В презентации изложена информация по актуальным вопросам комплексного обеспечения безопасности образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников. Акцентировано внимание по необходимости разработки единой государственной политики безопасности образовательных организаций. Раскрыты некоторые формы и методы организации охраны и применения комплексных технических мер обеспечения безопасности. Приведены примеры безопасности образовательных организаций в США, Китае и в других странах.Презентация раскрывает значение комплексной безопасности образовательных организаций в современных условиях. Показывает анализ комплексной безопасности образовательных организаций в других странах (США, Китае и др.). В презентации рассмотрены актуальные вопросы организации комплексной безопасности образовательных организаций, применение новых современных систем видео наблюдения и инженерно-технических средств в обеспечении безопасности обучающихся и педагогических работников.
ГБОУ ВО МО «АСОУ»
КАФЕДРА КОМПЛЕКСНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
тел. : 8 (499) 7980078; kaf.kombez@asoumoru
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
СТАРШИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
Тел.: +7 917-529-89-83
NIKITINMVD@RAMBLER.RU
ТЕМА ПРЕЗЕНТАЦИИ:
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
обеспечения
безопасности
образовательных
организаций».
ст.преподаватель НИКИТИН ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ
Обеспечение комплексной безопасности
образовательных организаций
Сегодня созданию комплексной системы безопасности
образовательных организаций уделяется большое внимание.
Вопросы охраны образовательных организаций всех уровней
становятся все более актуальными в связи с участившимися
случаями беспрецедентной жестокости в отношении обучающихся и
педагогических работников, как со стороны террористов и
криминальных элементов, так и со стороны самих обучающихся и их
родителей.
Многочисленные случаи, например нападения на обучающихся и
педагогических работников, убийства в школах, террористический акт в
Беслане и ряд других, требует пересмотра подхода к комплексной
системе обеспечения безопасности образовательных организаций, не
только со стороны антитеррористической защищенности (Пост. ПРФ
от 07.10.2017г № 1235).
С учетом международной практики можно определить ключевые
угрозы, с которыми сталкиваются образовательные организации.
Ими являются следующие:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ КОМПЛЕКСНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1) Террористические акты;
2) Пожар, чрезвычайные ситуации и происшествия,
техногенные и природные катастрофы;
3) Акты насилия со стороны третьих лиц (психически
нездоровых, находящихся в состоянии алкогольного или
наркотического опьянения, одурманенные психотропными
веществами (токсикоманы);
4) Криминальные проявления (хищения, вымогательства,
распространение наркотических и психотропных веществ);
5) Внутренние конфликты со стороны обучающихся, их
родителей и педагогических работников.
При этом статистика показывает, что 90% проблем в
области комплексной безопасности вызваны
обучающимися и лишь 10 % посторонними лицами.
«Анализ международного опыта в обеспечении
комплексной безопасности образовательных организаций».
В большинстве стран данному вопросу уделяется особое внимание.
Наиболее серьезно ситуация с обеспечением безопасности в
образовательных организациях обстоит в США.
После трагедии 11 сентября 2001г. были созданы национальные
программы комплексной подготовки в сфере безопасности, которые
включают в себя работу не только с охранниками учебных заведений, но и
с родителями, учащимися, преподавателями и сотрудниками.
Все, кто так или иначе относится к учебному процессу, должны уметь
распознавать тревожные сигналы в поведении обучающихся, знать, куда
можно обратиться за помощью.
Здесь неоценима работа психологических служб, обязанных создать
условия, при которых люди, страдающие психическими отклонениями, не
чувствовали бы себя оторванными от общества.
Кроме того обучающихся защищают не только от угрозы нападения
террористами, пожаров или краж, но и от самих себя.
На входе оборудован пуленепробиваемый пункт с металлоискателем,
стоят полицейские и ученики по одному смирно проходят на уроки.
«Анализ международного опыта в обеспечении
комплексной безопасности образовательных организаций».
Делается это в районах, где уровень преступности давно перевалил за все
мыслимые показатели, и подростки вместо калькуляторов частенько прихватывают
с собой ножи или пистолеты.
Если учебное заведение расположено в тихом районе (или фешенебельном, как
Беверли Хиллз), то правила безопасности для учеников тут заметно снижены.
Работают несколько охранников, которые регулярно передвигаются по
школьному зданию и прилегающим территориям, и помогает им сеть
установленных видеокамер.
За видеокамерами операторы, кроме того, следят преимущественно и в ночное
время.
После нескольких трагических случаев была пересмотрена политика безопасности
образовательных организаций Китая.
В частности руководители народного образования 14 провинций, регионов и
муниципальных образований провели конференции для обсуждения путей
улучшения безопасности.
Старшие должностные лица Пекина, Тяньцзиня, Тибета, Хэбэя, Хубэя, Шаньдуна, Хэнаня и
многих других областей и регионов периодически лично инспектируют местные
образовательные организации и проверяют, какие меры безопасности предприняты.
Кроме того, создаются постоянно действующие рабочие комитеты, следящие за состоянием
безопасности в школах и детских садах.
«Анализ международного опыта в обеспечении
комплексной безопасности образовательных организаций».
Провинциальные правительства решили направить больше полицейских
патрулей к школам для круглосуточной проверки документов.
Некоторые крупные города приняли еще более жесткие меры.
В Чунцине, на югозападе Китая, в школах и детских садах круглосуточно
находятся профессиональные охранники с дубинками, наручниками и
баллончиками с перечным газом.
Во многих провинциальных столицах, в соответствии с заявлениями
муниципальных органов власти, усилены меры безопасности, установлены
видеокамеры, охранники обеспечены более совершенным оборудованием .
Помимо криминальных угроз наибольшее внимание в мире уделяется
пожарной безопасности.
Так по европейским и американским правилам школа должна быть максимум
двухэтажным зданием.
На случай пожара это облегчит эвакуацию детей и доступ пожарных к
горящим помещениям.
Помимо этого школы в обязательном порядке должны быть оснащены
системами пожарной сигнализации, а в некоторых случаях устройствами
автоматического тушения огня.
«Анализ международного опыта в обеспечении
комплексной безопасности образовательных организаций».
В странах СНГ, где уровень угроз традиционно высок безопасности образовательных организаций
не уделяется достаточного внимания.
Например, в Украине с 2004 года сентябрьским указом МВД Украины было, введено правило об
обязательной охране школьных организаций. Однако вследствие отсутствия в бюджете
необходимых средств данный вопрос до настоящего времени не решен.
Аналогичная ситуация сложилась в некоторых субъектах Российской Федерации, где несмотря на
неоднократные случаи криминальных и террористических посягательств на обучающихся и
педагогических работников вопрос о комплексной безопасности образовательных организаций, пока
остается в компетенции только его руководителя.
Таким образом необходимо отметить, что комплексной безопасности образовательных
организаций, в реальных современных условиях развития научнотехнического прогресса, не
уделяется должного внимания.
В частности не существует единой политики безопасности в данной области.
Большинство школ и ВУЗов решают данный вопрос за счет внебюджетных средств, при этом
уровень подготовки лиц занятых в сфере комплексного обеспечения безопасности оставляет желать
лучшего.
Практически ни одна образовательная организация не обладает новыми современными
усовершенствованными системами охраннопожарной сигнализации, системами автоматического
тушения пожаров, в некоторых школах и детских садах отсутствует видеонаблюдение и иные
инженернотехнические системы.
Тем не менее, в настоящий момент этот вопрос рассматривается на государственном уровне в
Минобрнауки Российской Федерации, согласно перспективным планам образовательные
организации будут обеспечены физической охраной за счет государственного бюджета.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
тактики обеспечения комплексной безопасности
образовательных организаций.
В целях обеспечения комплексной безопасности образовательных
организаций полагаем, что необходимо реализовать следующее:
1) Создать политику безопасности образовательной организации;
2) Выработать положение о комплексной безопасности ОО;
3) Создать собственную службу безопасности ОО, либо заключить
договор с охранной организацией национальной гвардии РФ;
4) Создать посты физической охраны на ключевых участках в
образовательной организации;
5) Разработать и реализовать контрольнопропускной режим ОО;
6) Внедрить систему контроля и управления доступом, интегрировав в
нее электронные студенческие, ученические билеты или карты доступа в
ОО;
7) Установить системы видеонаблюдения и регистрации, оснащенные
системами видеоаналитики в ОО;
8) Оснастить образовательную организацию современными
автоматическими системами тушения пожаров и усовершенствованной
охраннопожарной сигнализацией.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
тактики обеспечения комплексной безопасности
образовательных организаций.
Охрана образовательных организаций это сложный комплекс мероприятий,
который должны организовывать только профессиональные охранные
организации национальной гвардии РФ, где подобран профессиональный состав
сотрудников (работников).
Внедрение комплексной системы безопасности в образовательные организации
представляет собой целый комплекс технических решений.
С этой целью реализуется техническая система контроля и управления доступом
(СКУД) которая включает в себя ограничение доступа в образовательную
организацию только авторизированным лицам по специальным ключкартам.
Каждый из обучающихся получает идентификационную карточку (на
ней записана: информация об обучающимся и телефон образовательной
организации, по которому можно связаться в случае какоголибо
происшествия). Одновременно карточка является пропуском для доступа в
образовательную организацию.
Благодаря этой системе применение подобных карт позволит вести учет
посещения обучающимися, в том числе формировать специальную
электронную базу, доступ к которой, удаленно, по специальному паролю
смогут получать родители.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
тактики обеспечения комплексной безопасности
образовательных организаций.
К сожалению, в последнее время зафиксированы многочисленные
случаи стрельбы и нападений с холодным остро колющим и режущим
оружием в образовательных организациях.
Нередко и сами обучающиеся прибывают на учебу, имея при себе холодное и
(или) огнестрельное оружие.
В связи с этим на входе в образовательную организацию устанавливаются
системы рентгеноскопического контроля, которые помогут обнаружить оружие,
которое может быть спрятано в рюкзаках и портфелях обучающихся.
Оборудование для рентгеноскопического контроля выпускается в портативном
варианте, приспособленном для использования в маленьких помещениях, а также
узких коридорах и дверных проемах.
Досмотр может проводить как сотрудник охраны, так и
подготовленный сотрудник школы. Наряду с этим могут применяться и
арочные металлодетекторы. Тем более что некоторые модели работают
на батарейках, их можно собрать и разобрать за несколько минут и
перенести на место проведения массовых мероприятий, где проблемы
безопасности стоят особенно остро.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
тактики обеспечения комплексной безопасности
образовательных организаций.
Следующий уровень системы безопасности – видеонаблюдение.
Эти системы настроены таким образом, что позволяют камерам, расположенным в
разных местах, одновременно передавать видеоизображение сотрудникам служб
экстренного реагирования прямо в патрульные автомобили, что в свою очередь
обеспечивает быстрое и эффективное реагирование патрульных экипажей на сложную
ситуацию.
Камеры ночного видеонаблюдения широко используются, например, в американских
школах и позволяют сотрудникам охраны наблюдать за происходящим в школе после
окончания занятий.
В сочетании с инфракрасной камерой системы ночного видеонаблюдения
обеспечивают наблюдение за периметром школы независимо от их размеров и погодных
условий.
Использование камер видеонаблюдения в образовательных организациях имеет
некоторую специфику. Несмотря на то, что с помощью видеосъемки можно эффективно
бороться с кражами и вандализмом, сами видеокамеры зачастую становятся объектами
и воровства и разрушения.
В связи с этим камеры, установленные в образовательных организациях, должны быть
вандалоустойчивыми, со встроенным ПО, позволяющим автоматически обнаруживать
вандализм с помощью сигнала тревоги, который подается в случае закрытия или перемещения
камеры.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
тактики обеспечения комплексной безопасности
образовательных организаций.
Если учесть, что в школах педагогические работники прекрасно знают своих
обучающихся, видеонаблюдение можно осуществлять с помощью самых простых
устройств – личность провинившегося ученика будет установлена даже при
нечетком изображении. Такие меры позволяют быстро повысить дисциплину,
заставив учеников сдерживать необдуманные порывы, а также своевременно
сообщать родителям о тех или иных проступках их детей.
Особенно эффективно применение современных систем видеоаналитики, которые
позволяют настраивать системы видеонаблюдения под различные задачи.
Например, с помощью подобных алгоритмов можно определять, в больших учебных классах,
тех обучающихся, которые списывают.
Ставшие в последнее время частыми эпидемии гриппа так же диктуют новые
требования. Современные системы видеонаблюдения могут определять среди
потока учащихся тех, кто в настоящий момент болен, благодаря дистанционному
измерению температуры тела .
Если для надежного предотвращения и контроля существующих угроз физического
присутствия охранника не хватает или оно невозможно, в образовательной организации может
быть использована система дистанционного контроля.
Сигналы, поступающие с видеокамер при обнаружении движущегося объекта,
записываются, подтверждаются и поступают в центр удаленного видеоконтроля, где оператор
анализирует ситуацию и принимает решение по ее локализации.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
тактики обеспечения комплексной безопасности
образовательных организаций.
Существуют специальные программы, с помощью которых
службы экстренного реагирования могут быстро ознакомиться с
поэтажными планами и фотографиями здания, путями
эвакуации, помещениями, в которых хранятся опасные
материалы, оценить обстановку и определить место
сосредоточения спецтехники.
Таким образом, сотрудники служб экстренного реагирования
будут иметь представление об объекте, когда прибудут на место
происшествия. Это особенно важно в образовательных
организациях, так как они, как правило, располагаются в
больших зданиях с множеством помещений, переходов, имеют
кабинеты с опасными химикатами и различными приборами.
Завершает комплекс "тревожная кнопка" для экстренной связи
с сотрудниками национальной гвардии и органами внутренних
дел, установленная у сотрудника охраны и дежурного.
Выводы
1)Проблема комплексного обеспечения безопасности образовательных организаций в
настоящий момент является весьма актуальной, так как число опасностей и угроз, таких как
терроризм, пожары, криминал, суициды обучающихся, употребление алкогольных напитков
(пиво, вино, водка и т.д.) наркотических и психотропных веществ, токсикомания и др.
регулярно возрастает и в Российской Федерации.
К сожалению, уровень комплексного обеспечения безопасности большинства образовательных
организаций еще находится на крайне низком уровне и требует немедленной модернизации.
2)Основной проблемой, пока попрежнему, является отсутствие единой политики в этом
вопросе, а так же недостаточное внимание уделяемое соответствующими государственными
органами, в первую очередь Минобрнауки РФ, Минобрнауки субъектов Российской
Федерации, муниципальными органами власти.
3) В целях повышения уровня комплексной безопасности образовательных организаций
должны быть реализованы и комплексные меры обеспечения защиты обучающихся и
педагогических работников, которые включат в себя как установление постов физической
охраны с участием сотрудников вневедомственной охраны национальной гвардии, так и
применение современных усовершенствованных технических средств безопасности.
Это позволит свести к минимуму число возможных негативных проявлений и
преступлений в отношении обучающихся и педагогических работников образовательных
организаций.
Материал презентации подготовлен с использованием Интернетресурса: Анатолий
Брединский
www.sec4all.net