Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Оценка 5

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
музыка +1
Взрослым
17.03.2018
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
На современном этапе развития общества педагогическая установка «на развитие психики детей и подростков, заключающаяся в становлении его деятельности, сознания» (1, с. 9), необходимая при построении любого изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Занятия с ребенком в художественных и музыкальных школах, театральных и танцевальных студиях, фольклорных ансамблях должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (2, с. 9). Поэтому развитие личности детей и подростков в художественно
Лисевич статья.doc
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ. Г.В. Лисевич, О.К. Черепанова Развитие вокально­хоровых навыков  у учащихся эстетического отделения  детской школы искусств На современном этапе развития общества педагогическая установка «на развитие психики детей и подростков, заключающаяся  в становлении его деятельности, сознания» (1, с. 9), необходимая при построении любого изучаемого   предмета,   в   системе   массового   эстетического   воспитания приобретает особую актуальность. Занятия с ребенком в художественных и музыкальных школах, театральных и танцевальных студиях, фольклорных ансамблях   должны   ориентироваться   педагогом   не   на   его   сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития»   (2,   с.   9).   Поэтому   развитие   личности   детей   и   подростков   в художественно­эстетическом воспитании становится специальной целью. Анализ программ эстетического профиля показывает, что учебные и факультативные курсы этого направления традиционно ориентированны на искусствоведческий материал и предназначены для работы, в основном, с учащимися   среднего   и   старшего   возраста   («Основы   эстетики   и искусствознания»,   «Основы   «Мировая   художественная   культура», эстетической   культуры»,   «основы   художественной   культуры»,   «История искусств», факультативы по литературе и др.). Их ценность в эстетическом образовании   школьников   несомненна.   Однако   формирование   жизненных, этических   и   эстетических   ценностей,   творческой   активности   начинается уже   в   младшем   школьном   возрасте.   Подобных   программ   эстетического развития   учащихся   в   системе   дополнительного   образования, ориентированных на младший школьный возраст явно не достаточно. Одним из способов повышения качества и содержательности духовно­ эстетической   среды   в   школе   ожжет   стать   курс   «Общее   эстетическое развитие   учащихся»,  разработанный   в  детской   школе   искусств  (ДШИ)  с. Локосово,   Сургутского   района.   Данная   программа   содействует:   1) развитию   у   школьников   эстетических   эмоций,   способности   чувственно воспринимать окружающий мир, природу, состояние людей; 2) обогащению знаний, ценностных   ориентаций   как  классического,  традиционного, так  и современного   характера;   3)   активизации   у   формирующейся   личности способностей не только к анализу, но и к творческому созиданию. Программа построена на основе следующих принципов:  интегративность  обращение   к   «живой   эстетике»  (активизация   естественной человеческой реакции на эстетический объект);  историчность  (постижение   развития   эстетической   мысли   в   разные эпохи);  использование   регионального   компонента  (дает   возможность приобщить   учащихся   к   культуре   ХМАО,   осознать   духовные   и эстетические ценности народов, населяющих этот край);  творческая   инициатива,   самостоятельность   в   развитии эстетической   культуры   личности.  Этот   принцип   учитывает способности, стремление, потребности каждого школьника;  открытость  курса для освоения новых эстетических, этических, культурологических,   художественных   ценностей,  установление новых связей между его составными частями со сферой культуры, а также с другими предметами. Таким   образом,   одна   из   ведущих   идей   данной   программы,   ее принципиальное   отличие   от   других   программ,   заключается   в   соединении этических,   эстетических,   культурологических   начал,   в   движении   от изучения   частной   родословной   к   истокам   человеческого   рода,   в использовании   регионального   компонента,   в   интеграции   с   музыкальным, художественным,   хореографическим   образованием.   