"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
Оценка 4.6

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
25.10.2017
"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
Подборка игр с водой и кусочками льда для коррекционной работы с детьми, имеющими различные отклонения интеллекта, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Помощь аква- и криотерапии в работе логопеда очень важна. Детям нравятся такие игры и они с удовольствием в них играют.
Применение аква.docx
Применение аква­ и криотерапии в коррекционно  – развивающей работе. Проблема развития ребенка с ограниченными возможностями знакома и педагогам и  родителям. Такие дети растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Им  свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему, снижение уровня эмоционально – волевой сферы и поэтому  эмоциональный контакт со   взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка часто не  возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения  общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по  словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу.      Указанные особенности  развития таких детей создают дополнительные трудности в выборе коррекционных  методик. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с  их трудностями в речевой и эмоционально – волевой  сфере, мы применили в своей  практике нетрадиционные методики, такие как акватерапию  и криотерапию. Одной из методик, обладающей большими ресурсами, является акватерапия.  Акватерапия  ­ один из самых приятных способов обучения. Это естественная и доступная для каждого  ребенка форма деятельности.  Акватерапию применяют в коррекционной работе с детьми,  имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность,  поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха  и зрения. Познавательная мотивация в ходе игр с водой достаточно высока по причине  использования нетрадиционных методов обучения, игрового материала и возможности  непосредственно действовать с ним. Организуя игры детей с водой, мы ставим следующие цели:  1. Стабилизация эмоционального фона.  2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.  3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.  4. Пополнение и обогащение активного и пассивного словаря.  5. Стимулирование сенсорно – перцептивной сферы.  6. Развитие навыков импрессивной и экспрессивной речи. На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используем  следующие варианты игр:  • игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);  • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий  и мелкий тазы и т. п.); • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к  кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв,  предметных картинок и т. п.;  • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски,  стаканы, кувшины). В ход игр используем психогимнастику, которая помогает преодолеть барьер в общении,  лучше понять себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность  самовыражения. Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом  стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста и поэтому  данную методику хорошо использовать при адаптации детей к детскому саду.       Ранее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех  человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта,  поэтому для стабилизации эмоционального состояния малышей в адаптационный период  используем теплые ванночки для рук как игровой и релаксационный метод.  Игры   можно брать следующие:  « Где же наши ручки?» ­ опустить руки в теплую воду и вынуть; « Вылови игрушку»  ­ ситечком выловить из воды; « Плавает – тонет» ­ определение плавучести предметов; « Достань со дна камешки» ­ достают из воды цветные камешки; « Фонтанчики» ­ наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек; « Налей воду в бутылочку» ­ наливают с помощью взрослого; « Теплая – холодная» ­ в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная. «Выжми губку» ­ набирают губкой воду и сильно её отжимают Для осушения рук детям предлагаем поиграть волшебными салфетками, включая элементы самомассажа: поглаживание, растирание, вибрация – поколачивание указательным пальцем  или кулачком по другой ладони, вытягивание каждого пальца. Метод акватерапии можно проводить как утреннее, так и в вечернее время, использовать  как часть непосредственно образовательной деятельности, так и в свободной деятельности. Игры с водой создают у детей радостное настроение, повышают жизненный тонус, дают  детям массу приятных и полезных впечатлений, переживаний и знаний. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая  выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей дошкольного  возраста  определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.  Для устранения этих  нарушений мы применяем криотерапию. Криотерапия ­ одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики,  заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на  нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении  деятельности сосудов ­ первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным  расширением (от холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление), что  значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается  питание тканей, импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы,  вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.  