Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Оценка 5
Образовательные программы
doc
музыка +1
Взрослым
06.10.2018
Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет
1. Направленность: дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства. 2. Вид программы: модифицированная (адаптированная) на основе многолетнего педагогического опыта. 3. Цель программы: общее музыкальное развитие через овладение вокально-техническими навыками, совершенствование вокальной исполнительской техники, развитие музыкального кругозора, эстетического вкуса, творческих способностей ребенка; воспитание общей культуры. 4. Задачи:. Образовательные: - максимально возможное развитие музыкальных способностей и технических навыков исполнительства, формирование художественно-эстетических вкусов, навыков чтения нот с листа, пение в ансамбле. - формирование, выработка у обучающихся полного комплекса показателей академического певческого голосообразования Развивающие:
Сольное пение 7 лет..doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                            «ЛОКОСОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  (МБОУ ДО «ЛОКОСОВСКАЯ ДШИ») Принято Педагогическим советом МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» Утверждаю: Директор МБОУ ДО «Локосовская ДШИ» _______________ Шевченко А.В. Протокол №____ от «______»  Дата утверждения: ______________ _________  Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ для учащихся с 7 ­ 17 лет срок освоения – 7 лет Составитель: Лисевич Г.В., заслуженный деятель культуры  Ханты­Мансийского Автономного  Округа­Югра, преподаватель высшей квалификационной категории с.Локосово, 2018 г. СОДЕРЖАНИЕ: № Наименование раздела: I. Пояснительная записка II. Содержание учебного предмета III. Требования к уровню подготовки обучающихся IV. Формы и методы контроля V. Методическая записка VI. Список рекомендуемой  методической литературы                      Страница: 3 6 16 17 18 26 2 I. Пояснительная записка 1. Направленность:   дополнительная   общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства. 2. Вид   программы:   модифицированная   (адаптированная)   на   основе многолетнего педагогического опыта. 3. Цель программы: общее музыкальное развитие через овладение  вокально­техническими   навыками,   совершенствование   вокальной   развитие   музыкального   кругозора, исполнительской   техники, эстетического   вкуса,   творческих   способностей   ребенка;   воспитание общей культуры. 4. Задачи:. Образовательные:  ­   максимально   возможное   развитие   музыкальных   способностей   и   технических навыков исполнительства, формирование художественно­ эстетических вкусов, навыков чтения нот с листа, пение в ансамбле. ­   формирование,   показателей академического певческого голосообразования Развивающие:   выработка   у   обучающихся   полного   комплекса      ­ развивать навыки самостоятельного творчества и музицирования,  умение анализировать исполнение репертуара. Разбираться в качестве своего звука. Поиск   новых   познавательных   ориентиров   (творческая   деятельность, самообразование). Приобретение навыков публичного выступления. Воспитательные: ­   Повышение   уровня   общей   культуры,   создание   базы   для   развития творческого мышления, активности  и свободы коммуникаций. 5. Отличительные особенности программы:   воспитание   музыкально­образного   мышления,  так   как   усвоение   многих элементов вокальной техники напрямую связано с музыкально­образным 3 строем тех произведений, над которыми идет работа, включая вокализы и вокальные   упражнения   (распевки).   Развитие   навыков   углубленной самостоятельной   работы   с   нотами   и   литературными   текстами произведений,   постоянное   совершенствование   исполнительских   навыков, подготовка концертных выступлений.  6. Особенности набора учащихся для обучения сольному пению:  на обучение по специальности «Сольное пение» принимаются дети 6­9 лет,  обладающие необходимыми вокальными и музыкальными данными, имеющие   здоровый   голосовой   аппарат,   достаточное   физическое развитие   и   устойчивую   психику,   проявляющие   интерес   к   избранной специальности. 7. Возраст учащихся:   программа   рассчитана   на   обучение   в   течение   7   лет   (параллельно   с общеобразовательной школой). 8. Срок реализации программы:  7 лет.     9. Формы работы:  индивидуальный урок, репетиции, концерты, конкурсные выступления. Домашние задания, промежуточная аттестация. 10. Режим занятий:   продолжительность   урока 35  минут   в  1­4  классах,   5­7  классы  ­  40 минут. Объем   учебного   времени,   предусмотренный   учебным   планом   на реализацию «Инструментальное/вокальное предмета     4 музицирование.   Академический   вокал»   Сольное   пение.   