Широко улыбнуться, показать сжатые зубы. Удерживать такое положение 5 -7 сек.
Спокойный широкий язык лежит на нижней губе при открытом рте.
Широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык). Повторить 3-5 раз.
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края. Удерживать такое положение 5 -7 сек.
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Открыть рот, высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх. Подуть в «дудочку».
Рот открыть Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!
Открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой маляра, проводить от верхних резцов до мягкого нёба, производя движения вперёд – назад.
Положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком Ф, задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками. Щеки не должны надуваться.
Помидоры – толстячки (надуть щёки), огурцы – худышки (втянуть щёки).
«Почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева – направо, сверху – вниз). Нижняя челюсть неподвижна.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа.
Открыть рот. Язык сделать узким (напрячь). Узкий язык выдвинуть далеко вперед, а затем убрать вглубь рта.
3
Предисловие
Уважаемые взрослые!
В ваших руках один из альбомов по закреплению произношения звуков. В данном альбоме представлены опорные планы - конспекты занятий по автоматизации звука Ш. Материал подобран на основе дидактических принципов доступности и наглядности. Он может быть использован в работе с детьми в возрасте от 5 до 7 лет.
Представленная система работы направлена на формирование артикуляционной и мелкой моторики. Параллельно с работой над звукопроизношением осуществляется развитие навыков звукобуквенного анализа, что позволяет сделать процесс автоматизации более осознанным:
- определение наличия заданного звука в слове;
- определение позиции заданного звука в слове;
- находить слова, не подходящие к предложенным звуковым схемам;
- соотносить звук с буквой.
Кинезиологические упражнения, способствующие улучшению межполушарного взаимодействия, являются основой развития интеллекта. В процессе коррекционной работы по альбому у детей также активизируется словарный запас, улучшается грамматический строй речи, развиваются связная речь, дикция. Частая повторяемость видов работ на различном речевом материале поможет прочно закрепить формируемые у детей навыки.
Многие задания способствуют развитию основных психических функций (внимания, памяти, воображения, логического мышления и графических навыков).
Надеемся, что предложенные нами конспекты помогут сделать процесс автоматизации и речевого развития в целом эффективным и результативным.
С.А.Моргунова, А.Ю.Никитина
Ну-ка, звуки, встаньте в ряд!
Звук [Ш] – играем и закрепляем
Альбом упражнений для детей 5-7 лет
с речевыми нарушениями
Занятие 1.
1. Артикуляционная гимнастика.
Артикуляция звука Ш
2. «Змея шипит» - изолированное произношение звука Ш.
Произноси звук четко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по звуковой дорожке.
3. Пальчиковая гимнастика
ЗМЕЙКА
Посмотрите-ка, друзья, |
Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". |
По дивану, по коврам |
Медленно вращаем кистью руки. |
Хоть и нет у змейки ножек, |
Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). |
Нет у этой змейки глаз |
Пальцы вновь сомкнуты в щепоть. Крутим
кистью руки (как бы оглядываясь). |
А ребёночка за нос. |
Волнообразные движения рукой. |
4.Собери слоги
Ш_____________________А
Ш_____________________О
Ш_____________________У
Ш____________________Ы
Ш____________________Э
5.Назови картинки (слева – направо, сверху – вниз)
|
||
6. «Жадина» - назовите картинки со словами мой,моя,мои.
Составьте словосочетания по образцу: моя шапка…
7.Посчитай от 1 до 5.
1 2 3 4 5
8.Изменяй предложения
Я мою шею. Он…Она… Они… Мы… Вы…
Я надену шубу и шапку.
Я покупаю шампунь.
Я нюхаю шиповник.
9. Повтори слова со звука Ш в начале слова: шапка, кошка, шуба, шина, машина, гуашь, шахматы, шампунь, афиша, шиповник.
Занятие 2.
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Кинезиологическое упражнение «Фонарики»
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойди!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
«Фонарики зажглись» – пальцы выпрямить. Фонарики погасли – пальцы сжать в кулак.
«Фонарик погас – фонарик зажѐгся» - пальцы одной руки сжаты, а другой выпрямлены. Поменять положение рук.
3. «Змея шипит»- изолированное произношение звука Ш.
Произноси звук четко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по звуковой дорожке.
4. «Хлопни в ладоши»
Объясните ребенку, что он должен хлопнуть в ладоши, если услышит, как шипит змея (звук Ш). После этого, начинайте четко произносить звуки. А ребенок должен хлопнуть в ладоши, как только услышит нужный звук.
Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С и т.д.
