Альтруизм и эгоизм (4 класс, ОРКиСЭ)
Оценка 4.7

Альтруизм и эгоизм (4 класс, ОРКиСЭ)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
религиоведение
4 кл
08.09.2019
Альтруизм и эгоизм (4 класс, ОРКиСЭ)
Публикация является частью публикации:
альтруизм и эгоизм.docx

Технологическая карта урока, разработанная студентками 42 гр. специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Бакретдиновой Ксенией, Сарвартиновой Элиной.

Дата:

ОУ: КПК (условно)        Класс: 4

Тема урока: «Альтруизм и эгоизм».

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: формирование представлений об альтруизме и эгоизме у обучающихся.

Задачи.

Обучающие: актуализировать у обучающихся понятия «альтруизм», «эгоизм»; выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий.

Развивающие: продолжать развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать (логические познавательные УУД); умение моделировать (знаково-символические познавательные УУД); умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока, умение выделять информацию из текста, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме (общеучебные познавательные УУД); умение определять тему урока, контролировать, планировать, корректировать, оценивать деятельность и результаты деятельности (регулятивные УУД), умение строить учебное сотрудничество с учителем со сверстниками, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами (коммуникативные УУД); память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, воспитывать в детях культуру общения со сверстниками, взрослыми.

Планируемый результат:

Предметные: обучающиеся актуализируют понятия «альтруизм», «эгоизм»; выявят положительные и отрицательные стороны этих понятий.

Метапредметные: продолжат развивать знаково-символические познавательные УУД; общеучебные познавательные УУД; регулятивные УУД; коммуникативные УУД; память, внимание, воображение.

Личностные: продемонстрируют чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, продемонстрируют  культуру общения со сверстниками, взрослыми.

Средства обучения: технические (компьютер, проектор), экранно-звуковые (презентация к уроку), книгопечатные (учебник «Основы светской этики»).

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация); практические (работа по учебнику, работа по карточкам).

Форма организации обучения: фронтальная, парная, групповая.

Технологии (элементы): здоровьесберегающего обучения, технология проблемного обучения, развивающего обучения, продуктивного чтения, ИКТ-технология.

Информационные источники:

·         На бумажных носителя:

·         На электронных носителях:

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Содержание деятельности

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствую вас! А так же поприветствуйте друг друга.

 

Приветствуют учителя, выполняют его указания

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование),
Коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания)

Регулятивные УУД (саморегуляция)

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка вопросов.

- Вспомните произведения «Морозко», «Цветик-семицветик» В. Катаева.

- Давайте вспомним, чем закончилась сказка «Морозко»?

- Согласны ли вы с концовкой сказки?

- Справедлива ли она на ваш взгляд? Почему?

Беседа по сказке «Морозко».

(«Морозко» - старинная русская народная сказка. Начинается как многие старинные русские сказки: «Живало, бывало…». И на этом сходство с остальными сказками заканчивается.

Живет старик с дочкой Машенькой. Овдовел старик, да и женился во второй раз. А у его новой жены своя дочка. Вот и выходит, что Машенька живет с мачехой. Казалось бы, хорошо, что Машенька без ласки материнской не осталась, но не тут-то было. Здесь и начинается история. Невзлюбила мачеха падчерицу. Что родная дочь сделает, - все хорошо, что Машенька, – все плохо. А в конце концов и вовсе решила погубить падчерицу, - отправила ее в лес на погибель. Может быть, на этом и закончилась бы сказка, но!.... Встретила Машенька в лесу Морозко. Справедливый Морозко понял, что Машенька добрая, умная, обходительная девица, уважает старших, веселая и работящая. И за все это наградил он Машеньку по-царски.

Увидела это все злая мачеха и зависть ее заела. Отправляет она свою родную дочку в лес за богатством! Но не тут-то было!

- Чему нас учит эта сказка?

Если у человека доброе отзывчивое сердце, - Морозко обязательно поможет в беде и поддержит в радости. А если человек злой да жадный, - значит и получит по заслугам. Мудрая история о справедливости, доброте и бескорыстии.)

Беседа по сказке «Цветик-семицветик».

- Давайте прочитаем отрывок из сказки «Цветик-семицветик».

- Справедливо ли поступила девочка?

-Какие человеческие качества она проявила?

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.

- Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!)

-Чему учит нас эта сказка?

- Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

Сегодня нам предстоит вести разговор о нравственных понятиях.

Послушайте притчу. Ваша задача -  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.(щелчок) Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок) Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок)

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. (щелчок)

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

 Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

- Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы)

- Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится)

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям)

-Что общего в поступках мальчика  из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»?

( Они совершили поступки не для себя, а во благо других).

- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?(альтруизм)

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом понятии и противоположном понятии – эгоизм.

- И тема урока … альтруизм и эгоизм (прочитайте)

- Какие цели мы поставим?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения.

 

Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний).
Логические познавательные УУД (анализ объектов).

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция)

Решение проблемы

Что такое альтруизм? Обратите внимание на слайд. Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

- В чем он проявляется?

- Какие поступки совершают альтруисты?

(Бескорыстные поступки, ради блага другого человека)

-Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? (только потому, что могут помочь)

- А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами.

- Чего хочет альтруист? (щелчок)

Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо.

Альтруист – человек, ЛЮБЯЩИЙ ДРУГИХ больше себя, отдающий предпочтения интересам других.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага).

- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)

-Подберите антоним к слову «Альтруизм»

ЭГОИЗМ.

Что означает это слово? Эгоизм – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других.

Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Какими качества присуще эгоисту?

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста.

Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

- Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб - никому не люб».

- Какие примеры эгоистических поступков вы можете привести?

-Каким может быть эгоизм?

-Разумный эгоизм. Как вы понимаете?

-Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.

И решили потянуть к себе одеяло.

Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.

Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.

Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.

Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.

И мораль здесь такова: серединка золота!

Мудро, смело размышляй и собою управляй!

- Запомните, в жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Слушают ситуации, осуществляют их анализ.

Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний).
Логические познавательные УУД (анализ, синтез объектов).

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование.)

Первичное закрепление

Работа в парах (На столах листочки) . На  слайде написаны слова.  Выберите  из них синонимы к слову альтруизм и запишите на листе 

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие,  чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами. Проверяем ..(на слайде)

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний).
Логические познавательные УУД (анализ, синтез объектов).

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование.)

Организация самостоятельной работы

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить следующие задания

             Работа в группах.

1. Подберите из художественной литературы героев, которые являются альтруистами и героев, которые являются эгоистами.

Рассматривают нравственные понятия.

Работают в группе.

Отвечают на вопросы.

Логические познавательные УУД (анализ, синтез объектов).

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Регулятивные УУД (самоконтроль, оценка)

Рефлексия учебной деятельности

Вспомните тему занятия.

-Какие цели перед собой ставили?

-Что такое альтруизм?

-Что такое эгоизм?

-Спасибо за занятие!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Регулятивные УУД (самоконтроль, оценка)

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                  


 

Технологическая карта урока, разработанная студентками 42 гр

Технологическая карта урока, разработанная студентками 42 гр

Ход урока: Этапы урока

Ход урока: Этапы урока

Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!) -Чему учит нас эта сказка? -

Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!) -Чему учит нас эта сказка? -

Какие цели мы поставим?Отвечают на вопросы учителя

Какие цели мы поставим?Отвечают на вопросы учителя

Решение проблемы Что такое альтруизм?

Решение проблемы Что такое альтруизм?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.09.2019