Срок обучения 7 лет. Виды учебной нагрузки Срок обучения /класс 7 лет обучения (1­7 классы)     Максимальная   учебная нагрузка   (на   весь период обучения) Количество   часов   на аудиторные занятия количество Общее часов   на   аудиторные занятия Общее часов самостоятельную работу Количество   часов   на аудиторные   занятия   (в неделю) Количество   часов   на самостоятельную работу (в неделю) количество   на 680 34 x 2 34x 2 34 x 2 34 x 2 34 x 2 34 x 2 34x 2 476 204 2 1 2 1 2 1 2 1 2 2 0.5 0.5 2 1 11. Структура программы:   постепенное   (спиральное)   расширение   и   существенное   углубление знаний, развитие умений и навыков учащихся, более глубокое усвоение материала путем последовательного прохождения по годам обучения с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, а так же с дифференциацией по направлениям.   12. Информационно­методическое обеспечение учебного предмета: 1. Сборники вокальных призведений. 2. Методическая литература. 3. Аудио­, видеоматериалы. 13. Материально­техническое обеспечение учебного процесса: фортепиано, магнитофон, компьютер, зеркальная стена, аудиоаппаратура, микшерский пульт, микрофоны. II. Содержание учебного предмета Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение 5 «Инструментальное/вокальное   музицирование. учебного   предмета. Сольное пение» Срок обучения 7 лет. Годовые требования по классам. 1­й класс. В   продолжение   первого   года   обучения   учащиеся   должны   приобрести следующие навыки : ­ правильно применять певческую установку и пользоваться певческим дыханием; ­ уметь собраться и сосредоточиться на процессе пения; ­   правильно   и   естественно   формировать   гласные   звуки   и   слоговые сочетания; ­ использовать активную артикуляцию, следить за чистотой интонации и не допускать форсирования звука; ­ петь простые мелодии legato в медленном и среднем темпах; ­ различать наиболее явные и грубые недостатки певческого звука, как например, крикливость, гнусавость, сиплость, вялость.  В течение учебного года следует проработать с учащимися: ­ группу простых упражнений с постановкой задач; ­ 3­4 простые песни, возможно, на основе игрового сюжета; ­ 2­3 народные песни в удобной тональности с ограниченным диапазоном. В конце   года   учащийся   проходит   контрольное   прослушивание,   на   котором исполняет   2   произведения   .   Желательно   привлечь   учащегося   к   участию   в ансамбле.  2­й класс. 6 На   втором   году   обучения   продолжается   работа   по   закреплению полученных   ранее   вокально­технических   навыков,   работа   над   культурой звука. В результате второго года обучения учащийся должен: ­ использовать правильную певческую установку; ­ работать над организацией дыхания; ­ выравнивать звучность гласных, четко произносить согласные; ­   работать   над   устранением   наиболее   явных   недостатков   певческого звука; ­   добиваться   осмысленного   звуковедения,   продолжить   работу   над чистотой интонации. Уметь передать содержание исполняемых произведений. В течение учебного года необходимо проработать: ­ группу несложных упражнений, включающих распевы и интервальные скачки; ­ 2­3 народные песни; ­ 1­2 несложные песни классического репертуара; ­ 1­2 современные песни, возможно, с игровым сюжетом. Вопрос   о   выступлении   учащегося     на   переводном   зачете,   как   и   о программе выступления, решает преподаватель в каждом конкретном случае отдельно. 3­й класс. На   третьем   году   обучения   должна   быть   последовательно   продолжена работа   по   закреплению   полученных   за   предыдущие   два   года   вокально­ технических   и   исполнительских   навыков,   а   также   по   устранению   стойких нарушений   в   певческой   установке,   осанке,   дефектов   артикуляции   и произношения. В результате третьего года обучения учащийся должен: ­ использовать правильную певческую установку; ­ уметь правильно использовать певческое дыхание и стремиться петь на опоре; 7 ­ осваивать прием плавного и гибкого звуковедения; ­   работать   над   развитием   четкой   дикции,   выразительностью   слова, чистотой интонации; ­   развивать   вокальный   слух,   выполнять   простейшие   исполнительские задачи. В течение учебного года учащийся обязан проработать: ­   вокальные   упражнения   в   пределах   квинты,   а   также   включающие мажорные и минорные трезвучия; ­ 2­3 народные песни; ­   3­4   разноплановых   произведения   небольшого   диапазона   в   удобных тональностях и тесситуре; ­   возможно,   привлечение   учащегося   при   достаточно   хорошем продвижении к пению в ансамблях. На переводном зачете учащийся исполняет 2 произведения по выбору преподавателя из репертуара за учебный год. Для учащихся, которые трудно переносят   публичные   выступления,  участие   в  зачете   может   быть   заменено прослушиванием в классе. 4­й класс. На четвертом году обучения следует продолжить работу по закреплению усвоенных навыков пения, по развитию вокального слуха.    