Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС
Оценка 4.7

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
информатика
10 кл—11 кл +1
21.01.2020
Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС
Одним из фундаментальных понятий в информатике является понятие алгоритма. Презентация помогает учителю донести материал ученикам в доступной форме.
Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС.pptx

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

 Алгоритмы и величины

Автор: Александрова З.В., учитель физики и информатики
МБОУ СОШ №5 пгт Печенга, Мурманская область

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Этапы работы по решению любой задачи с использованием компьютера:

 Постановка задачи.
Формализация задачи.
Построение алгоритма.
Составление программы на языке программирования.
Отладка и тестирование программы.
Проведение расчетов и анализ полученных результатов.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Программист должен обладать следующими знаниями и навыками:

уметь строить алгоритмы;
знать языки программирования;
уметь работать в соответствующей системе программирования.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Понятие алгоритма

Одним из фундаментальных понятий в информатике является понятие алгоритма.
Происхождение самого термина «алгоритм» связано с математикой. Это слово происходит от Algorithm! — латинского написания имени Мухаммеда аль-Хорезми (787—850), выдающегося математика средневекового Востока.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритм — это последовательность команд управления каким-либо исполнителем.

Алгоритм - понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.

Алгоритм

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Свойства алгоритма

Путь решения задачи
разделён на отдельные шаги

Алгоритм состоит из
команд, входящих в СКИ

Команды понимаются
однозначно

Обеспечивается получение
ожидаемого результата

Обеспечивается решение
задач с различными исходными
данными

Дискретность

Понятность

Определённость

Результативность

Массовость

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмические языки

Алгоритмические языки - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов.

Характеристики алгоритмического языка

Набор используемых символов

Система правил образования
конструкций языка

Система правил, определяющих
смысл и способ употребления
конструкций языка

Синтаксис

Семантика

Алфавит

Исполнитель алгоритма - это тот объект или субъект, для управления которым составлен алгоритм. Система команд исполнителя (СКИ) - это вся совокупность команд, которые исполнитель умеет выполнять. Определенная последовательность действий исполнителя всегда применяется к некоторым исходным данным.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Данные и величины

Совокупность величин, с которыми работает компьютер, принято называть данными.

По отношению к программе данные делятся на исходные, результаты (окончательные данные) и промежуточные, которые получаются в процессе вычислений.

Компьютер работает с величинами — различными информационными объектами: числами, символами, кодами и т. п.
Алгоритмы, предназначенные для управления компьютером, принято называть алгоритмами работы с величинами.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Пример

При решении квадратного уравнения
ax2 + bx + с = 0
исходными данными являются коэффициенты а, b, с,
результатами — корни уравнения х1, х2,
промежуточным данным — дискриминант уравнения D = b2 — 4aс.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Всякая величина занимает свое определенное место в памяти компьютера (иногда говорят — ячейку памяти). 

У всякой величины имеются три основных свойства: имя, значение и тип. 

В алгоритмах и языках программирования величины делятся на константы и переменные.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Постоянная величина (константа) — неизменная величина, и в алгоритме она представляется собственным значением, например: 15, 34.7, k, true и т.д.

Переменные величины могут изменять свои значения в ходе выполнения программы и представляются символическими именами — идентификаторами, например: X, S2, codl5.

Постоянная величина (константа) не изменяет своего значения в ходе выполнения алгоритма. Константа может обозначаться собственным значением (числа 10, 3.5) или символическим именем (число ). Переменная величина может изменять значение в ходе выполнения алгоритма. Переменная всегда обозначается символическим именем (X, У, A, R5 и т.п.).

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмический
язык

Словесный

Блок-схема

Способы записи алгоритмов

Обычный
разговорный
язык

Геометрические
фигуры

Слова имеют
заданный смысл и
способ записи

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Величины

Алгоритмы описывают последовательность действий над некоторыми информационными объектами.
Величина в информатике – это отдельный информационный объект.

Постоянная

Переменная

Величина

Число

Символ

Строка

Таблица

Информационный объект

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Логические

Арифметические

Отношения

Операции над величинами

+ (сложение)
(вычитание)
* (умножение)
/ (деление)

< (меньше)
> (больше)
<= (не больше)
>= (не меньше)
= (равно)

И (конъюнкция)
ИЛИ (дизъюнкция)
НЕ (инверсия)

Операнды - объекты, над которыми выполняют операции.

Операции над величинами

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Имя величины в алгоритме

Латинская
буква

A, B, M, AP

Латинская
буква и цифра

Мнемоническое
имя

A1, B4, M2

SUMMA, PLAN

Имя величины

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Типы величин — типы данных

В любой язык входит минимально необходимый набор основных типов данных, к которому относятся: целый, вещественный, логический и символьный типы.

С типом величины связаны три ее характеристики:
множество допустимых значений,
множество допустимых операций,
форма внутреннего представления.

Тип величины определяет множество значений, которые может принимать величина, и множество действий, которые можно выполнять с этой величиной. 

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Целая

Вещественная

Тип величины в алгоритме

Символьная

Числовой

Один
символ

Строка
символов

Текстовый

ДА (ИСТИНА, TRUE, 1)

НЕТ (ЛОЖЬ, FALSE, 0)

Логический

Литерная

Типы величин

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Классификация данных по структуре :
простые;
структурированные.

Для простых величин (их еще называют скалярными) справедливо утверждение: одна величина — одно значение.

Для структурированных: одна величина — множество значений. К структурированным величинам относятся массивы, строки, множества и т.д.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Компьютер - исполнитель алгоритмов

Исполнителем является комплекс компьютера + Система программирования (СП).
Программист составляет программу на том языке, на который ориентирована СП.

Независимо от того, на каком языке программирования будет написана программа, алгоритм решения любой задачи на компьютере может быть составлен из команд:

присваивания;
ввода;
вывода;
обращения к вспомогательному алгоритму;
цикла;
ветвления.

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Словесная запись алгоритмов ориентирована, прежде всего на исполнителя-человека и допускает различную запись предписаний, но при этом запись должна быть достаточно точна. При записи алгоритмов в виде программ для ЭВМ используются языки программирования - системы кодирования предписаний и правила их использования. Для записи алгоритмов в виде программ характерна высокая степень формализации.

Способы записи алгоритмов

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Команда присваивания

<имя переменной>:= <выражение>

Свойства присваивания

Пока переменной не присвоено значение, она
остаётся неопределённой

Значение, присвоенное переменной, сохраняется
до следующего присваивания

Если переменной присваивается новое значение,
то предыдущее её значение теряется

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Выражения

Выражение - языковая конструкция для вычисления значения с помощью одного или нескольких операндов.

Логические

Арифметические

Строковые

Выражения

Операция
сцепления (+).
А=`том`
`a`+А= `атом`

X>5
X<10
X<=3

Выражение - запись, определяющая последовательность действий над величинами. Выражение может содержать константы, переменные, знаки операций, функции. Пример: А + В;    2*X-Y;    K + L - sin(Х).

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Линейные вычислительные алгоритмы

Пример.
В школьном учебнике математики правила деления обыкновенных дробей описаны так:
1. Числитель первой дроби умножить на знаменатель второй дроби.
2. Знаменатель первой дроби умножить на числитель второй дроби.
3. Записать дробь, числитель которой есть результат выполнения пункта 1, а знаменатель — результат выполнения пункта 2. В алгебраической форме это выглядит следующим образом:

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Исходными данными являются целочисленные переменные а, b, с, d.
Результатом — также целые величины тип.
Блок-схема и текст алгоритма на учебном алгоритмическом языке (в дальнейшем для краткости будем обозначать учебный алгоритмический язык буквами АЯ).

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Алгоритмы и величины. 10 класс. ФГОС

Этот пример иллюстрирует три основных свойства команды присваивания:
• пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;
• значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующей команды присваивания этой переменной;
• новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее предыдущее значение.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2020