алгоритмы по русскому языку

  • pptx
  • 17.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 9.17 р.яз АЛГОРИТМЫ.pptx

АЛГОРИТМЫ

на уроках русского языка в начальной школе

1 шаг. Измени слово (по падежам, лицам или родам).
2 шаг. Отдели окончание от основы.
3 шаг. Подбери родственные слова.
4 шаг. Найди их общую часть — корень.
5 шаг. Отдели приставку.
6 шаг. Подбери слова с тем же суффиксом.
7 шаг. Отдели суффикс.

Разбор слова по составу

1 шаг. Определи часть речи.
2 шаг. Если существительное, то определи склонение:
1 скл. — туч (р. п.)
2 скл. — шалаш
3 скл. — ь ночь
3 шаг. Если прилагательное, то ь никогда не пишется:
шипуч, колюч
4 шаг. Если глагол, то ь всегда пишется:
съешь, купаешься, сберечь
5 шаг. Если наречие, то ь пишется всегда (кроме уж, замуж, невтерпеж): навзничь, настежь, прочь

Ь после шипящих в разных частях речи.

1шаг. Определи часть слова
2 шаг. Если корень, то пиши ё (кроме слов-исключений).
3 шаг. Если окончание или суффикс , определи часть речи.
4 шаг. Если существительное, прилагательное, наречие, то под ударением о, без ударения е. (Исключение: ещё).
5 шаг. Если глагол и слова, образованные от глагола, то под ударением ё.

Буквы ё—о—е после шипящих и ц.

1 шаг. Определите склонение существительного.
2 шаг. Поставьте вопрос к сушествительному.
3 шаг. Определите по этому вопросу падеж.
4 шаг. Определите окончание и напишите его.

Написание безударного окончания имени существительного

1 шаг. Найдите слово, к которому относится данное слово.
2 шаг. Поставьте от него вопрос.
3 шаг. Ударное окончание вопроса и будет окончанием прилагательного.
4 шаг. Напишите слово.

Написание безударных окончаний имен прилагательных

1 шаг. Поставь глагол в неопредедённую форму.
2 шаг. Определи (подчеркни) на что оканчивается неопределённая форма.
3 шаг. Если глагол оканчивается на –ить или является одним из глаголов исключений, то это глагол IIспряжения, если нет –
I спряжения

Написание безударных окончаний глаголов

1 шаг. Ставлю ударение.
2 шаг. Нахожу и выделяю корень.
3 шаг. Подчеркиваю орфограмму.
4 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно.
5 шаг. Пишу слово с той же гласной, что в корне проверочного слова.

Написание безударных гласных в корне слова

1 шаг. Ставлю ударение.
2 шаг. Нахожу и выделяю корень.
3 шаг. Подчёркиваю орфограмму (гласную после шипящих)
4 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно.
5 шаг. Пишу слово, применяя соответствующее правило.

Написание о,ё после шипящих в корне слова

Под ударением
Пишется ё(слышится о), если в однокоренных словах или других формах этого слова пишется е.
В остальных случаях пишется о.
Щёпот – шепчет.
Крыжовник, обжора, шорох, капюшон, шов.
Без ударения
Пишется о в ряде заимствованных слов.
Жокей, жонглёр, шоссе, шовинизм, шофёр, шоколад.

Гласные после шипящих в корне слова о,ё

1 шаг. Нахожу и выделяю корень.
2 шаг. Подчёркиваю орфограмму (звонкую или глухую согласную в корне слова).
3 шаг. Подбираю проверочное слово, если возможно.
4 шаг. Пишу слово с той же согласной, что и в корне проверочного слова.

Написание звонких и глухих согласных в корне слова

Пиши - ик-,(-ник-,-чик-)
Если при изменении (склонении) слова гласная не выпадает
ключик-ключика
начальник- начальника
Пиши -ек-
Если слово при склонении имеет беглую гласную
замочек- замочка


Правописание суффиксов - ик-,(-ник-,-чик-), -ек-

1 шаг. Ставлю ударение.
2 шаг. Нахожу и выделяю суффикс –л-.
3 шаг. Подчеркиваю орфограмму (безударную гласную перед суффиксом –л -)
4 шаг. Образую неопределённую форму глагола и подчёркиваю гласную перед –ть-.
5 шаг. Пишу слово с той же гласной перед
–л -, что ив неопределенной форме глагола

Написание гласной перед суффиксом глагола прошедшего времени