Дальнейшая работа состоит в: ­  развитии и укреплении певческого дыхания; ­ выравнивании звучания по всему диапазону; ­ совершенствовании приемов звуковедения и подготовке к исполнению вокализа; ­ выработке ощущения движения мелодии и кульминации в исполняемых произведениях; 8 ­   развитии   навыков   выразительного   исполнения   произведений, стремлении обеспечить единство текста и музыки, чистоты интонации. В течение года учащийся обязан проработать: ­   упражнения,   обеспечивающие   закрепление   простейших   приемов вокальной техники, включая гаммообразные построения; ­ небольшой вокализ (по возможности); ­ 1­2 народные песни; ­   3­4   разноплановых   произведения,   включая   классику   и   современные песни. Желательно участие в ансамблях.  На   переводном   зачете   учащийся   исполняет   1­2   произведения   из репертуара за учебный год. 5­й класс. На   пятом   году   обучения,   при   переходе   учащегося   в   старший   класс, преподавателю   следует   проанализировать   полученный   учащимся   опыт, уровень   его   развития,   состояние   вокальных   и   музыкальных   данных.   Это необходимо сделать с целью определения перспективы дальнейшего обучения по специальности , для выбора средств и правильной постановки задач: ­ иметь элементарные представления о строении голосового аппарата и гигиене голоса; ­ стремиться осмысленно, выполнять простейшие, а по возможности и более сложные, исполнительские задачи. В   этот   период,   необходимо   работать   над   подвижностью   голоса   и некоторым, даже незначительным, расширением диапазона, без форсировки и напряжения. В течение года следует проработать: ­   упражнения,   включающие   кантилену,   скачки   в   пределах   сексты   в медленном и подвижных темпах, на основе мажорных и минорных трезвучий; ­ 1­2 несложных вокализа; ­ 1­2 народные песни; 9 ­ 3­4 романса или других разноплановых произведения. На переводном зачете учащийся исполняет: ­ 2 произведения из репертуара за учебный год; ­ вокализ (по возможности). 6­й класс. В течение учебного года учащийся должен проработать: ­   гаммообразные   и   скачкообразные   упражнения   в   мажоре   и   миноре   в естественном диапазоне; ­ 1­2 несложных вокализа с элементами техники; ­ 1­2 народные песни; ­ 1 несложную арию или романс; ­ 2­3 разнохарактерных произведений. На переводном зачете  учащийся исполняет: ­ вокализ (по возможности); ­ 2 разнохарактерных произведения. 7­й класс. В   начале   учебного   года   следует   проанализировать   состояние   данных учащегося и уровень его развития, более точно определить индивидуальные задачи и уточнить выпускную программу. Программа должна в максимальной степени соответствовать вокальным возможностям учащегося, как по объему, так и по степени трудности. При   благоприятном   состоянии   голоса,   физическом   и   эмоциональном состоянии учащегося в течение учебного года  следует сосредоточиться  на устранении   имеющихся   недостатков   в   процессе   пения,   а   также   закрепить положительные вокальные навыки. При этом следует уделить внимание приобретению навыка публичного выступления. 10 Учащийся в течение года должен работать над выпускной программой и проработать: ­ мажорные и минорные гаммы, трезвучия, малое арпеджио в медленном темпе,   упражнения   на   легато   и   стаккато,   интервалы   и   скачки   в   пределах октавы; ­ 2 вокализа (кантиленный и подвижный, элементами техники); ­ 1­2 народные песни; ­ несложную арию или романс; ­ 2­3 разноплановых произведений; ­ пение в ансамбле по возможности. В течение года учащийся проходит два прослушивания выпускной программы в декабре и в апреле месяцах. На выпускном экзамене учащийся должен исполнить: ­ 2­3 произведения из репертуара за учебный год. В отдельных случаях в программу выступления может быть включено произведение из программ прошлых лет обучения. Примерный репертуар по годам обучения. 1­й год обучения. Рус. н. п.  Сладкие оладушки. Рус. н. п.  Сорока. Рус. н. п.  Ходит Ваня. Тиличеева Е. Колыбельная. Тиличеева Е. Барабан.  Тиличеева Е. Конь. Тиличеева Е. Кукушка. Тиличеева Е. В бору. Тиличеева Е. Балалайка. 11 Тиличеева Е. Чепуха. Глушкова Н. «К нам лягушка прискакала…»  Абелян Л. Утренняя песенка. Абелян Л. Прыгалка. Абелян Л. На велосипеде. 2­й год обучения. Рус. н. п. Хороводная. Рус. н. п. Ходила младёшенька по борочку. Струве Г. Рыжий пёс. Струве Г. Пёстрый колпачок. Островский А. Смешинка. Бодренкова С. Ели. Глушкова Н. «Вот лягушка по дорожке…» Глушкова Н. «Снежинки» Глушкова Н. «Озорная балалайка» Якушенко И. Про лягушку. Фрид Г. Песенка – светлянка. Абелякн Л. Я умею рисовать. Абелян Л. Колыбельная песенка. Абелян Л. Песенка про хомячка. Бах И.С.  За рекою старый дом. 3­й год обучения. Аренский А. Кукушка. Моцарт В.А. Колыбельная. Брамс И. Домовой. Слонов Ю. Птичий пир. Глушкова Н. «Первый снег» Дмитриева Г. Садовник. 12 Птичкин Е. Это будет здорово. Мокроусов Б. Песенка фронтового шофёра. бр. Покрасс Три танкиста. Аренский А. Мотылёк. Бетховен Л. Волшебный цветок. Римский – Корсаков Н. Проводы зимы. Удмурт. н. п. Ты куда, дружок, ходил? 