Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
doc
музыка +1
Взрослым
17.03.2018
На современном этапе развития общества педагогическая установка «на развитие психики детей и подростков, заключающаяся в становлении его деятельности, сознания» (1, с. 9), необходимая при построении любого изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания приобретает особую актуальность. Занятия с ребенком в художественных и музыкальных школах, театральных и танцевальных студиях, фольклорных ансамблях должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего развития» (2, с. 9). Поэтому развитие личности детей и подростков в художественно
Лисевич статья.doc
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и
художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО
СурГПУ.
Г.В. Лисевич, О.К. Черепанова
Развитие вокальнохоровых навыков
у учащихся эстетического отделения
детской школы искусств
На современном этапе развития общества педагогическая установка
«на развитие психики детей и подростков, заключающаяся в становлении
его деятельности, сознания» (1, с. 9), необходимая при построении любого
изучаемого предмета, в системе массового эстетического воспитания
приобретает особую актуальность. Занятия с ребенком в художественных и
музыкальных школах, театральных и танцевальных студиях, фольклорных
ансамблях должны ориентироваться педагогом не на его сегодняшние
знания, умения и навыки, еще недостаточно развитые, а строить работу в
расчете на его завтрашний день, очерчивая для себя «зону его ближайшего
развития» (2, с. 9). Поэтому развитие личности детей и подростков в
художественноэстетическом воспитании становится специальной целью.
Анализ программ эстетического профиля показывает, что учебные и
факультативные курсы этого направления традиционно ориентированны на
искусствоведческий материал и предназначены для работы, в основном, с
учащимися среднего и старшего возраста («Основы эстетики и
искусствознания»,
«Основы
«Мировая художественная культура»,
эстетической культуры», «основы художественной культуры», «История
искусств», факультативы по литературе и др.). Их ценность в эстетическом
образовании школьников несомненна. Однако формирование жизненных,
этических и эстетических ценностей, творческой активности начинается
уже в младшем школьном возрасте. Подобных программ эстетического развития учащихся в системе дополнительного образования,
ориентированных на младший школьный возраст явно не достаточно.
Одним из способов повышения качества и содержательности духовно
эстетической среды в школе ожжет стать курс «Общее эстетическое
развитие учащихся», разработанный в детской школе искусств (ДШИ) с.
Локосово, Сургутского района. Данная программа содействует: 1)
развитию у школьников эстетических эмоций, способности чувственно
воспринимать окружающий мир, природу, состояние людей; 2) обогащению
знаний, ценностных ориентаций как классического, традиционного, так и
современного характера; 3) активизации у формирующейся личности
способностей не только к анализу, но и к творческому созиданию.
Программа построена на основе следующих принципов:
интегративность
обращение к «живой эстетике»
(активизация естественной
человеческой реакции на эстетический объект);
историчность (постижение развития эстетической мысли в разные
эпохи);
использование регионального компонента
(дает возможность
приобщить учащихся к культуре ХМАО, осознать духовные и
эстетические ценности народов, населяющих этот край);
творческая инициатива,
самостоятельность в развитии
эстетической культуры личности. Этот принцип учитывает
способности, стремление, потребности каждого школьника;
открытость курса для освоения новых эстетических, этических,
культурологических, художественных ценностей, установление
новых связей между его составными частями со сферой культуры, а
также с другими предметами. Таким образом, одна из ведущих идей данной программы, ее
принципиальное отличие от других программ, заключается в соединении
этических, эстетических, культурологических начал, в движении от
изучения частной родословной к истокам человеческого рода, в
использовании регионального компонента, в интеграции с музыкальным,
художественным, хореографическим образованием. Музыка, искусство в
целом – вот необходимая сфера жизнедеятельности ребенка в начальной
школе. Музыкальное искусство становится для него как бы продолжением
его жизненного смысла.
В современной практике проявляется тенденция создания широкого
музыкальноэстетического пространства, охватывающего школу, семью,
микрорайон, где одновременно существуют самые различные формы
бытования музыки, развиваются старые и складываются новые тенденции
музыкального общения. Ведущим фактором духовного развития человека
должен быть не результат, а процесс общения с искусством, особенно это
важно детям, живущим в условиях Крайнего Севера, редко видящим
солнце, зачастую лишенным любимых развлечений и игр на свежем воздухе
изза низкой температуры.