5. Раскрась букву Ш синим цветом. Повтори слоги.
6. «Поезд едет – колёса стучат».
Выполни слоговые упражнения. Повтори ритм на слоге ША (ШО, ШУ, ШИ).
Пример: 1 – 2 – ША – ШАША
Ритмы: 2 – 1, 2 – 2, 1 – 3, 3 – 1, 1 – 1 – 2, 1 – 2 – 1, 2 – 3 и т.д.
7. «Зашифрованные картинки».
Каждому предметы соответствует определенная геометрическая фигура. Назови цепочки зашифрованных слов, используя таблицу (слева – направо, сверху – вниз)
|
|||
|
|
|
|
8.Изменяй слова по образцу.
Шея шеи много шей
Шапка шапки много шапок
шампунь шампуни много шампуней
шуба шубы много шуб
шина шины много шин
9.Закончи проедложение по образцу.
Пример : платок на шею – шейный платок
Завод шин - …
Доска для шахмат - …
Суп из шампиньонов - …
Рассказ с шутками - …
10.Повтори предложения.
На шахте шумно. На шиповнике шипы.
У мамы новая шапка. Кто-то шипит под шиповником.
Мама будет шить шубу. Шут выдумывает шутки.
Папа купит шахматы и шайбу. Шеф не любит шума и шуток.
11.Подбери картинки на слог.
Прочитай слог. Найди картинки, названия которых начинаются на этот слог. Назови эти картинки. Сколько стрелок идёт от слога, столько и картинок начинается на данный слог.
ША ШУ ШИ
Картинки: шина, шахматы, шуба, шиповник, шут, шапка, шайба.
Занятие 3.
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Кинезиологическое упражнение «Колечки». Поочерѐдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.
3. «Змея шипит»- изолированное произношение звука Ш.
Произноси звук четко и длительно: столько, сколько ведёшь карандашом по звуковой дорожке.
4. Повтори слоги и цепочки слогов
АША ША – АША АША - ША
ОШО ШО- ОШО ОШО - ШО
УШУ ШУ – УШУ УШУ - ШУ
ИШИ ШИ – ИШИ ИШИ - ШИ
ЭШЕ ШЕ - ЭШЕ ЭШЕ – ШЕ
5.Назови картинки (слева – напрово, сверху – вниз):
уши, мыши, каша, камыши, машина, вишенка, кувшин, мешок, афиша.
|
|
|
|
|
6. «Посчитай от 1 до 5 и обратно»
1 2 3 4 5
7.Развитие фонематического слуха.
Повтори только имена со звуком Ш: Соня, Миша, Костя, Маша, Наташа, Дима, Денис, Даша, Вася, Паша, Ваня, Гоша, Зина, Сеня, Света, Саша.
8. «Чьи игрушки?» Это Даша, Паша, Маша, Миша, Наташа. Они очень любят играть. Назови их игрушки и расскажи, чьи они.
Например: У Наташи петушок. Это Наташин петушок.
9. Выучи чистоговорку. Обведи по точкам и раскрась картинку.
10.
Занятие 4.
1.Артикуляционная гимнастика.
2. «Звуковая дорожка» - изолированное произношение звука Ш длительно, коротко, отрывисто.
3. Повтори слоги по столбикам и строчкам
ШТА ШПА ШКА ШМА ШНА ШВА
ШТО ШПО ШКО ШМО ШНО ШВО
ШТУ ШПУ ШКУ ШМУ ШНУ ШВУ
ШТЫ ШПЫ ШКЫ ШМЫ ШНЫ ШВЫ
4.Назови картинки: кошка, пушка, мишка, (?), дедушка, бабушка, подушка, кукушка, катушка. Выполни упражнения.
5. Проговаривай чистоговорку «В шкафу»
Бабушка и дедушка хранят в шкафу разные предметы.
· Назови картинки парами (чашка – рубашка, книжки – штанишки, горошки – крошки, подушка – пушка, мешок – петушок).
· Расскажи, что у бабушки? Чьи это вещи? (У бабушки чашка. Это бабушкина чашка. И т.д.)
· Расскажи, что у дедушки? Чьи это вещи? (У дедушки рубашка. Это дедушкина рубашка. Ит.д.)
Повтори чистоговорку
У бабушки в шкафу чашка, у дедушки в шкафу рубашка.
У бабушки в шкафу книжки, у дедушки в шкафу штанишки.
У бабушки в шкафу горошки, у дедушки в шкафу крошки.
У бабушки в шкафу подушка, у дедушки в шкафу пушка.
У бабушки в шкафу мешок, у дедушки в шкафу петушок.
