Методическая работа на тему: " Импровизация и композиция как метод творческого развития"
Оценка 4.9

Методическая работа на тему: " Импровизация и композиция как метод творческого развития"

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
искусство
7 кл—11 кл +1
01.12.2024
Методическая работа на тему: " Импровизация и композиция как метод творческого развития"
Импровизация - это творческий акт одновременного сочинения и исполнения произведения, в котором носителем содержания является сам процесс.
Импровизация и композиция как метод творческого развития.docx

 

Методическая работа
ИРИНА КОЧЕРГИНА

2024

 Импровизация и композиция как метод творческого развития

Импровизация - это творческий акт одновременного сочинения и исполнения произведения, в котором носителем содержания является сам процесс. Этимология этого термина связана с латинским прилагательным iraprovisus - непредвиденный, неожиданный, неподготовленный. В свою очередь composito- сочинение.

Импровизация занимает большое место в народном музыкальном творчестве: народные певцы и инструменталисты обычно сочиняют, развивают и украшают напевы в процессе исполнения. Импровизация играла также важную роль в концертной практике до конца XVIII в. Современные исполнители редко выступают с импровизацией (исключение, разумеется, представляет джаз), но она сохраняется как творческий метод у многих композиторов во время зарождения и созревания замыслов их произведений (1, 62).

Импровизация как особый вид творческого процесса присутствует не только во всех видах искусства, но и в политике, и в спорте и т.д. Психологи считают, что существует импровизация ума и ее продукт-остроумие. Импровизация лежит в основе человеческого общения и более свойственна человеку, чем деятельность по заранее отработанной программе. Тем не менее, творческая импровизация подразумевающая создание того или иного художественного образа, предполагает обязательную профессиональную подготовку, в основе которой лежит овладение необходимыми знаниями, умениями и навыками.

На обучение импровизации существуют разные точки зрения. Приверженцы одной утверждают, что этому невозможно научить: кому дано, тот будет импровизировать и сочинять сам, а кому не дано, тот - как ни старайся, как его ни обучай - не сможет сочинять и импровизировать. Другие, хотя и не столь категоричны, но все же считают: если и можно научить, то только наиболее одаренных.

Люди никогда не были и никогда не будут равными по степени дарования. Однако из этого не следует, что творчество доступно только избранным. Оно доступно всем, ибо все психически здоровые дети от рождения обладают универсальными задатками, позволяющими заниматься любой творческой деятельностью (3, 3). Эта мысль Т.И.Шатковского близка мне, хотя и кажется небесспорной.

Т.И. Шатковский высказывается и относительно музыкальных способностей: «ни один ребенок не рождается с готовыми музыкальными способностями - последние появляются только после рождения ребенка, только в музыкальной атмосфере и только в процессе музыкальной деятельности (пения, слушания, игры на инструменте и т.д.). Итак, чтобы сформировать, скажем, способности к импровизации и композиции, надо заниматься импровизацией и композицией...» (3, 4).

Действительно, только в деятельности формируются и развиваются умения, навыки и развиваются способности человека. Хотя нельзя не учитывать то, что задатки у разных людей генетически обусловлены и соответственно различны.

Но даже если подходить к проблемам воспитания только с узкопрофессиональной – музыкальной точки зрения, то и тогда придется признать необходимость импровизации для всех музыкантов: одна из актуальнейших задач музыкальной педагогики была и есть - воспитание музыканта-художника. И импровизация здесь, опять-таки, ничем не заменима.

Импровизация господствовала в музыке десятки веков, являясь основой фольклора: музыкант соединял в одном лице композитора, исполнителя, а нередко — и слушателя. Импровизационные принципы, казалось бы, прочно вошли и в музыкальную педагогику: несколько столетий тому назад обучение профессиональных музыкантов было рассчитано на подготовку импровизаторов.

К концу XIX века искусство импровизации угасло, а в музыкальной педагогике упрочились принципы раздельной подготовки композиторов и исполнителей.

В начале XX века импровизация, как вид концертной деятельности, возродилась в джазе. С течением времени, когда появилась потребность в обучении джазовых музыкантов, музыкальная педагогика стала возвращаться к импровизации, причем не только в джазе. Но важнейшие первые шаги в этом направлении были предприняты именно джазовыми музыкантами.