Важную роль в эстетическом развитии детей в детской школе искусств
играет вокальнохоровая деятельность. В своей работе в хоровом классе мы
придерживаемся основополагающего принципа хорового исполнительства –
способствовать самореализации младших школьников. Одна из важнейших
задач при этом – развитие музыкальных способностей на основе «интереса к
хоровому пению детей как мотивационного компонента готовности к
дальнейшему саморазвитию» (4, с. 232).
Программа эстетического воспитания учащихся ДШИ предполагает
обучение вокальнохоровому искусству всех учащихся, часто это группа
детей со слабо развитыми голосовыми, интонационными данными,
невысокой учебной мотивацией. Здесь в нашей работе незаменимым помощником являются
«Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова (далее ФМРГ),
помогающий нам в создании певческого голоса у детей и взрослых на
минимальной базе – обыкновенном разговорном голосе, который есть у
каждого. Этой базы достаточно для того, чтобы начать учиться петь.
При воздействии на голосовой аппарат фонопедического метода,
уместно провести аналогично с инструментами: прежде чем играть на
инструменте, его предстоит настроить. Это есть координационно
тренировочный этап работы фонопедического метода развития голоса, а
потом лишь наступает эстетический и исполнительский (собственно
музыкальный) этапы в развитии вокальнохоровых навыков. Соотношение
времени и трудовых затрат на каждый их этапов будет зависеть от уровня
азартности и подготовки певцов. Без координационнотренировочного
этапа можно обойтись только в профессиональных взрослых хорах,
состоящих из квалифицированных вокалистов. Это – теоретически. А
практически – всем известно высказывание В.Н. Минина о том, что он
восемьдесят процентов рабочего времени занимается настройкой
инструмента, то есть знаменитого Московского камерного хора, и только
двадцать – играет, то есть занимается музыкой.
Координационнотренировочный этап содержит в себе: осознание
действий мышц участвующих в голосообразовании (прямое осознание
скелетной и лицевой мускулатуры, косвенное – внутренней дыхательной,
гортанной); осознание ощущений вибрации, давления, действия мышц,
отдельно от восприятия звука своего голоса; осознание работы голосового
аппарата в разных режимах (регистрах) через разные ощущения; осознание
связи этих разных режимов с разными тембрами и разной силой голоса;
осознание связи действия разных режимов работы голосового аппарата с
разными участками диапазона; осознание связи действия разных режимов
работы голосового аппарата, разных тембров и разной силы голоса с разными энергетическими затратами; формирование связи представлений о
разных режимах работы голосового аппарата с разными объемно
пространственными и эмоциональнообразными представлениями;
формирование связи всего предыдущего со слуховыми представлениями о
высоте отдельных тонов и об интервалах; формирование навыков выбора
режима работы гортани, оптимального для реализации слухового
формирование навыков выбора
представления о высоте тона;
энергетических затрат, оптимальных для слухового представления о высоте
формирование навыков выбора режимов гортани или
тона;
последовательности, оптимальных для реализации слухового представления
об интервале; дозированную тренировочную нагрузку на разрывные группы
мышц, участвующих в голосообразовании, имеющую целью устранение
неравномерности развития и подготовку к решению звуковысотных,
динамических и тембровых задач, которые могут возникнуть в музыкальных
произведениях.
Развитие, формирование, выработка или просто проявление у
обучаемых полного комплекса показателей академического певческого
голосообразования является целью координационнотренировочного этапа
фонопедического метода развития голоса.
Назовем некоторый комплекс признаков,
отличающих
голосообразование от обычного, применяемого в бытовой разговорной речи.
