требующих первостепенного решения.

Первая и  глобальная – очень низкая школьная подготовка тех, кто приходит обучаться в средние специальные учебные заведения. Ни физики не знают, ни химии, ни математики – ничего, что нужно, например, в осваиваемой специальности. Правильно применять свои знания в математике, химии и физике, к примеру должны не только рабочие и специалисты технических профессий и специальностей, но и специалисты социального блока  например повара. Они не могут даже пропорцию составить при приготовлении блюда. Поэтому , каждое учебное заведение на каждом своем отделении старается научить тому, что не дала школа. Мастер производственного обучения  - профессионал своего дела не сможет  закрывать глаза на неумение и незнание. Как , к примеру  студент-сварщик потом будет работать, как вообще его допустить до сварки, например, мостовых пролетов? В решении данной проблемы может помочь осуществление входного контроля по имеющимся у обучающихся теоретическим знаниям, либо опрос обучающихся о том , что они знают о профессии или специальности  на которую поступили.

Вторая проблема (тоже очень серьезная) – слабая оснащенность производственной базы. На примере тех же самых сварщиков можно сказать что аппаратов мало, они старые, изношенные, все оборудование вчерашнего дня. То же касается и оснащения слесарной и токарной мастерских. При подготовке студентов на различные конкурсы – чемпионат «Молодые профессионалы», «Абилимпикс» большое количество колледжей сталкивается с тем, что им попросту не хватает средств на закупку оборудования и оснастки для подготовки обучающихся. Конечно , можно полагаться на помощь так называемых социальных партнеров, но их финансовые возможности не всегда могут перекрыть затраты их подшефных учебных заведений.

Третья проблема – выпускникам очень сложно трудоустроиться. Без опыта не принимают на работу. Правда, в последние годы появились крупные предприятия, которые берут у нас лучших выпускников и переучивают их прямо у себя. Но средним и худшим среди обучающихся деваться некуда. Поэтому при трудоустройстве они выбирают как правило легкие вакансии.

В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль СПО в подготовке кадров . Позитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов. Во-первых, спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения по объемам, структуре и содержанию подготовки специалистов среднего звена. По этому поводу достаточно сказать, что пока только 15 процентов студентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей.

Во-вторых, актуальна проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждениях СПО. Если ситуацию не изменить, программы строительства и реконструкции учебных зданий и общежитий могут быть свернуты. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, а это значит, что в долгосрочной перспективе страна не получит необходимое количество востребованных экономикой кадров. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики.

В-третьих, требуют совершенствования экономика и система налогообложения учебных заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене – самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса.

В-четвертых, в техникумах и колледжах медленнее, чем это нужно сегодня, растут, а иногда и остаются на прежнем уровне качество кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы. Собственный научный потенциал этих учреждений мог бы развиваться скорее, если бы вузы научились готовить преподавателей инновационного типа, а экономическая, правовая и организационная поддержка их научной деятельности улучшились.

В-пятых, хотелось бы также, чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, а школы настраивались не только на решение задач высших учебных заведений, но и помнили о том, что экономика в большей степени нуждается в кадрах среднего звена. В будущем – сегодняшний дефицит студентов станет дефицитом производственных кадров. А любая переподготовка молодых специалистов под потребности наукоемких производств обернется для государства и работодателей дополнительными затратами.

В-шестых, сейчас идет разговор об исключении приема на базе девяти классов в учреждения СПО. Если прием на базе девяти классов в ССУЗы будет приостановлен, учреждения СПО сразу не выдержат конкуренции с вузами. Если мы вспомним, при социализме в высшую школу уходило 22 процента выпускников школ, сегодня – 75-80 процентов, и не понятно, что еще будет происходить в дальнейшем.

