Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».
Оценка 4.7

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
музыка +1
Взрослым
17.03.2018
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».
Программа учебного предмета «Постановка голоса» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», может использоваться при реализации предмета «Хор» в рамках дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ. Сольное пение(академический вокал)- один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Постановка голоса» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-хоровика.
ПОСТАНОВКА ГОЛОСА.doc
Муниципальное образование Сургутский район Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  «Локосовская детская школа искусств» МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».   Рабочую программу составила        Лисевич Г.В., заслуженный  деятель культуры Ханты­ Мансийского Автономного  Округа­Югры, преподаватель   высшей квалификационной  категории . 1 с.Локосово, 2017 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка ­ Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; ­ Срок реализации учебного предмета; ­ Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного   учреждения на реализацию учебного предмета; ­ Форма проведения учебных аудиторных занятий; ­ Цели и задачи учебного предмета; ­ Обоснование структуры программы учебного предмета; ­ Методы обучения;  ­ Описание материально­технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета ­ Сведения о затратах учебного времени; ­ Годовые требования по классам; III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля, система оценок    ­ Аттестация: цели, виды, форма, содержание;  ­ Критерии оценки; ­ Контрольные требования на разных этапах обучения; V. Методическое обеспечение учебного процесса ­ Методические рекомендации педагогическим работникам; ­ Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся; VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы ­ Список рекомендуемой нотной литературы; ­ Список рекомендуемой методической литературы; 2 I. Пояснительная записка 1. Характеристика   учебного   предмета,   его   место   и   роль   в образовательном процессе Программа       учебного   предмета   «Постановка   голоса»   разработана     на основе     и     с     учетом     федеральных     государственных     требований     к дополнительной     предпрофессиональной     общеобразовательной     программе     в области     музыкального     искусства     «Фортепиано»,  может   использоваться   при реализации   предмета   «Хор»   в   рамках   дополнительных   предпрофессиональных общеобразовательных программ «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»,   «Народные   инструменты»   в   соответствии   с   объемом   времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ. Сольное   пение(академический   вокал)­   один   из   наиболее   сложных   и значимых   видов   музыкальной   деятельности,   учебный   предмет   «Постановка голоса»   является   предметом   обязательной   части,   занимает   особое   место   в развитии музыканта­хоровика. В   детской   школе   искусств,   где   учащиеся   сочетают   хоровое   пение   с обучением   игре   на   одном     из   музыкальных   инструментов,   постановка   голоса служит   одним   из   важнейших   факторов   развития   слуха,   музыкальности   детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством . Учебный предмет «Постановка голоса» направлен на приобретение детьми знаний,   умений   и   навыков   в   области   академического   вокала,   хорового исполнительства,   на   эстетическое   воспитание   и   художественное   образование, духовно­нравственное развитие ученика. 3 2. Срок реализации учебного предмета «Постановка голоса» Срок   реализации   учебного   предмета   «Постановка   голоса»   для   детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы).  3.   Объем   учебного   времени,  предусмотренный   учебным   планом образовательного   учреждения   на   реализацию   учебного   предмета   «Постановка голоса»: Таблица 1 Срок обучения Максимальная учебная нагрузка (в  часах) Количество часов на аудиторные  занятия Количество часов на внеаудиторную  (самостоятельную) работу 8 лет 328,5 263 65,5 4. Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий индивидуальная. Цель и задачи учебного предмета «Постановка голоса» Цель:   развитие   музыкально­творческих   способностей   учащегося   на   основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области академического вокала. Задачи:  развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;  развитие   музыкальных   способностей:   ритма,   слуха,   памяти, музыкальности и артистизма;  формирование умений и навыков  пения в академической манере ;  обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом   приобретение   обучающимися   опыта     исполнительства   и   публичных выступлений в качестве солистов­вокалистов(академический вокал). 