Широко
улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать такое положение 5 -7 сек.
Спокойный широкий язык
лежит на нижней губе при открытом рте.
![]() |
Широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу. Передними зубами слегка покусывать язычок: та –та -та, губами: пя–пя-пя.
Широко открыть рот,
улыбнуться, показать зубы. Кончиком языка упереться в нижние зубы. Удерживать
такое положение 5 - 7 сек.
Широкий плоский кончик языка между
губами. Резко подуть на два («свечку»). Направлять воздушную струю на кончик
языка, при этом щёки не должны надуваться.
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «дудочку».
Широко
открыть рот, как можно дольше разведя уголки губ. Язык лежит во рту спокойно и
неподвижно.
С.А.Моргунова, А.Ю.Никитина
Ну-ка, звуки, встаньте в ряд!
Звук [С] – играем и закрепляем
Альбом упражнений для детей 5-7 лет
с речевыми нарушениями
Занятие 1.
1. Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на
бусы. Догадайся, какие упражнения надо выполнить.
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
2. Пальчиковая гимнастика.
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
Артикуляция звука С
3. «Насос» - изолированное произношение звука С.
Произноси звук четко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по звуковой дорожке.
4. Повтори слоги, цепочки слогов (можно с движением пальцев рук, как игра на пианино)
5. Назови картинки (слева – направо, сверху – вниз)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Посчитай от 1 до 5.
1 2 3 4 5
8. Повтори чистоговорку.
СА – СА – СА - У Сони сад У
СА – СА –СА - в
саду оса
СУ– СУ – СУ – Соня видит осу
СО – СО – СО – оса пьёт сок
СЫ – СЫ – СЫ – у осы усы У
9. Повтори слова со звука С в начале слова:
Соня, оса, сад, сапоги, усы, сумка, нос, сок, сова, собака, посуда, ананас, санки, самолет.
Занятие 2.
1.Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на
бусы. Догадайся, какие упражнения надо выполнить.
![]() |
|||||||||
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
2. Кинезиологическое упражнение «Зайчик – коза – вилка»
«Зайчик» --- «Коза» --- «Вилка»
3. «Звуковая дорожка» - изолированное произношение звука С длительно, отрывисто
![]() |
4. «Поезд едет – колеса стучат». Произнеси выделенный слог дольше и громче (с ударением).
СА СА … СОСО… СУСУ… СЫСЫ…
САСА … СОСО… СУСУ… СЫСЫ…
СА СА СА… СОСОСО … СУСУСУ… СЫСЫСЫ…
САСУ… СУСЫ… СЫСА… СУСО…
САСУ… СУСЫ… СЫСА… СУСО…
САСАСУ… СУСУСЫ… СЫСЫСА… СУСУСО…
5.Раскрась картинки, в названии которых есть звук С. Назвать эти картинки, четко произнося звук С. Определи место звука С в словах.
Картинки: сумка, автобус, утюг, оса, батон, , сова, дом, санки, бусы.
6.Подбери подходящий предмет к признаку. Проговорить словосочетание целиком.
Модная …(сумка)
Новый …(автобус)
Умная… (сова)
Усатая …(оса)
Высокие …(санки)
Мамины …(бусы)
7.Отгадай загадки.
Все лето стояли, зимы ожидали. На дне, где тихо и темно
Дождались поры – помчались с горы. Лежит усатое бревно.
(санки) (сом)
8.Изменяй предложения
Я еду на санках. Он… Она…Мы… Вы… Они…
Я сумею поймать сома.
9.Выучить чистоговорки. Проговаривать в умеренном темпе 5-7 раз.
Занятие 3.
1.Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на
бусы. Догадайся, какие упражнения надо выполнить.
![]() |
|||||||||
![]() |
![]() |
||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
2. Произноси длительно звук С.
3. Артикуляция звука С.
4. Обведи по контуру букву С. Выполни штриховку буквы С.