Музыка,   искусство   в целом  –  вот необходимая  сфера   жизнедеятельности   ребенка  в начальной школе. Музыкальное искусство становится для него как бы продолжением его жизненного смысла. В   современной   практике   проявляется   тенденция   создания   широкого музыкально­эстетического   пространства,   охватывающего   школу,   семью, микрорайон,   где   одновременно   существуют   самые   различные   формы бытования музыки, развиваются старые и складываются  новые тенденции музыкального общения. Ведущим фактором духовного развития человека должен быть не результат, а процесс общения с искусством, особенно это важно   детям,   живущим   в   условиях   Крайнего   Севера,   редко   видящим солнце, зачастую лишенным любимых развлечений и игр на свежем воздухе из­за низкой температуры. Важную роль в эстетическом развитии детей в детской школе искусств играет вокально­хоровая деятельность. В своей работе в хоровом классе мы придерживаемся основополагающего принципа хорового исполнительства – способствовать самореализации младших школьников. Одна из важнейших задач при этом – развитие музыкальных способностей на основе «интереса к хоровому   пению   детей   как   мотивационного   компонента   готовности   к дальнейшему саморазвитию» (4, с. 232). Программа   эстетического   воспитания   учащихся   ДШИ   предполагает обучение   вокально­хоровому   искусству   всех   учащихся,  часто   это   группа детей   со   слабо   развитыми   голосовыми,   интонационными   данными, невысокой учебной мотивацией. Здесь   в   нашей   работе   незаменимым   помощником   являются «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова (далее ФМРГ), помогающий   нам   в   создании   певческого   голоса   у   детей   и   взрослых   на минимальной   базе   –   обыкновенном   разговорном   голосе,   который   есть   у каждого. Этой базы достаточно для того, чтобы начать учиться петь. При   воздействии   на   голосовой   аппарат   фонопедического   метода, уместно   провести   аналогично   с   инструментами:   прежде   чем   играть   на инструменте,   его   предстоит   настроить.   Это   есть   координационно­ тренировочный   этап   работы   фонопедического   метода   развития   голоса,   а потом   лишь   наступает   эстетический   и   исполнительский   (собственно музыкальный) этапы в развитии вокально­хоровых навыков. Соотношение времени и трудовых затрат на каждый их этапов будет зависеть от уровня азартности   и   подготовки   певцов.   Без   координационно­тренировочного этапа   можно   обойтись   только   в   профессиональных   взрослых   хорах, состоящих   из   квалифицированных   вокалистов.   Это   –   теоретически.   А практически   –   всем   известно   высказывание   В.Н.   Минина   о   том,   что   он восемьдесят   процентов   рабочего   времени   занимается   настройкой инструмента, то есть знаменитого Московского камерного хора, и только двадцать – играет, то есть занимается музыкой.   Координационно­тренировочный   этап   содержит   в   себе:   осознание действий   мышц   участвующих   в   голосообразовании   (прямое   осознание скелетной и лицевой  мускулатуры, косвенное  – внутренней  дыхательной, гортанной);   осознание   ощущений   вибрации,   давления,   действия   мышц, отдельно от восприятия звука своего голоса; осознание работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах) через разные ощущения; осознание связи   этих   разных   режимов   с  разными   тембрами   и  разной   силой   голоса; осознание связи действия  разных режимов работы голосового  аппарата  с разными участками диапазона; осознание связи действия разных режимов работы   голосового   аппарата,   разных   тембров   и   разной   силы   голоса   с разными энергетическими затратами; формирование связи представлений о разных   режимах   работы   голосового   аппарата   с   разными   объемно­ пространственными   и   эмоционально­образными   представлениями; формирование связи всего предыдущего со слуховыми представлениями о высоте отдельных тонов и об интервалах; формирование навыков выбора режима   работы   гортани,   оптимального   для   реализации   слухового   формирование   навыков   выбора представления   о   высоте   тона; энергетических затрат, оптимальных для слухового представления о высоте   формирование   навыков   выбора   режимов   гортани   или тона; последовательности, оптимальных для реализации слухового представления об интервале; дозированную тренировочную нагрузку на разрывные группы мышц,   участвующих   в   голосообразовании,   имеющую   целью   устранение неравномерности   развития   и   подготовку   к   решению   звуковысотных, динамических и тембровых задач, которые могут возникнуть в музыкальных произведениях. Развитие,   формирование,   выработка   или   просто   проявление   у обучаемых   полного   комплекса   показателей   академического   певческого голосообразования является целью координационно­тренировочного этапа фонопедического метода развития голоса.   Назовем   некоторый   комплекс   признаков,   отличающих голосообразование от обычного, применяемого в бытовой разговорной речи. Необходимым   и   достаточным   условием   первого   приближения   к академическому певческому тону является наличие четырех показателей: 1) целесообразное использование режимов работы гортани и регистров; 2) голосообразующий   (фонационный)   выдох,   многократно   превышающий   по длительности   и   интенсивности   речевой   и   жизнеобеспечивающий;   3) певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и амплитудой; 4) специфическая певческая акустика ротоглочных полостей, специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой. В.