5. Обоснование структуры учебного предмета «Постановка голоса» 4 Обоснованием   структуры   программы   являются   федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с обучающимися.  Программа содержит  следующие разделы:  сведения о  затратах учебного  времени,  предусмотренного на  освоение учебного предмета;  распределение учебного материала по годам обучения;  описание дидактических единиц учебного предмета;  требования к уровню подготовки обучающихся;  формы и методы контроля, система оценок;  методическое обеспечение учебного процесса. В   соответствии   с   данными   направлениями   строится   основной   раздел программы "Содержание учебного предмета". 6. Методы обучения Для   достижения   поставленной   цели   и   реализации   задач   предмета используются следующие методы обучения: словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала); наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);  практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия); прослушивание   записей   выдающихся     оперных   певцов   и   посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся; индивидуальный   подход   к   каждому   ученику   с   учетом   возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки. Предложенные   методы   работы   с   учащимися   по   постановке   голоса       в рамках предпрофессиональной программы «Хоровое пение» являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях академического вокала . 5 7. Описание   материально­технических   условий   реализации учебного предмета «Постановка голоса» Для   реализации   программы   учебного   предмета   «Постановка   голоса» должны   быть   созданы   следующие   материально­технические   условия,   которые включают в себя:     Аудиторию со специальным оборудованием (зеркальной стеной,   пианино, звукотехническим оборудованием).  Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию. II. Содержание учебного предмета 1. Сведения   о   затратах   учебного   времени,  предусмотренного   на освоение   учебного   предмета   «Постановка   голоса»,   на   максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся : аудиторные занятия: с 1 по 8 класс – 1 час в неделю,  самостоятельные занятия: с 1 по 8 класс – 0,2 часа в неделю. С   целью   подготовки   обучающихся   к   контрольным   урокам,   зачетам, творческим   конкурсам   и   другим   мероприятиям   по   усмотрению   учебного заведения проводятся консультации.  Консультации   могут   проводиться   рассредоточено   или   в   счет   резерва учебного времени.  Аудиторная   нагрузка   по   учебному   предмету   обязательной   части образовательной   программы   в   области   искусств   распределяется   по   годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет федеральными государственными требованиями. Объем   времени   на   самостоятельную   работу   обучающихся   по   каждому учебному   предмету   определяется   с   учетом   сложившихся   педагогических традиций,   методической   целесообразности   и   индивидуальных   способностей ученика. Виды  внеаудиторной  работы: 6 ­ выполнение  домашнего  задания; ­ подготовка  к  концертным  выступлениям; ­ посещение  учреждений  культуры  (филармоний,  театров,  концертных залов  и  др.); ­ участие  обучающихся  в  концертах,  творческих  мероприятиях  и    культурно­просветительской  деятельности  образовательного  учреждения   и  др. 2. Требования по годам обучения В течение учебного года планируется ряд творческих показов: концерты для   родителей  и   преподавателей,     мероприятия   по   пропаганде   музыкальных знаний   (концерты­лекции   в   общеобразовательных   школах,   в   культурно­ досуговых   центрах  и   пр.),   участие   в   смотрах­конкурсах,   фестивалях, концертно­массовых мероприятиях.  За учебный год учеником хорового класса по предмету «Постановка голоса» должно быть пройдено примерно следующее количество произведений: 1­4 классы – 8­10 в год ; 4­8 классы – 6­8  в год. Основные репертуарные принципы: 1. Художественная   ценность   произведения   (необходимость   расширения музыкально­художественного кругозора детей). 2. Решение учебных задач. 3. Классическая   музыка   в   основе   (русская   и   зарубежная   в   сочетании   с современными композиторами и народными песнями различных жанров). 4. Содержание произведения. 5. Музыкальная   форма   (художественный   образ   произведения,   выявление идейно­эмоционального смысла). 6. Доступность:   а) по содержанию;  б) по голосовым возможностям; в) по техническим навыкам; 7. Разнообразие:  а) по стилю;                                       б) по содержанию;                                                                     7 в) темпу, нюансировке;                                                                                           г) по сложности. Работа над развитием вокально­хоровых навыков на уроках «Постановка голоса» Певческая установка и дыхание Младшие классы  Певческая установка, положение корпуса, головы, артикуляция при пении. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание   перед   началом   пения.   Одновременный   вдох   и   начало   пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого   произведения.   Смена   дыхания   в   процессе   пения;   различные приемы (короткое и активное дыхание в быстром темпе, спокойное и активное в медленном). Цезуры. Знакомство с навыками «цепного» дыхания. Старшие классы Закрепление   навыков,   полученных   в   младших   классах.   Различная   атака звука.   Исполнение   пауз   между   звуками   без   смены   дыхания   (стаккато). Совершенствование   навыков  «цепного»  дыхания.  Развитие   навыков  вокального исполнительства и артистизма.  Звуковедение и дикция Младшие классы Естественный,   свободный   звук   без   крика   и   напряжения   (форсировки). Преимущественно   мягкая   атака   звука.   Округление   гласных,   способы   их формирования в различных регистрах. Пение   non legato и legato. Нюансы – mf, mp, p, f. Развитие   дикционных   навыков.   Гласные   и   согласные,   их   роль   в   пении. Взаимоотношение   гласных   и   согласных   в   пении.   Отнесение   внутри   слова согласных к последующему слогу. Старшие классы 8 Закрепление навыков, полученных в младших классах. Развитие свободы и подвижности артикулярного аппарата за счет активизации работы губ и языка. Выработка   навыка   активного   и   четкого   произношения   согласных.   Развитие дикционных навыков в быстрых и медленных темпах. Сохранение дикционной активности при нюансах p и pp. Формирование исполнительских навыков Анализ   словесного   текста   и   его   содержания.   Грамотное   чтение   нотного текста по партиям и партитурам. Разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы. Фразировка,   вытекающая   из   музыкального   и   текстового   содержания. Различные виды динамики. Многообразие агогических возможностей исполнения произведений: пение в строго размеренном темпе, сопоставление двух темпов, замедление   в   конце   произведения,   замедление   и   ускорение   в   середине произведения, различные виды фермат. Примерный репертуарный список Первый год обучения: Попатенко Т. «Бобик», «Листья золотые», «Солнышко», «Уточка»,  «Машина»  Тиличеева Е. «Колыбельная», «Труба», «Барабан», «Конь»,  «Кукушка», «В бору», «Балалайка», «Чепуха», «Вальс»(вокализ) 9 Чернышов А.,Синявский П. «Ложка за…», «Чашка молока»,  «Колючая вода», «Котлетный сон», «Про малюсенького котика»,  «Барбоскина беда», «Котенкины потемки» Обухова К. Русские народные песни «Скок­поскок», «Котичек»,  «Коровушка»,  «Гуси», «Ай,дедушка,дедушка», «Козлик», «Баю­баюшки­баю» Абелян Л. «Утренняя песенка», «Песенка про манную кашу», «Игра в мяч», «Зоопарк» Второй год обучения: Абелян Л. «Прыгалка», «На велосипеде», «По грибы», «Домик  игрушки», «Я умею рисовать», «Песенка про хомячка» Обухова к. Русские народные песни «Утушка луговая», «Как на  тоненький ледок», «Про Ваню», «Кулик из­за моря лети» Неволович А. «Будильник» Бодренков С. «Капитаны» Глушкова Н. «Снежинки» Глушкова Н. «Озорная балалайка» Шаинский В. «Антошка», Габичвадзе Р. «Мой пес» Казачок Л. «Хороший пес» Лепина А. «Я играю на пианино» Лядов А. «Петушок» Третий год обучения: Аренский А. «Расскажи,мотылек» Аренский А. «Птичка летает» Глушкова Н. «Первый снег» 10 Лядов А. «Зайчик» Лядов А. «Забавная» Островский А. «До,ре,ми,фа,соль…» Обухова Л. Русские народные песни: «Прилети к нам,куличок»,  «Перед весной», «Жаворонки», «Как у наших у ворот» Ботярова Е. «Песенка о Пони» Компанеец З. «Одуванчик» Рыбников А. «Песня папы Карло» Шаповаленко В. «Песенка цыплят» Фрид Г. «Колокольчики» Покрасс Дм. и Дан. «Три танкиста» Блантер М. «Катюша» Четвертый год обучения: Аренский А. «Комар один ,задумавшись…» Аренский А. «Там вдали,за рекой» Глинка М. «Ты,соловушка,умолкни» Глушкова Н. «В поселок прилетел мороз…» Кюи Ц. «Времена года» Шуман Р. «Совенок» Яковлев А. «Зимний вечер» Полонский С. Русская народная песня «Как в лесу, лесу­лесочке» Болгарская народная песня «Рак­бездельник» Немецкая народная песня «Музыканты» Французская народная песня «Ученая коза» Берлин А. «Колыбельная ежика» Бодренкова С. «Зима в лесу» Бодренкова С. «Ели» Герчик В. «Пушистый колобок» 11 Компанеец З. «Ручеек» Соснин С. «Солнечная капель» Якушенко И. «Про ежат» Новиков А. «Дороги» Эшпай А. «Москвичи» Пятый год обучения: Варламов А. Вокализы. Зейдлер Г. Вокализы. Аренский А. «Спи, дитя мое, усни» Гайдн Й. «Тихо дверцу в сад открой» Гендель Й. «Мы дружим с музыкой» Григ Э. «Заход солнца» Григ Э. «Лесная песня» Глушкова Н. «Колыбельная» Моцарт В. «Детские игры» Шуман Р. «Тихий вечер, синий вечер» Американская песня «Веселый мельник» Песня американских ковбоев «Родные просторы» Болгарская народная песня «Свищет вьюга» Э.Ди Капуа «О sole mio» Глушкова Н. Русская народная песня  «Перевоз Дуня держала» Гладков Г. «Песенка о зарядке» Ильин В. «Песенка о веселом часе» Савельев Б. «Если добрый ты…» Скорик М. «Почему же так получается?» Колмановский Э. «Алеша» Мокроусов Б. «Песенка фронтового шофера» 12 Шестой год обучения: Варламов А. Вокализы. Зейдлер Г. Вокализы. Русская народная песня обр.А.Барского «Лучинушка» Русская народная песня обр.А.Головашина «Как на этой на долинке» Русская народная песня обр.С.Прокофьева «На горе­то калина» Русская народная песня обр.Ан.Александрова «Ах ты,ноченька» Русская народная песня обр.С.Прокофьева «Сон» Русская народная песня обр.М.Кусс  «Пошла Млада за водой» Э.Ди Куртис «Сорренто» Э.Ди Куртис «Вернись в Сорренто» Целлер «Мартин Рудокоп» Каччини Дж. «Ave Maria» Гайдн Й. «Вот опять уходит лето» Моцарт В. «Светлый день» Борисов В. «Звезды на небе» Гурилев А. «Сарафанчик» Гурилев А. «Матушка, голубушка» Варламов А. «Красный сарафан» Варламов А. «Белеет парус одинокий» Глинка М. «В крови горит огонь желанья» Глинка М. «Признание» Дунаевский И. «Колыбельная» из к\ф «Цирк» Крылатов Е. «Лесной олень» Крылатов Е. «Ласточка» Молчанов К. «Вот солдаты идут» Окуджава Б. «Нам нужна одна победа» 13 Седьмой год обучения Варламов А. Вокализы.  Виардо П. Вокализы. Вокализы итальянских композиторов и учителей пения  XVII­XVIII  веков. Зейдлер Г. Вокализы. Русская народная песня обр.А.Зорина «Над полями да над чистыми» Русская народная песня обр.Городецкой «По небу по синему» Русская народная песня «Уж как пал туман» Русская народная песня обр.М.Коваля «Эх,Настасья» Русская народная песня обр.В.Калистратова «Озера» Русская народная песня «По сеничкам Дуняшенька гуляла» Боллати Дж. «Фиалка»                                Фальво Р. «Скажите, девушки» Гендель Г. «Dignare» Кальдара А. «Как солнца ясный луч…» Шуберт Ф. «Куда?» Ирадье С. «Голубка» Абаза А. «Утро туманное» Булахов П. «Солнце из тумана стало выходить» Листов Н. «Я помню вальса звук прелестный» Шереметьев Б. «Я вас любил» Глушкова Н. «Дождись…» Хренников Т. «Колыбельная Светланы» Новиков А. «Дороги» Соловьев­Седой В. «Баллада о солдате» Соловьев­Седой В. «Соловьи» Восьмой год обучения 14 Варламов А .Вокализы. Виардо П. Вокализы. Зейдлер Г. Вокализы. Вокализы итальянских композиторов и учителей пения XVII­XVIII  веков.  Русская народная песня обр.Красноглядовой В. «У зари­то, у  зореньки» Русская народная песня обр.Мосолова А. «Разлука» Русская народная песня обр.Гартевельда В. «Ванечка,приходи» Русская народная песня «Ах ты,душечка» Русская народная песня обр.Живцова А. «Что затуманилась,зоренька  ясная» Перголези Г. «Se tu m’ami…» Гендель Г. Речитатив и ария. Из оперы «Ринальдо» Глюк К. Ария Орфея. Из оперы «Орфей и Эвридика» Кальдара А. «Sebben,crudele» Моцарт В. Ария Бастьена. Из оперы «Бастьен и Бастьена» Шуберт Ф. «К музыке» Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний» Булахов П.  «Колокольчики мои» Варламов А. «Где ты,звездочка?» Варламов А. «На заре ты ее не буди» Варламов А «Что мне жить и тужить!..»                                                    Глинка М. «Я помню чудное мгновенье…» Глинка М. «Сомнение» Гречанинов А. «Острою секирой» Гурилев А.  «Право маменьке скажу!» Даргомыжский А. «Мне грустно» 15 Римский­Корсаков Н. Ария Снегурочки.( «С подружками по ягоду  ходить…) Из оперы «Снегурочка» Римский­ Корсаков Н. Третья песня Леля. Из оперы «Снегурочка» Римский­Корсаков Н. Колыбельная Волховы. Из оперы «Садко» Рубинштейн А. Ария Демона. Из оперы «Демон» Лоу Ф. «Я танцевать хочу». Из мюзикла «Моя прекрасная леди» Молчанов   Воспоминание Лизы (вокализ ). Из оперы «А зори здесь  тихие…» Мурадели В.. «Бухенвальдский набат» Новиков А. Ариозо матери. Из кантаты «Нам нужен мир» Пахмутова А. «Горячий снег» Примерные программы выступлений Младшие классы Абелян Л. «На велосипеде», «Прыгалка», «Песенка про хомячка» Аренский А.  «Мотылек» Бодренков С. «Капитаны», «Зима в лесу», «Ели Лепина А. «Я играю на пианино» Моцарт В. «Колыбельная песня» Брамс Й. «Домовой» Глинка М. «Ты, соловушка, умолкни» Островский А. «До, ре, ми, фа, соль…» Гайдн Й.  «Мы дружим с музыкой» Струве Г. «Что мы Родиной зовем?» Григ Э. «Заход солнца» Шуман Р. «Совенок» Старшие классы 16 Каччини Дж. «Аve Maria»   Моцарт В. «Светлый день»  Гайдн Й. «Вот опять уходит лето» Целлер «Мартин Рудокоп» Э Ди Куртис «Сорренто» Э Ди Куртис «Вернись в Сорренто» Э Ди Капуа «O Sole mio» Аренский А. «Спи,дитя мое,усни» Гурилев А. «Сарафанчик», «Право маменьке скажу» Варламов А. «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди», «Где  ты,звездочка?..», «На заре ты ее не буди» Булахов П. «Не пробуждай воспоминаний», «Колокольчики мои» Глинка М. «Я помню чудное  мгновенье», «Сомнение», «Жаворонок» Римский­Корсаков Н. Ария Снегурочки. Третья песня Леля . Из  оперы «Снегурочка» III. Требования к уровню подготовки обучающихся Результатом  освоения  программы  учебного  предмета  «Постановка  голоса»,  являются следующие  знания,  умения, навыки: знание начальных основ вокального искусства; знание профессиональной терминологии; умение   передавать   авторский   замысел   музыкального   произведения   с помощью органического сочетания слова и музыки; сформированные   практические   навыки   исполнения     произведений 17 отечественной и зарубежной музыки;  наличие   практических   навыков   исполнения   партий   в   составе   вокального ансамбля и хорового коллектива.  IV. Формы и методы контроля, система оценок 1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание    В программе   «Постановка голоса» используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.    Методы текущего контроля:    ­ оценка за работу в классе;    ­ текущая сдача партий;    ­ контрольный урок в конце каждой четверти. Исполнение учащимся  программы,  освоенной за четверть: вокальные упражнения, распевки, вокализы,  произведения.      Виды промежуточного контроля:    ­ переводной зачет по окончании учебного года . Исполнение учащимся  двух разнохарактерных произведений.   Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе  текущих занятий, их посещений, индивидуальной  проверки знаний  партий. При   оценке   учащегося   учитывается  также   его   участие   в   концертных выступлениях. Выступление учащегося на концерте, а так же участие в смотрах­ конкурсах, фестивалях могут быть засчитаны как контрольный урок или зачет. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им   уровень   подготовленности   каждого   ребенка,   прежде   всего,   анализирует динамику   усвоения   им   учебного   материала,   степень   его   прилежания,   всеми средствами стимулируя его интерес к учебе.  При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:  оценка годовой работы ученика;  оценка на зачете;  другие выступления ученика в течение учебного года. 18 2.Критерии оценок По   итогам   исполнения   программы   на   зачете,   академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе: Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») 2 («неудовлетворительно») «зачет» (без отметки) Таблица 4 Критерии оценивания выступления регулярное посещение уроков, отсутствие  пропусков без уважительных причин, знание  своей партии во всех произведениях,  участие в  концертах класса, ДШИ. регулярное посещение уроков, отсутствие  пропусков без уважительных причин, активная  работа в классе, сдача партии  при  недостаточной проработке трудных  технических фрагментов (вокально­ интонационная неточность), участие в  концертах класса. нерегулярное посещение уроков, пропуски без  уважительных причин, пассивная работа в  классе, незнание  наизусть некоторых партий . пропуски  занятий без уважительных причин,  неудовлетворительная сдача партий  всей  программы, недопуск к выступлению на зачете,  отчетном концерте. отражает достаточный уровень подготовки и  исполнения на данном этапе обучения,  соответствующий программным требованиям Согласно   ФГТ,   данная   система   оценки   качества   исполнения   является основной.   В   зависимости   от   сложившихся   традиций   того   или   иного образовательного   учреждения   и   с   учетом   целесообразности   оценка   качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «­», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды   оценочных   средств   призваны   обеспечивать   оценку   качества приобретенных   выпускниками   знаний,   умений   и   навыков,   а   также   степень готовности   учащихся   выпускного   класса   к   возможному   продолжению 19 профессионального   образования   в   области   музыкального   вокально­хорового искусства.  V. Методическое обеспечение учебного процесса 1. Методические рекомендации педагогическим работникам Задача   преподавателя   вокала   –   пробудить   у   детей   любовь   к   пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом музицировании. На   занятиях   должны   активно   использоваться   знания   нотной   грамоты   и навыки   сольфеджирования,   так   как   работа   по   нотам   помогает   учащимся воспринимать   музыкальные   произведения   сознательно,   значительно   ускоряет процесс разучивания. Пение по нотам необходимо  сочетать с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. На   протяжении   всех   лет   обучения   педагог   следит   за   формированием   и развитием   важнейших   вокально­хоровых   навыков   учащихся   (дыханием, звуковедением,   ансамблем,   строем,   дикцией),   постепенно   усложняя   задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей. Отбирая репертуар, педагог должен помнить о необходимости расширения музыкально­художественного   кругозора   детей,   о   том,   что     пение   –   мощное   нравственного средство   патриотического,   художественно­эстетического, воспитания   учащихся.   Произведения   русской   и   зарубежной   классики   должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров. Особое   значение   имеет   работа   над   словом,   музыкальной   и   поэтической фразой,   формой   всего   произведения,   над   умением   почувствовать   и   выделить кульминационные моменты как всего произведения, так и отдельных его частей. Постепенно,   с   накоплением   опыта     исполнения,   овладением   вокально­ хоровыми   навыками,   репертуар   дополняется.   Наряду   с   куплетной   формой учащиеся   знакомятся   с   многообразными   жанрами   вокальной   музыки.   Краткие 20 пояснительные беседы к отдельным произведениям используются преподавателем вокала   для   выявления   своеобразия   стилей   отдельных   композиторов, музыкального   языка   различных   эпох.   Такие   беседы   способствуют   обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.  Для учащихся   хорового класса «Постановка голоса» является одним из обязательных   предметов,   способствующих   формированию   вокально­хоровых навыков, успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива. Развитие,   формирование,   выработка   у   обучаемых   полного   комплекса показателей   академического   певческого   голосообразования   является   одной   из задачей в обучении академическому пению. Весь   процесс   выработки   вокальных   навыков   представляет   тонкий   отбор наиболее   целесообразных   для   каждого   определённого   случая   приёмов исполнения. Сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также головы  и рук  при пении, глубокий вдох  без поднимания  плеч  и  постепенный экономный   выдох,   свободное   открывание   рта,   одновременное   начало   пения, протяженность звучания. В   дальнейшей   работе   эти   навыки   совершенствуются   –   выработка нижнереберно­диафрагматического   дыхания;   работа   над   правильностью   звука, расширением   диапазона,     красотой   тембра,   гибкостью,   подвижностью   голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой. Далее мы строим вокальное обучение по методике М. Глинки и А. Варламова – от примарных тонов среднего регистра, на звуках, не требующих усилия. Специальные   упражнения  и   попевки   подбираются   соответственно  уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например,   предлагая   упражнения   на   кантилену,   мы   сознательно   упрощаем прочие элементы музыкальной выразительности, подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком. Или подбор упражнений для работы над дикцией в упражнениях подвижного темпа. Почти отсутствие 21 мелодического рисунка. Текст в упражнениях выбирается с применением слогов, состоящих   из   различных   сочетаний   гласных   и   согласных,   ибо   согласный   звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности гласного.  Первым   условием   в   работе   над   вокальными   упражнениями   является воспитание сознательного отношения учащихся к тем учебным задачам, которые ставятся в процессе занятий. Вторым условием системы упражнений является принцип: «от простого – к более сложному». Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению этого   умения,   к   постепенному   приобретению   навыка.   Новая   песня,   новое упражнение,   новая   задача   при   повторении   известного   материала   –   это содействует поддержанию активности, интереса в процессе работы. Третье условие – охват целого комплекса заданий, их разнообразие. Четвертое   условие   системы   вокальных   упражнений   заключается   в необходимости регулярной и последовательной работы. Нерегулярность занятий, большой   временный   разрыв   между   ними   ведут   к   потере   навыков.   Хороший результат   дает   специальный   подбор   упражнений   в   виде   попевок   из   народных песен, из произведений классиков, песен современных композиторов. Весь музыкальный материал, используемый в качестве упражнений, можно разделить на два вида: 1. Специальные   упражнения.   Они   строятся   в   соответствии   с   уровнем певческого развития детей и степенью их овладения вокальноыми навыками по принципу:   от   простого   –   к   сложному.   Система   их   способствует   выработке певческих навыков, помогает сознательно фиксировать внимание на той или иной конкретной   задаче.   Данные   упражнения   используются   также   для   настройки голосового аппарата на каждом занятии по постановке голоса  2. Упражнения на разучиваемом репертуаре, которые  помогают преодолеть конкретные   трудности   в   той   или   иной   песне.   В   отличие   от   специальных, упражнения этого вида не могут быть так же систематизированы, но они строятся на определенной принципиальной основе. 22 Известно, что песенный репертуар подбирается соответственно певческому развитию детей. Вместе с тем встречаются песни, в которых имеются отдельные трудности, свойственные лишь данной песне. Освоению и закреплению отдельных сложных элементов песни и способствуют такие упражнения. Выработанные   вокальные   умения   и   навыки   являются   необходимым средством   передачи   образного   содержания   произведения   и   прямо   влияют   на качество и выразительность исполнения. А.Е.   