Алые паруса изложение
Оценка 4.7

Алые паруса изложение

Оценка 4.7
docx
31.05.2021
Алые паруса изложение
Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса».docx

Урок русского языка в 7 классе (2 часа)

Тема: Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести А.Грина «Алые паруса»

Написание контрольного сжатого изложения.

Цель: обучать учащихся навыкам анализа и понимания текста.

Задачи:

·         совершенствовать умения выделять главную и второстепенную информацию, микротемы;

·         развивать умения сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ;

·         воспитывать культуру речи.

Ход урока

Оргмомент.

1.       Постановка целей и задач урока.

2.       Актуализация знаний.

Выполнение упражнения «Повторяем орфографию» с 182 с комментированием правил.

Проверяем себя! (упр. 1 с.182) – сходства и различия причастного и деепричастного оборотов.

3.       Работа над темой урока. Подготовка к написанию сжатого изложения.

1)      Запись конспекта.

Умение сжать текст – это умение выделить главное из предложенного высказывания.

Как делать записи во время чтения текста изложения

 При первом  чтении текста изложения очень важно определить, сколько в тексте абзацев и какова микротема каждого из них. 

При первом чтении не нужно (и даже вредно) стремиться записать весь текст - нужно записывать ключевые слова. 

Ключевые слова лучше записывать не плотно (подряд), а оставляя пространство между ними, чтобы потом дополнить запись, а не делать её заново. 

Во время паузы между первым и вторым чтением, пока учитель молчит, нужно сосредоточиться на тексте, понять и выстроить логику изложения. 

При повторном чтении не нужно стремиться записывать все дословно – только главное. 

Смысл метафоры в сжатом изложении (т.е. вне авторского контекста) лучше передать своими словами. 

Можно ли оставить в тексте риторический вопрос? Обычно он мешает сжатию текста. Полезное упражнение - перевод риторического вопроса в утверждение (и наоборот).

 Способы сжатия текста:

исключение, 

обобщение, 

упрощение. 

 

 Исключение - это  самый распространенный способ сжатия текста.  Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

Но важно видеть, что иногда вводные слова выделяют главное,  помнить, что в придаточных изъяснительных главная мысль находится в придаточном предложении и что в сложносочиненных предложениях, как правило, важны обе части.

 

Обобщение. Обобщать можно однородные понятия (однородные члены заменяем обобщающим словом).

Идти путем обобщения можно и при сжатии текста с одинаковыми предложениями (Пригрело солнышко. Запели птицы. Зазвенели ручьи… - Природа ожила).

 

Упрощение – это прием сжатия текста, основанный на упрощении синтаксических конструкций (например, замене части сложного предложения причастным или деепричастным оборотом и т.д.).

 

При сжатии текста употребляются сразу несколько приемов (по принципу – «использую то, что мне удобнее»).

 

Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.

 

2)      Прослушивание отрывка из повести А.Грина «Алые паруса»

Ассоль увидела, что у ручья, на плоском большом камне, спиной к ней, сидит человек, держа в руках сбежавшую яхту, и всесторонне рассматривает ее с любопытством слона, поймавшего бабочку. Отчасти успокоенная тем, что игрушка цела, Ассоль сползла по обрыву и, близко подойдя к незнакомцу, воззрилась на него изучающим взглядом, ожидая, когда он подымет голову. Но неизвестный так погрузился в созерцание лесного сюрприза, что девочка успела рассмотреть его с головы до ног, установив, что людей, подобных этому незнакомцу, ей видеть еще ни разу не приходилось.

Но перед ней был не кто иной, как путешествующий пешком Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок. Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина. Его лицо, если можно назвать лицом нос, губы и глаза, выглядывавшие из бурно разросшейся лучистой бороды и пышных, свирепо взрогаченных вверх усов, казалось бы вялопрозрачным, если бы не глаза, серые, как песок, и блестящие, как чистая сталь, с взглядом смелым и сильным.

– Теперь отдай мне, – несмело сказала девочка. – Ты уже поиграл. Ты как поймал ее?

Эгль поднял голову, уронив яхту, – так неожиданно прозвучал взволнованный голосок Ассоль. Старик с минуту разглядывал ее, улыбаясь и медленно пропуская бороду в большой, жилистой горсти. Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен худенькие, загорелые ноги девочки. Ее темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеч. Каждая черта Ассоль была выразительно легка и чиста, как полет ласточки. Темные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица; его неправильный мягкий овал был овеян того рода прелестным загаром, какой присущ здоровой белизне кожи. Полураскрытый маленький рот блестел кроткой улыбкой.

Задания к тексту:

-Определите тип и стиль речи.

-Почему, по вашему мнению,  в тексте использовано так много причастий и деепричастий? Какую роль они играют в тексте?

-Какие выразительные средства языка вам встретились в тексте? Назовите их.

-Какие приемы сжатия текста мы можем использовать для написания сжатого изложения? Почему вы выбрали именно их?

-Встретились ли вам в тексте слова, значения которых вы не знаете? Давайте попробуем их определить.

-Составьте план текста в форме повествовательных предложений. (Запись плана в тетради).

 

Написание изложения (2 урок).

Итоги урока.

Домашнее задание: вып. из худ. лит 5 предложений, осложненных деепричастным оборотом.


 

Урок русского языка в 7 классе (2 часа)

Урок русского языка в 7 классе (2 часа)

Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет…

Среди "содержательных" приемов компрессии текста основными являются: 1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации; 2) свертывание исходной информации за счет…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2021