Это оказывает влияние, как на  общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой и, как следствие, улучшает  процесс овладения графикой письма, а параллельно и артикуляционной моторики, что в  свою очередь влияет на развитие речи ребенка. Проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно  удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения. Методика проведения криотерапии. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках»,  специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от  шоколадных конфет. Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками,  можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в  замороженный кусочек льда. На заметку! Лед, заготовленный заранее, можно хранить 10­12 часов без холодильника, в  обычном термосе.   Обычно игры со льдом очень нравятся детям. Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов: 1 этап – чередование теплых и холодных процедур. Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени  продолжительности на 4 категории: 1 категория игр Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5­8  секунд; «Тает льдинка»; «Пересчитай камешки» 2 категория игр Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда «Выложи узор». Время  взаимодействия со льдом увеличивается до 10­15 секунд. 3 категория игр Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и  холодом до 25­30 секунд. 4 категория игр Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и  манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд. 2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой. После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной  лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях  педагога. 3 этап ­ развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек,  шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по  качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак);  развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом. С целью повышения эффективности  коррекции выраженных речедвигательных нарушений  мы так же используем элементы  методики искусственной локальной гипотермии  (криотерапия). Метод заключается в следующем: прикладываем поочередно ледяные  аппликации на мышцы речедвигательного аппарата – по контуру губ по 6­ти точкам: 1. у крыльев носа – 2 точки; 2. верхняя губа – 1 точка; 3. нижняя губа – 1 точка; 4. уголки губ – 2 точки. Одномоментное наложение льда на одну из зон криовоздействия от 5 до 30 сек. Общая  продолжительность во время одного сеанса от 2 до 7 мин. Курс состоит из 15­20  ежедневных сеансов. Искусственная локальная гипотермия создает функциональную базу  для обеспечения перехода на более высокий уровень двигательной активности  артикуляционных мышц и возможность для оптимальной целенаправленной коррекционной работы в развитии активной речи. Сразу же после сеанса криотерапии проводится занятие  по выработке новых речедвигательных навыков. Рис.1. Схема расположения активных точек в области губ. При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях.  Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с  осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной  индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если  присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при  обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др). Дидактические игры и упражнения с водой и льдом: 1. «Разноцветные камушки».  Цель: Закрепить понятия «гласный­ согласный»,  «твердый­ мягкий», и их цветовые обозначения Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов, красного,  синего, зеленого.  Логопед называет звук, ребенок дает характеристику звука и достает  камушек нужного цвета.   Варианты игр: Определи сколько гласных (Твердых согласных,  мягких согласных) в слове и достань столько же камней нужного цвета. 2. «Зашифруй слово».   Цель: Формирование фонематического анализа.   Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) камушки трех цветов: красного,  синего, зеленого. Логопед показывает картинку (называет слово) и предлагает сделать  звуковой анализ на дне аквариума из цветных камней. 3. «Рыбка».  Цель: Развивать умение находить место заданного звука в слове Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) «рыбка» (дельфин, краб и т.д.)и  звуковая дорожка (              ).     Логопед называет звук местоположение, которого  необходимо определить в названных словах. Затем логопед произносит слово, ребенок  слушает слова, определяет местоположение заданного звука в слове (начало, середина или  конец слова) и ставит «рыбку» на звуковую линейку на дне аквариума  «Достань игрушку». Цель: Развивать умение определять наличие, заданного звука в слове Ход игры: На дне аквариума (любой емкости с водой) мелкие игрушки от «Киндера».  Логопед называет звук и просит ребенка найти и достать игрушку, в названии которой есть  заданный звук. 5. «Сколько слогов?».  