На сегодняшний день система среднего профессионального образования заняла прочное положение в образовательном комплексе. Существуют как государственные, так и частые учебные заведения, разрабатываются новые образовательные стандарты (ФГОС), а также создается база для дальнейшего развития. По данным «Росстат», в России насчитывается 4,5 тысячи образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам среднего профессионального образования. В нашей стране среднее профессиональное образование имеет 25 % населения, в то время как высшее — 23 %. После 2009 года с полноценным переходом на систему ЕГЭ и с введением в 2014 году ОГЭ как обязательного, статистические данные показывают, что около 40 % получивших основное общее образование (9 лет общеобразовательной школы) идут в колледжи и техникумы с целью получить рабочую специальность. А после получения среднего общего образования (10–11 классы) и сдачи ЕГЭ еще примерно 15–17 % уходит в средние профессиональные учреждения. Таким образом, в настоящее время в организации СПО поступает более 50 % учащихся . Среднее профессиональное образование не только гарантирует получение рабочей специальности, но и дает возможность продвигаться по образовательной лестнице дальше. Необходимо отметить, что с ростом современного производства растут и требования к уровню квалификации специалиста, которому необходимо не только быть готовым к работе в динамичных экономических условиях, но и адаптироваться к различным социально — экономическим процессам в обществе. Однако, несмотря на большой процент поступающих в средние профессиональные заведения, у данной системы есть некоторые внутренние проблемы, о которых необходимо упомянуть. Одной из главных проблем является сохранение диспропорции между требованиями рынка и подготовкой квалифицированных специалистов, в связи с чем выпускники образовательных учреждений зачастую не трудоустраиваются по полученной специальности. Еще одной проблемой является изношенность материально-технической базы большинства учреждений СПО. Учебные заведения необходимо обеспечивать не только методическими пособиями и учебниками, но и компьютерной, аудио и мультимедийной техникой. Вышеупомянутая проблема соприкасается с еще одной — недостаточное финансирование сферы среднего профессионального образования.

Необходимо законодательно определить механизм стимулирования и привлечения инвесторов. И действительно, крупные российские компании испытывают дефицит высококвалифицированных рабочих, в связи с чем привлекают работников из-за рубежа . Так, инвестируя в сферу СПО, многие компании будут иметь потенциальных специалистов, которые в свою очередь смогут по окончании учебного заведения с легкостью трудоустроиться. Таким образом, современные требования, продиктованные рынком труда, вызывают в обществе необходимость совершенствовать систему среднего профессионального образования

3. ВЫВОД

При решении данных проблем можно установить следующее:

– Включить в образовательный процесс большее количество практических дисциплин, для более глубокого погружения в профессию — привлекать специалистов и сотрудников предприятий, которые смогут продемонстрировать свои навыки и умения, тем самым развивать практико-ориентированную направленность обучения.

 – Дополнительное финансирование сферы среднего профессионального образования позволит не только улучшить инфраструктуру учреждений, но и повысить оплату труда, тем самым мотивировать педагогический состав.

– Разрабатывать с работодателями программы по трудоустройству выпускников, организовывать производственные практики на реальных рабочих местах. Подводя итоги, необходимо отметить, что для качественного развития образовательной инфраструктуры следует использовать как внутренний потенциал средних профессиональных учреждений, так и потенциал работодателей. Именно это позволит сбалансировать спрос и предложение рабочей силы и значительно улучшит ситуацию с  трудоустройством и занятостью молодежи.


Список литературы .

1.     Российский статистический ежегодник, 2011. сб.статей. М//Росстат,2011

2.     Рягин С.Н. Методологические основы исследования  приемственности общего среднего и высшего профессионального образования в условиях системных изменений// Высшее образование сегодня.2010 , №6

3.     Хейфец  П.С. Образовательный комплекс в системе базового профессионального образования// Педагогика.2002.№10

4.     Проблемы и перспективы СПО. №2. 2014


Скачано с www.znanio.ru

Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования 1

Актуальные проблемы подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования 1

При этом всем , задача мастера производственного обучения состоит в том , чтобы грамотно и профессионально подготовить кадры по тем специальностям, в которых нуждаются производственные…

При этом всем , задача мастера производственного обучения состоит в том , чтобы грамотно и профессионально подготовить кадры по тем специальностям, в которых нуждаются производственные…

Но средним и худшим среди обучающихся деваться некуда

Но средним и худшим среди обучающихся деваться некуда

В-пятых, хотелось бы также, чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, а школы настраивались не только на решение задач…

В-пятых, хотелось бы также, чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, а школы настраивались не только на решение задач…

Одной из главных проблем является сохранение диспропорции между требованиями рынка и подготовкой квалифицированных специалистов, в связи с чем выпускники образовательных учреждений зачастую не трудоустраиваются по…

Одной из главных проблем является сохранение диспропорции между требованиями рынка и подготовкой квалифицированных специалистов, в связи с чем выпускники образовательных учреждений зачастую не трудоустраиваются по…

Список литературы . 1.

Список литературы . 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.02.2024