Актуальные вопросы подготовки и участия в Московской метапредметной олимпиаде "Не прервется связь поколений"
Оценка 4.6

Актуальные вопросы подготовки и участия в Московской метапредметной олимпиаде "Не прервется связь поколений"

Оценка 4.6
docx
03.02.2024
Актуальные вопросы подготовки и участия в Московской  метапредметной олимпиаде  "Не прервется связь поколений"
Актуальные вопросы подготовки и участия в Московской метапредметной олимпиаде.docx

Актуальные вопросы  подготовки  и участия  в Московской метапредметной олимпиаде «Не прервется связь поколений».

В статье раскрывается роль и значимость патриотического воспитания среди подрастающего поколения, рассматриваются основные подходы и особенности создания олимпиадной конкурсной работы, приведен пример работы участника- победителя конкурса.

 

Ключевые слова: олимпиада, Великая Отечественная война, историческая правда,  патриотизм, социально значимые ценности.

 

      Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности  к родным местам и людям, чувство любви к Отечеству вырастает до понимания связи со своей страной, до сознательной борьбы с его недругами. Эмоционально- возвышенное отношение к Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей общественное и индивидуальное сознание закрепляет в патриотизме. Он связывает соотечественников, людей разного социального положения и разных национальностей, даёт возможность глубже и основательнее погрузиться в изучение нашей истории. Ведь историческое прошлое каждого народа- это тот духовный стержень, на основе которого формируется его будущее. В настоящее время часто приходится сталкиваться с тем, что происходит обесценивание традиционных российских национальных и исторических ценностей, подвергается сомнению решающая роль нашей страны и всего нашего народа во Второй мировой войне. Даже взрослым нелегко бывает определить свою позицию, но, безусловно, самыми уязвимыми и легко поддающимися подобным внушениям  являются дети. Им легко заблудиться в огромном потоке информации(часто непроверенной, фейковой), сложно  отделить истину  от вымысла. Лучший способ во всем разобраться- самому исследовать и установить историческую правду.
       Именно эта составляющая  является одной из главных целей ежегодного конкурса - Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений». Также целями данной олимпиады является: изучение событий Великой Отечественной войны, героических страниц истории России; формирование у  подрастающего поколения  базовых национальных  ценностей и патриотизма. Через самостоятельное исследование мы ставим задачу мотивировать обучающихся изучать отечественную историю, формировать умение самостоятельно находить и интерпретировать информацию и использовать ее в различных знаковых системах. Во главу угла олимпиады положено достижение личностно значимого результата- формирование активной жизненной позиции каждого ребенка, его компетенций, которые будут востребованы в современном обществе.
        Если отойти от официальной педагогической терминологии  о задачах, целях и содержании олимпиады, необходимо заметить следующее: она помогает каждому ребенку найти правильные жизненные ориентиры в условиях постоянно меняющейся реальности, тот смыслообразующий мотив  деятельности, который в дальнейшем станет основой формирующейся личности.

Важным этапом подготовки олимпиадной работы является выбор одной из номинаций:


«Мой герой»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению жизненного пути либо конкретного эпизода из жизни ветеранов, прошедших Великую Отечественную войну, ветеранов локальных войн и конфликтов, ветеранов труда, правоохранительных органов и служб экстренного реагирования.

«Артефакт эпохи»- исследовательская работа, объектом исследования которой может являться реликвия, хранящаяся в семье, экспонат школьного музея как носителя ценной информации о событиях и судьбах, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

«Памятник герою»- исследовательская работа, продуктом которой является предложенный проект памятника герою Великой Отечественной войны, проект создания или благоустройства архитектурно – планировочной среды памятника, дополнение уже существующей пространственной композиции памятника.

«Новостная строка»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности журналистов, фотокорреспондентов, операторов, освещавших события Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов.

«Наука и образование на службе Отечеству»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности людей, чьи научные достижения и самоотверженный труд внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.

«Готов к труду и обороне»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности людей, чьи спортивные достижения нашли практическое применение в ходе значимых событий российской истории.