4­й год обучения. Болгарская н. п. Свищет вьюга. Компанеец З. Ручеёк. Башкир. н. п. Дедушка. Блантер М. Катюша. Моцарт В. А. Весенняя. Турлянский С. День рожденья. Адлер Е. Тишина. Глушкова Н. «В поселок прилетел мороз…» Корчмар Г. Открытие. Фроман М. Далеко, далеко за морем. Лысенко И. Песня лисички. Маковский М. Что у лужицы на дне? Турлянский С. Я вышиваю зайца. Кудряшов А. Белый Ангел. 5­й год обучения.  Польская н. п. Жаворонок. Немецкая н. п. Хохлатка. Рус. н. п. Как в лесу, лесу­лесочке. Рус. н. п. Ой, кулики, жаворонушки. Аренский А. Спи, дитя моё, усни. 13 Шуман Р. Совенок. Гайдн И. Мы дружим с музыкой. Монюшко С. Золотая рыбка. Кюи Ц. Майский день. Кюи Ц. Осень. Шаров М. Дремлют плакучие ивы. Гурилёв А. Сарафанчик. Таривердиев М. Маленький принц. Крылатов Е. Лесной олень. Крылатов Е. Ласточка. Глушкова Н. «Колыбельная» 6­й год обучения. Укр. н. п. Ой есть в лiсi калина. Укр. н. п. Встань, звезда, моя вечер. Глинка М. Ты, соловушка, умолкни. Варламов А. Красный сарафан. Неаполит. н. п. Бедный ослик. Бетховен Л. Сурок. Степовой  Я. Встань, звезда моя, под вечер. Глинка М. Признание. Богословский Н. Тёмная ночь. Молчанов К. Вот солдаты идут. Герчик В. Вечерняя песня. 7­й год обучения. Гендель Г. Ф. Dignare. Гайдн И. Вот опять уходит лето. Кальдара А. Как солнца ясный луч… Кюи Ц. Под липами. 14 Римский­Корсаков Н. Ария Снегурочки из оперы «Снегурочка» Римский­Корсаков Н. Песня Леля из оперы «Снегурочка» Рубинштейн Н.  Ария Демона из оперы «Демон» Булахов П. Солнце из тумана стало выходить. Булахов П. Не пробуждай воспоминаний. Булахов П. Колокольчики мои. Гречанинов А.  Острою секирой. Неаполит. н. п. Sorrento. Капуа Э. O sole mio. Григ Э. Заход солнца. Рус. н. п. Эх, Настасья. Рус. н. п. Пошла Млада за водой. Баснер В. С чего начинается Родина? Глушкова Н. «Дождись…»   Вокализы и упражнения. Варламов А.  Школа пения. Избранные вокализы. Абт Ф. Школа пения. Добровольская Н. Хоровые упражнения в детском хоре. Учебно­педагогические задачи. Обучение сольному пению осуществляется на основе единства вокального,  общего музыкального и художественного развития учащихся, повышения их  культурного уровня. В   результате   этого   процесса   у   учащихся   воспитывается   осознанное, творческое   отношение   к   музыке   и   вокальному   искусству,   обеспечивается приобретение   устойчивых   вокальных   навыков   в   сочетании   с   элементами 15 исполнительского мастерства, происходит освоение жанрового репертуара. В процессе   обучения   у   учащихся   вырабатывается   умение   выбирать   и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателей   содержание   исполняемых   произведений,   прививается   навык публичных выступлений. В   основе   учебно­педагогической   работы   лежит   система   воспитания детского и подросткового певческого голоса и слуха в благоприятной среде, способствующей   правильному   функционированию,   развитию   и   сохранению здорового голосового аппарата учащихся. Большое   внимание   следует   уделять   развитию   навыков   углубленной   работы   с   нотными   и   литературными   текстами самостоятельной   произведений,   постоянному   совершенствованию   исполнительских   навыков, подготовке концертных выступлений. Важнейшей     учебно­педагогической   задачей   является   воспитание музыкально­образного   мышления,   так   как   освоение   многих   элементов вокальной   техники   напрямую   связано   с   музыкально­образным   строем   тех произведений,   над   которыми   идет   работа,   включая   вокализы   и   вокальные упражнения  (распевки). Упражнения   для   распевания   должны   быть   доступны   логическому пониманию   учащегося,   легко   восприниматься   на   слух   и   усложняться постепенно. Пение вокализов, начиная с простейших, следует вводить, когда учащийся овладеет элементами звуковедения и культуры звука, примерно с 3­ го   года   обучения.   В   качестве   вокализов   поначалу   можно   использовать мелодии детских песен. В   целом,   в   учебно­воспитательной   работе,   возможно,   предусмотреть четыре основных этапа: 16     подробное   ознакомление   с   учащимися,   установление   контакта   с ним; психическое и физическое освобождение учащегося; усвоение учащимся необходимых установочных, теоретических сведений и терминов; приобретение   понятий   певческой   установки   и   начальных практических навыков; закрепление   полученных   певческих   навыков,   развитие   данных, приобретение начальных исполнительских навыков; дальнейшее   развитие   данных;   совершенствование   вокальной   и исполнительской техники.  Продвигаясь от простого к сложному, необходимо стремиться к тому, чтобы   исполнение   музыкальных   произведений   являлось   следствием, творческим результатом, отображением музыкального мышления учащихся, их эмоционального отношения к музыке и содержанию этих произведений. Чем   младше   ученик,  тем   меньше   деталировка   учебных   и  исполнительских задач, и наоборот. II.Требования к уровню подготовки учащихся Ожидаемые результаты:  Выпускник 7 класса должен справляться с вокальными и исполнительскими заданиями непринужденно и естественно.  В   лучшем   случае   должны   быть   выполнены   требования:   развитое   дыхание, ощущение   высокой   певческой   позиции   и   опоры   звука,   а   в   исполнении произведений – осмысленность, выразительность и эмоциональностиь; сдача выпускного   экзамена   по   требованиям   учебного   плана   и   данной образовательной программы. III. Формы и методы контроля 17 Оценка качества обучения: ­ промежуточный контроль:  Перевод в следующий класс осуществляется на основе результатов  академического концерта по специальности, проводимого в конце  учебного года, а так же с учетом текущей успеваемости в учебном  году. За академический концерт может засчитываться выступление  учащегося на открытом занятии, концерте, конкурсе, фестивале. Критерии оценок: По итогам исполнения программы на   академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе: Оценка 5 («отлично») 4 («хорошо») 3 («удовлетворительно») Таблица 4 Критерии оценивания выступления регулярное посещение уроков, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание своей партии во всех произведениях, участие в концертах класса, ДШИ. регулярное посещение уроков, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача партии при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально- интонационная неточность), участие в концертах класса. нерегулярное посещение уроков, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть некоторых партий . 2 («неудовлетворительно») пропуски занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача партий всей программы, недопуск к выступлению на зачете, отчетном 18 «зачет» (без отметки) концерте. отражает достаточный уровень подготовки и  исполнения на данном этапе обучения,  соответствующий программным требованиям Итоговый  контроль: Выпускной экзамен в 7 классе.  V. Методическая записка При ознакомлении с данными поступающих на специальность «Сольное пение»   необходимо   установить   наличие   певческого   голоса,   музыкально­ вокального слуха, музыкальной памяти, уровень общего развития, состояние психики, отсутствие речевых дефектов. Целесообразно предусмотреть совмещение занятий пением с обучением игре на фортепиано,  так  как требования  для  поступающих  в  специальные учебные   заведения   (ВУЗы,СУЗы)   по   классу   вокала   предусматривают программу­минимум по фортепиано (5­летка спец. фортепиано).  Для мальчиков в возрасте до 12 лет также целесообразно предусмотреть совмещение   занятий   пением   со   специализацией   фортепиано,   учитывая особенности предстоящего периода возрастной ломки голоса. В   сельские   детские   школы   искусств,   в   отличие   от   городских,   куда принимают   детей   с   хорошими   музыкальными   данными,   принимаются   все желающие. Причём коллектив преподавателей ДШИ с. Локосово  старается, чтобы   желающих   было   как   можно   больше.   Проводятся   агитационные концерты, беседы с родителями, с детьми. Наша   общая   задача   ­   не   дать   детям   почувствовать   себя   лишенными, научить осознавать себя, и, главное, самим творить. Помогают нам в этом тесно взаимосвязанные предметы общеэстетического цикла.  Важную  роль в тесном сотрудничестве  предметов  занимает  вокально­ хоровая деятельность. 19 Развитие,   формирование,   выработка   у   обучаемых   полного   комплекса показателей академического певческого голосообразования является одной из задачей в обучении академическому пению. Весь процесс выработки вокальных навыков представляет тонкий отбор наиболее   целесообразных   для   каждого   определённого   случая   приёмов исполнения. Сохранение правильного, естественного положения корпуса, а также   головы   и   рук   при   пении,   глубокий   вдох   без   поднимания   плеч   и постепенный экономный выдох, свободное открывание рта, одновременное начало пения, протяженность звучания. В   дальнейшей   работе   эти   навыки   совершенствуются   –   выработка нижнереберно­диафрагматического   дыхания;   работа   над   правильностью звука, расширением диапазона,   красотой тембра, гибкостью, подвижностью голоса, тонкой и разнообразной нюансировкой. Далее мы строим вокальное обучение   по   методике   М.  Глинки   и   А.  Варламова  –   от   примарных   тонов среднего регистра, на звуках, не требующих усилия. Специальные   упражнения   и   попевки   подбираются   соответственно уровню певческого развития учащихся и усложняются постепенно в процессе обучения. Например, предлагая упражнения на кантилену, мы сознательно упрощаем   прочие   элементы   музыкальной   выразительности,   подбираем небольшую попевку с несложным ритмом, плавным мелодическим рисунком. Или подбор упражнений для работы над дикцией в упражнениях подвижного темпа.   Почти   отсутствие   мелодического   рисунка.   Текст   в   упражнениях выбирается   с   применением   слогов,   состоящих   из   различных   сочетаний гласных и согласных, ибо согласный звук придает большую ясность, четкость артикуляционной оформленности гласного.  Первым   условием   в   работе   над   вокальными   упражнениями   является воспитание   сознательного   отношения   учащихся   к   тем   учебным   задачам, которые ставятся в процессе занятий. 20 Вторым условием системы упражнений является принцип: «от простого – к более сложному». Процесс этот идет от восприятия и усвоения правила к умению этого умения, к постепенному приобретению навыка. Новая песня, новое упражнение, новая задача при повторении известного материала – это содействует поддержанию активности, интереса в процессе работы. Третье условие – охват целого комплекса заданий, их разнообразие. Четвертое   условие   системы   вокальных   упражнений   заключается   в необходимости   регулярной   и   последовательной   работы.   Нерегулярность занятий, большой временный разрыв между ними ведут к потере навыков. Хороший результат дает специальный подбор упражнений в виде попевок из народных   песен,   из   произведений   классиков,   песен   современных композиторов. Весь   музыкальный   материал,   используемый   в   качестве   упражнений, можно разделить на два вида: 1.Специальные   упражнения.   Они   строятся   в   соответствии   с   уровнем певческого   развития   детей   и   степенью   их   овладения   вокально­хоровыми навыками по принципу: от простого – к сложному. Система их способствует выработке певческих навыков, помогает сознательно фиксировать внимание на той или иной конкретной задаче. Данные упражнения используются также для настройки голосового аппарата на каждом занятии хора;   2.  упражнения   на   разучиваемом   репертуаре,   которые   помогают преодолеть   конкретные   трудности   в   той   или   иной   песне.   В   отличие   от специальных,   упражнения   этого   вида   не   могут   быть   так   же систематизированы,   но   они   строятся   на   определенной   принципиальной основе. Известно,   что   песенный   репертуар   подбирается   соответственно певческому   развитию   детей.   Вместе   с   тем   встречаются   песни,   в   которых имеются отдельные трудности, свойственные лишь данной песне. Освоению и 21 закреплению   отдельных   сложных   элементов   песни   и   способствуют   такие упражнения. Выработанные   вокальные   умения   и   навыки   являются   необходимым средством передачи образного содержания произведения и прямо влияют на качество и выразительность исполнения. А.Е. Варламов писал: «Пение требует особенных занятий и образования, потому   что   в   естественном   состоянии   сия   способность   мало   имеет приятности, и только от подражания и частых упражнений она улучшается, а искусство и методическое изучение ее совершенствуют». Формирование   вокальных   навыков,   призванных   обеспечить художественный   образ   –   систематизирующий   стержень   музыкального воспитания. Задача   методики   вокально­хорового   воспитания  состоит  в  том,  чтобы учащиеся и учитель осуществляли поиск способов совместной деятельности как осмысленной необходимости проникновения в художественный образ, и его создания в собственной творческой интерпретации. Тогда   способы   и   приёмы   вокального   обучения   и   исполнительской интерпретации,   переосмысленные   и   осознанные   учащимися,   займут   место средства   постижения   конкретного   музыкального   произведения.   И   тогда удастся   преодолеть   столь   часто   встречающуюся   декларативность   целей музыкального образования в целом, и вокального воспитания в частности. Мы не   должны   забывать   об   основных   принципах   методики   развивающего обучения, ведь развитие вокальных навыков ориентировано, прежде всего, на осуществление всестороннего развития личности каждого ребенка. Методы вокального воспитания школьников опираются лишь частично на практику обучения взрослых, так как имеют свою специфику, и прежде всего, возрастную.   Педагог   встречается   с   еще   не   сложившимся   аппаратом   и 22 психикой,   с   интенсивно   растущим   и   развивающимся   организмом   молодого человека, с его изменяющимися возможностями: 1. У   детей   младшего   школьного   возраста   сила   голоса   невелика, индивидуальные тембры почти  не проявляются. Ограничен и диапазон голоса, редко   выходящий   за   пределы   октавы.     Это   обстоятельство   привносит значительные трудности в подборе репертуара, и в то же время подчеркивает ту ответственность и то внимание, с которыми нужно подходить к работе по постепенному   расширению   диапазона   звучания.   Голосовой   аппарат   в   этом возрасте  может работать как в фальцетном, так и в грудном режиме. Однако с позиции охраны голоса целесообразно использовать фальцет и легкий микст. голосообразованию     серебристое, Этому   преимущественно   головное,   звучание.   Работу   по   организации   звука соответствует   легкое целесообразно строить на игровой основе. Если произведение написано в удобной тесситуре, детский голос звучит естественно,   петь   тогда   легко   и   приятно.   Неразвитый   диапазон   голоса заставляет нередко прибегать к транспонированию вокальных произведений в более низкие тональности. 2. Голоса   детей   11­13   лет   становятся   более   сильными,  несколько расширяется   диапазон,   ярче   проявляются   различия   в   тембровой   окраске. Этот   возрастной   период  справедливо   считают   временем   расцвета   детского голоса. Основные вокальные навыки дети должны получить именно в этом возрасте и до наступления мутации. Здесь должна идти кропотливая работа над воспитанием культуры звука, развитием вокального слуха и музыкально­ образного мышления. 3. Необходимо   учитывать   периоды   ростовых   сдвигов   у   детей   и подростков. Это 6­8 и 13­15 лет, когда часто могут проявляться состояния дефицита активного внимания, другие проявления нестабильности. 4. Следующий период развития детского голоса – мутация. 23 Учащиеся   этого   периода,   в   возрасте   13­16   лет   требуют   особенно бережного   отношения.   Например,   в   части   дозировки   пения,   так   как   их голосовой   аппарат   особенно   чувствителен   к   перегрузке,   он   претерпевает существенные   изменения.   Основной   характер   голоса,   как   правило,   не меняется, однако в звучании может появиться осиплость и хрипы. В редких случаях на короткое время может наступить потеря голоса. В   конечной   фазе   мутации   у   девочек   появляется   яркое   звучание, увеличивается диапазон голоса, его гибкость, тем не менее с голосом надо работать осторожно, поскольку взрослое звучание еще не сформировалось, аппарат продолжает развиваться, а потому выросшие вокальные возможности нельзя переоценивать. Следует избегать форсированного пения, а также употребления твердой атаки, как постоянного приема звукообразования. Наиболее целесообразным с точки зрения охраны голоса, будет свободное, эмоциональное, не вялое, но в меру активное пение, без форсировки звука. 5. Известна и проблема мальчиков.   В возрасте 8­11 лет многие из них с увеличением могут заниматься пением. Но в 12­14 лет у мальчиков начинается период сначала скрытой, а затем острой мутации. Диапазон их голосов смещается вниз. Занятий в этот период, кроме особенных случаев, можно   не   прекращать.   Однако   ограничения   и   особая   осторожность совершенно   необходимы.   Щадящая   методика   включает   специальные упражнения, распевки и репертуар, особое внимание к состоянию голоса и психологическому   состоянию   самого  учащегося,  связанному   с  новыми  для него непривычными ощущениями. Начинать   впервые   заниматься   пением   в   мутационный   период нецелесообразно. 24 С   15­17   лет   происходит   стабилизация   юношеского   голоса.   Исчезают болезненные   явления,   связанные   с   перестройкой   аппарата,   постепенно формируется тембр будущего взрослого голоса. 6. На первых уроках необходимо внимательно и подробно изучить природные данные, строение и особенности вокального аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, крикливость, заглубленность звука, вялость, тремоляция, перегрузка дыхания, зажим челюсти, скованность и др.). Значительная часть детей, начинающих обучение пению, уже является в полнее развитыми недостатками голоса, искаженными ощущениями.  На таких учащихся необходимо сразу же обратить внимание, так как всякая плохая привычка, чем больше запущена, тем более стойкий характер она принимает. Исправление недостатков голоса – нелегкий период воспитания, требующий деликатности, терпения и кропотливого труда педагога и самого учащегося. Затем, от урока к уроку, в процессе музыкальных занятий и общения, необходимо   выявить   особенности   психики,   уровень     интеллектуального развития   и   воспитания   учащегося.   Только   тогда   можно   наиболее   верно   и точно поставить учебные задачи и подобрать репертуар. Этот процесс должен начаться   как   можно   раньше,   уже   с   первой   встречи   с   учеником,   и продолжаться до тех пор, пока существует связь с педагогом. Педагог, не ставящий перед собой подобной задачи, неизбежно приходит к   консерватизму   и   в   дальнейшем   сталкивается   с   расхождением   между учебной   практикой,   природой   певца   и   результатами   его   исполнительской деятельности. Методические рекомендации к составлению индивидуального учебного плана. Концертные выступления. 25 При   составлении   педагогом   индивидуального   учебного   плана необходимо учитывать начальные вокальные и физические данные учащихся, их   состояние,   изменения   и   перспективы   развития.   