Альтернатива традиционному обучению: инновационные педагогические технологии (модульное обучение на уроках химии)
Оценка 4.9

Альтернатива традиционному обучению: инновационные педагогические технологии (модульное обучение на уроках химии)

Оценка 4.9
Документация
docx
химия +1
8 кл—11 кл
25.05.2021
Альтернатива традиционному обучению: инновационные педагогические технологии (модульное обучение на уроках химии)
Показана альтернатива традиционному обучению. Модульное обучение показано как перспективная педагоническая технология. Показаны приёмы модульного оьучения:как применить на практике.
пед чтения (последний вариант).docx

Альтернатива традиционному обучению: инновационные педагогические технологии (модульное обучение на уроках химии).

         В настоящее время публикуется множество разнообразных статей по теме инновационных методик в образовании. Это обусловлено, прежде всего тем, что в современной школе возникает множество проблем, связанных с образовательной деятельностью. Дело в том, что основная методическая база, основанная на педагогических технологиях прошлого века увы не работает или работает не в полном объеме и отнюдь не всегда. Перед учителем возникает задача: с одной стороны, показать высокий уровень знаний учеников (на сдаче экзаменов государственной итоговой аттестации), с другой, урок призван быть не только познавательным, но прежде всего интересным и развивающим каждого ученика. Если первое можно осуществить в контексте классно-урочной системы образования, то как раз второе кажется практически невозможным: во- первых, в классе есть ученики изначально с разным уровнем знаний, во-вторых, разной мотивацией к обучению. Следовательно, возникает необходимость поиска новых технологий и методов в образовании, а прежде всего, меняться приходится самому преподавателю: перестроится от острого желания всё и всегда контролировать, добиваясь точных теоретических знаний по предмету к пониманию к обеспечению образовательных возможностей ученика в соответствии с его потребностями.          Говоря о разных современных педагогических технологиях, я бы хотела сосредоточить внимание на модульном обучении, возникшем как альтернатива традиционному обучению. Оно вобрало в себя всё то прогрессивное, что было накоплено в педагогической теорией и практикой. Модульное обучение основывается на главном понятии теории поэтапного формирования умственной деятельности.

Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им. В состав модуля входят:

·        целевой план действий;

·        банк информации;

·        методическое руководство по достижению дидактических целей.

         Модуль можно рассматривать как программу обучения, индивидуальную по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу деятельности ученика. Модульное обучение обеспечивает образовательные возможности ученика в соответствии с его потребностями. При использовании данной технологии нет необходимости заставлять учащихся слушать учителя, насильно “вести за руку” при выполнении упражнений и решении задач. Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью.

         Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Задачи учителя - мотивировать процесс обучения, осуществлять управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модуль и непосредственно их консультировать.

         На данном этапе мне хотелось бы рассказать о возможности реализации модульного обучения на уроках химии.

Предлагаю к рассмотрению обобщающий урок (предпоследний урок образовательного модуля) по теме: "Классификация и химические свойства основных классов неорганических соединений". Цель данного урока: Закрепить у учащихся знания об основных классах неорганических соединений. В начале урока дети рисуют в тетрадях окружность" Диаграмму своих достижений" в рамках освоения данной темы. Учитель в это время обговаривает условия построения диаграммы и строит её на доске. Отмечу, что порой результативнее говорить о себе от лица ученика, предварительно представившись одним из учеников класса. Центр - условный "0" - ничего не знаю по данному вопросу. Точка пересечения с дугой - "10" - всё известно, нет ошибок. Круг делится на несколько секторов по количеству классов неорганические веществ: простые вещества (металлы и неметаллы), оксиды, основания, кислоты, соли. Отвечая на ряд вопросов, заданий по теме ученики самостоятельно определяют возможные "знания-незнания", что помогает им в дальнейшем при подготовке и написании контрольной работы. Учитель фиксирует работу активных учеников и обращает внимание на тех, кто нуждается в помощи при выполнении заданий. Обычно к середине урока определяются ряд "консультантов", которые помогают и объясняют способ выполнения задания слабым ученикам. На столах у вас лежат бланки заданий, которые используют ученики на уроке, вы можете ознакомиться с материалом.

        Каждый блок заданий предлагается для проверки знаний по теме и включает в себя основные элементы проверочной работы, предлагаемой ученикам на следующем уроке. Блок 1 предполагает освоение знаниями базового уровня, обычно усваивается на 100%. Блок 2 уже предполагает как задания базового уровня (задание 1), так и повышенного уровня сложности (задание 2). Блок 3 также является базовым, но с ним справится сложнее. Задание 4 блока смешенное по уровню сложности и включает в себя написание химических формул различных солей. Например, карбонат кальция и бромид серебра (СаСО3,AgBr) написать не составляет труда, а вот сульфат алюминия - сложнее (Al2(SO4)3. Блок 5 повышенного уровня сложности решают успешно лишь те, кто с легкостью справился с предыдущими заданиями. Надо сказать, что при выполнении заданий ученикам разрешается воспользоваться методической литературой (учебники, задачники, тетради) и помощью как "консультантов", так и учителя.

