Алгоритм анализа стихотворения
1.Определение жанра.
2.Выявление лирического сюжета.
3.Обозначение темы — предмета поэтического высказывания ,вопроса,
которого касается автор,жизненного явления,которое вызвало заключенное в
стихотворении переживание.
4.Определение идеи — обощающего значения лирического произведения.
Идея возникает из анализа содержания.
5.Истолкование названия, которое обычно указывает на тему или идею,иногда сюжет и жанр.
6.Анализ композиции.Лирика не создает сложных композиционных форм.
Но возможно выделить композиционные части:кульминационную часть,повествовательный,описательный фрагменты,строфы,выражающие чувства и эмоции или,напротив,содержащие прямое высказывание.
7.Характеристика образов.
- образ лирического героя;
- аллегорические образы(под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица,явления,предметы);
- символические образы;
- образ-переживание;
- предметный мир.
8.Характеристика лирического героя.Лирический герой — тот, переживания которого отражены в произведении.
9.Анализ картин и ситуаций,вызвавших переживание.Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.
10.Выявление организации поэтической речи.
Размер - упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.
Хорей(Дар напрасный,дар случайный...)
Ямб(Мой дядя самых честных правил...)
Дактиль (Тучки небесные,вечные странники..)
Амфибрахий(Итак,начинается песня о ветре..)
Анапест(Что ты жадно глядишь на дорогу...)
Ритм - это основа поэтической речи.Он создается реальным чередованием ударных и безударных слогов,реальным количеством стоп.
Рифма - это и ритмический,и композиционный,и смысловой элемент;фиксирует окончание стиха и сигнализирует о паузе,создает упорядоченность благодаря повторением через интервал.
Рифма бывает:
- мужская - с ударением на последний слог в стихе
Он возвратился и попАл,
Как Чацкий,с корабля на бАл...
- женская - с ударением на предпоследний слог в стихе
Оставил он свое селЕнье,
Лесов и нив уединЕнье...
А.С.Пушкин
- парная или смежная(рифмуются две соседние строки: аа)
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная,вечерняя звезда...
- перекрестная(рифмуются через строчку:АбАб)
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог...
- кольцевая или опоясывающая(смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами:АббА)
Кто неподвижно возвышался
Во мраке медною главой,
Того,чьей волей роковой
Над морем город основался...
А.С.Пушкин
11.Анализ языка.Лексика.
Тропы — это слова в переносном значении,которые несут художественную нагрузку,служат для создания художественных образов.К тропам относятся:
Эпитет — образное определение,обычно выраженное прилагательным.В отличие от простых определений обладает большей изобразительной и выразительной силой,образует новый художественный образ:
«приятна мне твоя прощальная краса»;
Сравнение - это сопоставление,уподобление одного предмета или явления
другому,а не непосредственный перенос значения:»Я сам,как зверь,был чужд людей,//И полз,и спрятался,как змей».
Метафора - перенос значения с одного понятия на другое на основании условного представления о сходстве:»В крови горит огонь желаний»;
Олицетворение - перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления,когда о них говорится как о человеческих существах:»Спит земля в сиянье голубом»;
Метонимия - перенос значения с одного понятия на другое по принципу смежности:»Я выпил целый стакан(значение переносится с содержимого на
содержащее);
Синекдоха - вид метонимии,когда часть предмета обозначает целый предмет
(»И вы, мундиры голубые..»);
Перифраз - употребление описательного выражения вместо названия или имени(«Мод воспитанник примерный»,»забав и роскоши дитя» - вместо Онегин.
Гипербола - художественное преувеличение:
В сто сорок солнц закат пылал...
В.Маяковский
Литота - художественное преуменьшение:
И шествуя важно,в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В сапогах,в полушапке овчинном,
В больших рукавицах...а сам с ноготок!
Н.Некрасов
12.Анализ языка.Синтаксис
Повторения отдельных слов и выражений,которые несут особую смысловую нагрузку:
- анафора — единоначалие:
В каком году — расчитывай,
В какой земле — угадывай...
А.Н.Некрасов
- эпифора — повторение слов или выражений в конце строки или строфы:
- стык — повторение в конце одного стиха и в начале следующего:
О,весна без конца и краю -
Без конца и без краю мечта!
А.Блок
- рефрен — повторение одной фразы стихотворения:
Идет-гудит Зеленый Шум,
Зеленый шум,весенний шум!
А.Н.Некрасов
Параллелизм — развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях:
А месяц будет плыть,
Роняя весла по озерам,
И Русь все так же будет жить,
Плясать и плакать у забора...
С.Есенин
Перенос - несовпадение стиховой паузы со смысловой и грамматической,
разделение грамматического предложения стихом:
Никто мне не скажет:Куда ты
Поехал,куда загадал?
А.Фет
Инверсия - необычный порядок слов:
Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
С.Есенин
Умолчание - пропуск слов или словосочетаний(передает душевное волнение,
напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления:
Мои мечты... они чисты,
А ты,убийца дальний,кто ты?!
Н.Гумилев
Риторические фигуры помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении:
- риторический вопрос;
- риторическое обращение:
Эй,вы!сходитесь,лихие друзья!
Гляньте,как бьется добыча моя..
М.Лермонтов
- риторическое восклицание:
И те же ласки,те же речи,
Постылый трепет жадных уст,
И примелькавшиеся плечи...
Нет!Мир бесстрастен,чист и пуст!
А.Блок
13.Анализ фонетического строя речи.
Звукопись — специальный наборсозвучных гласных или согласных,создающий
или усиливающий впечатление.
Ассонанс — созвучие гласных звуков.
Аллитерация — созвучие согласных звуков:
Ужас
из железа
выжал
стон...
В.Маяковский
14.Подведение итогов.
Роды литературы:
Эпос,изображающий предметный мир во всем его многообразии.
Лирика,выражающая состояние говорящего.
Драма,отражающая процесс речевого общения.
Эпические жанры:
Эпопея – большое по форме произведение общенародной проблематики (например,”Война и мир”Л.Н.Толстого)
Эпическая поэма – поэтическое или прозаическое проиведение,имеющее сюжет и прославляющее яркие страницы со всем в ней
добром и злом.(“Мертвые души”Н.В.Гоголя)
Роман – произведение,рассказывающее о судьбе отдельной личности,ее становлении и развитии(“Отцы и дети”И.С.Тургенев)
Повесть – по объему меньше романа,но больше рассказа,новеллы.(Упор делается на душевныесостояния,пейзажи,описания,например,
”Степь”А.П.Чехова)
Рассказ – малая жанровая форма эпического произведения.Это небольшое по объему изображение жизненных явлений(например,рассказы Н.С.Лескова)
Новелла – жанр небольшого прозаического произведения,сопоставимого по объему с рассказом,но отличающегося от него необычным сюжетом,отсутствием описательности и композиционной строгостью (например,”Темные аллеи”И.А.Бунина)
Жанры лирики:
Ода – поэтическое произведение,воспевающее важное историческое событие,
лицо или явление(ода А.С.Пушкина”Вольность”)
Песня – форма словесно-музыкального искусства.Лирическая песня описывает переживания главного героя.
Элегия – печальное размышление поэта о жизни,судьбе,своем месте в этом мире(“Погасло дневное светило”А.С.Пушкина).
Послание всегда обрашается к конкретному лицу(“К Чаадаеву”А.С.Пушкина)
Сонет состоит из 14 стихов,разделенных на два катрена(четырехстишия) и два
терцета(трехстишия)
Эпиграмма - небольшое стихотворение,обычно не более четырех строк,высмеивающее конкретное лицо(“На Аракчеева”А.С.Пушкина)
Сатира - стихотворение большего размера,обычно высмеивающее социальные пороки.
Жанры драматургии:
Трагедия – драматическое произведение,изображающее напряженную и неразрешимую коллизию(столкновение каких-нибудь противоположных сил,интересов,стремлений),личную или общественную катастрофу и обычно
оканчивающееся гибелью героя.
Комедия – драматическое произведение с веселым,смешным сюжетом.Различают комедию положений,основанную на запутанной интриге
(например,”Комедия ошибок” У.Шекспира);комедию характеров или нравов,высмеивающую отдельные человеческие качества(например,”Тартюф” Мольера);комедию идей,высмеивающую устарелые или банальные идеи (например,пьесы Б.Шоу).
Драма отражает частную жизнь людей,но ее главная цель – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.Конфликт в драме не менее острый,чем в трагедии,но он допускает возможность благополучного исхода.
Структура художественного произведения
Тема произведения – круг событий,фактов реальной жизни,оказавшихся в основе произведения,его жизненный материал.
Проблематика – совокупность вопросов(проблем),которые автор ставит в произведении на материале выбранной им темы.
Идея – это главная мысль произведения,в которой выражается отношение писателя к изображаемым явлениям.
Сюжет – это совокупность событий и отношений между действующими лицами произведения,развивающаяся в произведении во времени и пространстве.
Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала развития событий.Это изображение тех обстоятельств,которые составляют фон действия.
Завязка – событие,которое обостряет или создает противоречия,приводящие к конфликту.
Развитие действия – это выявление отношений и противоречий между персонажами,дальнейшее углубление кофликта.
Кульминация – момент максимального напряжения действий,обострение конфликта до предела.В кульминации лучше всего прявляются цели и характеры героев.
Развязка – разрешение кофликта,завершение вызванных им событий.
Эпилог – изображение событий через определенный промежуток времени после развязки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.