Актуальные
вопросы подготовки и участия в Московской метапредметной олимпиаде «Не
прервется связь поколений».
В статье раскрывается роль и значимость патриотического воспитания среди подрастающего поколения, рассматриваются основные подходы и особенности создания олимпиадной конкурсной работы, приведен пример работы участника- победителя конкурса.
Ключевые
слова: олимпиада, Великая Отечественная война, историческая правда, патриотизм,
социально значимые ценности.
Сознание и чувство родины не наследуются генетически. Они формируются всем
укладом жизни человека. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям,
чувство любви к Отечеству вырастает до понимания связи со своей страной, до
сознательной борьбы с его недругами. Эмоционально- возвышенное отношение к
Отечеству, восприятие его как одной из высших социально значимых ценностей
общественное и индивидуальное сознание закрепляет в патриотизме. Он
связывает соотечественников, людей разного социального положения и разных
национальностей, даёт возможность глубже и основательнее погрузиться в изучение
нашей истории. Ведь историческое прошлое каждого народа- это тот духовный
стержень, на основе которого формируется его будущее. В настоящее время часто
приходится сталкиваться с тем, что происходит обесценивание традиционных
российских национальных и исторических ценностей, подвергается сомнению
решающая роль нашей страны и всего нашего народа во Второй мировой войне. Даже
взрослым нелегко бывает определить свою позицию, но, безусловно, самыми
уязвимыми и легко поддающимися подобным внушениям являются дети. Им легко
заблудиться в огромном потоке информации(часто непроверенной, фейковой),
сложно отделить истину от вымысла. Лучший способ во всем разобраться- самому
исследовать и установить историческую правду.
Именно эта составляющая является одной из главных целей ежегодного
конкурса - Московской метапредметной олимпиады «Не прервется связь поколений». Также
целями данной олимпиады является: изучение событий Великой Отечественной войны,
героических страниц истории России; формирование у подрастающего поколения базовых
национальных ценностей и патриотизма. Через самостоятельное исследование мы
ставим задачу мотивировать обучающихся изучать отечественную историю, формировать
умение самостоятельно находить и интерпретировать информацию и использовать ее
в различных знаковых системах. Во главу угла олимпиады положено достижение личностно
значимого результата- формирование активной жизненной позиции каждого ребенка,
его компетенций, которые будут востребованы в современном обществе.
Если отойти от официальной педагогической терминологии о задачах,
целях и содержании олимпиады, необходимо заметить следующее: она помогает
каждому ребенку найти правильные жизненные ориентиры в условиях постоянно
меняющейся реальности, тот смыслообразующий мотив деятельности, который в
дальнейшем станет основой формирующейся личности.
Важным этапом подготовки олимпиадной работы является выбор одной из номинаций:
«Мой герой»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению
жизненного пути либо конкретного эпизода из жизни ветеранов, прошедших Великую
Отечественную войну, ветеранов локальных войн и конфликтов, ветеранов труда,
правоохранительных органов и служб экстренного реагирования.
«Артефакт эпохи»- исследовательская работа, объектом исследования которой может являться реликвия, хранящаяся в семье, экспонат школьного музея как носителя ценной информации о событиях и судьбах, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
«Памятник герою»- исследовательская работа, продуктом которой является предложенный проект памятника герою Великой Отечественной войны, проект создания или благоустройства архитектурно – планировочной среды памятника, дополнение уже существующей пространственной композиции памятника.
«Новостная строка»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности журналистов, фотокорреспондентов, операторов, освещавших события Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов.
«Наука и образование на службе Отечеству»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности людей, чьи научные достижения и самоотверженный труд внесли вклад в Победу в Великой Отечественной войне.
«Готов к труду и обороне»- исследовательская работа, посвященная изучению и осмыслению деятельности людей, чьи спортивные достижения нашли практическое применение в ходе значимых событий российской истории.
При создании конкурсной работы следует обратить особое внимание на критериальные требования к содержательной и гафической частям работы:
-соответствие выбранной номинации;
-последовательность и логичность изложения содержательной части;
- наличие аргументов, подтверждающих позицию автора работы;
- практическая значимость и фактологическая точность;
-использование цифровых средств визуализации, аналитических и статистических данных, иллюстрирующих основные этапы и результаты работы.
Исследовательская работа- интересный творческий процесс для каждого ребенка, будь то изучение истории своей семьи, исторического памятника, научных или спортивных достижений. Важно для каждого найти какую-то свою, личную историю, которая может вызвать чувства сопереживания и сопричастности к нашему историческому наследию, сформировать эмоциональный интеллект и гражданско- патриотические качества.
Пример конкурсной работы
В памяти - навсегда.
Истинные ценности не девальвируются временем. Напротив, мы бережно храним все,
что связано с событиями такой далекой, и в то же время очень близкой для
каждого человека в нашей стране - Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Она действительно близка нам, потому что «нет в России семьи такой, где б не
памятен был свой герой, и глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят…».
Часто эти фотографии и пожелтевшие бумажные треугольники с выцветшими
сточками фронтовых писем – единственное, что осталось в семьях от их
предков-героев, что бережно хранится и передается от поколения к поколению. Тем
ценнее и значимее становится каждая крупица любой информации, которую можно о
них отыскать.
В моей семье тоже есть такой герой - мой прадед, Воеводов Сергей
Иванович. Он был участником не только Великой Отечественной, но воевал еще в
нескольких войнах: советско - польской 1919-1921гг, советско - финляндской
1939-1940 гг. К сожалению, не так много сведений осталось о его жизни и боевом
пути. Мне очень захотелось узнать о моем прадедушке как можно больше, и я
приступил к поиску, в котором очень помогли мои близкие.
