Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе
ФИО учителя |
Есина Лариса Васильевна |
|||||||||||||||||||||||||
Предмет |
Основы религиозных культур и светской этики |
|||||||||||||||||||||||||
Класс |
4 |
|||||||||||||||||||||||||
Номер урока |
№ 27 (1 час) |
|||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
|||||||||||||||||||||||||
Тема |
«Этикет» |
|||||||||||||||||||||||||
Цель |
Познакомить учащихся с понятием «Этикет», формировать нравственные нормы поведения, опираясь на изучение жизненных ситуаций и собственный опыт. |
|||||||||||||||||||||||||
Образовательные ресурсы |
Презентация, кейс «Случай в гостях», пословицы, словари. |
|||||||||||||||||||||||||
Оборудование |
Доска, экран, компьютер, проектор. |
|||||||||||||||||||||||||
Основное содержание темы, понятия и термины |
Этикет, нравственные нормы, правила поведения. |
|||||||||||||||||||||||||
Задачи |
Образовательные: -изучение понятия «Этикет»; -формирование навыков нравственного поведения в различных ситуациях;
|
Развивающие: - формирование навыков саморегуляции через групповую, парную работу; - развитие умений работать по плану; - формирование рефлексивности оценки и самооценки. |
Воспитывающие: - развитие коммуникативных и речевых компетенций обучающихся; - формирование навыков сотрудничества в поиске и сборе информации; -формирование навыков правильгого поведения; |
|||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты |
Предметные: 1. - расширение знаний о нормах этикета; - способность к работе с информацией, из разных источников. |
Метапредметные: К: - самостоятельно организовывать учебную работу в группе; - слушать и слышать друг друга; - оценивать свои личные достижения; - определять собственное мнение на различные ситуации.
- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. |
Личностные: - использование полученных знаний в жизни; - формирование познавательного интереса; - расширение опыта использования полученных знаний в жизни.
|
|||||||||||||||||||||||
Образовательная технология |
Проблемный диалог, кейс – технология (работа в группах), «4 угла», «Билет на выход» |
|||||||||||||||||||||||||
Источник информации |
Учебник «Основы религиозных культур и светской этики», 4-5 классы, раздаточный материал – кейс – пакеты, листы с заданиями, листы взаимооценивания |
|||||||||||||||||||||||||
ХОД УРОКА
|
||||||||||||||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД
|
|||||||||||||||||||||||
Организационный блок . |
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. -Ребята, по часовой стрелке в группах поприветствуйте друг друга, но приветствие не должны повторяться. Молодцы!
|
Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место, включаются в деловой ритм урока. Приветствуют друг друга различными способами |
Регулятивные: организация учебной деятельности Коммуникативные Умение поприветствовать |
|||||||||||||||||||||||
Мотивационный блок |
Работа с презентацией. Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы: 1. Кто должен первым поздороваться при встрече, мальчик или мужчина? 2. Можно ли пойти в театр в новом спортивном костюме? 3. Можно ли бабушке-соседке сказать «привет»? Где можно узнать ответы на все эти вопросы? Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить (этикет). Какие цели мы можем поставить для себя на этом уроке?
|
Проявляют интерес к учебному материалу. Отвечают на вопросы, рассуждают.
Формулируют тему и цели урока.
Читают определение слова «Этикет» Сравнивают. Анализируют. Высказывают свое мнение |
Личностные: Смыслообразование, умение высказать своё мнение |
|||||||||||||||||||||||
Информационный блок |
Прочитайте, что такое «Этикет» в словарях у вас на партах. ЭТИКЕТ, а, м. Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (Ожигов) Этикет-установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т. п.) (Ушаков) Сравните, похожи ли значения? Организация работы по кейс – технологии. Объясняет процесс работы, консультирует выполнение работы В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: – Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался. Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть – говорил сам или комментировал каждое слово окружающих. Вопросы и задания 1. Дайте оценку поведения юноши.
2. Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми? 3. Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека? 4. Что бы вы поступили, оказавшись в компании такого человека?
|
Читают словарные статьи. сравнивают
Читают текст, выполняют задания к нему (в группах)
Отвечаю представители группы (каждая группа на один вопрос, остальные добавляют) |
Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - построение осознанного речевого высказывания. Регулятивные: - осознание важности пройденного учебного материала. Коммуникативные: -развитие умений выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. Личностные: - развитие познавательного интереса |
|||||||||||||||||||||||
Аналитический блок |
Организует работу в группах Сейчас в своих ответах вы использовали «волшебные слова, необходимые для общения среди людей.» Какие еще слова нужны при соблюдении этикета? Смотрите на работу членов групп. Слова не должны повторяться. С любыми тремя словами составьте предложения. Озвучьте их. Объясните, в какой ситуации их можно использовать. Объясните, где человеку необходимо использовать правила этикета? Совершенно верно. Это надо делать везде. На столах у вас лежат конверты с заданиями. Откройте и прочитайте. Организует консультативную помощь в разборе заданий. Заслушивает вместо с учащимися варианты ответов. Внимание на слайд! Представляю вашему вниманию Правила этикета «Юности честное зерцало» Более 200 лет назад в России появилась книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно себя вести за столом. Называлась эта книга «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению» и составлена была самой Академией наук по указу Петра 1. Вот некоторые правила из этой книги: «…Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке посему правилу: 1. Над едой не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотив куска, не говори. 2. Часто сморкать, чихать и кашлять не пригоже. 3. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай. 4. Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. 5. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь мясо ножом. 6. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего. 7. Не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотишь. 8. Когда тебе предложат, возьми только часть, а остальное передай другим и поблагодари…» Как вы думаете актуальны ли сегодня эти правила? «4 угла» Организует работу. Пословицы: Мил тот гость, что недолго гостит. У себя как хочешь, а в гостях как велят. Не дорог подарок, дорога любовь. Хоть не богат, а гостям рад.
|
Пишут на стикерах (у каждого по 4 стикера). Составляют предложения. Обсуждают их употребление в жизни. Обсуждают в группах и составляют правила этикета для того места, которое им дано в задании (транспорт, театр, магазин, гости.)
Учащиеся озвучивают результат своей работы.
Оценивают «Большой палец»
Знакомятся с исторической справкой. Высказывают своё мнение.
Учащиеся выбирают себе пословицу и становятся в нужный угол. Находят себе пару и объясняют смысл пословицы друг другу. Затем всему классу. |
Познавательные: - анализ ситуаций.
Регулятивные: - целеполагание
Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог.
Личностные: - смыслообразование Познавательные: - поиск и составление необходимых правил. Регулятивные: - умение планировать и оценивать учебную деятельность. Коммуникативные: - формирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений. Личностные: - нравственно – этическое оценивание своего поведения.
Познавательные: - построение логической цепи рассуждений, анализ и обобщение знаний полученных на уроке. Личностные: - интерес к способу решения поставленной задачи и содержанию материала. Регулятивные: - планирование своей деятельности для решения поставленных задач. Коммуникативные: формирование навыков общения с разными собеседниками. Развитие учебного сотрудничества
|
|||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||
Оценочный блок |
Объясняет критерии взвимооценивания в группах |
Учащиеся по критериям оценивают работу друг друга
|
|
|||||||||||||||||||||||
Рефлексия |
Внимание на слайд! Слова Конфуция. «Этикет должен формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях» Согласны ли вы с этим мнением? В завершении урока я попрошу вас выполнить задание «Билет на выход» |
Высказывают свою точку зрения.
Учащиеся индивидуально заканчивают предложения. Я знаю. Что правила этикета…... Я научился………………………. Я хочу спросить или сделать вывод……………………………. |
Регулятивные: - саморегуляция Личностные: - осознание своих возможностей и необходимости самосовершенствования.
|
|||||||||||||||||||||||
Домашнее задание (дифференцированное) |
Задаёт домашнее задание Выполнить ментальную карту на тему «Этикет» |
Выполняют работу в соответствии своим индивидуальным способностям |
Личностные: - стремление к приобретению новых знаний. |
|||||||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.