Алгоритм работы над заданием № 8
Формулировка задания:
Установите
соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они
допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Пример задания:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом |
1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления художественной ценности искусства. |
Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом |
2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. |
В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм |
3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. |
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом |
4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. |
Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением |
5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова. |
|
6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. |
|
7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин». |
|
8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. |
|
9) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции. |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
Описание задания:
Задание 8 проверяет уровень владения грамматическими нормами (синтаксическими), т.е. умение выпускников правильно строить словосочетания и предложения.
Теоретический материал:
Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Никогда нельзя включать определяемое слово в состав причастного оборота: «туристы, приехавшие в город», или «приехавшие в город туристы», но не «приехавшие туристы в город».
Причастие должно быть согласовано с определяемым словом в роде, падеже и числе: не «комнаты, обставленными мебелью» а «комнаты, (какие?) обставленные мебелью».
Нужно обратить внимание на особые случаи:
«одно из писем, написанное мной» – причастие согласуется со словом «одно»;
«прочитав
ряд писем, написанных ею» – вопрос к причастию задается от слова «писем».
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Действия, выраженные глаголом-сказуемым и деепричастием, должны относиться к одному общему подлежащему: «уходя из дома, мной всегда выключается свет» – неверный вариант, так как в таком случае деепричастие относится к слову «свет», что невозможно. Правильно: «уходя из дома, я всегда выключаю свет».
Ошибка в построении предложения с однородными членами
Нельзя соединять союзом «и» слова, являющиеся разными частями речи, а также ставить его между причастным оборотом и словом «который». «Недалеко от дома мы увидели и познакомились с новыми соседями» – неправильно. Верный вариант: «Недалеко от дома мы увидели новых соседей и познакомились с ними». Неверно: «Книга не только предназначена для детей, но и для их родителей». Правильно: «Книга предназначена не только для детей, но и для их родителей». Еще один пример: «Мальчик, сидевший за столом и который красиво рисовал» – неверно. «Мальчик, который сидел за столом и красиво рисовал» – верно.
Ошибки в построении предложения с несогласованным приложением
В таких предложениях нужно смотреть на определяемое слово. Например: «В книге «Преступлении и наказании» поднимается много философских проблем» – неправильно. Предложение будет написано верно, если убрать слово «книге» или же согласовать с ним приложение: «В книге «Преступление и наказание» поднимается много философских проблем».
При наличии определяемого слова приложение должно стоять в именительном падеже: "в газете «Городской вестник»" (неправильно: в газете «Городском вестнике»), "в энциклопедии «Подводный мир»" (неправильно: в энциклопедии «Подводном мире»), "в передаче «Своя игра»" (неправильно: в передаче «Своей игре»).
Неправильное употребление падежной формы
существительного
Предлог |
Падеж существительного |
Пример |
Согласно |
Дательный |
Он действовал согласно правил – неправильно Он действовал согласно правилам – правильно |
Благодаря |
Дательный |
|
Вопреки |
Дательный |
|
Подобно |
Дательный |
|
Наперекор |
Дательный |
|
Наперерез |
Дательный |
|
По (в значении «после») |
Предложный |
По прибытию домой она позвонила бабушке – неправильно По прибытии домой она позвонила бабушке – правильно |
Такие слова, как «по прибытии», «по окончании», «по завершении», «по истечении», «по прилете», «по приезде», нужно запомнить.
Также нужно запомнить фразы:
- указывать на что-то
- оплатить что-то
- признаться в чем-то
- уделять внимание чему-то
- поражаться чему-то
- упрекать в чем-то
- напоминать что-то
- отзыв о чем-то
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Нужно запомнить, что при подлежащем «те» нужно употреблять глагол-сказуемое во множественном числе, а при подлежащем «кто» – в единственном: «Те, кто пришел на выставку, оставили восторженные отзывы о ней», а не «Те, кто пришел на выставку, оставил восторженные отзывы о ней»; «Все, кто видел профессора, здоровались с ним», а не «Все, кто видели профессора, здоровались с ним».
Неправильное построение предложения с косвенной речью
Нельзя смешивать прямую речь с косвенной, а также употреблять слово «я» при переводе прямой речи в косвенную. Например, «Автор пишет, что я обращаюсь ко всем неравнодушным людям» – неправильно; «Автор пишет, что он обращается ко всем неравнодушным людям» – правильно.
Нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм
Нужно следить, чтобы все глаголы, относящиеся к одному подлежащему, были согласованы по времени и виду. Например, «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя» – ошибочный вариант, а «И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрывает истинную сущность своего героя» – верный.
Ошибка в построении сложного предложения
Такие ошибки часто заключаются в неправильном использовании союзов. «Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского» – в этом предложении союз «что» лишний. «Когда сражение уже закончилось, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы» – лишний союз «но».
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Алгоритм выполнения:
1. Познакомьтесь с предлагаемым перечнем грамматических ошибок.
2. Внимательно прочитайте предложения, в которых нужно найти грамматическую ошибку.
3. Исключите предложения, в которых нет грамматических ошибок.
4. Поочередно прочитайте предложения с ошибками и определите, какая именно грамматическая ошибка допущена.
5. Внесите правильные ответы в таблицу.
Выполнение:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
|
|
|
|
|
1. Познакомьтесь с предлагаемым перечнем грамматических ошибок.
2. Внимательно прочитайте предложения, в которых нужно найти грамматическую ошибку.
3. Исключите предложения, в которых нет грамматических ошибок.
Такими являются предложения 1, 3, 6 и 7.
4. Поочередно прочитайте предложения с ошибками и определите, какая именно грамматическая ошибка допущена.
В предложении 2 мы видим нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Правильно: У людей, зачитывавшихся в детстве русскими сказками, былинами, дух захватывало от богатырских подвигов. В предложении 4 – нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм. Правильно: После окончания школы мой друг поступил на завод, где он за короткое время приобрёл квалификацию токаря. В предложении 5 – нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. Правильно: По словам И.Н. Крамского, несмотря на то, что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачи» А.К. Саврасова. В предложении 8 – неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом. Правильно: Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадям. В предложении 9 – неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Правильно: Употребляя букву «ъ» на конце слов в XIX веке, люди лишь отдавали дань традиции.
5. Внесите правильные ответы в таблицу.
А |
Б |
В |
Г |
Д |
9 |
2 |
4 |
8 |
5 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.