Алгоритм анализа стихотворения.

  • docx
  • 05.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Алгоритм анализа стихотворения 1.docx

                             Алгоритм анализа стихотворения

 

1.Определение жанра.

 

2.Выявление лирического сюжета.

 

3.Обозначение темы — предмета поэтического высказывания ,вопроса,

которого касается автор,жизненного явления,которое вызвало заключенное в

стихотворении переживание.

 

4.Определение идеи — обощающего значения лирического произведения.

Идея возникает из анализа содержания.

 

5.Истолкование названия, которое обычно указывает на тему или идею,иногда сюжет и жанр.

 

6.Анализ композиции.Лирика  не создает сложных композиционных форм.

Но возможно выделить композиционные части:кульминационную часть,повествовательный,описательный фрагменты,строфы,выражающие чувства и эмоции или,напротив,содержащие прямое высказывание.

 

7.Характеристика образов.

 - образ лирического героя;

 - аллегорические образы(под непосредственно изображаемым подразумеваются другие лица,явления,предметы);

 - символические образы;

 - образ-переживание;

 - предметный мир.

 

8.Характеристика лирического героя.Лирический герой — тот, переживания которого отражены в произведении.

 

9.Анализ картин и ситуаций,вызвавших переживание.Лирические картины и ситуации служат отправной точкой лирического высказывания.

 

10.Выявление организации поэтической речи.

Размер - упорядоченное сочетание ударных и безударных слогов.

Хорей(Дар напрасный,дар случайный...)

Ямб(Мой дядя самых честных правил...)

Дактиль (Тучки небесные,вечные странники..)

Амфибрахий(Итак,начинается песня о ветре..)

Анапест(Что ты жадно глядишь на дорогу...)

 

Ритм - это основа поэтической речи.Он создается реальным чередованием ударных и безударных слогов,реальным количеством стоп.

 

Рифма - это и ритмический,и композиционный,и смысловой элемент;фиксирует окончание стиха и сигнализирует о паузе,создает упорядоченность благодаря повторением через интервал.

Рифма бывает:

 - мужская - с ударением на последний слог в стихе

                              Он возвратился и попАл,

                              Как Чацкий,с корабля на бАл...

 - женская -  с ударением на предпоследний слог в стихе

                             Оставил он свое селЕнье,

                             Лесов и нив уединЕнье...

                                                                                 А.С.Пушкин

 - парная или смежная(рифмуются две соседние строки: аа)

                             Редеет облаков летучая гряда;

                             Звезда печальная,вечерняя звезда...

 - перекрестная(рифмуются через строчку:АбАб)

                                Мой дядя самых честных правил,

                                Когда не в шутку занемог,

                                Он уважать себя заставил

                                 И лучше выдумать не мог...

 - кольцевая или опоясывающая(смежнорифмующиеся строчки охватываются двумя другими рифмующимися стихами:АббА)

                                Кто неподвижно возвышался

                                Во мраке медною главой,

                                Того,чьей волей роковой

                                Над морем город основался...

                                                                               А.С.Пушкин

11.Анализ языка.Лексика.

Тропы — это слова в переносном значении,которые несут художественную нагрузку,служат для создания художественных образов.К тропам относятся:

Эпитет — образное определение,обычно выраженное прилагательным.В отличие от простых определений обладает большей изобразительной и выразительной силой,образует новый художественный образ:

                   «приятна  мне твоя прощальная краса»;

Сравнение - это сопоставление,уподобление одного предмета или явления

другому,а не непосредственный перенос значения:»Я сам,как зверь,был чужд людей,//И полз,и спрятался,как змей».

Метафора - перенос значения с одного понятия на другое на основании условного представления о сходстве:»В крови горит огонь желаний»;

 

Олицетворение -  перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления,когда о них говорится как о человеческих существах:»Спит земля в сиянье голубом»;

Метонимия -  перенос значения с одного понятия на другое по принципу смежности:»Я выпил целый стакан(значение переносится с содержимого на

содержащее);

Синекдоха -  вид метонимии,когда часть предмета обозначает целый предмет

(»И вы, мундиры голубые..»);

Перифраз -  употребление описательного выражения вместо названия или имени(«Мод воспитанник примерный»,»забав и роскоши дитя» - вместо Онегин.

Гипербола -  художественное преувеличение:

                                  В сто сорок солнц закат пылал...

                                                                                          В.Маяковский

Литота -  художественное преуменьшение:

                                   И шествуя важно,в спокойствии чинном,

                                   Лошадку ведет под уздцы мужичок

                                   В сапогах,в полушапке овчинном,

                                   В больших рукавицах...а сам с ноготок!

                                                                                           Н.Некрасов

12.Анализ языка.Синтаксис

Повторения отдельных слов и выражений,которые несут особую смысловую нагрузку:

 - анафора — единоначалие:

                                  В каком году — расчитывай,

                                  В какой земле — угадывай...

                                                                                           А.Н.Некрасов

 - эпифора — повторение слов или выражений в конце строки или строфы:

 - стык — повторение в конце одного стиха и в начале следующего:

                                   О,весна без конца и краю -

                                    Без конца и без краю мечта!

                                                                                            А.Блок

 - рефрен — повторение одной фразы стихотворения:

                                   Идет-гудит Зеленый Шум,

                                   Зеленый шум,весенний шум!

                                                                                          А.Н.Некрасов

Параллелизм — развернутое сопоставление в сходных синтаксических конструкциях:

                                     А месяц будет плыть,

                                     Роняя весла по озерам,

                                     И Русь все так же будет жить,

                                     Плясать и плакать у забора...          

                                                                                           С.Есенин

                                                                        

Перенос -  несовпадение стиховой паузы со смысловой и грамматической,

разделение грамматического предложения стихом:

                                       Никто мне не скажет:Куда ты

                                       Поехал,куда загадал?

                                                                                        А.Фет

Инверсия -  необычный порядок слов:

                                     Отговорила роща золотая

                                      Березовым веселым языком.

                                                                                     С.Есенин

 

Умолчание - пропуск слов или словосочетаний(передает душевное волнение,

напряжение лирического героя или говорит об особой сложности изображаемого явления:

                                    Мои мечты... они чисты,

                                    А ты,убийца дальний,кто ты?!

                                                                                       Н.Гумилев

Риторические фигуры помогают сосредоточить внимание на том или ином явлении:

 -  риторический вопрос;

 - риторическое обращение:

                                    Эй,вы!сходитесь,лихие друзья!

                                     Гляньте,как бьется добыча моя..

                                                                                      М.Лермонтов

 - риторическое восклицание:

                                      И те же ласки,те же речи,

                                      Постылый трепет жадных уст,

                                      И примелькавшиеся плечи...

                                      Нет!Мир бесстрастен,чист и пуст!

                                                                                         А.Блок

13.Анализ фонетического строя речи.                     

Звукопись — специальный наборсозвучных гласных или согласных,создающий

или усиливающий впечатление.

Ассонанс — созвучие гласных звуков.

Аллитерация — созвучие согласных звуков:

                         Ужас

                                   из железа                  

                                                   выжал

                                                               стон...

                                                                            В.Маяковский

14.Подведение итогов.

                                               

 

 

                                         Роды литературы:

 

Эпос,изображающий предметный мир во всем его многообразии.

Лирика,выражающая состояние говорящего.

Драма,отражающая процесс речевого общения.

 

                                       Эпические жанры:

 

Эпопея – большое по форме произведение общенародной проблематики (например,”Война и мир”Л.Н.Толстого)

Эпическая поэма – поэтическое или прозаическое проиведение,имеющее сюжет и прославляющее яркие страницы со всем в ней

добром и злом.(“Мертвые души”Н.В.Гоголя)

Роман – произведение,рассказывающее о судьбе отдельной личности,ее становлении и развитии(“Отцы и дети”И.С.Тургенев)

Повесть – по объему меньше романа,но больше рассказа,новеллы.(Упор делается на душевныесостояния,пейзажи,описания,например,

”Степь”А.П.Чехова)

Рассказ – малая жанровая форма эпического произведения.Это небольшое по объему изображение жизненных явлений(например,рассказы Н.С.Лескова)

Новелла – жанр небольшого прозаического произведения,сопоставимого по объему с рассказом,но отличающегося от него необычным сюжетом,отсутствием описательности и композиционной строгостью (например,”Темные аллеи”И.А.Бунина)

 

                                        Жанры лирики:

 

Ода – поэтическое произведение,воспевающее важное историческое событие,

лицо или явление(ода  А.С.Пушкина”Вольность”)

Песня – форма словесно-музыкального искусства.Лирическая песня описывает переживания главного героя.

Элегия – печальное размышление поэта о жизни,судьбе,своем месте в этом мире(“Погасло дневное светило”А.С.Пушкина).

Послание всегда обрашается к конкретному лицу(“К Чаадаеву”А.С.Пушкина)

Сонет состоит из 14 стихов,разделенных на два катрена(четырехстишия) и два

терцета(трехстишия)

Эпиграмма -  небольшое стихотворение,обычно не более четырех строк,высмеивающее конкретное лицо(“На Аракчеева”А.С.Пушкина)

Сатира -  стихотворение большего размера,обычно высмеивающее социальные пороки.

 

                                   Жанры драматургии:

 

Трагедия – драматическое произведение,изображающее напряженную и неразрешимую коллизию(столкновение каких-нибудь противоположных сил,интересов,стремлений),личную или общественную катастрофу и обычно

оканчивающееся гибелью героя.

 

Комедия – драматическое произведение с веселым,смешным сюжетом.Различают комедию положений,основанную на запутанной интриге

(например,”Комедия ошибок” У.Шекспира);комедию характеров или нравов,высмеивающую отдельные человеческие качества(например,”Тартюф” Мольера);комедию идей,высмеивающую устарелые или банальные идеи (например,пьесы Б.Шоу).

 

Драма  отражает частную жизнь людей,но ее главная цель – изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.Конфликт в драме не менее острый,чем в трагедии,но он допускает возможность благополучного исхода.

 

                      Структура художественного произведения

Тема произведения – круг событий,фактов реальной жизни,оказавшихся в основе произведения,его жизненный материал.

Проблематика – совокупность вопросов(проблем),которые автор ставит в произведении на материале выбранной им темы.

Идея – это главная мысль произведения,в которой выражается отношение писателя к изображаемым явлениям.

Сюжет – это совокупность событий и отношений между действующими лицами произведения,развивающаяся в произведении во времени и пространстве.

Экспозиция – сведения о жизни персонажей до начала развития событий.Это изображение тех обстоятельств,которые составляют фон действия.

Завязка – событие,которое обостряет или создает противоречия,приводящие к конфликту.

Развитие действия – это выявление отношений и противоречий между персонажами,дальнейшее углубление кофликта.

Кульминация – момент максимального напряжения действий,обострение конфликта до предела.В кульминации лучше всего прявляются цели и характеры героев.

Развязка – разрешение кофликта,завершение вызванных им событий.

Эпилог – изображение событий через определенный промежуток времени после развязки.