5.Повтори слоги, слоговые цепочки
СА АСА СА – АСА АСА – СА
СО ОСО СО – ОСО ОСО – СО
СУ УСУ СУ – УСУ УСУ – СУ
СЫ ЫСЫ СЫ – ЫСЫ ЫСЫ- СЫ
6.Замени первый звук в слове на звук С. Какое новое слово получилось?
Бок - … мода - …
Дом - … Тоня - …
Кон - … мытый - …
7.Назови картинки со звуком С. Составь предложение по схеме.
8.Проговаривай фразы.
9.Проговаривать и учить чистоговорку.
Что забыл нарисовать художник на картинке? Дорисуй
Занятие 4.
1.Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на
бусы. Догадайся, какие упражнения надо выполнить.
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
|||||||
2. Су-Джок терапия.
· Катать Су-Джок мячик по ладони правой руки по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Эти же движения сделать на левой ладони.
· Катать Су-Джок мячик по тыльной стороне правой руки по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Эти же движения сделать по тыльной стороне левой руки.
· Сжимать Су-Джок мячик подушечками пальцев на правой руке, затем на левой руке под счет от 1 до 5.
· Су-Джок в левой руке. Катать от запястья по каждому пальцу правой руки вперед-назад. Затем те же движения на левой руке.
3. «Молоточек». Повтори ритм, который отстучит взрослый на слоге СА (СО, СУ, СЫ, СЭ).
Пример: 1 – 2 – са – саса.
Ритмы: 2 - 1, 2 - 2, 1 – 3, 3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т.д.
4. Назови картинки. Определи место звука С в названиях картинок (начало, середина или конец слова) и укажи его на каждой схеме кружком синего цвета.
4.Пересказ рассказа
Совёнок
Соня и Саня были в лесу. Соня и Саня увидели на высокой сосне совенка. Ах! Совенок свалился с высокой сосны и упал в кусты. Сова стала искать совенка. Сова увидела совенка в кустах. Саня видели, как сова помогла совенку подняться в дупло.
и
.
.
и упал
.
стала искать
.
.
.
· Перескажи текст с опорой на серию картинок и вопросы
1.Где были Соня и Саня? 4.Кто стал искать совенка?
2.Кого дети увидели на высокой сосне? 5. Где сова увидела совенка?
3.Что случилось с совенком? 6. Что видели Соня и Саня?
· Со словосочетаниями и словами я, ты, он, она, мы, вы, они составь предложения по образцу.
Образец: Искать совенка. – Я буду искать совенка. Он будет искать……
искать совенка искать совенка в кустах
я __________________________ ___________________________ он _________________________ ___________________________ она ________________________ ___________________________ мы ________________________ ___________________________ вы _________________________ ___________________________
они ________________________ ____________________________
· Замени число ОДИН числами ДВА (ПЯТЬ) и правильно произнеси предложения:
Одна сова сидит на сосне. Один совенок свалился с сосны.
Один совенок сидит в кустах. Одна сова смотрит по сторонам.
· Закончи предложения:
У совы совенок. У совы совята.
Сова смотрит на … (совенка). Сова смотрит на … (совят).
Сова любуется своим … (совенком). Сова любуется своими … (совятами).
Сова несёт еду … (совенку). Сова несёт еду … (совятам).
Сове снится сон о … (совенке). Сове снится сон о … (совятах).
Занятие 5.
1.Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на
бусы. Догадайся, какие упражнения надо выполнить.
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
2. Кинезиологическое упражнение «Лезгинка».
Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
3. Раскрась букву С синим цветом. Собери слоги
А У О И
Э Ы
4. Назови картинки: нос, лес, кактус, фикус, кокос, поднос, автобус, ананас, компас
|
|
|
|||
|
|
|
|||
|
|
|
5. Посчитай от 1 до 5 и обратно (кокос, компас, автобус)
1 2 3 4 5
6.«Рифмушки». Назови картинки в столбиках: нос, глобус, квас, кокос, сок; автобус, ананас, пылесос, поясок, поднос. Подбери слова в рифму. Покажи правильные варианты линиями.