При создании конкурсной работы следует обратить особое внимание на критериальные требования  к содержательной и гафической частям  работы:

-соответствие выбранной номинации;

-последовательность и логичность изложения содержательной части;

- наличие аргументов, подтверждающих позицию автора работы;

- практическая значимость и фактологическая точность;

-использование цифровых средств визуализации, аналитических и статистических данных, иллюстрирующих основные этапы и результаты работы.

Исследовательская работа- интересный творческий процесс для каждого ребенка, будь то изучение истории своей семьи, исторического памятника, научных или спортивных достижений. Важно для каждого найти какую-то свою, личную историю, которая  может вызвать чувства сопереживания  и сопричастности к нашему историческому наследию, сформировать эмоциональный интеллект и гражданско- патриотические качества.

 

 

                                         Пример конкурсной работы

 

                                             В памяти - навсегда.

 

            Истинные ценности не девальвируются временем. Напротив, мы бережно храним все, что связано с событиями  такой далекой, и в то же время очень близкой для каждого человека в нашей стране  -  Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Она действительно близка нам, потому что «нет в  России семьи  такой, где б не памятен был свой герой, и глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…». Часто  эти фотографии и пожелтевшие бумажные  треугольники с выцветшими сточками фронтовых писем – единственное, что осталось в семьях от их предков-героев, что бережно хранится и передается от поколения к поколению. Тем ценнее и значимее становится каждая крупица любой информации, которую можно о них отыскать.
            В моей семье тоже есть такой герой - мой прадед, Воеводов Сергей Иванович. Он был участником не только Великой Отечественной, но воевал еще в нескольких войнах: советско - польской 1919-1921гг, советско - финляндской 1939-1940 гг. К сожалению, не так много сведений осталось о его жизни и  боевом пути. Мне очень захотелось узнать о моем прадедушке как можно больше, и я приступил к поиску, в котором  очень помогли мои близкие.
              Сергей Воеводов родился в 19 октября 1903 в г. Москве. Семья жила небогато, и уже в подростковом возрасте ему приходилось работать. Суровые испытания выпали на долю всех жителей Российского государства после событий октября 1917 года, с началом Гражданской войны. Когда началась советско - польская война, совсем еще юный  паренек пошел служить в Красную Армию, был он тогда минометчиком.
            После демобилизации, вернувшись, он создал свою семью, которая жила в г. Долгопрудный Московской области. В 1925 году родился первый ребенок. Сергей Иванович трудился  в это время в газете «Известия». Семья его  росла, поэтому приходилось не только много работать, нужно было заниматься воспитанием и образованием детей. Жили очень скромно, как и все советские люди в довоенные годы.
         1939 год. Началась война СССР с Финляндией и главу большого семейства призвали на службу в Военно - морской флот. «Зимняя война» была не очень продолжительной, но кровопролитной для нашей страны. Мой прадед уцелел и вернулся к своей семье, мирному труду. Но мирная жизнь продолжаласьнедолго…
      22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР, и вновь Воеводов Сергей Иванович оказался на переднем рубеже обороны страны. Он ушел на фронт добровольцем в первые дни войны из Краснополянского РВК Московской области и поступил в автотранспортный полк. Начало Великой Отечественной войны было, пожалуй, самым суровым и ответственным испытанием для нашей страны. Враг был очень силен, и, используя хорошо оснащенную и подготовленную армию и тактику «блицкрига», самоуверенно рвался к Москве. Но наша столица  выстояла!
           Через месяц после начала контрнаступления под Москвой, в начале января 1942 года, в районе Ржевско- Вяземского выступа началась кровопролитная битва, целью которой было нанесение поражения немецкой группе армий «Центр» и освобождение городов Ржев и Вязьма. Продолжалась она по март 1943 года.
         В этой тяжелейшей битве принимал участие и мой прадед. Я много читал о битве под Ржевом  и узнал, что некоторые историки считают ее недооцененной. Меня поразило, как долго солдаты находились на одном и том же месте. На других рубежах бойцы, пусть по крупицам, но продвигались вперед, отвоевывали деревни. Под Ржевом солдаты выходили из окопов, шли в атаку, теряли товарищей. Но дальше почти не продвигались. И так целый год, что очень тяжело выдержать психологически.
      Здесь, подо Ржевом, во время выполнения боевого задания,  мой прадед получил тяжелое обморожение обеих ног. Диагноз был поставлен неутешительный -_ампутация. Но врач - хирург госпиталя, где лечился Воеводов С.И., сохранил и вылечил ему обе  ноги. Всю жизнь Сергей Иванович с благодарностью вспоминал талантливого доктора.
      После госпиталя прадед  уже не мог продолжать службу на  фронте,  и  был направлен в Савеловский РВК. Позже он был награжден орденом Отечественной войны второй степени.
     Уже в  послевоенное время родился мой дед, который и рассказал мне историю своего отца, на долю которого выпали новые испытания. Сергей Иванович потерял жену, и ему одному пришлось заботиться о большой семье. Но, видимо, военная закалка помогла: он построил дом, вырастил всех детей, и до самых последних своих дней оставался очень активным и целеустремленным человеком. 28 августа 1987 года его не стало. Для меня и моей семьи он навсегда останется героем, примером настоящей преданности своей Родине, примером мужественности и патриотизма.
     В 2020 году под Ржевом, где сражался  и мой прадед в 1942- 1943 гг., на месте, где проходили бои,  был торжественно открыт мемориал советскому солдату. В центре  комплекса возвышается 25- метровая фигура солдата, парящего на крыльях журавлей. Трогательный и очень величественный памятник, по- моему мнению, один из самых  незабываемых и впечатляющих монументов, посвященных воину - освободителю! В музейном павильоне на стенах показывают ролики, в которых рассказывается об истории и смысле битвы. Президент Российской Федерации -  В.В. Путин, присутствовавший на церемонии открытия памятника, произнес такие слова: «Ржевский мемориал - еще один символ общей памяти, символ преклонения перед великим  и самоотверженным подвигом солдата - героя, солдата - освободителя, солдата, который спас Европу и весь мир от нацизма. Время не властно над этим подвигом, и он никогда  не должен, не может быть забыт и уж тем более затерт, замазан ложью и фальсифицирован. Мы  такого не допустим».
     С этими словами невозможно не согласиться. Особенно в современную эпоху, когда неонацисты всех мастей пытаются уничтожить все то, что ценой своих жизней завоевали для нас наши предки. Важно знать и помнить свою историю, через что прошел твой народ. За последние сто лет ни одна страна на земле не испытала столько страданий и потерь от войны, как Россия.   Осознание  трагедии Великой Отечественной войны дает понимание, что больше такого произойти не должно и для этого нужно сделать все возможное. Мы не допустим, чтобы фашизм повторился!

