Технологическая карта урока, разработанная студентками 42 гр. специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Бакретдиновой Ксенией, Сарвартиновой Элиной.
Дата:
ОУ: КПК (условно) Класс: 4
Тема урока: «Альтруизм и эгоизм».
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: формирование представлений об альтруизме и эгоизме у обучающихся.
Задачи.
Обучающие: актуализировать у обучающихся понятия «альтруизм», «эгоизм»; выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий.
Развивающие: продолжать развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать (логические познавательные УУД); умение моделировать (знаково-символические познавательные УУД); умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока, умение выделять информацию из текста, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме (общеучебные познавательные УУД); умение определять тему урока, контролировать, планировать, корректировать, оценивать деятельность и результаты деятельности (регулятивные УУД), умение строить учебное сотрудничество с учителем со сверстниками, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами (коммуникативные УУД); память, внимание, воображение.
Воспитательные: воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, воспитывать в детях культуру общения со сверстниками, взрослыми.
Планируемый результат:
Предметные: обучающиеся актуализируют понятия «альтруизм», «эгоизм»; выявят положительные и отрицательные стороны этих понятий.
Метапредметные: продолжат развивать знаково-символические познавательные УУД; общеучебные познавательные УУД; регулятивные УУД; коммуникативные УУД; память, внимание, воображение.
Личностные: продемонстрируют чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, продемонстрируют культуру общения со сверстниками, взрослыми.
Средства обучения: технические (компьютер, проектор), экранно-звуковые (презентация к уроку), книгопечатные (учебник «Основы светской этики»).
Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация); практические (работа по учебнику, работа по карточкам).
Форма организации обучения: фронтальная, парная, групповая.
Технологии (элементы): здоровьесберегающего обучения, технология проблемного обучения, развивающего обучения, продуктивного чтения, ИКТ-технология.
Информационные источники:
· На бумажных носителя:
· На электронных носителях:
Ход урока:
Этапы урока |
Содержание деятельности |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствую вас! А так же поприветствуйте друг друга.
|
Приветствуют учителя, выполняют его указания |
Личностные
УУД (самоопределение, смыслообразование), Регулятивные УУД (саморегуляция) |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка вопросов. |
- Вспомните произведения «Морозко», «Цветик-семицветик» В. Катаева. - Давайте вспомним, чем закончилась сказка «Морозко»? - Согласны ли вы с концовкой сказки? - Справедлива ли она на ваш взгляд? Почему? Беседа по сказке «Морозко». («Морозко» - старинная русская народная сказка. Начинается как многие старинные русские сказки: «Живало, бывало…». И на этом сходство с остальными сказками заканчивается. Живет старик с дочкой Машенькой. Овдовел старик, да и женился во второй раз. А у его новой жены своя дочка. Вот и выходит, что Машенька живет с мачехой. Казалось бы, хорошо, что Машенька без ласки материнской не осталась, но не тут-то было. Здесь и начинается история. Невзлюбила мачеха падчерицу. Что родная дочь сделает, - все хорошо, что Машенька, – все плохо. А в конце концов и вовсе решила погубить падчерицу, - отправила ее в лес на погибель. Может быть, на этом и закончилась бы сказка, но!.... Встретила Машенька в лесу Морозко. Справедливый Морозко понял, что Машенька добрая, умная, обходительная девица, уважает старших, веселая и работящая. И за все это наградил он Машеньку по-царски. Увидела это все злая мачеха и зависть ее заела. Отправляет она свою родную дочку в лес за богатством! Но не тут-то было! - Чему нас учит эта сказка? Если у человека доброе отзывчивое сердце, - Морозко обязательно поможет в беде и поддержит в радости. А если человек злой да жадный, - значит и получит по заслугам. Мудрая история о справедливости, доброте и бескорыстии.) Беседа по сказке «Цветик-семицветик». - Давайте прочитаем отрывок из сказки «Цветик-семицветик». - Справедливо ли поступила девочка? -Какие человеческие качества она проявила? Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика. - Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!) -Чему учит нас эта сказка? - Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся! Сегодня нам предстоит вести разговор о нравственных понятиях. Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки. Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.(щелчок) Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок) Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок) — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. (щелчок) — Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды. Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души. - Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы) - Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится) - Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям) -Что общего в поступках мальчика из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»? ( Они совершили поступки не для себя, а во благо других). - Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?(альтруизм) Сегодня на уроке мы будем говорить об этом понятии и противоположном понятии – эгоизм. - И тема урока … альтруизм и эгоизм (прочитайте) - Какие цели мы поставим? |
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения.
|
Общеучебные
познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, структурирование знаний). Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция) |
Решение проблемы |
Что такое альтруизм? Обратите внимание на слайд. Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами. - В чем он проявляется? - Какие поступки совершают альтруисты? (Бескорыстные поступки, ради блага другого человека) -Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? (только потому, что могут помочь) - А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами. - Чего хочет альтруист? (щелчок) Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо. Альтруист – человек, ЛЮБЯЩИЙ ДРУГИХ больше себя, отдающий предпочтения интересам других. Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). - Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…) -Подберите антоним к слову «Альтруизм» ЭГОИЗМ. Что означает это слово? Эгоизм – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других. Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества. Какими качества присуще эгоисту? «Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста. Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями. - Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб - никому не люб». - Какие примеры эгоистических поступков вы можете привести? -Каким может быть эгоизм? -Разумный эгоизм. Как вы понимаете? -Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу. Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт. Эгоизм и альтруизм однажды заскучали. И решили потянуть к себе одеяло. Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел. Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был. Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал. Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился. И мораль здесь такова: серединка золота! Мудро, смело размышляй и собою управляй! - Запомните, в жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь. |
Отвечают на вопросы учителя.
Слушают ситуации, осуществляют их анализ. |
Общеучебные
познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, структурирование знаний). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование.) |
Первичное закрепление |
Работа в парах (На столах листочки) . На слайде написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и запишите на листе Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие. Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами. Проверяем ..(на слайде)
|
|
Общеучебные
познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого
высказывания в устной форме, структурирование знаний). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование.) |
Организация самостоятельной работы |
- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить следующие задания Работа в группах. 1. Подберите из художественной литературы героев, которые являются альтруистами и героев, которые являются эгоистами. |
Рассматривают нравственные понятия. Работают в группе. Отвечают на вопросы. |
Логические познавательные УУД (анализ, синтез объектов). Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Регулятивные УУД (самоконтроль, оценка) |
Рефлексия учебной деятельности |
Вспомните тему занятия. -Какие цели перед собой ставили? -Что такое альтруизм? -Что такое эгоизм? -Спасибо за занятие! |
Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу. |
Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации). Регулятивные УУД (самоконтроль, оценка) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.