В. Емельянов в своих теоретических трудах дает такое напутствие: «Настройте детей при помощи ФМРГ, а потом изобретайте свою систему» В   вокально­хоровой   работе   по   составленной   нами   системе   ФМРГ   В.В. Емельянова   является   пусковым   моментом   «настройки   инструмента» (голоса). Сами   по   себе,   в   «голом   виде»,   упражнения   ФМРГ   были   бы   мало эффективны;   здесь   просто   необходим   основной   принцип   методики развивающего   обучения:   обучение   через   игру,   что   считаем   обязательным для детей младшего школьного возраста.   В   дальнейшей   работе   певческие   навыки   совершенствуются   – выработка   нижнереберно­диафрагматического   дыхания;   работа   над правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью, подвижностью   голоса,   тонкой   и   разнообразной   нюансировкой.   Далее   мы строим вокальное обучение по методике М. Глинки и А. Варламова – от примарных тонов среднего регистра, на звуках, не требующих усилия.   Специальные   упражнения   и   попевки   подбираются   соответственно уровню   певческого   развития   учащихся   и   усложняются   постепенно   в процессе   обучения.   Например,   предлагая   упражнения   на   кантилену,   мы сознательно   упрощаем   прочие   элементы   музыкальной   выразительности,   плавным подбираем   небольшую   попевку   с   несложным   ритмом, мелодическим рисунком. Или подбор упражнений для работы над дикцией в   упражнениях   подвижного   темпа.   Почти   отсутствие   мелодического рисунка.   Текст   в   упражнениях   выбирается   с   применением   слогов, состоящих   из   различных   сочетаний   гласных   и   согласных,   ибо   согласный звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности гласного. Первым условием в работе над вокально­хоровыми упражнениями является   воспитание   сознательного   отношения   учащихся   к   тем   учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. Вторым условием системы упражнений является принцип: «от простого – к более сложному». Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению и к постепенному приобретению  навыка. Новая песня, новое  упражнение, новая задача при повторении   известного   материала   –   это   содействует   поддерживанию активности, интереса в процессе работы. Четвертое условие – охват целого комплекса   заданий,   их   разнообразие.   Пятое   условие   системы   вокально­ хоровых   упражнений   заключается   в   необходимости   регулярной   и последовательной   работы.   Нерегулярность   занятий,   большой   временной разрыв   между   ними   ведут   к   потере   навыков.   Хороший   результат   дает специальный   подбор   упражнений   в   виде   попевок   из   народных   песен,   из произведений классиков, песен современных композиторов. Весь   музыкальный   материал,   используемый   в   качестве   упражнений, можно разделить на два вида: 1. Специальные упражнения. Они строятся в соответствии с уровнем певческого   развития   детей   и   степенью   их   овладения   вокально­хоровыми навыками по принципу: от простого – к сложному. 2.   Упражнения   на   разучиваемом   репертуаре,   которые   помогают преодолеть конкретные трудности в той или иной песне. Формирование   вокально­хоровых   навыков,   призванных   обеспечить художественный   образ   –   систематизирующий   стержень   музыкального восприятия. Палитра   вокально­хоровых   умений   и   навыков   вобрала   в   себя бесценный опыт отечественной вокально­хоровой школы. Его преломление на современном этапе музыкального образования связано с трансформацией отдельных   приемов,   способов   и   методов   вокально­хоровой   работы   с позиций интонационно­образного, художественного начала, интонационной теории музыки Б.В. Асафьева. Мы   пришли   к   выводу,   что,   учитывая   психолого­педагогические условия   развития   личности   младших   школьников,   обучающихся   на эстетических отделениях ДШИ, при соответствующей организации учебной деятельности   можно   достичь   успешного   развития   их   вокально­хоровых навыков   и   умений.   Необходимым   условием   развития   вокально­хоровых навыков   младших   школьников   эстетического   отделения   ДШИ   является использование основных элементов методик В. Емельянова, М. Глинки и А. Варламова, В. Морозова, наиболее эффективно влияющих на становление вокально­хоровых навыков у детей  с изначально  слабыми музыкальными, вокальными данными. Литература 1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. – 325 с. 2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 423 с. 3. Школяр Л., Школяр В. Музыкальное образование в школе. – М., 2001. – 336 с.  Осеннева   М.С.  Методика   работы   с   детским   вокально­хоровым 4. коллективом. – М., 1999. – 242 с.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.

Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018
Посмотрите также: