Процесс освоения импровизации на любом инструменте долг и тернист. Даже опытному педагогу никогда не соприкосавешмуся с этой темой, достаточно трудно, ясно сформулировать хотя бы основные базовые принципы основ импровизации. Этому аспекту и посвящен данный доклад, надеюсь будет полезен всем интересующимся этой темой.
Мелодическая структура языка джазовой
(Необходимый минимум средств мелодической
импровиации.
выразительности.)
Что же это за импровизация такая …?
Сыграю ка я, что нибудь для души.
Из к/ф «Мы из джаза»
Не редко в педагогической практике приходится заниматься так
скажем «досочинительством», это обусловлено необходимостью
создания удобной редакции или аранжировки для конкретной задачи.
Что требует определенных навыков в сочинении мелодии на
конкретную гармоническую структуру. И как правило редактуре
подвергается музыка не классическая, поскольку она достаточно
канонична. А вот всевозможные эстрадные пьесы, и обработки
джазовых стандартов достаточно пластичны в своей мелодической
вариативности.
Бытует мнение, что импровизация или (способность сочинять
мелодическую линию) умение врожденное, и встречается лишь у
гениальных людей, от части это утверждение можно назвать верным.
Однако как же быть с армией джазовых музыкантов, они все
гениальны? Конечно же нет. Существует технология, благодаря
которой шаг за шагом можно продвигаться к ясному выражениюмузыкальной мысли без помощи заранее прописанной и сочиненной
мелодии .
Описанный тут подход и метод не является единственно верным, и
собственно самым важным аспектом обучения импровизации, но дает
важный ключ к пониманию тональной и мелодической организации
эстрадной музыки, поскольку является самым простым вариантом
мелодической трактовки представленных ниже последовательностей.
Изложенное не несет всеобъемлющую цель обучению искусству
джазовой импровизации, и не представляет собственно эту технологию
полностью.
Это нечо вроде справочника для желающих попробовать свои силы в
искусстве импровизации, или нуждается в теоретических познаниях в
области элементарной мелодической композиции эстрадной музыки.
Отдельно хочется сказать что анализ будет проводиться
исключительно в буквенно цифровых обозначениях аккордов,
предполагается, что это должно быть известно обучаемому заранее, о
чем я говорил в своем прошлом докладе, как раз о структуре
аккордовых обозначений. Без этих знаний не возможно себе
представить знакомство с языком джаза и способностью создавать
мелодические линии в нем.
Изложенные ниже последовательности, являются наиболее часто
встречающимися соединениями в гармоническом каркасе джазовых
произведений.
Данная статья не ставит цель детального теоретического
исследования, поэтому нагромождения теории будут сознательно
опущены. Главная задача показать, что именно нужно использовать
при обыгрывании типового оборота в гармонии произведения.Для простоты восприятия мелодический язык будет намеренно
упрощен, и представлять собой лишь 2 звукоряда известных очень
широко.
1) Мажорная гамма ( тон, тон, п\тон, тон, тон, тон, п\тон )
2) Минорная пентатоника ( 1.5тона, тон, тон, 1.5 тона, тон )
Ниже будут представлены мажорные и минорные версии
гармонических оборотов на II V I ступени, с изложением гамм при
помощи которых можно будет достаточно компетентно составить
мелодическую линию на эти последовательности.
Отдельно следует сказать о структуре мелодических фигураций на
основе представленных ладов. (кроме пентатоники)
Наиболее оптимальным на начальном этапе является:
1) Постепенное проигрывание звукоряда вниз и вверх в пределах
одной октавы, различными длительностями.
2) Секвенция с терцовым шагом в пределах звукоряда.
3) Арпеджио трезвучий и септаккордов от каждой ступени звукоряда.Теперь самое время опробовать это на практике.
Для примера возьмем гармонию первых 8 тактов очень известного
джазового стандарта Autumn Leaves .Небольшое отступление
: пусть вас не смущает 4 такт, так как он
входит в структуру
B ь мажорного звукоряда, являясь большим
мажорным септаккордом
IV
ступени.
ВАРИАНТ №1
Использование на все 8 тактов только гаммы Bь мажора.
ВАРИАНТ № 2
Использование только Пентатоники g moll (соль, си бемоль, до, ре,
фа.)
ВАРИАНТ № 3
Первые 4 такта гамма Bь мажора, с 5 по 8 такт пентатоника g moll.
Так же возможны и другие комбинации, но этого вполне достаточно
для того, что бы попробовать свои силы в сочинении импровизаций.
Изложенные в этой статье, очень простые, наверняка многим
известные приемы простейшего подхода к мелодическому обыгрыванию
последовательностей 2 5 1, дают четкое начальное представление о
том как у строен сложный мир джазовой импровизации, и возможно это
поможет сделать вам первые шаги в этом нелегком искусстве.