Цель: Развивать умение определять количество слогов в  заданном слове. Ход игры:  На дне емкости с водой ракушки (камешки, «жемчужины»). Логопед называет  слово, предлагает определить количество слогов в заданном слове и достать столько же  ракушек (камешков, «жемчужин») 6. «Вылови букву».  Цель: закрепление зрительного образа буквы Ход игры:   В аквариум (любой емкости с водой) плавают пластмассовые буквы алфавита.  > Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. >Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает слог. >Ребенок ситечком (рукой) вылавливает и называет букву. Составляет и прочитывает  слово. 7. «Угадай букву».  Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической  дисграфии Ход игры:  На дне аквариума (любой емкости с водой) пластиковые буквы частично  закопанные в грунт. Ребенок должен узнать и назвать букву. Если буква названа правильно,  ребенок может ее достать. (усложнение­ составление и чтение слогов, слов) 7. «Составь букву, слово, слог». Цель: Закрепить зрительный образ буквы.  Профилактика оптической дисграфии.   На дне аквариума (любой емкости с водой)  металлические счетные палочки. Ребенку предлагается выложить и назвать букву,  или выложить заданную букву (слог, слово) 8. «Буря». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи. Ребёнок дует через  соломинку на воду, создавая пузыри. 9. «Морская прогулка». Цель: выработка длительной сильной воздушной струи.  Воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку,  рыбку по поверхности воды. 10. «Собери бусы».  Цель: развитие мелкой моторики. Ход игры: собери в воде бусы. 11. «Выложи букву». Цель: Закрепить зрительный образ буквы. Профилактика оптической  дисграфии. Ход игры: выложи на дне емкости буквы металлическими палочками. 12. «Выложи слово».  Цель: Закрепить умение складывать слоги в слова. Профилактика  оптической дисграфии. Оборудование: ёмкость с водой, буквы пластмассовые. Ход игры: выложи на дне емкости слово из букв, которые находятся на дне. 13.  «Достань игрушку, скажи какая она» Цель: формирование словаря прилагательных Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань круглую, легкую, железную, большую, узкую и т.д. игрушку. 14.  «Угадай предмет». Цель: составление описательного рассказа о предмете  Оборудование: ёмкость с водой, игрушки, непромокаемые фартуки. Ход игры: достань овальный, желтый, пластмассовый фрукт (лимон). 15.  «Рыбка» (ориентировка в пространстве). Оборудование: ёмкость с водой, стеклянные рыбки (марблс), заламинированный шаблон в  клетку (на формате А4 начертаны квадраты 5Х5 в равном количестве) или пособие  «Солнышко», непромокаемые фартуки. Ход игры: просим ребенка пройти помочь рыбке найти нужный квадрат. Даем инструкцию:  две клетки вверх; 1 клетку влево; 3вниз и 4 вправо и т.д. 16. «Жемчужины». Цель: упражнять в умении делить слова на слоги. Оборудование: ёмкость с водой или со льдом, жемчужинки (камушки белые марблс),  непромокаемые фартуки. Ход игры: Сколько в слове слогов? Достань такое же количество жемчужин. Сколько в  слове слогов, столько и жемчужин. 17.  «Камешки Марблс». Цель: развивать фантазию, стабилизация эмоционально­волевой  сферы.  Оборудование: ёмкость с водой, марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи рисунок из камушков марблс. 18. «Рыбацкие сети» Цель: закрепление математического счета, цветовосприятия,  величины,согласование числительного с существительным. Оборудование: ёмкость с водой, марблс, сеть (обычная сетка от любой новой  пластмассовой игрушки), непромокаемые фартуки. Ход игры: Поймай в сеть побольше рыбок. Молодец. А давай теперь их посчитаем.  Усложнение: А теперь давай разложим их по цветам: красные к красным, белые к белым.  Сколько белых рыбок у нас. Давай их посчитаем. Каких рыбок больше, а каких меньше ты  поймал? 19.  «Пальчиковые игры». Цель: развитие мелкой моторики. Оборудование: ёмкость с водой, непромокаемые фартуки. Ход игры: проводим пальчиковые игры в воде. 20. «Губка».  Цель: развитие  тактильных ощущений. Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки Ход игры: достань и выжми губку 21.  «Непроливайки». Цель: упражнять в умении переливать жидкость из одного сосуда в  другой, не разлив ее по столу и не облив ею себя, формирование жизненного навыка. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые  фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина. 22. «Самомассаж рук массажными шариками». Цель: развитие мелкой моторики,  закрепление звукопроизношения  в словах, предложениях. Оборудование: ёмкость с водой, массажные мячики, непромокаемые фартуки Ход игры: ребёнок проговаривает слова, скороговорки, чистоговорки на закрепляемый  звук и массирует ладошки массажными мячиками. 23. Игровое пособие «Солнышко». Цель: закрепление звуков в словах, упражнение в  делении слов на слоги. Оборудование: ёмкость с водой, или с кубиками льда; цветные камешки. Ход игр: закрыть цветными камешками картинки в названии которых есть заданный звук;  закрыть картинки в названии которых 1, 2, 3,4 слога;  24. «Два озера».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки на заданные звуки. Ход игры: в одно озеро надо опустить игрушки со звуком [С], а в другой – со звуком [Ш]. 25. «Водолаз».  Цель: закрепление умения дифференцировать смешиваемые звуки.  