Алгоритм написания сочинения
· Дать определение слова или словосочетания!!! Внимание!!! Поскольку необходимо будет потом доказывать справедливость этого определения примером их текста, подумайте, какое значение автор текста вкладывает в это понятие.
· Написать комментарий
· Привести аргументы (1 аргумент из текста, 1 аргумент из жизни или литературы)
· Построить сочинение логично, внедрить связки, проверить введение и заключение а также наличие всех структурных элементов сочинения.
· Проверить сочинение на наличие орфографических и пунктуационных ошибок.
Структура сочинения:
· Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ (посвящен определению слова)
· Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ (можно не выделять в отдельный абзац)
· Третий и четвертый абзацы: АРГУМЕНТЫ
· Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
ТИПЫ ФОРМУЛИРОВОК ТЕМ СОЧИНЕНИЯ
· Что такое …? (дружба, человечность, сострадание, любовь и т.д)
· …. – это… (Искусство – это..)
· Какого человека можно назвать верным? Какова роль книг в жизни человека?
·
Иногда необходимо дать определение
словосочетанию:
Драгоценная книга – это
Нравственны выбор – это
Сила духа – это
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
↑ СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство
личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный –
черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный
человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению
к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же
самое, что и духовная слепота.
!!!Помощь
в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к
группе:
· термин
· понятие
· нравственная характеристика
· свойство личности
· качество человека и т.д.
КОММЕНТАРИЙ Что это такое?
· Раскрытие актуальности рассматриваемого термина
· Анализ многозначности понятия
· Соотнесение с другими понятиями
↑ Вопросы, помогающие оформить комментарий:
1)
Что мне еще известно об
этом слое, явлении, свойстве, черте характера?
2) Чем существенным я могу дополнить это
определение?
3) Какое ключевое словосочетание в определении
мне хотелось бы пояснить?
4) Какое значение ключевых слов мне хотелось бы
уточнить?
ПРИМЕР КОММЕНТАРИЯ:
Говоря о силе, мы чаще всего имеем в виду
физическую выносливость. Однако это понятие гораздо глубже. Сила – это многозначное
слово, оно образует такие словосочетания как «сила духа», «сила воли», «сила
характера», «сила любви и т.д.
Так что же такое сила? Для ответа на этот вопрос
обратимся к тексту Д.С. Лихачева.
↑ Аргумент из жизненного опыта:
· Исторические факты
· Общественно-значимые события, явления, обсуждаемые в обществе
· Высказывания знаменитых философов, литераторов, художников и т.д.
· Высказывания специалистов в какой-либо области (психологов, социологов, политологов и т.д.)
· Примеры из читательского опыта
· Результаты личных наблюдений
· Биография известного человека (нужно обязательно знать имя этого человека)
· Культурные и национальные традиции
·
Шаблон 1.
C ........сталкивался любой человек. Но……?(проблемный вопрос)
Именно этот вопрос волнует автора предложенного текста.
Автор раскрывает проблему, описывая (рассуждая)(комментарий)
Также автор делает акцент на то,….(комментарий)
Автор приходит к выводу: (авторская позиция)
Не могу не согласиться с мнением автора, Действительно,…. (собственная позиция)
Тема ….. находит свое отражение во многих произведениях художественной
литературы.(связка)
Так, герои романа( повести, рассказе и т.д.) ФИО сталкиваются с
подобной проблемой.(аргумент 1) На примере жизни данного героя мы видим,
что.... (микровывод)
Другим примером, подтверждающим мою позицию, является …. название произведения
ФИО (аргумент2)
Ситуация, в которой оказался данный герой показывает нам: (микровывод)
В заключение, хотелось бы сказать: (вывод)
Шаблон 2.
….? (проблемный вопрос) Эта проблема волнует многих людей, вот и ФИО не обошел
ее стороной.
Чтобы лучше раскрыть проблему, автор рассказывает читателям историю из
..жизни.....(комментарий)
Важными для понимания проблемы являются следующие слова: (комментарий)
Таким образом, авторская позиция становится очевидной:…..(авторская
позиция)
Я согласен(на) с мнением автора. Действительно,... (собственная позиция)
Чтобы не быть голословным (ой), обратимся к художественной литературе.(связка)
В художественной литературе эта тема находит отражение в творчестве многих
писателей, Так, в центре внимания романа(рассказа, повести) (название произведения)
ФИО ….(аргумент 1)
Таким образом, ситуация, описанная в произведении показывает.... (микровывод)
Главный герой романа(повести, рассказа) ФИО тоже сталкивается с ….(аргумент 2)
Это произведение учит нас тому,.... (микровывод)
Таким образом, можно сделать вывод:
Для вступления:
· Что такое …? Попробуем поразмышлять над значением этого понятия.
· По моему мнению, … – это….
· Я думаю, что … – это….
· … – это понятие, знакомое каждому человеку. Но мало кто задумывается о значении этого слова. Так что же такое …?
· Что значит …? Попробуем разобраться в значении этого слова/понятия.
· Я согласен с ФИО в том, что … - это
· Попробуем разобраться в смысле этого слова
· Попробуем определить данное слово
· Что такое…? Немногие задумывается над этим сегодня. Я считаю, что
· Текст ФИО заставил меня задуматься над…
· Это нравственное понятие рассматривали многие писатели, поэты и философы..
Примеры героических поступков можно найти на
страницах художественной литературы. Не только военным, но и нравственным
подвигом стал поступок героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Во время
войны шофёр Андрей Соколов, выполняя важное задание, попал в плен. Ему пришлось
вынести множество страшных испытаний, но у него получилось выжить и не потерять
своего человеческого достоинства, сохранить силу духа. Андрей не только сбежал
из плена, но еще и доставил в часть важного немецкого генерала. Вернувшись
с войны, ему пришлось узнать, что вся его семья погибла, но это не сломило его.
Сохранив в себе любовь и сострадание, Андрей усыновил мальчонку-сироту Ванюшу.
Этот пример показывает, что нет подвига более высокого, чем сохранить в себе
душу после всех жестокостей войны.
Таким образом, можно сделать вывод: подвиг – это
великий поступок, совершить который могут только сильные духом люди.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.