6.Сложи картинку из счетных палочек по образцу.
7.«Чей? Чья? Чьё?» - назови части тела петушка, расскажи чьи они
Образец: У петушка гребень петушиный.
У петушка голова (чья?) - …
У петушка клюв (чей?) - …
У петушка шея (чья?) - …
У петушка тело (чьё?) - …
У петушка хвост (чей?) - …
У петушка крылья (чьи?) - …
У петушка перья (чьи?) - …
8.«Назови ласково»
Петух – петушок Борода – бородушка
Гребень – гребешок Крыло – крылышко
Шея – шейка Голова – головушка
Перо - пёрышко
9.Выучи стихотворение
10.Пересказ рассказа
Петушок.
У дедушки и бабушки живёт маленькая Катюша. У Катюши есть петушок.
Петушок поёт рано утром и будит дедушку,бабушку и Катюшу: «Ку-ка-ре-ку, дедушка, ку-ка-ре-ку, бабушка, ку-ка-ре-ку, Катюша! Дайте петушку покушать!»
Катюша выглядывает в окошко кидает петушку пшена и горошка.
У . У .
. .
.
и .
Вопросы:
1. Кто живёт у дедушки и бабушки?
2. Кто есть у Катюши?
3. Кого будит рано утром петушок?
4. Кто кидает пшена и горошка петушку?
Занятие 5.
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Развитие мелкой моторики.
Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: «Тише, мыши, не шумите. Нашу кошку не будите». Сколько мышек увидела кошка во сне?
3.Переключалки. Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено? Веди пальчиком по полоске и называй слова.
4.Счет. Смотри на цифру и называй сколько … кошек.
Слова: кошка, мошка, мишка, мышка, кукушка, пушка, мешок
5. Чистоговорки. Повтори каждую чистоговорку 3 – 5 раз.
6. Игра «Кто больше? Кто меньше?». Сравни два предмета и ответь на вопросы полным предложением. Раскрась картинки.
7. Кошки – мышки (цепной рассказ)
Послушай рассказ о кошке Машке. Перескажи его, опираясь на картинки, тебе помогут стрелочки.
8. Кинезиологическое упражнение.
Занятие 6.
1.Артикуляционная гимнастика.
2.Шины шуршат : «Ш – ш – ш»
3. Повтори, как шуршат шины: «Ш – ш – ш». Напиши букву Ш.
4. Машина привезла нам картинки. Рассмотри их. Назови предметы одним словом. Раскрась только те игрушки, в названии которых есть звук Ш. Определи место звука Ш в этих словах.
5. Игра «Третий лишний»
Пример: Мишка, шкаф, неваляшка. Лишний шкаф, потому что шкаф – это мебель, а мишка и неваляшка – это игрушки.
|
|
|
|
6.Рифмушки Назови картинки в столбиках: мишка, пушка, кошка, шашка, катушка, черепашка, матрёшка, домишко.
Подбери слова в рифму. Покажи правильные варианты линиями.
Пример: мишка – домишко
7.Выучи и расскажи стихотворение «Наташа и Маша подружки»
8.Рассказ про игрушки
Яша и Аленушка
Ушла мама в аптеку. Дома Яша и Аленушка. У Яши башня, пушка и катушка. У Алёнушки неваляшка и кукла Наташа. Алёнушка несет неваляшку на подушку. Куклу Наташу кормит ложкой из чашки. Потом надевает на Наташу кофту, штанишки и башмаки.
А Яше надоели игрушки. Катушку он отнёс кошке. Катает кошка катушку. Идёт Яша на кухню. Находит лепёшку, немножко даёт кошке. Яша глядит в окошко и видит, что идёт мама.
Вошла мама. Она довольна, потому что Яша и Алёнушка не шумят.
Занятие 7.
1.Артикуляционная гимнастика.
2. Рассмотри картинку. Какие предметы умеют шипеть? - проведи дорожку и произноси длительно звук «Ш».
3. Отремонтируй букву Ш
4. Назови слово правильно. Определи место звука «Ш» в слове (начало, середина, конец). Закрась нужный квадратик на схеме синим цветом. Раскрась картинки (шахматы, ковш, мешок, мышонок, шах, душ)
5.Игра «Двигай, называй». Одновременно двумя руками двигай пальцы по стрелкам, называя одинаковые картинки. Начинай с фигур со звездочками.
Слова: шапка, машина, шкаф, мешок, кувшин, пушка, мишка, мышка, мошка, кошка, шахматы.
Левая рука Правая рука
6.Выучи стихотворение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.