После выполнения заданий каждого блока предусмотрена личностная оценка учеником уровня своих знаний по шкале от 0 до 10. Задания выполненные в тетради могут оцениваться учителем как индивидуально, так и с помощью "консультантов" по выбору. Главная цель - показать каждому ученику - уровень его подготовленности к проверочной работе и нацелить на восполнение пробелов.

Примерная диаграмма, которая может получиться у ученика:

диаграмма знаний.bmp

         Хотелось бы отметить, что методики модульного обучения я применяю на уроках обобщающего типа, когда необходимо быстро и эффективно повторить ранее изученный материал перед контрольной, либо проверочной работой. На практике эта методика показала свою эффективность только в классах с высоким и средним уровнями мотивации к обучению. В классах с низким уровнем методика не приносит таких высоких результатов. В классах низкой мотивацией к обучению гораздо продуктивнее показывает себя традиционная система, когда на обобщающем уроке совместно с учениками показываю и разбираю типичные задания контрольной работы. Также стоит отметить результативность модульного обучения прежде всего состоит в том, что на уроке удаётся определить и возместить пробелы в знаниях учеников, указать на типичные ошибки. Обратите внимание на график результативности работы методики в 8 классах, в процентах.

Если в 8А доля эффективности составила 20%, то в 8В - всего лишь - 3,6%.

         Таким образом, ФГОС нового поколения, основанный на системно - деятельностном подходе включает требования к освоению основной образовательной программы, равных возможностей получения качественного образования и т.д. Но стоит сказать, что в общем в контексте современной школы требований много, но за закрытыми дверями кабинета, учитель остается практически вынужден один думать о возможности реализации этих требований, огромном многообразии современных методик, новых педагогических технологий и способах реализации их на практике.

         Спасибо за внимание.


Приложение.

Блок 1. Простые вещества.

Задание 1. Даны следующие химические элементы: N, Al, H, Ca, S, Mg, Ag, P, Hg, Cl Найди среди них металлы и неметаллы. Составьте из данных химических элементов простые вещества.

Элементы правильного ответа: НеМе - N, H, S, Р, Cl; Ме - Al, Ca, Mg, Ag, Hg. Простые вещества металлы, соответственно запишутся аналогично, а неметаллы (летучие с индексом 2): N2, H2, S, Р, Cl2.

Задание 2. Основные характерные физические признаки простых веществ. Характеристики - загадки:


·         Иду на мелкую монету,

В колоколах люблю звенеть,

Мне ставят памятник за это

И знают имя мое….( медь)

·         Из глины я обыкновенной,

И на редкость современный,

Не боюсь электротока,

Хозяйкам на кухне служу без срока,

Бесстрашно в воздухе лечу,

Мне все задачи по плечу.

Конструкции легкие из дюрали,

Не перечислить всех регалий,

Горжусь своим я именем

Зовусь я… ( алюминием)

·         Прославлен всеми письменами,

Металл, испытанный огнем

Манил к себе людей веками,

Алхимик жил в мечтах о нем.

·       Но как кумир он свержен нами,

И блеск его не всех манит,

Ведь хорошо мы знаем с вами,

Не все то ценно, что блестит!( золото)

·         Он с морской капустой дружит,

И лекарством людям служит,

Знает млад и стар народ-

Коль ушиб , то нужен … ( йод)

·         У меня дурная слава,

Я известная отрава,

Даже имя говорит,

Что я страшно ядовит!

(Бррр – ом)

·         Предупреждаю я заранее,

Что не пригоден для дыхания!

А все как будто бы не слышат

И постоянно мною дышат.

Я главный в воздухе, так вот

Легко назвать меня? ….( Азот)

·         Я – светоносный элемент,

Я спичку вам зажгу в момент,

Сгореть смогу и под водой,

Оксид в ней станет кислотой.( Фосфор)


 

Блок 2. Оксиды.

Задание 1. Блиц- опрос. Диктуем вопросы, ученики дают краткий письменный ответ (5-7 мин.)

Какой класс неорганических соединений называется оксидами? (бинарные соединения, состоящие из любого элемента и кислорода, валентность которого равна II).

Какими бывают оксиды металлов? (кислотные, амфотерные, основные)

Какими бывают оксиды неметаллов? (кислотные несолеобразующие)

Назовите известные вам несолеобразующие оксиды (NO, CO, N2O)

Какие оксиды называются амфотерными? (оксиды металлов с валентностью III и IV + искл.: ZnO, BeO)

Какие оксиды называются основными? (оксиды металлов с валентностью I, II)

Какие оксиды называются кислотные? (все оксиды НеМе, кроме несолеобразующих, и оксиды Ме с валентностью выше V)

Задание 2.   Карточки выдаются каждому ученику (всего 6 вариантов).

Вариант 1.

1. Дайте названия оксидам и укажите их характер (кислотный, основный, амфотерный или несолеобразующий)

N2O5, CaO, Al2O3, CO, V2O5

2.Составьте формулы следующих оксидов

Оксид магния

Оксид хрома (III)

Оксид серы (IV)

Оксид марганца (II).

Вариант 2.