Пример: квас - ананас
7.Расскажи по картинкам стихотворение «Художники»
Соня рисует
Стас рисует
Соня рисует
Стас рисует
Соня рисует
Стас рисует
Соня рисует
Стас рисует
Соня рисует
Стас рисует
8. Изменяй предложения
Я буду садить кокос и ананас. Он… Она… Мы… Вы… Они…
Я буду ставить ананасовый сок на поднос.
Я сумею сам сойти вниз.
Я возьму компас в лес.
9.Повторить только слова со звуком С в конце слова: судак, минус, висок, поднос, доска, теннис, тесто, сутки, укус, кумыс, стоп, вкус, кокос.
Занятие 6.
1.Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на
бусы. Догадайся, какие упражнения надо выполнить.
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
2.Добавь недостающий звук С в начало или конец слова и произнеси слово правильно: ...овок, коко…, автобу…, какту…, …амокат, …камейка, компа…, …такан, деликате… .
3.Повтори
слоги
СКА СТА СМА СВА СПА СНА
СКО СТО СМО СВО СПА СНА
СКУ СТУ СМУ СВУ СПУ СНУ
СКИ СТЫ СМЫ СВЫ СПЫ СНЫ
4. Что нарисовано на картинках? (стакан, скамейка, стол, спутник)
Дорисуй вторые половинки предметов и раскрась их.
5.Подобрать слова – признаки, противоположные по значению. Повторить словосочетания целиком.
Полный стакан - … (Пустой стакан)
Ширкий стол – …(Узкий стол)
Новый спутник- … (Старый спутник)
Низкая скамейка - …(Высокая скамейка)
6.Составь рисунок из счетных палочек (скамейка)
7. Послушай, а затем перескажи историю о девочке Соне и её папе. Пронумеруй картинки в нужном порядке. Придумай название рассказу. Подробно объясни, почему папа спилит сосну.
У Сони в саду стоит высокая сосна. Сосна совсем сухая. Сонин папа спилит сухую сосну. Без сосны в саду станет светлее. Светлее станет и в Сонином доме. Из сосны Сонин папа напилит несколько досок. Из досок выйдет новая скамейка.
8.Назвать, какие предметы, если они сделаны из …
Скамейка из сосны - … (Сосновая скамейка)
Скамейка из пластика - … (Пластиковая скамейка)
Скамейка из стали - … (Стальная скамейка)
Скамейка из снега - … (Снежная скамейка)
Скамейка из хрусталя - … (Хрустальная скамейка)
9. Измени предложение
Я сколочу высокую скамейку из сосновых досок.
Мы…Вы… Он… Она… Они…
Занятие 7.
1.Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на
бусы. Догадайся, какие упражнения надо выполнить.
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
2.Проведи непрерывные линии по пунктиру одновременно двумя руками
3. Рассмотри схемы слов. Найди и зачеркни в каждой рамке не подходящую к схеме картинку.
|
сумка оса собака
|
кактус диск компас
|
мост стакан каска
4.Стаканы
Посчитай сколько стаканов со сливовым соком, а сколько пустых. Например: один стакан со сливовым соком, два стакана со сливовым соком … и т.д., Один пустой стакан, два пустых стакана … и т.д.
5.Игра «Один – много». Измени слова
Вкусный суп - вкусные супы
Вкусный кекс - … Сухой стакан - …
Пустой стакан - …. Низкая статуя - …
Высокая скамейка - … Пустой стадион - …
Высокая сосна - … Усатый студент - …
Свободная ступенька - … Узкий мост - …
6. Дорисуй мост. Нарисуй на мосту автобус, под мостом: рельсы и поезд, над мостом – самолёт, слева от моста – куст, справа от моста – светофор. Проговори всё, что ты нарисовал.
7. В лесу (пересказ по сюжетной картинке)
Рассмотри картинку, послушай внимательно рассказ и перескажи его.