Оборудование ёмкость с водой или со льдом.  Ход игры: Со дна таза ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки,  предметы с дифференцируемыми звуками. 26. «Придумай слово».  Цель: формирование слоговой структуры слова. Оборудование ёмкость с водой или со льдом. Ход игры:   Ребенок бросает в воду заданное количество камешков, а затем по их  количеству придумывает слово. 27. «Исправь ошибку».  Цель: формировать простые формы слогового анализа.  Оборудование: ёмкость с водой, камешки Марблс. Ход игры:  Логопед бросает в воду ошибочное количество камешков. Ребенок анализирует  количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишний камешек. 28. «Путешествие кораблика».  Цель: упражнять в употреблении предлогов; приставочных  глаголов наречий; Оборудование: ёмкость с водой, кораблик, предметы для путешествия (каменный домик,  ракушка, улитка и т.д.). Ход игры: педагог предлагает отправиться в путешествие вместе с корабликом. Ребёнок  перемещает кораблик от предмета к предмету и проговаривает где находится кораблик, если ребёнок затрудняется то педагог задаёт наводящие вопросы. От чего оплыл кораблик? Мимо чего проплывает кораблик? И т.д. ­ предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ­ЗА, У, ПЕРЕД; ­ приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ­ наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО. 29. «Что случилось?».  Цель: развивать связную речь, уметь устанавливать причинно –  следственную связь Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки. Ход игры:  в играх с водой ребенок составляет сложноподчиненные предложения  («Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»). 30. «Расскажи сказку».  Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, игрушки персонажей знакомых сказок. Ход игры: используя плавающие изображения героев сказок, ребенок пересказывает  знакомые сказки. 31. «Придумай историю».   Цель: развивать связную речь. Оборудование: ёмкость с водой, разные игрушки. Ход игры: используя игрушки по выбору, ребенок рассказывает реальный случай или  придумывает историю. 32. «Весёлый язычок».  Цель: развитие артикуляционной моторики. Оборудование: ёмкость с водой, или со льдом Ход игры: педагог предлагает ребёнку поиграть с язычком; выполнять артикуляционные  движения одновременно выполняя движения рук в воде или в ёмкости со льдом.    Артикуляционные упражнения: *«Лошадка» ­ Щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам,  «скакать» по воде. *«Индюки» ­ Языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл­бл­бл», пальцами в  такт движениям языка двигать по воде. *«Качели» ­ Языком ритмично двигать вверх­вниз, указательным пальцем ведущей руки в  такт движениям языка двигать по воде в том же направлении. *«Часики» ­ Языком ритмично двигать вправо­влево, ладошками по дну бассейна в такт  движениям языка в том же направлении по воде. *«Накажи непослушный язычок» ­ губами ритмично шлепать по высунутому языку со  звуком «п­п­п», ладонью ведущей руки легко похлопывать по воде. 33. «Прошагай по ракушкам».  Цель:  автоматизация звуков в слове; деление слов на слоги. Оборудование: ёмкость с водой, ракушки. Ход игры: предлагаем ребёнку шагать по ракушкам и при этом проговаривать  чистоговорку, скороговорки; делим слова на слоги; придумать слова на заданный звук. 34. «Кокофония».  Цель: развитие голосоподачи. Оборудование: ёмкость с водой. Ход игры:  пропевание гласных с одновременным рисованием пальчиками на воде. 35. «Найди на ощупь», «Найди и пересчитай».   Цель: развитие тактильных ощущений,  пересчёт предметов. Оборудование: ёмкость с водой или со льдом. Ход игры: предложить ребёнку  с закрытыми глазами узнать игрушку 36. «Графический диктант».  Цель:  учить ориентироваться на плоскости. Профилактика  оптико­пространственных нарушений. Развитие мелкой моторики рук. Оборудование: аквариум с водой, заламинированный разлинованный лист  на клеточки. Ход игры: Педагог дает устные задания типа: Положите красный камушек в центр листа. Синий ­ в левый верхний угол, зеленый ­ в  правый верхний угол, синий ­ в правый нижний; зеленый ­ в левый нижний. В заключение можно сказать, что игры с водой и со льдом вызывают у наших  воспитанников радостное настроение, поднимают жизненный тонус, дают ребятам много  эмоционально ярких впечатлений, переживаний. Все знания, которые дети получают во  время игры, усваиваются гораздо быстрее и проще, и способствуют положительной  динамики в коррекционной работе. Список используемой литературы 1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии 2­е изд., ­Ростов­на­Дону:  Феникс, 2009, ­105с  2. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. ­М.: Астрель,  2006, ­223с. 3. Баранов А.Ю., Кидалов В.Н. Лечение холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с. 4. Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная  физкультура с детьми 3­5лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно ­ практическое пособие для логопедов и мед. работников.­ М.:  «Издательство ГНОМ и Д», 2000, ­32с.

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".

"Аква и криотерапия в коррекционно-развивающей работе".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2017