Сергей Воеводов родился в 19 октября 1903 в г. Москве. Семья жила
небогато, и уже в подростковом возрасте ему приходилось работать. Суровые
испытания выпали на долю всех жителей Российского государства после событий
октября 1917 года, с началом Гражданской войны. Когда началась советско -
польская война, совсем еще юный паренек пошел служить в Красную Армию, был он
тогда минометчиком.
После демобилизации, вернувшись, он создал свою семью, которая жила
в г. Долгопрудный Московской области. В 1925 году родился первый ребенок.
Сергей Иванович трудился в это время в газете «Известия». Семья его росла,
поэтому приходилось не только много работать, нужно было заниматься воспитанием
и образованием детей. Жили очень скромно, как и все советские люди в довоенные
годы.
1939 год. Началась война СССР с Финляндией и главу большого семейства
призвали на службу в Военно - морской флот. «Зимняя война» была не очень
продолжительной, но кровопролитной для нашей страны. Мой прадед уцелел и
вернулся к своей семье, мирному труду. Но мирная жизнь продолжаласьнедолго…
22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на СССР, и вновь
Воеводов Сергей Иванович оказался на переднем рубеже обороны страны. Он ушел на
фронт добровольцем в первые дни войны из Краснополянского РВК Московской
области и поступил в автотранспортный полк. Начало Великой Отечественной войны
было, пожалуй, самым суровым и ответственным испытанием для нашей страны. Враг
был очень силен, и, используя хорошо оснащенную и подготовленную армию и
тактику «блицкрига», самоуверенно рвался к Москве. Но наша столица выстояла!
Через месяц после начала контрнаступления под Москвой, в начале
января 1942 года, в районе Ржевско- Вяземского выступа началась кровопролитная
битва, целью которой было нанесение поражения немецкой группе армий «Центр» и
освобождение городов Ржев и Вязьма. Продолжалась она по март 1943 года.
В этой тяжелейшей битве принимал участие и мой прадед. Я много читал о
битве под Ржевом и узнал, что некоторые историки считают ее недооцененной.
Меня поразило, как долго солдаты находились на одном и том же месте. На других
рубежах бойцы, пусть по крупицам, но продвигались вперед, отвоевывали деревни.
Под Ржевом солдаты выходили из окопов, шли в атаку, теряли товарищей. Но дальше
почти не продвигались. И так целый год, что очень тяжело выдержать
психологически.
Здесь, подо Ржевом, во время выполнения боевого задания, мой прадед
получил тяжелое обморожение обеих ног. Диагноз был поставлен неутешительный
-_ампутация. Но врач - хирург госпиталя, где лечился Воеводов С.И., сохранил и
вылечил ему обе ноги. Всю жизнь Сергей Иванович с благодарностью вспоминал
талантливого доктора.
После госпиталя прадед уже не мог продолжать службу на фронте, и был
направлен в Савеловский РВК. Позже он был награжден орденом Отечественной войны
второй степени.
Уже в послевоенное время родился мой дед, который и рассказал мне историю
своего отца, на долю которого выпали новые испытания. Сергей Иванович потерял
жену, и ему одному пришлось заботиться о большой семье. Но, видимо, военная
закалка помогла: он построил дом, вырастил всех детей, и до самых последних
своих дней оставался очень активным и целеустремленным человеком. 28 августа
1987 года его не стало. Для меня и моей семьи он навсегда останется героем,
примером настоящей преданности своей Родине, примером мужественности и патриотизма.
В 2020 году под Ржевом, где сражался и мой прадед в 1942- 1943 гг., на
месте, где проходили бои, был торжественно открыт мемориал советскому солдату.
В центре комплекса возвышается 25- метровая фигура солдата, парящего на
крыльях журавлей. Трогательный и очень величественный памятник, по- моему
мнению, один из самых незабываемых и впечатляющих монументов, посвященных
воину - освободителю! В музейном павильоне на стенах показывают ролики, в
которых рассказывается об истории и смысле битвы. Президент Российской
Федерации - В.В. Путин, присутствовавший на церемонии открытия памятника,
произнес такие слова: «Ржевский мемориал - еще один символ общей памяти, символ
преклонения перед великим и самоотверженным подвигом солдата - героя, солдата -
освободителя, солдата, который спас Европу и весь мир от нацизма. Время не
властно над этим подвигом, и он никогда не должен, не может быть забыт и уж
тем более затерт, замазан ложью и фальсифицирован. Мы такого не допустим».
С этими словами невозможно не согласиться. Особенно в современную эпоху,
когда неонацисты всех мастей пытаются уничтожить все то, что ценой своих жизней
завоевали для нас наши предки. Важно знать и помнить свою историю, через что
прошел твой народ. За последние сто лет ни одна страна на земле не испытала
столько страданий и потерь от войны, как Россия. Осознание трагедии Великой
Отечественной войны дает понимание, что больше такого произойти не должно и для
этого нужно сделать все возможное. Мы не допустим, чтобы фашизм повторился!
Литература и интернет-ресурсы:
1 Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания школьников // Дополнительное образование. - 2013. - №6. - С.3 - 7.
2 Микрюков, В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы, - М.: ВАКО, 2009. - 192 с.
3 Бабенко, И.В. "Информация посредством интеграции". Патриотическое воспитание школьников посредством изучения источников по истории страны, малой родины и семьи / И. В. Бабенко // Школьная библиотека. - 2022. - №3. - С.57-59.
4 Память народа: www.pamyat-naroda.ru
5 Подвиг народа: www.podvignaroda.ru
6
Поисковое
движение России: www.рф-поиск.рф
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.