Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.08.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта урока ОРКСЭ Есина Л. В..docx

Технологическая карта  урока ОРКСЭ в 4 классе

ФИО учителя

Есина Лариса Васильевна

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики

Класс

4

Номер урока

№ 27 (1 час)

Тип урока

Урок изучения нового материала

Тема

«Этикет»

Цель

Познакомить учащихся с понятием «Этикет», формировать нравственные нормы поведения, опираясь  на изучение жизненных ситуаций и собственный опыт.

Образовательные ресурсы

Презентация, кейс «Случай в гостях», пословицы, словари.

Оборудование

Доска,  экран, компьютер, проектор.

Основное содержание темы, понятия и термины

Этикет, нравственные нормы, правила поведения.

Задачи

Образовательные:

-изучение понятия «Этикет»;

-формирование  навыков нравственного поведения в различных ситуациях;

 

Развивающие:

- формирование навыков саморегуляции через групповую, парную   работу;

- развитие умений работать по плану;

- формирование рефлексивности  оценки и самооценки.

Воспитывающие:

- развитие  коммуникативных  и речевых  компетенций  обучающихся;

-  формирование  навыков сотрудничества  в поиске и сборе информации;

-формирование  навыков правильгого поведения;

Планируемые результаты

Предметные:

1.     - расширение   знаний   о нормах этикета;

- способность к работе с информацией, из разных источников.                                      

Метапредметные:

 К:

-  самостоятельно организовывать учебную работу в группе;

-  слушать и слышать друг друга;

-  оценивать свои личные достижения;

-  определять собственное мнение на различные ситуации.

 

-  оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Личностные:

- использование  полученных  знаний  в жизни;

- формирование познавательного интереса;

-  расширение  опыта использования полученных знаний в жизни.

 

Образовательная технология

Проблемный диалог, кейс – технология (работа в группах), «4 угла», «Билет на выход»

Источник информации

Учебник «Основы религиозных культур и светской этики», 4-5 классы,

раздаточный материал – кейс – пакеты, листы с заданиями, листы взаимооценивания

 

 

ХОД  УРОКА

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

Организационный  блок

.

Приветствует обучающихся.

Проверяет готовность к уроку.

-Ребята, по часовой стрелке в группах поприветствуйте друг друга, но приветствие не должны повторяться.

Молодцы!

 

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место,  включаются в деловой ритм урока.

Приветствуют друг друга различными способами

Регулятивные:

организация  учебной деятельности

Коммуникативные

Умение поприветствовать

Мотивационный блок

Работа с презентацией.

Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:

1.     Кто должен первым поздороваться при встрече, мальчик или мужчина?

2.     Можно ли пойти в театр в новом спортивном костюме?

3.     Можно ли бабушке-соседке сказать «привет»?

Где можно узнать ответы на все эти вопросы?

Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить (этикет).

Какие цели мы можем поставить для себя на этом уроке?

 

 

 

Проявляют интерес к учебному материалу.

Отвечают на вопросы, рассуждают.

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цели урока.

 

Читают определение слова «Этикет» Сравнивают. Анализируют. Высказывают свое мнение

Личностные:

Смыслообразование, умение высказать своё мнение

Информационный блок

Прочитайте, что такое «Этикет» в словарях у вас на партах.

ЭТИКЕТ, а, м. Установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. (Ожигов)

Этикет-установленный порядок образа действий, поведения, форм обхождения (в высшем обществе, при дворе и т. п.) (Ушаков)

Сравните, похожи ли значения? Организация работы по кейс – технологии.

Объясняет процесс работы, консультирует выполнение работы

В один дом был приглашен на семейное торжество очень способный молодой человек. Собралось много гостей, и все долго не садились, дожидаясь его. Но он опаздывал. Так и не дождавшись, утомившиеся гости наконец заняли свои места. Юноша явился спустя час. Он не пытался извиниться за опоздание, лишь весело бросил на ходу: – Встретил знакомого, знаете (он небрежно назвал имя известного ученого), да и заболтался. Потом он, с трудом протискиваясь между мебелью и причиняя неудобство гостям, обошел стол и каждому сидящему фамильярно протягивал руку. За столом вел себя оживленно, говорливо и на весь вечер завладел застольной беседой. Другим он почти не давал и рта раскрыть – говорил сам или комментировал каждое слово окружающих.

 Вопросы и задания

1.     Дайте оценку поведения юноши.

Правильное поведение

Неправильное поведение

 

 

 

2.     Что необходимо знать каждому человеку об общении с людьми?

3.     Что может служить причиной такого типа поведения молодого человека?

4.     Что бы вы поступили, оказавшись в компании такого человека?

 

Читают словарные статьи. сравнивают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст, выполняют задания к нему (в группах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечаю представители группы (каждая группа на один вопрос, остальные добавляют)

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение  осознанного речевого высказывания.

Регулятивные:

- осознание важности пройденного учебного материала.

Коммуникативные:

-развитие умений выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог.

Личностные:

- развитие познавательного интереса

Аналитический блок

Организует работу в группах

Сейчас в своих ответах вы использовали «волшебные слова, необходимые для общения среди людей.» Какие еще слова нужны при соблюдении этикета? Смотрите на работу членов групп. Слова не должны повторяться. С любыми тремя словами составьте предложения. Озвучьте их. Объясните, в какой ситуации их можно использовать.

Объясните, где человеку необходимо использовать правила этикета?

Совершенно верно. Это надо делать везде.

На столах у вас лежат конверты с заданиями. Откройте и прочитайте.

Организует консультативную помощь в разборе заданий.

Заслушивает вместо с учащимися варианты ответов.

Внимание на слайд!

Представляю вашему вниманию Правила этикета «Юности честное зерцало»

Более 200 лет назад в России появилась книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно себя вести за столом. Называлась эта книга «Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению» и составлена была самой Академией наук по указу Петра 1.

Вот некоторые правила из этой книги:

«…Когда случится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке посему правилу:

1. Над едой не чавкай как свинья и головы не чеши, не проглотив куска, не говори.

2. Часто сморкать, чихать и кашлять не пригоже.

3. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай.

4. Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

5. Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь мясо ножом.

6. Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.

7. Не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотишь.

8. Когда тебе предложат, возьми только часть, а остальное передай другим и поблагодари…»

Как вы думаете актуальны ли сегодня эти правила?

«4 угла» Организует

работу.

Пословицы:

Мил тот гость, что недолго гостит.

У себя как хочешь, а в гостях как велят.

Не дорог подарок, дорога любовь.

Хоть не богат, а гостям рад.

 

 

Пишут на стикерах (у каждого по 4 стикера). Составляют предложения. Обсуждают их употребление в жизни.

Обсуждают в группах и составляют правила этикета для того места, которое им дано в задании (транспорт, театр, магазин, гости.)

 

Учащиеся озвучивают результат своей работы.

 

Оценивают «Большой палец»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с исторической справкой. Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают себе пословицу и становятся в нужный угол. Находят себе пару и объясняют смысл пословицы друг другу. Затем всему классу.

Познавательные:

- анализ ситуаций.

 

Регулятивные:

- целеполагание

 

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

 

Личностные:

- смыслообразование

Познавательные:

- поиск и составление необходимых правил.

Регулятивные:

- умение планировать и оценивать учебную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование и аргументация  своего мнения, учёт разных мнений.

Личностные:

- нравственно – этическое оценивание   своего поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений, анализ и обобщение знаний полученных на уроке.

Личностные:

- интерес к способу решения поставленной задачи и содержанию материала.

Регулятивные:

- планирование своей деятельности для решения поставленных задач.

Коммуникативные: формирование навыков общения с разными собеседниками. Развитие учебного сотрудничества

 

 

Оценочный блок

Объясняет критерии взвимооценивания в группах

Учащиеся по критериям оценивают работу друг друга

фамилия

Активное учас

тие в работе группы

Ведущая роль в работе груп

пы

Участие в представ

лении и защите резуль

татов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

Внимание на слайд!

Слова Конфуция. «Этикет должен формировать гармоничные отношения между людьми, регулировать поведение человека в разных жизненных ситуациях»

Согласны ли вы с этим мнением?

В завершении урока я попрошу вас выполнить задание «Билет на выход»

Высказывают свою точку зрения.

 

Учащиеся индивидуально заканчивают предложения.

Я знаю. Что правила этикета…...

Я научился……………………….

Я хочу спросить или сделать вывод…………………………….

Регулятивные:

- саморегуляция

Личностные:

- осознание своих возможностей и необходимости самосовершенствования.

 

Домашнее задание

(дифференцированное)

Задаёт домашнее задание

Выполнить ментальную карту на тему «Этикет»

Выполняют работу в соответствии своим индивидуальным способностям

Личностные:

- стремление к приобретению новых знаний.