За мостом лес, в лесу стоит высокая сосна. На сосне сухой сук, на суку спит сова. Слева от сосны куст, за кустом стоит лиса. Лиса не сводит глаз с совы.
8. Прочитай (повтори) стихотворение. Найди в нем слова – родственники слова ЛИСА.
У лисы, у лисоньки пятеро лисят.
Все лисятки с мамою пошалить хотят.
Хвост пушистый лисий симпатичен им:
«Мы такой же хвостик с шубкою хотим!»
Пальчиковая
гимнастика
«Коза»
- выпрямить указательный палец и мизинец,
большой палец держит согнутые средний и безымянный
пальцы. Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
«Зайчик»
- выпрямить вверх указательный и средний
пальцы, а кончики выпрямленных безымянного пальца и
мизинца соединить с кончиком большого пальца.
«Кошка»
- выпрямить вверх указательный палец и
мизинец, а кончики выпрямленных среднего и
указательного пальцев соединить с кончиком большого
пальца.
Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
«Мышка» - сделать «Кошку», указательный палец и
Мизинец сильно согнуть, подведя их к среднему и
Безымянному пальцам.
Делать это правой, левой рукой и обеими руками.
«Лошадь скачет» - вытянуть средний палец, остальные
Пальцы «скачут» по столу, цокать при этом языком.
Предисловие
Уважаемые взрослые!
В ваших руках один из альбомов по закреплению произношения звуков. В данном альбоме представлены опорные планы - конспекты занятий по автоматизации звука С. Материал подобран на основе дидактических принципов доступности и наглядности. Он может быть использован в работе с детьми в возрасте от 5 до 7 лет.
Представленная система работы направлена на формирование артикуляционной и мелкой моторики. Параллельно с работой над звукопроизношением осуществляется развитие навыков звукобуквенного анализа, что позволяет сделать процесс автоматизации более осознанным:
- определение наличия заданного звука в слове;
- определение позиции заданного звука в слове;
- находить слова, не подходящие к предложенным звуковым схемам;
- соотносить звук с буквой.
Кинезиологические упражнения, способствующие улучшению межполушарного взаимодействия, являются основой развития интеллекта. В процессе коррекционной работы по альбому у детей также активизируется словарный запас, улучшается грамматический строй речи, развиваются связная речь, дикция. Частая повторяемость видов работ на различном речевом материале поможет прочно закрепить формируемые у детей навыки.
Многие задания способствуют развитию основных психических функций (внимания, памяти, воображения, логического мышления и графических навыков).
Надеемся, что предложенные нами конспекты помогут сделать процесс автоматизации и речевого развития в целом эффективным и результативным.
Предисловие
Уважаемые взрослые!
В ваших руках один из альбомов по закреплению произношения звуков. В данном альбоме представлены опорные планы - конспекты занятий по автоматизации звука С. Материал подобран на основе дидактических принципов доступности и наглядности. Он может быть использован в работе с детьми в возрасте от 5 до 7 лет.
Представленная система работы направлена на формирование артикуляционной и мелкой моторики. Параллельно с работой над звукопроизношением осуществляется развитие навыков звукобуквенного анализа, что позволяет сделать процесс автоматизации более осознанным:
- определение наличия заданного звука в слове;
- определение позиции заданного звука в слове;
- находить слова, не подходящие к предложенным звуковым схемам;
- соотносить звук с буквой.
Кинезиологические упражнения, способствующие улучшению межполушарного взаимодействия, являются основой развития интеллекта. В процессе коррекционной работы по альбому у детей также активизируется словарный запас, улучшается грамматический строй речи, развиваются связная речь, дикция. Частая повторяемость видов работ на различном речевом материале поможет прочно закрепить формируемые у детей навыки.
Многие задания способствуют развитию основных психических функций (внимания, памяти, воображения, логического мышления и графических навыков).
Надеемся, что предложенные нами конспекты помогут сделать процесс автоматизации и речевого развития в целом эффективным и результативным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.