Импровизация является именно тем родом музыкальной деятельности, который наиболее продуктивен и наиболее совместим с ограниченным бюджетом времени музыканта-любителя. Не забудем, что для любителя умение импровизировать — единственный способ, гарантирующий ему умение изъясняться на языке музыкальных звуков в течение всей жизни.

Именно такая подготовка, причем массовая, дала бы возможность формировать компетентную аудиторию, способную и усваивать достижения профессионалов, и взыскательно их оценивать, и осваивать их в доступной мере в личной творческой деятельности. Так считает Ю.Козырев  (2, 255).

“Функции исполнителя постепенно свелись исключительно к творческой интерпретации текста произведения, к его "озвучиванию". Без сомнения, искусство интерпретации является высочайшим достижением музыкального мастерства, по-своему передающего талант и творческую индивидуальность исполнителя. Но современный музыкант может выглядеть гораздо богаче, если вернуть ему некогда утраченную способность и сочинять и исполнять музыку в единовременности, то есть импровизировать” – пишет С.М. Мальцев.

Обучение импровизации любителей влечет за собой необходимость пересмотра некоторых принципов обучения и в профессиональных музыкальных учебных заведениях. Разве не парадоксально, что выпускник музыкального училища или вуза не может самостоятельно подобрать аккомпанемент к простой песне, не может придумать и тут же сыграть к ней вступление или простейшую интерлюдию? Разве не парадоксально, что в системе высокопрофессионального академического образования, которым мы по праву гордимся, мало кто умеет без подготовки сымпровизировать хотя бы маленькую пьесу в классическо-романтическом или в современном стиле? А ведь в профессиональном импровизационном жанре — в джазе — это делают (в соответствующем стиле, разумеется) буквально все! (2, 255-256).

Обыденным явлением выглядит также импровизация (соло или в ансамбле) в фольклоре и в народном профессиональном искусстве устной традиции.

Специально подчеркнем, что обучение импровизационной игре не противостоит, разумеется, изучению и исполнению классической и современной музыки, записанной нотами, — скорее наоборот: владение импровизацией, на наш взгляд, есть необходимый компонент культуры профессионального музыканта, дающий возможность наиболее совершенно, быстро и естественно воспринять, усвоить и воспроизвести «от своего имени» творения композиторов прошлого.

Совершенно очевидно, что разработка современных способов подготовки импровизатора должна опираться на весь богатый опыт музыкальной педагогики прошлого. Практика уже показала, что эффективная подготовка импровизатора воссоздает методы обучения, основы которых были заложены еще во времена Баха. Эти методы, по-видимому, являются универсальными, во всяком случае — в рамках нашей культуры, и применение этих методов в учебном процессе при подготовке музыкантов любого типа является сейчас одной из важных задач. По крайней мере, именно такой вывод напрашивается при ознакомлении с учебными материалами по подготовке джазовых импровизаторов, а эти материалы являются в настоящее время, по нашему мнению, наиболее разработанными и наиболее полными, по сравнению с результатами усилий в этом направлении в других областях современной музыкальной культуры.

Некогда утраченная в педагогике установка на подготовку музыканта с универсальным подбором творческих навыков (исполнительских, композиторских, теоретических) сегодня требует своего воссоздания, начиная с ранних ступеней обучения музыке, причем такая направленность должна отличать не только систему специализированной подготовки музыкантов-профессионалов, но и определять стилистику работы в обычных ДМШ и ДШИ: будущий любитель-музыкант должен раскрывать искусство звуков в его многообразии через внутреннее творческое самораскрытие.

И здесь, наряду с другими формами творчества, импровизации должно отводиться важное место - и как методу практического (за инструментом) изучения теории музыки, и как способу развития творческих (композиторских) навыков ученика, и как эффективному пути развития исполнительских качеств юного музыканта.

Обучение импровизации, как известно, предполагает развитие слухо-зрительно-динамического стереотипа, то есть умения грамотно и мгновенно воплощать музыкальное фантазирование в реальные звуки. Именно такая подготовка дает столь же прочное умение играть, как умение читать, писать и считать (2, 254).