Варламов   писал:   «Пение   требует   особенных   занятий   и   образования, потому что в естественном состоянии сия способность мало имеет приятности, и только   от   подражания   и   частых   упражнений   она   улучшается,   а   искусство   и методическое изучение ее совершенствуют». Формирование вокальных навыков, призванных обеспечить художественный образ – систематизирующий стержень музыкального воспитания. Задача   методики   вокально­хорового   воспитания   состоит   в   том,   чтобы учащиеся и учитель осуществляли поиск способов совместной деятельности как осмысленной   необходимости   проникновения   в   художественный   образ,   и   его создания в собственной творческой интерпретации. Тогда   способы   и   приёмы   вокального   обучения   и   исполнительской интерпретации,   переосмысленные   и   осознанные   учащимися,   займут   место средства постижения конкретного музыкального произведения. И тогда удастся преодолеть   столь   часто   встречающуюся   декларативность   целей   музыкального образования   в   целом,   и   вокального   воспитания   в   частности.   Мы   не   должны забывать об основных принципах методики развивающего обучения, ведь развитие вокальных   навыков   ориентировано, всестороннего развития личности каждого ребенка.   прежде   всего,   на   осуществление Методы   вокального  воспитания   школьников   опираются   лишь   частично   на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и прежде всего, возрастную. Педагог встречается с еще не сложившимся аппаратом и психикой, а 23 интенсивно   растущим   и   развивающимся   организмом   молодого   человека,   с  его изменяющимися возможностями. 1. У   детей   младшего   школьного   возраста   сила   голоса   невелика, индивидуальные тембры почти   не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко   выходящий   за   пределы   октавы.     Это   обстоятельство   привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность   и   то   внимание,   с   которыми   нужно   подходить   к   работе   по постепенному   расширению   диапазона   звучания.   Голосовой   аппарат   в   этом возрасте  может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции   охраны   голоса   целесообразно   использовать   фальцет   и   легкий   микст. Этому голосообразованию соответствует легкое серебристое, преимущественно головное,   звучание.   Работу   по   организации   звука   целесообразно   строить   на игровой основе. Если   произведение   написано   в   удобной   тесситуре,   детский   голос   звучит естественно, петь тогда легко и приятно. Неразвитый диапазон голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности. 2. Голоса   детей   11­13   лет   становятся   более   сильными,   несколько расширяется диапазон, ярче проявляются различия в тембровой окраске.   Этот возрастной   период   справедливо   считают   временем   расцвета   детского   голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально­образного мышления. 3. Необходимо   учитывать   периоды   ростовых   сдвигов   у   детей   и подростков.   Это   6­8   и   13­15   лет,   когда   часто   могут   проявляться   состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности. 4. Следующий период развития детского голоса – мутация. Учащиеся этого периода, в возрасте 13­16 лет требуют особенно бережного отношения. Например, в части дозировки пения, так как их голосовой аппарат 24 особенно чувствителен к перегрузке, он претерпевает существенные изменения. Основной характер голоса, как правило, не меняется, однако в звучании может появиться   осиплость   и   хрипы.   В   редких   случаях   на   короткое   время   может наступить потеря голоса. В   конечной   фазе   мутации   у   девочек   появляется   яркое   звучание, увеличивается   диапазон   голоса,   его   гибкость,   тем   не   менее   с   голосом   надо работать   осторожно,   поскольку   взрослое   звучание   еще   не   сформировалось, аппарат   продолжает   развиваться,   а   потому   выросшие   вокальные   возможности нельзя переоценивать. Следует   избегать   форсированного   пения,   а   также   употребления   твердой атаки, как  постоянного  приема  звукообразования. Наиболее  целесообразным  с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука. 5. Известна и проблема мальчиков.  В возрасте 8­11 лет многие из них с увеличением могут заниматься пением. Но в 12­14 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особенных случаев, можно не прекращать. Однако ограничения и особая осторожность совершенно необходимы. Щадящая методика   включает   специальные   упражнения,   распевки   и   репертуар,   особое внимание к состоянию голоса и психологическому состоянию самого учащегося, связанному с новыми для него непривычными ощущениями. Начинать   впервые   заниматься   пением   в   мутационный   период нецелесообразно. С   15­17   лет   происходит   стабилизация   юношеского   голоса.   Исчезают болезненные   явления,   связанные   с   перестройкой   аппарата,   постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса. На   первых   уроках   необходимо   внимательно   и   подробно   изучить   природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и 25 дефекты   пения   (сип,   гнусавость,   крикливость,   заглубленность   звука,   вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.). Значительная   часть   детей,   начинающих   обучение   пению,   уже   является   в полнее развитыми недостатками голоса, искаженными ощущениями.   