Актуальные проблемы преподавания Физики

  • Документация
  • doc
  • 25.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

раскрываются проблемы преподавания
Иконка файла материала Актуальные проблемы преподавания физики..doc

Актуальные проблемы преподавания Физики.

      В школьном образовании сегодня можно выделить три проблемы.  Решение должно быть нацелено на издание современных учебников, удовлетворяющих современным стандартам образования:

1)  не все школьники научены самостоятельно добывать информацию, читать учебную литературу;

2) выбирая между обучением и развитием, отдают предпочтение более легкому – обучению;

Решение первой проблемы возможно лишь при условии доступного и подробного изложения материала в учебнике, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добыванию информации. Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя. Не секрет, что большинство школьных учебников по Физике, начиная с 1968 года писались для учителя, потому-то дети их и не читали. И только в последние годы ситуация начинает меняться к лучшему: многие новые авторские коллективы стараются ориентироваться в первую очередь на учащихся. В наше время владение хотя бы азами физического языка — непременный атрибут культурного человека. Поэтому, на мой взгляд, заниматься изучением физического языка и физических моделей надо сегодня в школе как можно раньше, если не в начальной школе, то уж в курсе физики 7-8 классов.

    Есть три подхода к обучению физики, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью задач, метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение. Метод обучения с помощью задач заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, решить которую они пока не в состоянии. Он кое-что объясняет, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток –  он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю. Учитель навязывает ее ученикам, ведь это делает процесс объяснения нового материала более комфортным. Примерно так же обстоит дело и с методом создания проблемных ситуаций. В проблемную ситуацию учащегося загоняет учитель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. При использовании указанных двух методов учащиеся, как правило, пассивны. Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях: 1) с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает; 2) решение проблемы должно быть отсрочено по времени, проблема должна “отлежаться”. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции.

Школьный курс Физики — это синтез пяти содержательно-методических разделов: Механика, молекулярная физика, квантовая физика, оптика и электродинамика, я убедилась, что приоритетной является Механика. Это выражается прежде всего в том, что какой бы класс физики не изучался, построение мате­риала практически всегда следует осуществлять по жесткой схеме: формула -  уравнения – преобразования.

Из своей работы я могу сделать вывод о том, что для понимания учащимися курса Физики в целом важно преж­де всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели. Это значит, что нужно организовать их деятельность по изу­чению той или иной темы так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную физическая модель –  формула) системно, с разных сторон, в разных ситуациях. В то же время эта системность не долж­на носить характер набора случайных сюжетов, различных для разных классов формула — это приведет к дискомфорту в обучении. Возникает методическая проблема выделения в системе упражнений по изучению того или иного класса формул, состоящее из шести направлений:

1)                            графическое решение задач;

2)                            решение на подстановку в формулу;

3)                            преобразование графиков;

4)                            вывод неизвестных;

5)                            кусочные задачи, объединяющих единое целое;

6)                            чтение графика.

Гуманитарный потенциал школьного курса физики состоит, на мой  взгляд, во-первых, в том, что владение математическим языком и математичес­ким моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе  и обществе; во-вторых, в том, что математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мыш­ления и характера учащихся; в-третьих, в том, что уроки математики  спо­собствуют развитию речи обучаемого не в меньшей степени, чем уро­ки русского языка и литературы; в-четвертых, в реализации процесса  преподавания идей развивающего и проблемного обучения.


Скачано с www.znanio.ru