Актуальные проблемы преподавания Физики.
В школьном образовании сегодня можно выделить три проблемы. Решение должно быть нацелено на издание современных учебников, удовлетворяющих современным стандартам образования:
1) не все школьники научены самостоятельно добывать информацию, читать учебную литературу;
2) выбирая между обучением и развитием, отдают предпочтение более легкому – обучению;
Решение первой проблемы возможно лишь при условии доступного и подробного изложения материала в учебнике, это поможет приучить школьников к чтению учебной литературы и к самостоятельному добыванию информации. Главная задача учителя сегодня – не набить головы учеников информацией, которая якобы понадобится им в дальнейшей жизни, а научить их добывать нужную информацию самостоятельно, научить их осознанному чтению учебной литературы. Для того чтобы они могли самостоятельно читать учебник, нужно, чтобы учебник был написан в первую очередь для них, для учеников, а не для учителя. Не секрет, что большинство школьных учебников по Физике, начиная с 1968 года писались для учителя, потому-то дети их и не читали. И только в последние годы ситуация начинает меняться к лучшему: многие новые авторские коллективы стараются ориентироваться в первую очередь на учащихся. В наше время владение хотя бы азами физического языка — непременный атрибут культурного человека. Поэтому, на мой взгляд, заниматься изучением физического языка и физических моделей надо сегодня в школе как можно раньше, если не в начальной школе, то уж в курсе физики 7-8 классов.
Есть три подхода к обучению физики, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью задач, метод обучения с помощью создания проблемных ситуаций и собственно проблемное обучение. Метод обучения с помощью задач заключается в следующем: учитель предлагает ученикам задачу, решить которую они пока не в состоянии. Он кое-что объясняет, вводит новые элементы теории, затем возвращается к исходной задаче и доводит ее до конца. В принципе это вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не является личностно-ориентированным. Задача, которая разбирается на уроке, нужна не ученику, а учителю. Учитель навязывает ее ученикам, ведь это делает процесс объяснения нового материала более комфортным. Примерно так же обстоит дело и с методом создания проблемных ситуаций. В проблемную ситуацию учащегося загоняет учитель, и сам его из нее и выводит, причем, как правило, на том же уроке. При использовании указанных двух методов учащиеся, как правило, пассивны. Я думаю, что правильный подход к проблемному обучению базируется на двух положениях: 1) с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся; решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что что-то ему не по силам, поскольку он, видимо, чего-то не знает; 2) решение проблемы должно быть отсрочено по времени, проблема должна “отлежаться”. Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии и получит определенные положительные эмоции.
Школьный курс Физики — это синтез пяти содержательно-методических разделов: Механика, молекулярная физика, квантовая физика, оптика и электродинамика, я убедилась, что приоритетной является Механика. Это выражается прежде всего в том, что какой бы класс физики не изучался, построение материала практически всегда следует осуществлять по жесткой схеме: формула - уравнения – преобразования.
Из своей работы я могу сделать вывод о том, что для понимания учащимися курса Физики в целом важно прежде всего, чтобы они полноценно усвоили первичные модели. Это значит, что нужно организовать их деятельность по изучению той или иной темы так, чтобы рассмотреть новый объект (конкретную физическая модель – формула) системно, с разных сторон, в разных ситуациях. В то же время эта системность не должна носить характер набора случайных сюжетов, различных для разных классов формула — это приведет к дискомфорту в обучении. Возникает методическая проблема выделения в системе упражнений по изучению того или иного класса формул, состоящее из шести направлений:
1) графическое решение задач;
2) решение на подстановку в формулу;
3) преобразование графиков;
4) вывод неизвестных;
5) кусочные задачи, объединяющих единое целое;
6) чтение графика.
Гуманитарный потенциал школьного курса физики состоит, на мой взгляд, во-первых, в том, что владение математическим языком и математическим моделированием позволит учащемуся лучше ориентироваться в природе и обществе; во-вторых, в том, что математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера учащихся; в-третьих, в том, что уроки математики способствуют развитию речи обучаемого не в меньшей степени, чем уроки русского языка и литературы; в-четвертых, в реализации процесса преподавания идей развивающего и проблемного обучения.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.