На таких учащихся   необходимо   сразу   же   обратить   внимание,   так   как   всякая   плохая привычка,   чем   больше   запущена,   тем   более   стойкий   характер   она   принимает. Исправление   недостатков   голоса   –   нелегкий   период   воспитания,   требующий деликатности, терпения и кропотливого труда педагога и самого учащегося. Затем,   от   урока   к   уроку,   в   процессе   музыкальных   занятий   и   общения, необходимо выявить особенности психики, уровень  интеллектуального развития и воспитания учащегося. Только тогда можно наиболее верно и точно поставить учебные задачи и подобрать репертуар. Этот процесс должен начаться как можно раньше,   уже   с   первой   встречи   с  учеником,  и   продолжаться   до   тех   пор,   пока существует связь с педагогом. Педагог, не ставящий перед собой подобной задачи, неизбежно приходит к консерватизму   и   в   дальнейшем   сталкивается   с   расхождением   между   учебной практикой, природой певца и результатами его исполнительской деятельности. Методические рекомендации к составлению индивидуального учебного плана. Концертные выступления.                                                                                                                          2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы 26 Объем   самостоятельной   работы   учащихся   определяется   с   учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика. . Выполнение   обучающимся   домашнего   задания   должно   контролироваться преподавателем   и   обеспечиваться     нотными   изданиями,   хрестоматиями, клавирами, в соответствии с программными требованиями по данному предмету. VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы 1. Список  рекомендуемых нотных сборников Абелян Л. «Песни, игры, шутки для моей малютки», М.,2004 Варламов А. «Полная школа пения», Музгиз, М.,1953 Васильева Т.,Павлова В. «Русская природа», Ленинград,1974 Виардо П. «Упражнения для женского голоса», М.,1994 Вдовиченко О. «Весенняя капель», Новосибирск,2010   «Вокализы   итальянских   композиторов   и   учителей   пения  XVII­XVIII веков»,изд. «Композитор»,Санкт­Пет.,2010 Городецкая М. «Русские песни», М.,1995 Глинка М. «Избранные романсы», М.,1990 Глушкова Н. «Детские песни»,Магнитогорск,2003 Давыдова   А.,Дианова   Л. западноевропейских композиторов XVI­XX в.»,М.,2006   «Хрестоматия   вокальной   музыки Давыдова   А.,Дианова   Л.   «Хрестоматия   вокальной   музыки   русских композиторов XVI­XX в.в.»,М.,2006 Зейдлер Г. «Искусство пения» Часть1 Иллюкевич Н. «Вокальный репертуар для среднего и низкого голосов» ч.1 27 Иллюкевич Н. «Вокальный репертуар для среднего и низкого голосов» ч.2 Казачок Л. «Хорошо вдвоем», Санкт­Пет.,2003  «Кем мы станем» изд. «Музыка», М.,1982 Крупа­Шушарина С. «Небесная свирель», Новосибирск,2006 Кудряшов А. «Песни для детей», Ростов­на­Дону,2006 Луковников А. «Друзья­однополчане», Краснодар,2003  «Неаполитанские песни»,изд. «Композитор»,Санкт­Пет.,2010 Новиков А. «Ничто не забыто­никто не забыт», М.,1995  «Пой песню,пой!»№1,2,М.,2003 Обухова К. «Русская народная песня для детей»,Санкт­Пет.,2012 Прохорова Н. «Русские романсы. Х1Х век», Санкт­Пет.,2010 Попов В.,Халабузарь П. «Хоровой класс», М.,1988 Радынова О. «Колыбельные русских и зарубежных композиторов»,М.,2000 Сергеева Г. «Музыка в школе», М.,2000 Чернышов А. «Крохотульки», Ростов­на­Дону,2011  «Добрые песни»,сост.Поддубный С.,Санкт­Пет.,2010   2. Список рекомендуемой методической литературы 1. Добровольская Н. Вокально­хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987 2. Варламов А. «Полная школа пения» Музгиз, М.,1953 3. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг»,Санкт­Пет.,2000 4. Круглова 5. Круглова 6. Морозов Л. «Школа классического вокала», Санкт­Пет.,2008 7. Михайлова   М.   Развитие   музыкальных   способностей   детей.   –   Ярославль, «Академия развития», 1997 8. Самарин В., Осеннева М., Уколова Л. Методика работы с детским вокально­ хоровым коллективом. – М.: Academia, 1999 28 9. Теория и методика музыкального образования детей: Научно­методическое пособие/ Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. – М., 1998 10. Халабузарь   П.,   Попов   В.   Теория   и   методика   музыкального   воспитания.   – Санкт­Петербург, 2000 11. Халабузарь   П.,   Попов   В.,   Добровольская   Н.   Методика   музыкального воспитания. Учебное пособие. М.,1990 12. Ярославцева Л. «Зарубежные вокальные школы», М.:РАМ им. Гнесиных,1997 29

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Постановка голоса».

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства  по учебному предмету «Постановка голоса».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018
Посмотрите также: