"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
25.10.2017
Подборка игр с водой и кусочками льда для коррекционной работы с детьми, имеющими различные отклонения интеллекта, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Помощь аква- и криотерапии в работе логопеда очень важна. Детям нравятся такие игры и они с удовольствием в них играют.
Применение аква.docx
Применение аква и криотерапии в коррекционно
– развивающей работе.
Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и
родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им
свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса
к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому
эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не
возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения
общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по
словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. Указанные особенности
развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных
методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с
их трудностями в речевой и эмоционально – волевой сфере, мы применили в своей
практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию и криотерапию.
Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия. Акватерапия
один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого
ребенка форма деятельности. Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми,
имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность,
поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха
и зрения.
Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине
использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности
непосредственно действовать с ним.
Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:
1. Стабилизация эмоционального фона.
2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.
4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.
5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.
6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи.
На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем
следующие варианты игр:
• игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
• игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий
и мелкий тазы и т. п.); • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к
кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв,
предметных картинок и т. п.;
• игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски,
стаканы, кувшины).
В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении,
лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность
самовыражения.
Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом
стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому
данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.
Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта,
поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период
используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.
Игры можно брать следующие:
« Где же наши ручки?» опустить руки в теплую воду и вынуть;
« Вылови игрушку» ситечком выловить из воды;
« Плавает – тонет» определение плавучести предметов;
« Достань со дна камешки» достают из воды цветные камешки;
« Фонтанчики» наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;
« Налей воду в бутылочку» наливают с помощью взрослого;
« Теплая – холодная» в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская
ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.
«Выжми губку» набирают губкой воду и сильно её отжимают
Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы
самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем
или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца.
Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать
как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности.
Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают
детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая
выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей дошкольного возраста
определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма. Для устранения этих
нарушений мы применяем криотерапию.
Криотерапия одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики,
заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на
нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении
деятельности сосудов первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным
расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что
значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается
питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы,
вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на
общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает
процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в
свою очередь влияет на развитие речи ребенка.
Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно
удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
Методика проведения криотерапии.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках»,
специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от
шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками,
можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в
замороженный кусочек льда.
На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 1012 часов без холодильника, в
обычном термосе.
Обычно игры со льдом очень нравятся детям.
Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:
1 этап – чередование теплых и холодных процедур.
Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени
продолжительности на 4 категории:
1 категория игр
Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 58
секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки»
2 категория игр Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время
взаимодействия со льдом увеличивается до 1015 секунд.
3 категория игр
Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и
холодом до 2530 секунд.
4 категория игр
Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и
манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.
2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.
После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной
лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях
педагога.
3 этап развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек,
шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по
качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);
развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.
С целью повышения эффективности коррекции выраженных речедвигательных нарушений
мы так же используем элементы методики искусственной локальной гипотермии
(криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные
аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6ти точкам:
1. у крыльев носа – 2 точки;
2. верхняя губа – 1 точка;
3. нижняя губа – 1 точка;
4. уголки губ – 2 точки.
Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая
продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 1520
ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу
для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности
артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной
работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие
по выработке новых речедвигательных навыков.
Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ.
При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях.
Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с
осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной
индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если
присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при
обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).
Дидактические игры и упражнения с водой и льдом:
1. «Разноцветные камушки». Цель: Закрепить понятия «гласный согласный»,
«твердый мягкий», и их цветовые обозначения
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного,
синего, зеленого. Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает
камушек нужного цвета. Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных,
мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета.
2. «Зашифруй слово». Цель: Формирование фонематического анализа.
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного,
синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать
звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней.
3. «Рыбка». Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и
звуковая дорожка ( ). Логопед называет звук местоположение, которого
необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок
слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или
конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума
«Достань игрушку». Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера».
Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть
заданный звук.
5. «Сколько слогов?». Цель: Развивать умение определять количество слогов в
заданном слове.
Ход игры: На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет
слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же
ракушек (камешков, «жемчужин»)
6. «Вылови букву». Цель: закрепление зрительного образа буквы
Ход игры: В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.
> Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву.
>Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог. >Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает
слово.
7. «Угадай букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической
дисграфии
Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично
закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно,
ребенок может ее достать. (усложнение составление и чтение слогов, слов)
7. «Составь букву, слово, слог». Цель: Закрепить зрительный образ буквы.
Профилактика оптической дисграфии. На дне аквариума (любой емкости с водой)
металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву,
или выложить заданную букву (слог, слово)
8. «Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через
соломинку на воду, создавая пузыри.
9. «Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи.
Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку,
рыбку по поверхности воды.
10. «Собери бусы». Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: собери в воде бусы.
11. «Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической
дисграфии.
Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками.
12. «Выложи слово». Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика
оптической дисграфии.
Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые.
Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне.
13. «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку.
14. «Угадай предмет». Цель: составление описательного рассказа о предмете
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки.
Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон).
15. «Рыбка» (ориентировка в пространстве). Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в
клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие
«Солнышко», непромокаемые фартуки.
Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию:
две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д.
16. «Жемчужины». Цель: упражнять в умении делить слова на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс),
непромокаемые фартуки.
Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в
слове слогов, столько и жемчужин.
17. «Камешки Марблс». Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоциональноволевой
сферы.
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки.
Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс.
18. «Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия,
величины,согласование числительного с существительным.
Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой
пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки.
Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.
Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым.
Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты
поймал?
19. «Пальчиковые игры». Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки.
Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде.
20. «Губка». Цель: развитие тактильных ощущений.
Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки
Ход игры: достань и выжми губку
21. «Непроливайки». Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в
другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка.
Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые
фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.
22. «Самомассаж рук массажными шариками». Цель: развитие мелкой моторики,
закрепление звукопроизношения в словах, предложениях.
Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки
Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый
звук и массирует ладошки массажными мячиками.
23. Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в
делении слов на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки.
Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук;
закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;
24. «Два озера». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки.
Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш].
25. «Водолаз». Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.
Оборудование ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки,
предметы с дифференцируемыми звуками.
26. «Придумай слово». Цель: формирование слоговой структуры слова.
Оборудование ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры: Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их
количеству придумывает слово.
27. «Исправь ошибку». Цель: формировать простые формы слогового анализа.
Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс.
Ход игры: Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует
количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек.
28. «Путешествие кораблика». Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных
глаголов наречий;
Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик,
ракушка, улитка и т.д.).
Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок
перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик?
Мимо чего проплывает кораблик? И т.д.
предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗЗА, У, ПЕРЕД;
приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ,
наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.
29. «Что случилось?». Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно –
следственную связь
Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.
Ход игры: в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения
(«Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).
30. «Расскажи сказку». Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок.
Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает
знакомые сказки.
31. «Придумай историю». Цель: развивать связную речь.
Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки.
Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или
придумывает историю.
32. «Весёлый язычок». Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом
Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные
движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.
Артикуляционные упражнения:
*«Лошадка» Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам,
«скакать» по воде.
*«Индюки» Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «блблбл», пальцами в
такт движениям языка двигать по воде.
*«Качели» Языком ритмично двигать вверхвниз, указательным пальцем ведущей руки в
такт движениям языка двигать по воде в том же направлении.
*«Часики» Языком ритмично двигать вправовлево, ладошками по дну бассейна в такт
движениям языка в том же направлении по воде. *«Накажи непослушный язычок» губами ритмично шлепать по высунутому языку со
звуком «ппп», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде.
33. «Прошагай по ракушкам». Цель: автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги.
Оборудование: ёмкость с водой, ракушки.
Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать
чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук.
34. «Кокофония». Цель: развитие голосоподачи.
Оборудование: ёмкость с водой.
Ход игры: пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде.
35. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай». Цель: развитие тактильных ощущений,
пересчёт предметов.
Оборудование: ёмкость с водой или со льдом.
Ход игры: предложить ребёнку с закрытыми глазами узнать игрушку
36. «Графический диктант». Цель: учить ориентироваться на плоскости. Профилактика
оптикопространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист на клеточки.
Ход игры: Педагог дает устные задания типа:
Положите красный камушек в центр листа. Синий в левый верхний угол, зеленый в
правый верхний угол, синий в правый нижний; зеленый в левый нижний.
В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших
воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много
эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во
время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной
динамики в коррекционной работе.
Список используемой литературы
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2е изд., РостовнаДону:
Феникс, 2009, 105с
2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. М.: Астрель,
2006, 223с.
3. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.
4. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная
физкультура с детьми 35лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно практическое пособие для логопедов и мед. работников. М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000, 32с.
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.