 

          

                                                                                                                 Литература и интернет-ресурсы:

1        Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.

2        Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы, - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.

3        Бабенко, И.В. "Информация посредством интеграции". Патриотическое воспитание школьников посредством изучения источников по истории страны, малой родины и семьи  / И. В. Бабенко // Школьная библиотека. - 2022. - №3. - С.57-59.

4        Память народа: www.pamyat-naroda.ru

5        Подвиг народа: www.podvignaroda.ru

6        Поисковое движение России: www.рф-поиск.рф
     
     



      

       


 

Актуальные вопросы подготовки и участия в

Актуальные вопросы подготовки и участия в

Во главу угла олимпиады положено достижение личностно значимого результата- формирование активной жизненной позиции каждого ребенка, его компетенций, которые будут востребованы в современном обществе

Во главу угла олимпиады положено достижение личностно значимого результата- формирование активной жизненной позиции каждого ребенка, его компетенций, которые будут востребованы в современном обществе

При создании конкурсной работы следует обратить особое внимание на критериальные требования к содержательной и гафической частям работы: -соответствие выбранной номинации; -последовательность и логичность изложения содержательной…

При создании конкурсной работы следует обратить особое внимание на критериальные требования к содержательной и гафической частям работы: -соответствие выбранной номинации; -последовательность и логичность изложения содержательной…

В моей семье тоже есть такой герой - мой прадед,

В моей семье тоже есть такой герой - мой прадед,

Меня поразило, как долго солдаты находились на одном и том же месте

Меня поразило, как долго солдаты находились на одном и том же месте

За последние сто лет ни одна страна на земле не испытала столько страданий и потерь от войны, как

За последние сто лет ни одна страна на земле не испытала столько страданий и потерь от войны, как
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2024