Курс импровизации в ДМШ и ДШИ при всей комплексности задач, конечно, не может решить всех проблем формирования творческой личности. Вместе с тем следует отметить несколько самых важных сторон ведения курса, без которых занятия постепенно могут потерять свою эффективность.

На первое место здесь хочется поставить аспект не чисто музыкальный, а психоэмоциональный. Большая часть проблем, возникающих на уроках импровизации, находится именно в этой сфере. Для успешного ведения курса необходимо наличие двух условий - желания и воли (как для ученика, так и в особенности для педагога). Если в плане "желания" на первых порах проблем не бывает (велико искушение научиться и научить импровизации), то в отношении воли (в плане преодоления возникающих сложностей) может наблюдаться известный дефицит.

Главным условием в проведении уроков импровизации, как формы спонтанного творческого самовыражения ученика, является наличие психологического комфорта. Особенно это необходимо с "зажатыми" детьми, имеющими весьма скудный запас выражаемых эмоций. Нередко "зажатость" может быть вызвана боязнью инструмента или школярско-фельдфебельскими первыми уроками по специальности. Кстати, наиболее эффективным представляется путь, когда и специальность и импровизация ведутся одним педагогом. При этом становится возможным определенный параллелизм в координации двух предметов. Более того, импровизация затрагивает вопросы "введения в музыкальную грамоту", которые неизбежно решает на своих уроках именно педагог по специальности.

В ходе нашего исследования был проанализирован круг музыкально-педагогических источников по проблеме импровизации (С.М.Мальцев, К.Н.Гринштейн, В. Подвала, Т.И. Шатковский, Л. Баренбойм, И. Исакова, Т.В. Лонтева), собственный творческий опыт, опыт педагогов музыкальных школ, занимающихся импровизацией с детьми. На основе произведенного анализа были обобщены и систематизированы методы и приемы обучения импровизации в сочетании с приемами композиции, представляющие неразрывный синтез творческого процесса импровизационного музицирования.

 

 

 

Список литературы

1.Булучевский Ю., Фомин В. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Вып. 2 - Л.: Музыка, 1972.

2.Козырев Ю. Импровизация – путь к музыке для всех// Музыкальное воспитание в СССР. Вып.2 - М., 1984.

3.Цыпин Г.М. Развитие учащегося- музыканта в процессе обучения игре на фортепиано. М., 1975.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Методическая работа на тему: " Импровизация и композиция как метод творческого развития"

Методическая работа на тему: " Импровизация и композиция как метод творческого развития"

Импровизация и композиция как метод творческого развития

Импровизация и композиция как метод творческого развития

Люди никогда не были и никогда не будут равными по степени дарования

Люди никогда не были и никогда не будут равными по степени дарования

К концу XIX века искусство импровизации угасло, а в музыкальной педагогике упрочились принципы раздельной подготовки композиторов и исполнителей

К концу XIX века искусство импровизации угасло, а в музыкальной педагогике упрочились принципы раздельной подготовки композиторов и исполнителей

А ведь в профессиональном импровизационном жанре — в джазе — это делают (в соответствующем стиле, разумеется) буквально все! (2, 255-256)

А ведь в профессиональном импровизационном жанре — в джазе — это делают (в соответствующем стиле, разумеется) буквально все! (2, 255-256)

ДМШ и ДШИ: будущий любитель-музыкант должен раскрывать искусство звуков в его многообразии через внутреннее творческое самораскрытие

ДМШ и ДШИ: будущий любитель-музыкант должен раскрывать искусство звуков в его многообразии через внутреннее творческое самораскрытие

Нередко "зажатость" может быть вызвана боязнью инструмента или школярско-фельдфебельскими первыми уроками по специальности

Нередко "зажатость" может быть вызвана боязнью инструмента или школярско-фельдфебельскими первыми уроками по специальности

Методическая работа на тему: " Импровизация и композиция как метод творческого развития"

Методическая работа на тему: " Импровизация и композиция как метод творческого развития"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2024