Необходимым и достаточным условием первого приближения к
академическому певческому тону является наличие четырех показателей:
1) целесообразное использование режимов работы гортани и регистров; 2)
голосообразующий (фонационный) выдох, многократно превышающий по
длительности и интенсивности речевой и жизнеобеспечивающий; 3)
певческое вибрато и произвольное управление его параметрами: частотой и
амплитудой; 4) специфическая певческая акустика ротоглочных полостей,
специфическая артикуляция, существенно отличающаяся от речевой. В.В. Емельянов в своих теоретических трудах дает такое напутствие:
«Настройте детей при помощи ФМРГ, а потом изобретайте свою систему»
В вокальнохоровой работе по составленной нами системе ФМРГ В.В.
Емельянова является пусковым моментом «настройки инструмента»
(голоса).
Сами по себе, в «голом виде», упражнения ФМРГ были бы мало
эффективны; здесь просто необходим основной принцип методики
развивающего обучения: обучение через игру, что считаем обязательным
для детей младшего школьного возраста.
В дальнейшей работе певческие навыки совершенствуются –
выработка нижнеребернодиафрагматического дыхания; работа над
правильностью звука, расширением диапазона, красотой тембра, гибкостью,
подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой. Далее мы
строим вокальное обучение по методике М. Глинки и А. Варламова – от
примарных тонов среднего регистра, на звуках, не требующих усилия.
Специальные упражнения и попевки подбираются соответственно
уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в
процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы
сознательно упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности,
плавным
подбираем небольшую попевку с несложным ритмом,
мелодическим рисунком. Или подбор упражнений для работы над дикцией
в упражнениях подвижного темпа. Почти отсутствие мелодического
рисунка. Текст в упражнениях выбирается с применением слогов,
состоящих из различных сочетаний гласных и согласных, ибо согласный
звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности
гласного. Первым условием в работе над вокальнохоровыми упражнениями
является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным
задачам, которые ставятся в процессе занятий. Вторым условием системы
упражнений является принцип: «от простого – к более сложному». Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению и к постепенному
приобретению навыка. Новая песня, новое упражнение, новая задача при
повторении известного материала – это содействует поддерживанию
активности, интереса в процессе работы. Четвертое условие – охват целого
комплекса заданий, их разнообразие. Пятое условие системы вокально
хоровых упражнений заключается в необходимости регулярной и
последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой временной
разрыв между ними ведут к потере навыков. Хороший результат дает
специальный подбор упражнений в виде попевок из народных песен, из
произведений классиков, песен современных композиторов.
Весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений,
можно разделить на два вида:
1. Специальные упражнения. Они строятся в соответствии с уровнем
певческого развития детей и степенью их овладения вокальнохоровыми
навыками по принципу: от простого – к сложному.
2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые помогают
преодолеть конкретные трудности в той или иной песне.
Формирование вокальнохоровых навыков, призванных обеспечить
художественный образ – систематизирующий стержень музыкального
восприятия.
Палитра вокальнохоровых умений и навыков вобрала в себя
бесценный опыт отечественной вокальнохоровой школы. Его преломление
на современном этапе музыкального образования связано с трансформацией
отдельных приемов, способов и методов вокальнохоровой работы с
позиций интонационнообразного, художественного начала, интонационной
теории музыки Б.В. Асафьева.
Мы пришли к выводу, что, учитывая психологопедагогические
условия развития личности младших школьников, обучающихся на
эстетических отделениях ДШИ, при соответствующей организации учебной деятельности можно достичь успешного развития их вокальнохоровых
навыков и умений. Необходимым условием развития вокальнохоровых
навыков младших школьников эстетического отделения ДШИ является
использование основных элементов методик В. Емельянова, М. Глинки и А.
Варламова, В. Морозова, наиболее эффективно влияющих на становление
вокальнохоровых навыков у детей с изначально слабыми музыкальными,
вокальными данными.
Литература
1. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. – М., 1947. – 325 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986. – 423 с.
3. Школяр Л., Школяр В. Музыкальное образование в школе. – М., 2001. –
336 с.
Осеннева М.С. Методика работы с детским вокальнохоровым
4.
коллективом. – М., 1999. – 242 с.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Актуальные проблемы современной педагогики музыкального и художественного образования. Сборник статей и материалов. – РИО СурГПУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.