1. Дайте названия оксидам и укажите их характер (кислотный, основный, амфотерный или несолеобразующий)

ВаO, Cl2O7, ZnO, V2O5, N2O

2.Составьте формулы следующих оксидов

Оксид серебра

Оксид кремния

Оксид фосфора (V)

Оксид цинка

Вариант 3.

1. Дайте названия оксидам и укажите их характер (кислотный, основный, амфотерный или несолеобразующий)

NO, Cr2O3, CuO, SO2, Fe2O3

2.Составьте формулы следующих оксидов

Оксид хрома (III)

Оксид фосфора (III)

Оксид кальция

Оксид серы (VI)

Вариант 4.

1. Дайте названия оксидам и укажите их характер (кислотный, основный, амфотерный или несолеобразующий)

Cu2O, SnO2, Mn2O7, CO2, NO

2.Составьте формулы следующих оксидов

Оксид алюминия

Оксид бериллия

Оксид хрома (VI)

Оксид мышьяка (III)

Вариант 5.

1. Дайте названия оксидам и укажите их характер (кислотный, основный, амфотерный или несолеобразующий)

BeO, P2O5, K2O, CrO3, CO

2.Составьте формулы следующих оксидов

Оксид хлора (VII)

Оксид железа (II)

Оксид хрома (II)

Оксид азота (IV)

Вариант 6.

1. Дайте названия оксидам и укажите их характер (кислотный, основный, амфотерный или несолеобразующий)

N2O, Na2O, NO2, TeO2, SO3

2.Составьте формулы следующих оксидов

Оксид селена (VI)

Оксид лития

Оксид марганца (IV)

Оксид азота (II)

 

Блок 3. Гидроксиды

Задание 1. Среди списка веществ определите только гидроксиды и напишите их химические формулы по названиям. Не забудьте, что к гидроксидам относятся кислоты и основания. Работа по карточкам.

Вариант 1.

Гидроксид бария, фторид лития,

 бромид алюминия, силикат магния, оксид свинца (II), cерная кислота, хлорид кальция.

Вариант 2.

Соляная кислота, Ортофосфат цинка, Сульфид меди (II), Оксид фосфора (III), Карбонат цезия, Гидроксид калия, хлорид бария.

Вариант 3.

Азотная кислота,Фторид бария,

Сульфат алюминия, Оксид углерода (II), Гидроксид магния,

Ортофосфат кальция, Бромид олова

Вариант 4.

Гидроксид железа (III), Ортофосфорная кислота, Сульфат свинца (II), Сульфид висмута, Оксид азота (I), Ортофосфат натрия, Карбонат калия

 

Блок 4. Соли

Задание. Напишите формулы солей (фронтально): нитрат бария, хлорид меди (II), сульфат алюминия, карбонат кальция, силикат калия, фосфат кальция, бромид серебра.

 

Блок 5. Взаимосвязь основных классов неорганических соединений.

Задание 1. Зная химические свойства основных классов неорганических соединений напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить ряд превращений.

Задание 2. Решите химическую задачу. Работа с карточками.

Вариант 1.

1. Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ.

Сера        Оксид серы (IV)     Сернистая кислота        Сульфит свинца

2. При взаимодействии раствора хлорида натрия с 170 г 5%-го раствора нитрата серебра получился осадок хлорида серебра. Вычислите массу этого осадка.

Вариант 2.

1. Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ.

Водород         Вода         Ортофосфорная кислота         Ортофосфат лития

2. Вычислите массу осадка, который образуется при взаимодействии раствора нитрата бария с раствором сульфата натрия, в котором кодержится 35,5 г соли.

Вариант 3.

1. Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ.

Кислород         Оксид кальция         Гидроксид кальция        Карбонат кальция

2. Вычислите массу цинка, который необходим для восстановления 16 г меди из раствора сульфата меди.

Вариант 4.

1. Напишите уравнения реакций с помощью которых можно осуществить цепочку превращений веществ.

Цинк        Оксид цинка       Нитрат цинка       Гидроксид цинка

2. Вычислите массу осадка, образовавшегося при взаимодействии двух растворов, один из которых содержит 21,2 г карбоната натрия, а второй  - раствор хлорида кальция.

 


 

Альтернатива традиционному обучению: инновационные педагогические технологии (модульное обучение на уроках химии)

Альтернатива традиционному обучению: инновационные педагогические технологии (модульное обучение на уроках химии)

Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью

Модуль обеспечивает развитие у ученика интеллекта, самостоятельности, коллективизма, склонностей умения управлять учебно-познавательной деятельностью

Например, карбонат кальция и бромид серебра (СаСО 3 ,

Например, карбонат кальция и бромид серебра (СаСО 3 ,

Если в 8А доля эффективности составила 20%, то в 8В - всего лишь - 3,6%

Если в 8А доля эффективности составила 20%, то в 8В - всего лишь - 3,6%

Приложение. Блок 1. Простые вещества

Приложение. Блок 1. Простые вещества

Какие оксиды называются амфотерными? (оксиды металлов с валентностью

Какие оксиды называются амфотерными? (оксиды металлов с валентностью

Вариант 3. Азотная кислота,Фторид бария,

Вариант 3. Азотная кислота,Фторид бария,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021