При   проявлении характерных   признаков,   связанных   с   мутацией   голоса,   необходимо корректировать и учебные задачи. Всегда   следует   иметь   в   виду,   что   форсированное   звучание   приносит непоправимый вред, и не допускать его. Педагогу следует настойчиво воспитывать у учащегося твердую волю как качество   личности,   стремление   к   работе   в   классе,   выполнению самостоятельных   домашних   заданий   и   упорство   в   изучении   других музыкальных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Учебные   задачи   формируются   на   основе   принципа   постепенности   и последовательности,   единства   художественного   и   технического   развития певца, с учетом индивидуального подхода. В конце учебного года в плане следует   отразить   уровень   освоения   педагогических   задач   и   степень продвижения учащегося, его выступления. Репертуар составляет основу воспитания музыканта, его вкуса. Поэтому подбор репертуара должен тщательным образом осуществляться из лучших произведений народной, классической и современной музыки. Высокие требования следует предъявлять к литературно­поэтическому тексту и содержанию произведения. При подборе репертуара следует избегать высокой или слишком низкой тесситуры   произведений,   тональностей,   не   соответствующих   конкретному голосу и возможностям  учащегося. Не допускать завышения репертуара по степени трудности. Концертный репертуар составляется только из произведений, пройденных с педагогом в классе. 26 Следует   учитывать,   что   овладение   исполнительской   специальностью должно предусматривать приобретение навыков публичных выступлений, при индивидуальной   оценке   возможностей   учащихся.   Желательно   постепенно приобщать   учащихся   к   публичным   выступлениям,   проводя   контрольные прослушивания программы в классе при других учащихся, родителях, гостях. Поскольку концертным выступлениям предшествует кропотливая работа в классе, то слишком частых концертных выступлений учащихся допускать не следует.     В   концерте   должны   выступать   только   хорошо   подготовленные, уверенные   в   себе   учащиеся.     Известно   также,   что   не   все   учащиеся   легко переносят волнения, связанные с публичными выступлениями, теряют форму, стабильность. Для них надо менять условия, проводить показ работы в другой обстановке.   Однако   для   большинства   учащихся   выступления   стимулируют интерес к учебе и дальнейшее продвижение.  VI. Список рекомендуемой методической литературы. Варламов А.  Полная школа пения. – М., 1947г. Зимина А.  Основы музыкального воспитания и развития детей           младшего возраста. – М., 2000г. Морозов В.  О детском голосе. – М., 1966г. Мухина В.  Вокальная работа в хоре. – М., 1964г. Емельянов В.  Структура голосовой активности человека. Перспективы           развития вокального образования. – М., 1987г. Добровольская Н.Н.  Распевания в школьном хоре, 1­8 кл. М.,           «Музыка», 1969г. Носорев Ю.А.  Вокальные особенности музыкальных произведений как           условия певческого развития младших школьников. 1993г. Чернова Л.В.  Совершенствование способов самоконтроля в процессе 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 27 формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990г. 9. Алиева Э.В. Теоретические основы гармоничного развития вокального           слуха младших школьников. 10. 11. Гамбицкая Е.Я. К обучению мальчиков в хоре начальной школы. Изд.           Акад. пед. наук РСФСР, 1955г. Машевский Г.П. Вокально­исполнительские и педагогические           принципы А.С. Даргомыжского. Л., «Музыка», 1976г. Список рекомендуемой нотной литературы. Абелян Л. «Песни, игры, шутки для моей малютки», М.,2004 Варламов А. «Полная школа пения», Музгиз, М.,1953 Васильева Т.,Павлова В. «Русская природа», Ленинград,1974 Виардо П. «Упражнения для женского голоса», М.,1994 Вдовиченко О. «Весенняя капель», Новосибирск,2010   «Вокализы  итальянских композиторов  и  учителей  пения  XVII­XVIII веков»,изд. «Композитор»,Санкт­Пет.,2010 Городецкая М. «Русские песни», М.,1995 Глинка М. «Избранные романсы», М.,1990 Глушкова Н. «Детские песни»,Магнитогорск,2003 Давыдова   А.,Дианова   Л. западноевропейских композиторов XVI­XX в.»,М.,2006   «Хрестоматия   вокальной   музыки Давыдова   А.,Дианова   Л.   «Хрестоматия   вокальной   музыки   русских композиторов XVI­XX в.в.»,М.,2006 Зейдлер Г. «Искусство пения» Часть1 Иллюкевич Н. «Вокальный репертуар для среднего и низкого голосов»            Казачок Л. «Хорошо вдвоем», Санкт­Пет.,2003  «Кем мы станем» изд. «Музыка», М.,1982 28 Крупа­Шушарина С. «Небесная свирель», Новосибирск,2006 Кудряшов А. «Песни для детей», Ростов­на­Дону,2006 Луковников А. «Друзья­однополчане», Краснодар,2003  «Неаполитанские песни»,изд. «Композитор»,Санкт­Пет.,2010 Новиков А. «Ничто не забыто­никто не забыт», М.,1995  «Пой песню,пой!»№1,2,М.,2003 Обухова К. «Русская народная песня для детей»,Санкт­Пет.,2012 Прохорова Н. «Русские романсы. Х1Х век», Санкт­Пет.,2010 Попов В.,Халабузарь П. «Хоровой класс», М.,1988 Радынова   «Колыбельные   О.   русских   и   зарубежных композиторов»,М.,2000 Сергеева Г. «Музыка в школе», М.,2000 Чернышов А. «Крохотульки», Ростов­на­Дону,2011 «Добрые песни»,сост.Поддубный С.,Санкт-Пет.,2010 29 30

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет

Дополнительная общеразвивающая  общеобразовательная  программа в области музыкального искусства  Инструментальное /вокальное музицирование. Академический вокал СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ 7 лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2018
Посмотрите также: