Альтруизм и эгоизм (4 класс, ОРКиСЭ)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала альтруизм и эгоизм.docx

Технологическая карта урока, разработанная студентками 42 гр. специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Бакретдиновой Ксенией, Сарвартиновой Элиной.

Дата:

ОУ: КПК (условно)        Класс: 4

Тема урока: «Альтруизм и эгоизм».

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: формирование представлений об альтруизме и эгоизме у обучающихся.

Задачи.

Обучающие: актуализировать у обучающихся понятия «альтруизм», «эгоизм»; выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий.

Развивающие: продолжать развивать умение анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать (логические познавательные УУД); умение моделировать (знаково-символические познавательные УУД); умение самостоятельно формулировать познавательную цель урока, умение выделять информацию из текста, структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме (общеучебные познавательные УУД); умение определять тему урока, контролировать, планировать, корректировать, оценивать деятельность и результаты деятельности (регулятивные УУД), умение строить учебное сотрудничество с учителем со сверстниками, выражать мысли в соответствии с языковыми нормами (коммуникативные УУД); память, внимание, воображение.

Воспитательные: воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, воспитывать в детях культуру общения со сверстниками, взрослыми.

Планируемый результат:

Предметные: обучающиеся актуализируют понятия «альтруизм», «эгоизм»; выявят положительные и отрицательные стороны этих понятий.

Метапредметные: продолжат развивать знаково-символические познавательные УУД; общеучебные познавательные УУД; регулятивные УУД; коммуникативные УУД; память, внимание, воображение.

Личностные: продемонстрируют чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, продемонстрируют  культуру общения со сверстниками, взрослыми.

Средства обучения: технические (компьютер, проектор), экранно-звуковые (презентация к уроку), книгопечатные (учебник «Основы светской этики»).

Методы обучения: словесные (беседа, рассказ, объяснение), наглядные (демонстрация); практические (работа по учебнику, работа по карточкам).

Форма организации обучения: фронтальная, парная, групповая.

Технологии (элементы): здоровьесберегающего обучения, технология проблемного обучения, развивающего обучения, продуктивного чтения, ИКТ-технология.

Информационные источники:

·         На бумажных носителя:

·         На электронных носителях:

 

 

 

 

 

Ход урока:

Этапы урока

Содержание деятельности

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

Приветствую вас! А так же поприветствуйте друг друга.

 

Приветствуют учителя, выполняют его указания

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование),
Коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания)

Регулятивные УУД (саморегуляция)

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Постановка вопросов.

- Вспомните произведения «Морозко», «Цветик-семицветик» В. Катаева.

- Давайте вспомним, чем закончилась сказка «Морозко»?

- Согласны ли вы с концовкой сказки?

- Справедлива ли она на ваш взгляд? Почему?

Беседа по сказке «Морозко».

(«Морозко» - старинная русская народная сказка. Начинается как многие старинные русские сказки: «Живало, бывало…». И на этом сходство с остальными сказками заканчивается.

Живет старик с дочкой Машенькой. Овдовел старик, да и женился во второй раз. А у его новой жены своя дочка. Вот и выходит, что Машенька живет с мачехой. Казалось бы, хорошо, что Машенька без ласки материнской не осталась, но не тут-то было. Здесь и начинается история. Невзлюбила мачеха падчерицу. Что родная дочь сделает, - все хорошо, что Машенька, – все плохо. А в конце концов и вовсе решила погубить падчерицу, - отправила ее в лес на погибель. Может быть, на этом и закончилась бы сказка, но!.... Встретила Машенька в лесу Морозко. Справедливый Морозко понял, что Машенька добрая, умная, обходительная девица, уважает старших, веселая и работящая. И за все это наградил он Машеньку по-царски.

Увидела это все злая мачеха и зависть ее заела. Отправляет она свою родную дочку в лес за богатством! Но не тут-то было!

- Чему нас учит эта сказка?

Если у человека доброе отзывчивое сердце, - Морозко обязательно поможет в беде и поддержит в радости. А если человек злой да жадный, - значит и получит по заслугам. Мудрая история о справедливости, доброте и бескорыстии.)

Беседа по сказке «Цветик-семицветик».

- Давайте прочитаем отрывок из сказки «Цветик-семицветик».

- Справедливо ли поступила девочка?

-Какие человеческие качества она проявила?

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике-семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.

- Какой вывод мы можем сделать? (Как здорово помогать другим!)

-Чему учит нас эта сказка?

- Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

Сегодня нам предстоит вести разговор о нравственных понятиях.

Послушайте притчу. Ваша задача -  внимательно  прослушав, выразить своё отношение к поступку мальчика и сравнить его с поступком девочки.

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.(щелчок) Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. (щелчок) Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. (щелчок)

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. (щелчок)

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

 Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасенной души.

- Почему человек сначала посчитал мальчика глупым? (он думал, что невозможно помочь всем, их было миллионы)

- Почему он изменил своё мнение? (Его убедили слова мальчика о том, что надо попытаться спасти и, если каждый человек спасёт хотя бы одну звезду, то многое изменится)

- Какие черты характера проявляются в поступке мальчика? (доброта, сострадание, желание помочь другим людям)

-Что общего в поступках мальчика  из притчи и девочки из сказки «Цветик – семицветик»?

( Они совершили поступки не для себя, а во благо других).

- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?(альтруизм)

Сегодня на уроке мы будем говорить об этом понятии и противоположном понятии – эгоизм.

- И тема урока … альтруизм и эгоизм (прочитайте)

- Какие цели мы поставим?

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения.

 

Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний).
Логические познавательные УУД (анализ объектов).

Регулятивные УУД (целеполагание, саморегуляция)

Решение проблемы

Что такое альтруизм? Обратите внимание на слайд. Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

- В чем он проявляется?

- Какие поступки совершают альтруисты?

(Бескорыстные поступки, ради блага другого человека)

-Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? (только потому, что могут помочь)

- А кто такой АЛЬТРУИСТ? - попробуйте сформулировать сами.

- Чего хочет альтруист? (щелчок)

Альтруист – это тот, кто хочет, чтобы всем было хорошо.

Альтруист – человек, ЛЮБЯЩИЙ ДРУГИХ больше себя, отдающий предпочтения интересам других.

Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага).

- Альтруистом быть хорошо? (да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)

-Подберите антоним к слову «Альтруизм»

ЭГОИЗМ.

Что означает это слово? Эгоизм – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других.

Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Какими качества присуще эгоисту?

«Всё для меня, всё ради меня» — вот принцип эгоиста.

Он спокойно может нарушать нравственные нормы и пренебрегать общественными ценностями.

- Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб - никому не люб».

- Какие примеры эгоистических поступков вы можете привести?

-Каким может быть эгоизм?

-Разумный эгоизм. Как вы понимаете?

-Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.

И решили потянуть к себе одеяло.

Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.

Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.

Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.

Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.

И мораль здесь такова: серединка золота!

Мудро, смело размышляй и собою управляй!

- Запомните, в жизни больше ценятся альтруистические поступки, направленные на благо людей и помощь.

Отвечают на вопросы учителя.

 

Слушают ситуации, осуществляют их анализ.

Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний).
Логические познавательные УУД (анализ, синтез объектов).

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование.)

Первичное закрепление

Работа в парах (На столах листочки) . На  слайде написаны слова.  Выберите  из них синонимы к слову альтруизм и запишите на листе 

Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие,  чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.

Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами. Проверяем ..(на слайде)

 

 

 

 

 

 

 

 

Общеучебные познавательные УУД (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний).
Логические познавательные УУД (анализ, синтез объектов).

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование.)

Организация самостоятельной работы

- Ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами новые нравственные понятия. Мне бы хотелось узнать, насколько ясно и точно вы усвоили значение этих понятий. Для этого предлагаю выполнить следующие задания

             Работа в группах.

1. Подберите из художественной литературы героев, которые являются альтруистами и героев, которые являются эгоистами.

Рассматривают нравственные понятия.

Работают в группе.

Отвечают на вопросы.

Логические познавательные УУД (анализ, синтез объектов).

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Регулятивные УУД (самоконтроль, оценка)

Рефлексия учебной деятельности

Вспомните тему занятия.

-Какие цели перед собой ставили?

-Что такое альтруизм?

-Что такое эгоизм?

-Спасибо за занятие!

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу.

Коммуникативные УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Регулятивные УУД (самоконтроль, оценка)